Л. Н. Толстой о человеке и смысле его жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 01:30, реферат

Описание

Цель работы – показать отношение Толстого к человеку и смыслу его жизни.

Достижение цели возможно путем решения таких задач, как:

- изучить биографию мыслителя (какие события повлияли на формирование его взглядов );

- исследовать отношение Толстого к религии, смыслу жизни.

Содержание

Введение……………………………….………………………………………..3

1.Биография Л.Н. Толстого………… …….……………..………………4

2. Л.Н. Толстой о смысле жизни и религии ……...………………..…….6

Заключение……………………………………………………………………..11

Список литературы…………………………………………………………….12

Работа состоит из  1 файл

Мой реферат!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

       Религия—  выражение человеком вовне его  веры, воплощение веры в определенные «формы», поэтому может показаться, что религий много. Поскольку способы выражения своей «веры» у людей варьируются в зависимости от географических, исторических условий, в которых они живут. Однако на самом деле в основании всякой религии лежит одно понятие — «равенства всех людей перед тем, что она считает Богом, будет ли то молния, ветер, дерево, животное, герой, умерший или даже живой царь, как это было в Риме».[6, c.628]. И потому видимое различие религий есть не что иное, как виды или ипостаси одной религии, религии как таковой, в основе которой лежит одна истинная вера.

       Толстой писал, что религия, как все живое, имеет свойство «рождаться, стариться, умирать и вновь возрождаться всегда в более совершенной форме» [6, c.573] — таков ход развития религии. В сущности, под развитием религии Толстой понимал все большее и большее приближение человека к истине о самом себе и о Боге, все большее уяснение своего положения в мире и мира в самом себе. Таким образом, условные стадии развития религиозного сознания человека представляют собой расширение (прояснение, освоение) знания человека о смысле своей жизни, — о вневременном и внепространственном значении его жизни. Все возможные религии распределяются между этими тремя отношениями людей к миру, так считает Толстой.

         Первобытное отношение, или личное.

       Это самое древнее отношение, и состоит  оно в том, что человек признает себя самодовлеющим существом, живущим  в мире для приобретения в нем наибольшего возможного личного блага, независимо от того, насколько страдает от этого благо других существ.

       Всякий  ребенок, вступая в жизнь, находится  в таком отношении к миру, из этого же отношения вытекают все  языческие древние религии, различные языческие культы и многие современные религии в их «извращенном» виде.

       Языческое общественное отношение, или семейно-государственное.

       Это отношение, свойственное преимущественно  «возмужалым людям», и состоит оно в том, «что значение жизни признается не в благе одной отдельной личности, а в благе известной совокупности личностей: семьи, рода, народа, государства, и даже человечества (попытка религии позитивистов)»[5, c.130]. К религиям такого типа Толстой относит религию избранного народа — еврейскую, японскую, китайскую, государственные религии — римлян, церковную российскую, а также религию позитивистов.

         Христианское, или божеское отношение.

         Отношение, в котором невольно чувствует себя всякий старый человек и в которое вступает теперь, по мнению Толстого, человечество. Оно состоит в том, «что значение жизни признается человеком уже не в достижении своей личной цели или цели какой-либо совокупности людей, а только в служении той воле, которая произвела его и весь мир для достижения не своих целей, а целей этой воли»[5, c.130]. Из этого отношения и вытекает высшее из всех известных нам отношений к миру, — христианское отношение.

       По  мысли Толстого, строго говоря, отношений  человека к миру два: личное (низшее), состоящее в признании смысла жизни в благе личности, приобретаемом отдельно или вместе с другими людьми, и христианское (высшее), признающее смысл жизни в служении Пославшему человека в мир.

       Стадии  развития религии являются стадиями совершенствования каждого отдельного человека. Таким образом, изменения и различия религии есть не что иное, как разные степени ясности, осознанности человеком смысла жизни, его «сознания жизни». Различие религий заключается лишь в различии внешних форм выражения веры человека. В действительности все религии одинаковы в своих основных началах. «И вот эти-то основные начала всех религий и составляют ту истинную религию, которая одна в наше время свойственна всем людям и усвоение которой одно может спасти людей от их бедствий»[5, c.131].

