Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 06:12, реферат
Возникновение и развитие двусторонних отношений между Кыргызстаном и США в рассматриваемый период времени проходило в рамках значимых и существенных трансформаций, переживаемых системой международных отношений. Распад Советского Союза и обретение независимости союзными республиками привели к необходимости налаживания ими прямых двусторонних отношений с другими государствами мира, среди которых явное предпочтение отдавалось лидерам мирового развития. Одновременно, страны Запада проявили активный интерес к освоению и внедрению в закрытое для них ранее геополитическое пространство постсоветской Евразии.
При содействии Посольства КР в США возобновлена связь с американской компанией «ARRIS INTERNATIONAL CO», занимающейся импортированием редкоземельных металлов и их сплавов для крупнейших автомобильных промышленных производств. В итоге, компания получила первые образцы продукции ГАО «Кыргызский химико-металлургический завод» для испытания в новых технологических процессах автомобильной индустрии США.
Предпринимаются также меры по включению Кыргызстана в программы «Эксимбанка» США, что может позитивно повлиять на развитие торгово-экономических отношений. Этому же в полной мере должно способствовать и снятие в мае 2000 года Конгрессом США в отношении Кыргызстана поправки Джексона - Вэника к Торговому Акту 1974 года, что восстанавливает режим нормальной торговли между нашими государствами. Следует также отметить активное содействие, оказанное США Кыргызстану при его вступлении во Всемирную Торговую Организацию.
Плодотворно развиваются культурно-гуманитарные связи. За годы сотрудничества на образовательных стажировках, курсах, тренингах и различных программах обмена в США побывали сотни граждан Кыргызской Республики, десятки из которых получили дипломы американских вузов. В республике успешно функционирует Кыргызско-Американский Университет, открытый 12 ноября 1997 года. В июне 2003 года он был преобразован в Американский университет в Центральной Азии (АУЦА).
С декабря 1992 года большую работу в Кыргызстане проводят американские добровольцы из Корпуса мира, оказывающие помощь в социальной и культурно-гуманитарной сферах. Активно работают в этих направлениях, а также в области здравоохранения такие правительственные организации, как ЮСАИД, ЮСИА, АКСЕЛС, АЙРЕКС, значительную помощь оказывает также фонд Дж.Сороса.
На сегодняшний день США являются одним из крупнейших доноров Кыргызстана. В республике практически все учреждения и регионы включены в процесс сотрудничества с американской стороной. Стоит отметить, что за период сотрудничества Кыргызстана с США за период с 1992 по август 2003гг. объем финансовой помощи Кыргызстану превысил 700 млн. долларов США, из которых 590 млн. были выделены из государственных источников, а 139 млн. из негосударственных (5).
В то же время, при всем многообразии и интенсивности сотрудничества наиболее слабым звеном по-прежнему остается привлечение прямых инвестиций США в Кыргызстан. К середине 2001г. они составляли всего около 10 миллионов долларов. В республике зарегистрировано более 50 американских компаний и фирм, большинство из которых заняты дистрибьюторской, посреднической, либо консультационной деятельностью.
Важной сферой отношений между Кыргызстаном и США является военное сотрудничество как на двусторонней основе, так и по линии НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира». Военное сотрудничество включает совместные учения Центразбата с участием миротворческих сил США и других стран, обмены визитами военных делегаций, различные курсы и стажировки. Национальная Гвардия Кыргызской Республики, начиная с 1996 г. имеет своих партнеров в штате Монтана.
Важнейшим элементом сотрудничества Кыргызской Республики и США является партнерство в вопросах региональной безопасности. Обе страны отмечают необходимость продолжения усилий по сохранению стабильности и безопасности в Центральноазиатском регионе, особенно в свете продолжающейся антитеррористической операции в Афганистане.
Актуальное значение для Кыргызстана имеет начатая в 1999 году реализация программы «Военная деятельность в горных условиях» совместно с горным учебным центром Армии США на Аляске, а также программы «Деятельность сил специального назначения». Налаживается сотрудничество по линии министерств обороны двух стран. Так, например, в 2000 г. США выделили Министерству обороны Кыргызстана для борьбы против международных террористов свыше 3 млн. долларов, из которых значительная часть была направлена на приобретение радиостанций, приборов ночного видения, боевой амуниции.
Новую главу в отношениях Кыргызстана с США открыли события, последовавшие вслед за 11 сентября 2001 года. Начало операции США в Афганистане «Прочная свобода» привело к американскому присутствию в Центральной Азии, которое, в свою очередь, явилось следующим шагом по расширению США своего жизненного пространства уже непосредственно в границах СНГ. Результатом стало размещение в ноябре-декабре 2001 года военнослужащих армии США в Узбекистане и Кыргызстане, достигнутое на основе специальных соглашений между правительствами этих республик и США.
