Методичка по истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:59, методичка

Описание

Рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории, УМК по истории (А.А.. Вигасин, Г.И .Годер )

Работа состоит из  1 файл

rp_5_klass.docx

— 38.07 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования по истории, УМК по истории (А.А.. Вигасин, Г.И .Годер )                                  

          Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

 Программа  выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая  функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

 Структура документа

Рабочая программа  содержит:

  • пояснительную записку;
  • требования к уровню усвоения истории в 5 классе;
  • учебно-тематический план;
  • содержание тем учебного курса;
  • контроль уровня обученности;
  • перечень литературы.
  • приложение

Общая характеристика учебного предмета

           В МОУ ООШ Смышляевка Кузоватовского района изучение истории начинается с 5 класса, то есть курс 5 класса относится к первому году обучения.

Данная  рабочая программа предусматривает  приведение учебно-методического комплекта  по истории для 5 класса автора А.А. Вигасина в соответствии с примерной программой по истории на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего общего образования. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. 

Основные содержательные линии рабочей программы в  5 классе реализуются в рамках курса « Всемирной истории».

 

Реализация  программы исторического образования  на ступени основного общего образования  предполагает широкое использование  межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе.

Место предмета в базисном учебном  плане

Рабочая программа  рассчитана на 68 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 4 учебных часов (или 15,7 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Основным типом урока является комбинированный. Предусмотрены так же другие формы уроков: урок-игра, урок-путешествие, театрализованный урок и.т.д.

 

При изучении курса проводится 3 вида контроля:

  • текущий – контроль в процессе изучения темы;
  • рубежный – контроль  в конце каждой четверти;
  • итоговый – контроль в конце учебного года.

 

 

 

Цели обучения: развивать умения по применению исторических знаний в жизни. 
1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории: происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные.  
3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в Первобытном и Древнем мире.  
4-я линия развития. Видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ.

5-я линия развития. Отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру.

 

Цели обучения, сформулированные как  линии развития личности ученика  средствами предмета «История»

 

Соответствие линий развития авторской  программы целям Государственного образовательного стандарта основного  общего образования по истории

1-2. Овладение исторической картиной  мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.

• освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной  истории в их взаимосвязи и  хронологической последовательности 
• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации

3. Формирование открытого исторического  мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

• освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной  истории в их взаимосвязи и  хронологической последовательности 
• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации

4. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

• формирование ценностных ориентаций в  ходе ознакомления с исторически  сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

5. Гражданско-патриотическое самоопределение  личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

• формирование ценностных ориентаций в  ходе ознакомления с исторически  сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;  
• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; 
• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, для толерантного отношения к представителям других народов и стран.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает  формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «История» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
  • на  использование элементов причинно-следственного анализа;
  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

 

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование  компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов  познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению  выпускниками основной школы  осознанного  выбора путей продолжения образования  или будущей профессиональной деятельности.

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе

 

1-я и 2-я линии развития. Умение объяснять разнообразие  современного мира. 
• Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций. 
• Определять и доказывать, какое человеческое общество находится на ступени первобытности, а какое – взошло на ступень цивилизации.  
• Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.  
• Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство, философия.  
3-я линия развития. Умение рассматривать общественные процессы в развитии. 
• Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.  
• Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.  
4-я линия развития. Нравственное самоопределение.  
• Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, иудизма, христианства. 
• При оценке таких явлений как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности. 
5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.  
• Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи). 
• Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.

             Межпредметные связи в рамках образовательной системы

Окружающий мир, 3–4-й классы: умения определять по году век, место события в прошлом, общий образ истории России и всего человечества как смены нескольких эпох, начальные представления о понятиях «общество», «государство», «культура», «демократия», умение читать карту (в том числе историческую) по легенде.  
Литература, 5-й класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, освоение приемов понимания текста, его интерпретации (переносятся с чтения художественных текстов на чтение научно-популярных). 
Естествознание, 5-й класс: номенклатура географических названий, представление о географических открытиях древних, закономерностях развития жизни и появления человека на Земле.

 

 

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.

Устный, письменный ответ:

Отметка «5» выставляется в том  случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания  и демонстрирует следующие знания и умения:

  • осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;

 логично, развернуто отвечать  как на устный вопрос, так и  на вопросы по историческому  источнику;

  • соотносить исторические события, процессы с определенным периодом всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
  • анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;
  • давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);
  • сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
  • применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
  • толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;
  • демонстрировать знание основных дат истории Древнего мира;
  • составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
  • оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
  • читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;
  • преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);

Отметка «4» выставляется в том  случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:

  • демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;
  • дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;
  • не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.

Отметка «3» выставляется в том  случае, если учащийся 

  • демонстрирует общие представления об историческом процессе;
  • путается в датах, допускает неточности в определении понятий;
  • показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;
  • отсутствует логически построенный и продуманный ответ;
  • не умеет сопоставлять исторические события Древнего мира с событиями всеобщей истории;
  • не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;

Отметка «2» выставляется в том  случае, если учащийся не продемонстрировал  никаких знаний либо отказался отвечать.

Нормы оценок работы с историческим источником

Отметка «5» выставляется в том  случае, если учащийся

  • установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;
  • сопоставил факты нескольких исторических источников;
  • применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;
  • дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;
  • привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
  • аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том  случае, если учащийся

  • определил тип источника и историческую эпоху его появления;
  • извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;
  • сопоставил факты нескольких исторических источников;
  • применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;
  • прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;
  • привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою позиции.

Информация о работе Методичка по истории