Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 01:30, реферат
Цель работы – показать отношение Толстого к человеку и смыслу его жизни.
Достижение цели возможно путем решения таких задач, как:
- изучить биографию мыслителя (какие события повлияли на формирование его взглядов );
- исследовать отношение Толстого к религии, смыслу жизни.
Введение……………………………….………………………………………..3
1.Биография Л.Н. Толстого………… …….……………..………………4
2. Л.Н. Толстой о смысле жизни и религии ……...………………..…….6
Заключение……………………………………………………………………..11
Список литературы…………………………………………………………….12
Религия— выражение человеком вовне его веры, воплощение веры в определенные «формы», поэтому может показаться, что религий много. Поскольку способы выражения своей «веры» у людей варьируются в зависимости от географических, исторических условий, в которых они живут. Однако на самом деле в основании всякой религии лежит одно понятие — «равенства всех людей перед тем, что она считает Богом, будет ли то молния, ветер, дерево, животное, герой, умерший или даже живой царь, как это было в Риме».[6, c.628]. И потому видимое различие религий есть не что иное, как виды или ипостаси одной религии, религии как таковой, в основе которой лежит одна истинная вера.
Толстой писал, что религия, как все живое, имеет свойство «рождаться, стариться, умирать и вновь возрождаться всегда в более совершенной форме» [6, c.573] — таков ход развития религии. В сущности, под развитием религии Толстой понимал все большее и большее приближение человека к истине о самом себе и о Боге, все большее уяснение своего положения в мире и мира в самом себе. Таким образом, условные стадии развития религиозного сознания человека представляют собой расширение (прояснение, освоение) знания человека о смысле своей жизни, — о вневременном и внепространственном значении его жизни. Все возможные религии распределяются между этими тремя отношениями людей к миру, так считает Толстой.
Первобытное отношение, или личное.
Это самое древнее отношение, и состоит оно в том, что человек признает себя самодовлеющим существом, живущим в мире для приобретения в нем наибольшего возможного личного блага, независимо от того, насколько страдает от этого благо других существ.
Всякий ребенок, вступая в жизнь, находится в таком отношении к миру, из этого же отношения вытекают все языческие древние религии, различные языческие культы и многие современные религии в их «извращенном» виде.
Языческое общественное отношение, или семейно-государственное.
Это отношение, свойственное преимущественно «возмужалым людям», и состоит оно в том, «что значение жизни признается не в благе одной отдельной личности, а в благе известной совокупности личностей: семьи, рода, народа, государства, и даже человечества (попытка религии позитивистов)»[5, c.130]. К религиям такого типа Толстой относит религию избранного народа — еврейскую, японскую, китайскую, государственные религии — римлян, церковную российскую, а также религию позитивистов.
Христианское, или божеское отношение.
Отношение, в котором невольно чувствует себя всякий старый человек и в которое вступает теперь, по мнению Толстого, человечество. Оно состоит в том, «что значение жизни признается человеком уже не в достижении своей личной цели или цели какой-либо совокупности людей, а только в служении той воле, которая произвела его и весь мир для достижения не своих целей, а целей этой воли»[5, c.130]. Из этого отношения и вытекает высшее из всех известных нам отношений к миру, — христианское отношение.
По мысли Толстого, строго говоря, отношений человека к миру два: личное (низшее), состоящее в признании смысла жизни в благе личности, приобретаемом отдельно или вместе с другими людьми, и христианское (высшее), признающее смысл жизни в служении Пославшему человека в мир.
Стадии развития религии являются стадиями совершенствования каждого отдельного человека. Таким образом, изменения и различия религии есть не что иное, как разные степени ясности, осознанности человеком смысла жизни, его «сознания жизни». Различие религий заключается лишь в различии внешних форм выражения веры человека. В действительности все религии одинаковы в своих основных началах. «И вот эти-то основные начала всех религий и составляют ту истинную религию, которая одна в наше время свойственна всем людям и усвоение которой одно может спасти людей от их бедствий»[5, c.131].