Что лежит в основе подобного далеко идущего шага? Первым, и наиболее явным следствием, является резкое изменение баланса сил в регионе, открывающее новые возможности для США к реализации своих долгосрочных национальных интересов в регионе, включая проекцию силы за его пределы. Вторым, близким к этому, выступает возможность ограничения влияния ряда близрасположенных стран (России, Китая и Ирана) в их традиционной геополитической сфере интересов. И в третьих, постепенное истощение нефтегазовых месторождений и возрастание нестабильности на Ближнем Востоке «повышает» цену нефтегазовых ресурсов, включая увеличение зависимости экономики США от неопределенно развивающейся ситуации в Персидском заливе. В этих условиях, обеспечение контроля над нефтегазовыми месторождениями и постепенная переориентация сети трубопроводов позволяет осуществить безболезненную диверсификацию экономики США и обеспечить себя требуемыми ресурсами в новом столетии. К этому можно добавить, что наращивание американского военного и политического доминирования в Центральной Азии происходит в рамках теории «гегемониальной стабильности», основанной на униполярном подходе и осознании необходимости сохранения лидирующей роли США как гаранта мировой стабильности.
Явным плюсом для Кыргызстана в новой геополитической ситуации выступает расширение сотрудничества его экономики с западными инвесторами. Не менее наглядны и преимущества, открываемые расширением участия стран Запада в противостоянии общим угрозам безопасности: наркотрафику, международной преступности и терроризму в Центральной Азии.
Краеугольным камнем соглашений, заключенных в ноябре-декабре 2001г. между правительством США и правительством Кыргызстана стали взаимные обязательства государств в достижении следующих целей,
- интеграция экономики Кыргызстана в мировую экономику,
- укрепление демократии как основы для долгосрочной стабильности,
- усиление защищенности границ и повышение оборонного потенциала,
- борьба с международным терроризмом, включая искоренение социальных, экономических и финансовых источников экстремизма.
В конечном итоге, все эти цели (как минимум, формально) направлены на поддержание мира и стабильности, укрепление долговременной безопасности в Кыргызстане и Центральной Азии (6).
В числе последних по времени примеров укрепления сотрудничества между Кыргызской Республикой и США следует отметить подписание ряда соглашений, направленных на дальнейшее развитие взаимовыгодного партнерства на долговременную перспективу. Так, в частности, в ходе визита правительственной делегации Кыргызстана в США в феврале 2002 года было подписано соглашение о предоставлении Кыргызской Республики со стороны США 49,9 млн. долларов на поддержку реформ в сфере демократии, экономики и гуманитарной областях. Кроме того, было принято решение о предоставлении Кыргызстану дополнительной помощи на реализацию проектов в сфере безопасности в размере 42 миллионов долларов (7).
Особую роль в развитии уже сложившихся двусторонних отношений между нашими государствами сыграл визит президента Кыргызстана А. Акаева во второй половине сентября 2002 года в США. Ключевой в ходе визита стала его встреча с президентом США 23 сентября 2002г., по итогам которой было принято совместное заявление глав государств. В нем было отмечено, что кыргызско-американское сотрудничество носит поступательный характер и направлено на достижение таких целей как укрепление безопасности и стабильности в регионе, продолжение демократических реформ в Кыргызстане, содействие его экономическому развитию со стороны США.
Главным итогом этой встречи стало закрепление нового формата отношений между нашими странами после 11 сентября 2001г. Это означает, что за минувшие годы двусторонние отношения между Кыргызской Республикой и США прошли сложный период трансформации, в результате чего Кыргызстан превратился в одного из ключевых партнеров США в Центральноазиатском регионе.
Это подтверждается основными положениями доклада заместителя Госсекретаря США по Евразии Э. Джоунс (апрель 2003г., университет штата Монтана) в котором она обосновала стратегическое значение Центральной Азии. Согласно ему, США должны выстраивать свои долговременные отношения со странами региона таким образом, чтобы способствовать стабильности и не допустить вакуума безопасности, открывающего возможности для экстремизма и вторжения извне. Особенное внимание при этом было уделено Грузии, Узбекистану, Кыргызстану и Таджикистану, где по мнению Э. Джоунс, террористические группы уже покушались на национальные интересы США. Пристальное внимание к указанным странам также объясняется тем, что они в определенной степени рассматриваются как форпосты для проведения и реализации политики США на Южном Кавказе и в Центральной Азии.
Последующие контакты политического руководства Кыргызстана и США в 2003 году подтвердили сохраняющуюся заинтересованность сторон в расширении взаимных контактов и приверженность достигнутым ранее договоренностям.
Рассматривая перспективы кыргызско-американского двустороннего сотрудничества, следует отметить, что они не могут быть осознаны и выстроены вне регионального контекста. Изменившаяся геополитическая ситуация в регионе и большая, нежели ранее, включенность США во внутрирегиональное развитие Центральноазиатского региона требуют дальнейшего поиска наиболее оптимального формата отношений двух государств. Для Кыргызстана - малого государства, оказавшегося в зоне повышенного интереса со стороны ряда великих держав - как и ранее, наиболее оправданным и обоснованным остается принцип многовекторной дипломатии как средства реализации долгосрочных национальных интересов. В то же время, почти не вызывает сомнений, что США вследствие своей удаленности и вовлеченности в большинство мировых проблем вряд ли способны эффективно выполнять прокламируемую ими роль основного гаранта безопасности для стран Центральной Азии, включая Кыргызстан. Учитывая некоторые обстоятельства, можно даже сказать, что усиление американской активности в регионе способно спровоцировать в нем усиление нестабильности. Это обусловлено как перманентно сохраняющимися противоречиями в отношениях с другими геополитическими игроками, так и деятельностью исламистских группировок, использующих присутствие США как повод для усиления своей активности. В этом смысле, действия американской стороны на данный момент недостаточно эффективны и достигают, скорее, противоположного эффекта.
