МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ КИЕВСКОЙ РУСИ
Международные связи всегда зависели
от функционирования тех или иных торговых
артерий. Для ранней феодальной эпохи
наиболее значимыми были Волго-Балтийский и Дунайско-Днепровский пути. Волго-Балтийский
путь стал функционировать с конца VIII
века, когда Франкское государство начало
наступление на прибалтийских славян
и славянизированные племена, в том числе
и варягов. Конечным пунктом пути, равно
как и крайней областью расселения самих
балтийских славян и варягов являлся Булгар,
куда приходили купцы и из Хазарии и из
Средней Азии. Интересно, что торговые
отношения на этом пути были связаны единой
денежной системой, основу которой составлял
“фунт Карла Великого”. Кстати, именно
на пути из Балтики к Волжской Булгарии
и сложился союз двух славянских (кривичей
и новгородских словен) и трех финно-угорских
племен (чудь, весь и меря), “пригласивших”
Рюрика с варягами. С рубежа VIII—IX вв. своеобразном
ответвлением этого пути станет путь по
Дону в Черное море. На рубеже IX—X вв. появится
и третий путь, особенно значимый как раз
для Киева: так называемый путь “из варяг в греки”, соединивший
Балтийское, Черное и Каспийское моря
(Нева — Волхов — озеро Ильмень — Ловать
— Днепр).
В VIII–Х вв.
этнические передвижения по Волго-Балтийскому
и Дунайско-Днепровскому путям шли в основном
с запада на восток. По мере наступления
франков, приморское население Южной Прибалтики
в значительной мере перемещалось на восток,
причем в ряде случаев это были целые поселения
городского типа. Но связи с исходными
территориями никогда не прерывались,
и торговля не прекращалась практически
на протяжении всего средневековья. В
VIII–XI вв. города южного берега Балтики
будут поддерживать активные торговые
отношения с востоком вплоть до Булгара,
что отмечено и германскими письменными
записями, и кладами восточных монет. Позднее
Великий Новгород будет поддерживать
связи с будущими “ганзейскими” городами
на побережье Балтийского моря.
Согласно
германским источникам (в частности,
Адаму Бременскому и позднее, в основном,
повторявшему его Гельмольду), у южного
берега Балтики были два наиболее значимых
центра, возвышавшихся над славянскими
землями. Первый центр — это остров Рюген
(называемый в разных источника по-разному
— Русь, Рутения, Руйяна, Рана и т.д.), правители
которого имели — единственные из славян
— титулы королей, а жители острова говорили
на “словенском да виндальском” языке.
Название столицы этого островного государства
— Аркона — указывает на кельтическую
примесь (кельтск. — буквально “на горе”).
Видимо, с этой “Русью”, как называли
о. Рюген, связано перенесение названия
“Русская земля” на Любек и примыкающую
к нему территорию.
Другой важный
торгово-экономический центр, выделяемый
и германскими источниками, и
скандинавскими сагами — город Волин
на острове у устья Одера (в скандинавских
сагах — город “Йомсбург”). В археологических
слоях этого города встречаются предметы
торговых и иных связей с Северо-Западной
Русью, а Адам Бременский дает довольно
обстоятельное описание и самого этого
центра, и идущих от него на восток торговых
путей. В Волине на службе у славянского
князя была наемная дружина (“йомские
витязи”), набранная в том числе и из покинувших
родные места скандинавов. Город и в XI
веке был практически закрыт для саксов
и других германцев, но он безоговорочно
принимал христиан-“греков”, под которыми
могли иметься в виду ирландские миссионеры,
часто называемые в европейских источниках
“греками”. Появление в этом регионе
ирландских миссионеров может быть объяснено
тем, что по всему Балтийскому побережью
прослеживаются остатки кельтских переселенцев
с запада и, видимо, из Центральной Европы
(наличие кельтских переселенцев предположил
известный немецкий археолог Й. Херрманн).
В самой торговле на Балтике важную роль
играл еще один центр — Готланд, где располагались торговые
фактории разных народов, в том числе и
славянские поселения.
