Появились различные виды коллективных договоров, включая договоры для всей отрасли промышленности. Утвержденные правительством, они приобретали силу общенационального нормативного акта. КД регулируют важные вопросы трудовых отношений: размеры заработной платы, порядок изменения надбавок в связи с инфляцией, условия выплаты премии, условия охраны труда, общие принципы профессиональной подготовки и дисциплины труда, арбитраж.
В период между двумя мировыми войнами заметным событием стала серия социальных законов Веймарской республики 1918 - 1920 гг., среди которых следует назвать Указ о попечении безработных (13 ноября 1918 г), Указ о коллективных договорах рабочих и служащих и разрешении трудовых споров (23 декабря 1918 г), Распоряжение о регулировании времени работы индустриальных рабочих (23 ноября 1918 г) и Закон о производственных советах (4 февраля 1920 г).
В конце 20-х гг. под воздействием крупнейшей в истории Англии (и Европы) всеобщей забастовки рабочих 1926 г., начатой в угледобывающей промышленности и охватившей затем 6 млн. рабочих, был принят Закон о трудовых конфликтах и профессиональных союзах (июль 1927 г), в котором давалось новое толкование незаконной забастовки.
Все началось с конфликта шахтовладельцев и шахтеров: последние воспротивились снижению зарплаты на 10% и увеличению рабочего времени. В конфликт вмешалось правительство, пообещав компенсировать снижение зарплаты, но этой компенсации хватило бы только на девять месяцев. Руководивший стачкой Генеральный совет Британского конгресса тред-юнионов настаивал на экономическом характере требований, но по самой логике событий всеобщая стачка приобрела политический характер. Правительство прибегло к особому режиму управления рядом негласно выделенных районов с организацией аппарата по обеспечению отрядов штрейкбрехеров. Ряд руководителей компартии были заключены в тюрьму. Местные стачечные комитеты были вынуждены заниматься службой порядка, оказания социальной и медицинской помощи семьям бастующих и т.д. Стачка длилась семь месяцев и закончилась при возникшей угрозе голода. Закон 1927 г. запретил проведение всеобщих стачек (нарушение вело за собой уголовное преследование) и вдобавок запретил забастовки солидарности и массовое пикетирование штрейкбрехеров[1]. Согласно этому Закону, "любая забастовка является незаконной, если целью ее не является содействие урегулированию трудового конфликта в том производстве или той отрасли, в которой заняты забастовщики; и если она задумана и рассчитана на то, чтобы непосредственно или путем создания трудностей для общества применить принуждение в отношении правительства".
Во Франции важным событием стало трудовое законодательство периода правления Народного фронта. В феврале 1934 г. в стране произошел путч с попыткой установления фашистского режима правления, которая натолкнулась на мощное противодействие объединенных сил социалистической и коммунистической партий и руководимых ими профсоюзов. Эти силы влились в единую антифашистскую организацию под названием Народный фронт. На выборах в мае 1936 г. партии Народного фронта одержали крупную победу, и лидер социалистической партии Леон Блюм сформировал правительство, включавшее социалистов и других радикалов. Благодаря их общим усилиям и под давлением забастовочной волны, охватившей многие миллионы рабочих и служащих, были приняты программа Народного фронта и несколько радикальных законов о труде и отдыхе. В политических требованиях программы Народного фронта значились меры против фашистских формирований и требования о применении "предусматриваемых законом мер в случае провокации, убийства или покушения на безопасность государства", а также требование предоставить ряд свобод профсоюзам - "применение и соблюдение прав профсоюзов", "соблюдение прав женщин на труд" и др.
Перечисленные требования составили раздел "Защита свободы". В перечне экономических требований значились "восстановление покупательной способности", меры "против грабежа сбережений". Предусматривалось, в частности, "создание национального посреднического бюро по продаже зерна с целью уничтожения поборов, взимаемых спекулянтами с производителей и потребителей".
Одним из направлений реализации программных целей Народного фронта стало трудовое законодательство, в котором наиболее значительные новшества содержали два закона - Закон, устанавливающий ежегодный оплачиваемый отпуск в индустрии, торговле, свободных профессиях, домашней службе и сельском хозяйстве (20 июня 1936 г), и Закон, устанавливающий 40-часовую рабочую неделю в индустриальных и торговых предприятиях и определяющий продолжительность труда в подземных рудниках (27 июня 1936 г).
Трудовое законодательство экономически развитых стран подтверждает право трудящихся на забастовки, которые, однако, пытаются нейтрализовать введением различного рода ограничительных норм, прежде всего делением стачек на: легальные и нелегальные. К числу нелегальных стачек обычно относят забастовки солидарности и забастовки по политическим мотивам. Чтобы отодвинуть начало забастовки, вводятся всякого рода предварительные условия. Так, американский закон Тафта - Хартли предусматривает предупредительный период в 60 дней и право правительства приостанавливать забастовку на 80 дней (так называемый "охладительный, период"). Усиление интеграционных процессов в мировой экономике обусловило появление тенденции к унификации трудового законодательства.