Положения
этой истинной религии известны человеку,
поэтому они в той или иной форме присутствуют
во всех религиях и заключаются в том,
«что есть Бог, начало всего» и «что в человеке
есть частица этого божественного начала,
которую он может уменьшить или увеличить
в себе своей жизнью; что для увеличения
этого начала человек должен подавлять
свои страсти и увеличить в себе любовь;
и что практическое средство достижения
этого состоит в том, чтобы поступать с
другими так же, как хочешь, чтобы поступали
с тобою». «Смерть» религии - искаженное
представление людей о своей жизни, ведущее
их к нравственному умиранию, т. е. пустой,
лишенной смысла жизни. «Возрождение»
религии есть возвращение к своей вере,
которой человек жив, но возвращение осознанное,
т.е. как к вере, без которой человек понял,
что нет его жизни, т.е. обнаружение в себе
этой веры как самого важного и истинного.
Заключение
Учение Толстого о религии в целом как основе жизни человека и о христианстве как о высшей форме «сознания жизни» является не новым религиозным учением, а одним из самых глубоких и философски обоснованных учений о человеке, его сущности, его «сознании жизни». В своем понимании религии Толстой преодолел традиционное разделение сознания человека на «религиозное» и «нерелигиозное», указав на то, что в основе любого знания человека лежит вера, поскольку любое знание, каким бы «объективным» оно ни казалось, в действительности основывается, прежде всего, на вере человека самому себе, на вере в то, что он себя не обманывает.
Только вера может дать ответ на вопрос о смысле жизни, более того, только благодаря наличию в человеке такой сверхразумной «силы» оказывается возможным вопрос о смысле жизни. Поскольку последний есть вопрос о соотношении конечного и бесконечного, ответ на него находится в компетенции веры, а не рассудочного знания. Вера дает человеку знание смысла жизни, и она же приводит его к вопросу, если человек начинает отклоняться от истинного пути. Вера человека не есть, как это часто понимают, слепая, заглушающая разум необходимость верить (кому-то или чему-то), напротив, она выражается в знании разума того, чего он знать не может, и потому вера — сверхразумное знание.
Понятие
веры Толстого своеобразно. Вера в понимании
Толстого есть сознание человеком смысла
его жизни. В отличие от знания разума,
которое все опредмечивает, оформляет,
ограничивает в пространственно-временных
рамках, вера как непосредственное знание
смысла является самим «сознанием жизни»
человека, то есть не тем, что сознается
как нечто внешнее, а тем, что сознает.
Другими словами, вера и есть сама жизнь,
само-сознание жизни. Прежде чем человек
о чем-либо подумает как о внешнем по отношению
к нему, поставит какие-либо цели или задачи
перед собой, он верит: верит самому себе,
в завтрашний день, в адекватность своих
мыслей, других людей. Вера предстает как
«фон», непространственное пространство
для всех мыслей, действий человека. Сущность
веры, по мысли Толстого, состоит в том,
что «она придает жизни такой смысл, который
не уничтожается смертью»[5, c.127].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баландин, Р.К. Самые знаменитые философы России / Р.К. Баландин. – М. : Вече, 2001. – 480 с.
2. Галактионов, А. А., Никандров, П.Ф. Русская философия XI-XIX веков / А.А. Галактионов, П.Ф. Никандров. – Лен. : Наука, 1970. – 651 с.
3.
Гошевский, В.О. и др. Русская
философская мысль: очерк
4.
Зеньковский, В. История
5. Зорина, А. Д. Учение Л.Н. Толстого о смысле жизни и религии / А. Д. Зорина // Философские науки. - 2006. - №8. – С. 124-132.
6.
Толстой, Л. Об истине, жизни
и поведении / Л. Толстой. –
М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 1040 с.
Информация о работе Л. Н. Толстой о человеке и смысле его жизни