Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:45, курсовая работа
История университетского образования в России представляет собой одно из важных направлений, которое активно исследуется в современной историографии.
Между тем, сравнительный аспект в исследованиях по истории российских университетов использовался до сих пор явно недостаточно.
К сожалению, в историографии еще в начале XX в. возникла традиция, согласно которой история отечественных университетов оказалась жестко привязана к истории общественной жизни России, ее «прогрессивным» или «реакционным» периодам и фактически исключена из общего хода истории европейских университетов, приобретя изолированный, «самодостаточный» характер.
Введение 3
1. Общеуниверситетские положения и учебная жизнь студентов 4
2.Внеучебная деятельность студентов 16
Заключение 19
Министерство образования и науки Российской Федерации.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Петрозаводский Государственный Университет.
Исторический факультет.
Кафедра
истории дореволюционной России.
Мемуары, как источник по истории университетов
ХVIII-начала ХIХ веков.
Курсовая работа
Студентки 1 курса группа 11102
Черепановой К.В.
Научный руководитель
Кандидат исторических наук
Жуковская
Т.Н.
Петрозаводск
2011
Оглавление.
История университетского образования в России представляет собой одно из важных направлений, которое активно исследуется в современной историографии.
Между тем, сравнительный аспект в исследованиях по истории российских университетов использовался до сих пор явно недостаточно.
К сожалению, в историографии еще в начале XX в. возникла традиция, согласно которой история отечественных университетов оказалась жестко привязана к истории общественной жизни России, ее «прогрессивным» или «реакционным» периодам и фактически исключена из общего хода истории европейских университетов, приобретя изолированный, «самодостаточный» характер.
В России появился с опозданием на шестьсот лет (в Европе – в XII, в России – в XVIII в.), возникнув лишь в эпоху Просвещения, поскольку в отличие от Европы здесь в силу определенных условий не сложились средневековые традиции университетского образования.
XIX век – особое столетие в истории России. С его началом казавшиеся прежде незыблемыми основы Российского государства подверглись суровым испытаниям.
Цель исследования курсовой работы – раскрыть мемуары как источник по истории университетов 18го-19го веков.
Для решения поставленной цели, в курсовой работе решаются следующие задачи:
- раскрыть общеуниверситетские положения и учебная жизнь студентов;
- охарактеризовать внеучебную деятельность студентов.
Для написания работы, использовалась специальная литература и периодика.
В обществе складываются две точки зрения по вопросу о выборе Россией исторического пути развития. Первую точку зрения представлял В.Г. Белинский и его сторонники, вскоре получившие название «западники»1.
Они считали, что человеческая цивилизация едина, она одна и Западная Европа идет во главе этой цивилизации.
В западной Европе наиболее полно и успешно, по мнению западников, осуществляются принципы гуманности, свободы, прогресса и она указывает правильный путь всему остальному человечеству.
Вторую точку зрения представлял кружок братьев Константина и Ивана Аксаковых, так называемые «славянофилы». Они считали, что не существует единой человеческой цивилизации, а значит, не может быть одинакового пути развития для всех народов.
По их мнению, каждый народ живет своей самостоятельной, самобытной жизнью и в основе этой самобытности лежит народный дух, народный характер. В России народный дух находит свое выражение в православии и общинном устройстве деревни.
Жизнь русского народа, считали славянофилы, строится на основе взаимной помощи и поддержки, а жизнь западного мира, основанная на формальной, юридической справедливости и внешней организованности для России неприемлема.
При всей непохожести своих взглядов, по мнению Николая I, оба эти течения русской общественной мысли были одинаково опасны и, прежде всего потому, что на практические вопросы жизни России их взгляды были очень схожими: и те, и другие отрицательно относились к самодержавию и крепостному праву2.
Вопрос об отмене крепостного права накануне реформы 1861 года все более становился основным вопросом, волновавшим русское общество.
Меры
в области народного
В то же время правительство боялось, что учебные заведения станут распространителями вредных политических идей, и предприняло ряд мер для пресечения их возникновения3.
В университетах было упразднено преподавание философии, прекращена посылка молодежи на учебу за границу, было вообще ограничено число студентов (не более 300 человек в университете), студентов стали обучать военной дисциплине, и ввели строевые занятия.
В 1722 г. была издана Табель о рангах, которая определяла порядок прохождения государственной службы. В этом документе подтверждалась возможность проникновения в состав дворянского сословия выходцев из так называемых «подлых сословий». Согласно табели о рангах, все служащие в государстве, независимо от того, военные они или гражданские, были разделены на 14 чинов (рангов).
Более высокий чин давался в зависимости от знаний, способностей и усердия человека. Каких-либо нарушений в порядке продвижения по служебной лестнице не допускалось.
Что касается крестьянского сословия, то Петр не вмешивался в отношения крестьян и помещиков и не регулировал эти отношения.
Его интересовало лишь
К сожалению, после смерти Петра I (25 января 1725 г. от почечной недостаточности) большинство его реформ не было продолжено. Так уж сложилось, что Петр умер, не оставив России наследника и не назначив себе преемника.
Очень скоро, в 1727 г. власть снова оказалась у родовой аристократии, которая попыталась изменить характер власти в стране, а именно: заменить самодержавие правлением аристократической олигархии (олигархия – господство немногих). Сменявшие друг друга на престоле русские цари были в то время простыми марионетками в руках аристократии. За исключением короткого правления Екатерины I (1725-1727), все остальные монархи, вплоть до Елизаветы Петровны и Екатерины II властью своей были обязаны либо аристократии, либо гвардейским полкам, которые с легкостью свергали одного императора и возводили на престол другого.