Для того, чтобы США смогли стать подлинным «источником безопасности» для стран региона, прежде всего, должны быть существенно скорректированы контуры современной американской дипломатии по отношению к нему. Например, анализ структуры финансовой помощи государствам Центральной Азии со стороны США показывает явный перекос в сторону усиления их военного потенциала, нежели решения гораздо более актуальных для них проблем социального и экономического развития. Проиллюстрировать это можно на следующих примерах. Военная помощь Узбекистану увеличилась с 1,7 млн. (2000г.) до 10 млн. (бюджет 2004г.), Таджикистану с нуля до 700 тысяч (бюджет 2004г.), Кыргызской Республике с 1 млн. (2000г.) до 6 млн. (бюджет 2004г.), Туркменистану с 600 тыс. (2000г.) до 700 тыс. (бюджет 2004г.), Казахстану с 1,5 млн. (2000г.) до 3 млн. (бюджет 2004г.). При этом, несмотря на заявленные цели оказания содействия в демократизации, финансовая помощь в этом направлении увеличилась весьма незначительно, а порой и сократилась. На эти цели в бюджете 2004 года для Узбекистана заложено 42 млн. (20 млн. в 2000г.), для Таджикистана 35 млн. (9,9 млн. в 2000г.), для Кыргызской Республики 40 млн. (30 млн. в 2000г.), для Туркменистана 8 млн. (6 млн. в 2000г.) и для Казахстана 32 млн. (44,8 млн. в 2000г.) (8). Подобного рода политика «накачивания» региона вооружением в условиях отсутствия прямой военной угрозы на фоне усиливающегося обнищания населения и роста авторитарных тенденций почти во всех его государствах превращает его в своеобразную «пороховую бочку», «взрыв» которой является лишь вопросом времени.
Гораздо более предпочтительной представляется политика содействия странам Центральной Азии в выработке и практической реализации многосторонней стратегии антикризисного развития, обсуждение которой необходимо проводить с участием всех заинтересованных сторон. Ее основой должно стать сбалансированное сочетание принципов эффективного управления, стимулирующего развитие механизмов рыночной экономики (a), социально-ориентированной политики, учитывающей реалии переходного периода (b) и рационального использования человеческого потенциала (c). В целом, это означает более активную реализацию и внедрение здесь переосмысленной стратегии устойчивого развития, учитывающей как региональные, так и национальные особенности реформируемых государств (9). Следующим шагом могло бы стать «разделение» зон ответственности в практической реализации данной стратегии между внерегиональными державами, что позволило бы в перспективе избежать возникновения противоречий между ними. Именно такие подходы и осознание США своей роли как гаранта политической, экономической и социальной стабильности в Центральной Азии были бы с благодарностью восприняты и поддержаны народами региона. В ином случае, мы имеем возможность наблюдать лишь затяжную борьбу со следствиями, а не коренными причинами усиливающегося терроризма и экстремизма в регионе. Одновременно, как это отчасти уже можно наблюдать, США становятся заложниками своей собственной политики, содействуя росту иждивенческих настроений и фактическому укреплению порицаемых ими за нарушения демократических норм и коррупцию режимов.
С учетом отмеченного выше, США, наряду с Россией и ЕС, должны восприниматься Кыргызстаном как один из потенциально наиболее могущественных союзников в дальнейшем продвижении демократических и рыночных реформ, являющихся основой для многосторонней модернизации страны. Взаимная заинтересованность сторон в ее успешном проведении должна стать определяющим лейтмотивом кыргызско-американского сотрудничества на перспективу, позволяя выстроить его приоритеты без ущемления интересов третьих стран. Доминирующей в отношениях Кыргызской Республики с США должна стать новая формула безопасности, которую можно обозначить следующим образом: «безопасность государства, рождаемая внутренней стабильностью и устойчивым экономическим ростом на основе многостороннего партнерства, проецируется за его пределы, способствуя, тем самым, защите национальных интересов его союзника». Эта формула как основополагающий принцип межгосударственных отношений может и должна определять отношения Кыргызской Республики и с другими внешними партнерами. Таким образом, помощь извне должна стать лишь одним из источников и стимулов для последующего устойчивого развития за счет внутренних резервов и превентивного устранения кризисов во внутренней и внешней политике, а не «финансовой удавкой» и рычагом давления, как это чаще всего происходит в последние годы.
Информация о работе Кыргызстана и США в 90-е годы XX-го – начале XXI столетия