       Положения этой истинной религии известны человеку, поэтому они в той или иной форме присутствуют во всех религиях и заключаются в том, «что есть Бог, начало всего» и «что в человеке есть частица этого божественного начала, которую он может уменьшить или увеличить в себе своей жизнью; что для увеличения этого начала человек должен подавлять свои страсти и увеличить в себе любовь; и что практическое средство достижения этого состоит в том, чтобы поступать с другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобою». «Смерть» религии - искаженное представление людей о своей жизни, ведущее их к нравственному умиранию, т. е. пустой, лишенной смысла жизни. «Возрождение» религии есть возвращение к своей вере, которой человек жив, но возвращение осознанное, т.е. как к вере, без которой человек понял, что нет его жизни, т.е. обнаружение в себе этой веры как самого важного и истинного. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Учение  Толстого о религии в целом  как основе жизни человека и о  христианстве как о высшей форме  «сознания жизни» является не новым религиозным учением, а одним из самых глубоких и философски обоснованных учений о человеке, его сущности, его «сознании жизни». В своем понимании религии Толстой преодолел традиционное разделение сознания человека на «религиозное» и «нерелигиозное», указав на то, что в основе любого знания человека лежит вера, поскольку любое знание, каким бы «объективным» оно ни казалось, в действительности основывается, прежде всего, на вере человека самому себе, на вере в то, что он себя не обманывает.

       Только вера может дать ответ на вопрос о смысле жизни, более того, только благодаря наличию в человеке такой сверхразумной «силы» оказывается возможным вопрос о смысле жизни. Поскольку последний есть вопрос о соотношении конечного и бесконечного, ответ на него находится в компетенции веры, а не рассудочного знания. Вера дает человеку знание смысла жизни, и она же приводит его к вопросу, если человек начинает отклоняться от истинного пути. Вера человека не есть, как это часто понимают, слепая, заглушающая разум необходимость верить (кому-то или чему-то), напротив, она выражается в знании разума того, чего он знать не может, и потому вера — сверхразумное знание.

       Понятие веры Толстого своеобразно. Вера в понимании Толстого есть сознание человеком смысла его жизни. В отличие от знания разума, которое все опредмечивает, оформляет, ограничивает в пространственно-временных рамках, вера как непосредственное знание смысла является самим «сознанием жизни» человека, то есть не тем, что сознается как нечто внешнее, а тем, что сознает. Другими словами, вера и есть сама жизнь, само-сознание жизни. Прежде чем человек о чем-либо подумает как о внешнем по отношению к нему, поставит какие-либо цели или задачи перед собой, он верит: верит самому себе, в завтрашний день, в адекватность своих мыслей, других людей. Вера предстает как «фон», непространственное пространство для всех мыслей, действий человека. Сущность веры, по мысли Толстого, состоит в том, что «она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью»[5, c.127]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

       1. Баландин, Р.К. Самые знаменитые  философы России / Р.К. Баландин. –  М. : Вече, 2001. – 480 с.

       2. Галактионов, А. А., Никандров,  П.Ф. Русская философия XI-XIX веков / А.А. Галактионов, П.Ф. Никандров. – Лен. : Наука, 1970. – 651 с.

       3. Гошевский, В.О. и др. Русская  философская мысль: очерк истории.  Учеб. пособие / В.О. Гошевский,  Е.В. Закондырин, В.Ф. Костюкевич, А.И. Новиков. – Мурм. : Мурманский  институт повышения квалификации  работников образования, 1997. – 368 с.

       4. Зеньковский, В. История русской  философии / В. Зеньковский. –  М. : Академический Проект, Раритет, 2001. – 880 с.

       5. Зорина, А. Д. Учение Л.Н. Толстого  о смысле жизни и религии  / А. Д. Зорина // Философские науки. - 2006. - №8. – С. 124-132.

       6. Толстой, Л. Об истине, жизни  и поведении / Л. Толстой. –  М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 1040 с. 

Информация о работе Л. Н. Толстой о человеке и смысле его жизни