Так стали Российскими императорами и императрицами Петр II (1727-1730), Анна Иоанновна (1730-1740), Иван Антонович (1740-1741), Елизавета Петровна (1741-1762) и Екатерина II (1762-1796). Неудивительно, что все они стремились поддержать своей политикой именно то сословие, которому были обязаны властью – т.е. дворянство. В 1731 г. в Петербурге был открыт Шляхетский кадетский корпус, в котором сыновья дворян с 13 до 18 лет получали военное и общее образование и заканчивали курс уже офицерами. В 1736 г. срок военной службы дворян был сокращен до 25 лет. Дворянству было разрешено делить имения, то есть был отменен указ Петра I о единонаследии.
Собственниками земли были объявлены помещики, а не государство. Слово помещик сохранилось, но изменилось его значение – теперь оно означает собственника земли. С 1730 г. только дворянин мог владеть крепостными крестьянами. Был затруднен доступ в дворянское сословие людей из других сословий, в 1762 г. дворяне были освобождены от обязательной государственной службы.
Таким образом, дворянство постепенно обособлялось от остального населения и превращалось в привилегированное сословие5.
Прикрываясь модными идеями, Екатерина в то же время щедро раздавала помещикам казенные земли с крестьянами, дала помещикам право ссылать крестьян на каторгу, запретила крестьянам жаловаться на помещиков.
Государство при Екатерине II, таким образом, отказалось защищать крестьян от произвола и злоупотреблений помещиков. Екатерине II удалось сохранить дворянские привилегии на протяжении всего периода своего царствования, хотя ей и пришлось испытать страх перед восставшими крестьянами в период крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.
Тем не менее, по мере развития экономики России, крепостное право и феодальные отношения все больше тормозили его, и в XIX век Россия вошла с двумя главными наболевшими вопросами – вопросом о наделении крестьян землей (то есть вопросом об отмене крепостного права) и вопросом об уничтожении (или хотя бы ограничении) феодальной формы правления государством – монархии.
К середине XIX в. Россия по-прежнему была аграрной страной с самодержавной формой правления. Здесь господствовало крепостное право, и подавляющая часть населения находилась в феодальной зависимости или от дворян-помещиков, или от государства.
Промышленность была развита сравнительно слабо, промышленный переворот в стране начинается лишь в 30-40-е годы XIX столетия. Отсталость экономики России от экономики западноевропейских стран наглядно продемонстрировала Крымская война 1853-1856 гг., в ходе которой миллионная русская армия потерпела поражение от 70-тысячного англо-французского десанта.
Это было банкротством самодержавно-крепостнического строя России. Не выдержав такого позора, Николай I покончил с собой. Вступивший после него на русский престол Александр II провел в 1861 г. крестьянскую реформу (отмена крепостного права), которая повлекла за собой целый ряд других реформ.
В 1871 г. была проведена реформа средней школы. Из школьных программ на основе этой реформы было исключено преподавание естествознания, вместо него стали преподавать латинский и греческий языки.
Существовавшие в стране реальные училища готовили учащихся к поступлению в технические учебные заведения, но не давали права поступления в университеты. Для поступления в университет нужно было окончить гимназию.
Возникают в 70-х годах и высшие женские курсы с программами университетов – высшие женские медицинские курсы и Бестужевские курсы в Петербурге, курсы профессора Герье в Москве и др6.
Таким образом, реформа открыла женщинам доступ к высшему образованию.
В 1874 г. в России была отменена 25-летняя служба рекрутов и введена всеобщая воинская повинность. Призыву в армию подлежали молодые люди, достигшие 20 лет. Они должны были явиться на призывные пункты, где из них отбирали нужное для армии количество, а остальные зачислялись в ополчение, которое призывалось на службу только в случае войны. Служить нужно было 6 лет, а затем еще 9 лет солдаты числились в запасе (во флоте – 7 лет и 3 года).
В 60-70-е годы в России были реформированы также цензура, финансы, статистика, государственный контроль и др. Вне процесса реформ остались только высшие органы государственной власти, центральная администрация, власть царя и бюрократия.
Реформы 60-70-х годов были уступками царизма ради самосохранения власти. И в этом заключалась угроза самим реформам, которая с каждым годом становилась все реальнее7.
В 1881 г. царь-освободитель Александр II был убит народовольцами – членами революционной организации, пытавшейся посредством террористических актов поднять крестьянство России на революцию. На престол вступил Александр III, который, немного поколебавшись в выборе внутренней политики, вскоре склонился в сторону реакции. Он начал проводить целый ряд реформ, которые ограничивали действие реформ 60-70-х годов, искажали их и поэтому получили название «контрреформы 80-х годов».
В 1884 г. был издан новый университетский устав. Ректоры университетов теперь назначались правительством, оно же могло назначать и увольнять профессоров. Была введена особая инспекция для постоянного надзора за поведением студентов.
В стране, особенно в Москве и Московском университете, продолжала существовать оживленная общественная жизнь. В обеих столицах издавался ряд журналов различных направлений – «Московский вестник», «Московский телеграф», «Отечественные записки», «Современник»8 и др.
Информация о работе Мемуары как источник по истории российский универститетов 19 века