В Западной Европе этот процесс стал более интенсивным в связи с образованием Общего рынка. После окончания первой и особенно Второй мировой войны в большинстве экономически развитых стран трудящиеся добились принятия законов о социальном обеспечении в старости, на случай болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и по некоторым другим обстоятельствам. В последние десятилетия появились законы, призванные несколько облегчить положение семей, имеющих низкий уровень доходов в области медицинского обслуживания, образования и жилищного строительства. Но законодательство такого рода фрагментарно и нестабильно. Фонд социального обеспечения формируется из многих источников, среди которых наиболее важными являются: социальное страхование, государственные дотации, "универсальная" система. Чаще всего им соответствуют определенные виды социального обеспечения. В большинстве стран применяется социальное страхование, предусматривающее страховые взносы наемных работников (которое устанавливается в процентном соотношении от размера заработной платы) и взносы предпринимателей. Система социального страхования предусматривает также выплаты пособий по безработице, инвалидности, временной потере трудоспособности. Государственные дотации или государственная помощь формируется из средств бюджета. Она направляется только тем, кто после официальной проверки признан не имеющим средств к существованию. Обычно такая помощь является дополнением к социальному страхованию. "Универсальная" система предусматривает формирование пенсионного фонда за счет особого налога, который взимается со всех граждан, имеющих работу или доходы, начиная с их совершеннолетия до достижения ими пенсионного возраста. Размеры пенсий для всех одинаковы, а пенсионный возраст относительно высок.
Следующим важным средством охраны трудовых прав и гарантий стало установление минимума заработной платы. Вначале этот минимум был обозначен для женщин и подростков в Законе США 1912 г., который затем был признан неконституционным Верховным судом страны и вновь признан только в 1937 г. под воздействием новых программных целей в области социального законодательства периода проведения "нового курса".
Одним из вариантов изменений законов о профсоюзах в сторону признания их особо позитивного вклада не только в обеспечение прав рабочих, но также интересов производства стал уже упоминавшийся Закон Вагнера 1935 г. в США. Согласно этому Закону отказ работодателей признавать право работающих по найму лиц организовываться или заключать коллективные договоры ведет к возникновению стачек и других форм конфликтов и неспокойствия в промышленности, что затрудняет или прямо мешает деловой активности, так как все эти конфликты: а) нарушают эффективную работу деловых предприятий и их надежность; б) затрудняют деловую деятельность; в) ограничивают и затрудняют движение сырья, полуфабрикатов и готовой продукции и влияют на их стоимость; г) снижают занятость населения и ведут к падению заработной платы в такой степени, что это существенно затрагивает или нарушает состояние рынка, определяющего размеры товарооборота.[2]
Право рабочих на объединение толкуется Законом Вагнера как "право рабочих на полную свободу самоорганизации", "право на полную свободу ассоциации, самоорганизации и выбора своих представителей для ведения переговоров об условиях найма и труда или для достижения других целей взаимопомощи и защиты".
По сути дела, трудовое и социальное законодательство как составные части французской правовой системы берут свое начало лишь в XX в. Развитие трудового и социального права непосредственно связано с уровнем организованности и сознательности рабочего движения, со степенью развития государственных механизмов регулирования социальных отношений, с готовностью самих предпринимателей и рабочих, а также и общества в целом к по иску и использованию социальных компромиссов.
Заметной вехой в создании правовых начал регулирования трудовых конфликтов и условий труда стал принятый в 1910 г. специальный Трудовой кодекс. Но становление современной правовой системы трудового и социального регулирования связано с послевоенным периодом и послед - ними десятилетиями XX в.
Более длительную историю имеют законодательные гарантии обеспечения пособий на случай болезни и безработицы, социального страхования по старости и нетрудоспособности, а также специальные меры по охране труда женщин и подростков. Им свыше ста лет, и впервые они были обеспечены в таких странах Западной Европы, как Англия, Германия и некоторые другие.
В августе 1833 г. в Соединенном королевстве был принят закон о запрете использовать на ночной работе лиц моложе 18 лет и о запрете использовать "на любой текстильной фабрике" ребенка, которому не исполнилось 9 лет (Акт, регулирующий труд детей и подростков на фабриках Соединенного королевства от 29 августа 1833 г., п.1.7). Законом 1847 г. установлено, что максимальный срок рабочего времени в неделю для лиц моложе 18 лет не может превышать 63 часов в неделю.
Не лучше дело обстояло и с трудовым режимом взрослых. Закон о страховании лиц, работающих за плату или оклад, в случае болезни был принят в Германии в 1883 г. и предусматривал несколько разновидностей страховых учреждений - производственные (фабричные) кассы на предприятиях с 50 или большим числом работников, местные больничные кассы (для лиц одной отрасли с охватом не менее 100 работников) и общинное страхование (для тех, кто не состоит в местной или фабричной больничной кассе).
В следующем, 1884 г. был принят Закон о страховании при несчастных случаях (при телесных повреждениях или на случай смерти, - п.5 Закона). Этот Закон распространялся на всех лиц, занятых на горных разработках, в солеварнях, каменоломнях, на рудниках, верфях, а также на фабриках и металлургических заводах и при условии, что их годовой заработок не превышает 2 тысяч марок (окладом или заработком считались также натуральные выплаты). В 1889 г. принимается Закон относительно страхования на случай инвалидности и старости. Производится страхование тех лиц, которые работают за плату или оклад в качестве рабочих, учеников, прислуги (по достижении ими 16 лет). В этом Законе установлен предел суммы годового дохода в те же 2 тысячи марок, после которого страхование не производится. В Законе определено, что предметом страхования является "право на получение пенсии по старости и по инвалидности". Пенсию по старости получали лица, которым исполнилось 70 лет. Право на пенсию обреталось по истечении предписанного "времени ожидания" и при уплате необходимых взносов. Пенсия по инвалидности назначалась по истечении 5-летнего периода уплаты взносов, пенсия по старости - после 30 лет уплаты взносов.[3]
Со временем социальное законодательство значительно раздвигает свои рамки и охватывает не только сферу труда и помощи в беде и нужде, но также сферы отдыха, пользования культурными и материальными ценностями, а в конце XX столетия оно включает в себя и сферу пригодной для жизни окружающей среды обитания человека - пользование чистым воздухом, водой, неопасной для здоровья пищей.
Современное социальное законодательство предстает, таким образом, разновидностью защиты пользования правом на жизнь, на достойное человека существование. Государство обеспечивает пользование этими правами путем собирания и последующего перераспределения различных средств и благ, охраны окружающей среды от загрязнения, а также путем законодательного гарантирования достойных условий труда, отдыха, образования, пользования благами материальной и духовной культуры, медицинской помощью. Эти гарантии подкрепляются как самим индивидом, его профессиональными знаниями и умениями, так и различными человеческими общностями - семьей, разного рода социально-вспомогательными, в том числе благотворительными, фондами.
Правильнее было бы считать трудовое и пенсионное, а также дошкольное и школьное обеспечение частью социального законодательного регулирования, имеющего своей дальней и благородной целью обеспечение необходимых для существования человека условий. К этому же направлению можно отнести и законодательное регулирование права на создание профессиональных союзов.
После второй мировой войны во многих буржуазных государствах рабочему классу удалось добиться дальнейших успехов в борьбе за признание профсоюзных прав на предприятиях. Новые демократические положения по этим вопросам включались в принятые в послевоенный период конституции (Франция, Италия, Япония и др.) и в специальные законодательные акты о труде. В обстановке подъема рабочего движения и усиления в нем левых течений парламенты, несмотря на преобладание в них буржуазных партий, сочли целесообразным пойти на признание прав трудящихся на участие в управлении производством и создать специальные производственные советы или комитеты предприятий и т.д. (ФРГ, Франция, и др.). В условиях сохранения политического и экономического господства капитала такие законодательные уступки не выходили за рамки обычного социального реформизма, но они способствовали улучшению положения рабочих на предприятиях.
Делая отдельные уступки организационному рабочему движению, политически дальновидные круги буржуазии добивались закрепления в законодательстве на случай резкого обострения классовой борьбы и большого размаха забастовочного движения целого ряда антипрофсоюзных положений, направленных на раскол рядов рабочего класса. Так, в Англии, где профсоюзы и забастовки получили законодательное признание еще в XIX в., правительство консерваторов, напуганное всеобщей забастовкой 1926 г., провело через парламент в 1927 г. закон, запретивший всеобщие и политические забастовки, а также стачки солидарности. Закон открыто поощрял штрейкбрехерство и запрещал пикетирование предприятий бастующими. Этот откровенно антипрофсоюзный закон был отменен лейбористами в 1946 г. В связи с ростом забастовочного движения в 60-х гг. правительство консерваторов в 1971 г. разработало новый антипрофсоюзный закон ("Об отношениях в промышленности"), который предусмотрел государственную регистрацию профсоюзов, запрещал стачки солидарности и стачки, организованные незарегистрированными профсоюзами. Этот закон также был вскоре отменен лейбористским парламентом, выразившим таким образом волю профсоюзов и рабочего движения.