Именно
кружными путями — через Черное
море, по рекам Восточной Европы,
через Балтийское море и, затем,
по рекам Западной Европы —
в тот период осуществлялось
движение “до Рима” или в
Константинополь. Летописцы, составлявшие
этнографическое введение в Повести
временных лет знали об этом,
но их реальные сведения ограничивались
“землей агнян”, т.е. германского племени
англов, занимавших южную часть Ютландского
полуострова, по имени которых назывался
и весь полуостров. Земли англов были западным
пределом расселения варягов, не случайно на рубеже VIII–IX
веков Карл Великий утвердил “Правду”
единую для “англов и веринов”. Соседями
англов были “даны”, но древнерусские
летописцы не располагали о них какими-то
подробными сведениями и на страницах
летописей “даны” (“дони”) появятся
лишь в XII веке (первое упоминание в 1130
г.). Правда, Титмар Мезебургский упоминает
в Киеве “быстрых данов”, видимо, в числе
наемников Ярослава. Но не исключено, что
он в свою очередь переносил этот этноним
на англов, или на Руси их пока не различали.
Отношения
со Скандинавией у Древней Руси начинаются
довольно поздно. Да в самой Скандинавии
ничего не знали о Руси до конца X века.
Например, в скандинавских сагах первое
известное имя правителя Руси — Владимир.
Никого из предшественников Владимира
Святославича саги не знают, и это одно
из многочисленных свидетельств того,
что “варяги” IX–Х вв. к скандинавам отношения
не имели. При этом Владимира саги знают
в качестве князя, правившего в Хольмгарде,
то есть в Прибалтийской Руси. Сведения
о князе в сагах совершенно легендарны,
и заимствованы они, по всей вероятности,
из рассказов купцов и путешественников
(в частности, важную роль в этом могли
играть “йомские витязи”).
Первые норманны-скандинавы
появятся на Руси при Ярославе, который
породнится со шведским королем (его дочь
Ингигерда, став женой Ярослава, получит
в вено Ладогу). Отсюда первые норманны
попадут и в Византию, где будут служить
в “дружине варангов”. Появление норманнов
в числе наемников Ярослава побудит позднейших
летописцев распространить этноним “варяги”
также на скандинавские страны, а отношения
со Скандинавией с XI века станут более
устойчивыми и на Волго-Балтийском, и на
североморском, и на Днепровском путях.
Конечным
восточным пределом на Волго-Балтийском
пути являлась Волжская Булгария. Именно с этим
государством соприкасались и вновь освоенные
славяно-русами земли Северо-Восточной
Руси, тяготевшие до второй половины XI
века к Новгороду. В летописи под 985 годом
есть запись какого-то, видимо, изустного
рассказа о походе Владимира с Добрыней
на болгар. В литературе спорят: на каких
болгар ходил Владимир? Б.Д. Греков доказывал,
что на волжских. И одним из аргументов
была ирония летописца, который вкладывает
в уста Добрыни следующие слова: “Соглядах
колодник и суть вси в сапозех; сим дани
нам не даяти, поидем искать лапотников”.
Ученый отметил, что одним из самых развитых
производств у волжских болгар было именно
кожевенное дело. К волжским болгарам
относился и эпитет “серебряные”. Можно
отметить также, что после перехода Владимира
в Киев Добрыня занимал Новгород в качестве
посадника. Западная же Болгария, куда
могли совершить поход в ладьях из Киева,
уже находилась под властью Византии.
Да и следующая летописная статья, рассказывающая
о поиске новой веры, начинается с прихода
болгарских послов из Волжской Булгарии.
В.Н. Татищев сообщает о договоре 1006 года
с волжскими болгарами, пересказывая его
содержание. Он отмечает, в частности,
благорасположенность Владимира к болгарским
послам, разрешая с особой печатью болгарским
купцам торговать в русских городах. Соответственное
право получали и русские купцы в болгарских
городах. Но до сельской местности чужеземных
купцов не допускали: здесь могли торговать
только свои купцы. Татищев обращает внимание
на широкие торговые связи болгарских
купцов. Они достигали на севере Скандинавии
и Дании, а на юге Персии, Индии, Египта,
Армении. Интересно и еще одно сообщение
— верования болгар были изначально родственны
индийским, а затем уже сменились на магометанские.
Интересно,
что “прямоезжего” пути из
Киева на Среднюю Волгу не
было до конца XI века: путь лежал
через Смоленск и далее на
Верхнюю Волгу. Иными словами,
торговля с Волжской Булгарией долгое
время ориентировалась на Новгород и Новгородскую
землю, а позднее на Суздальско-Владимирское
княжество. Отношения Киевской Руси с
Волжской Булгарией были в основном мирными,
торговыми. После похода Владимира Святославича
следующий большой конфликт меду Русью
и Волжской Булгарией разразится только
в конце XII века.
Сложнее
складывались отношения с другим
восточным соседом — Хазарским каганатом.
Согласно Повести временных лет, поляне,
северяне и вятичи платили дань хазарам
“по белей веверице (зимней белке — А.К.) от дыма”. В других
известиях хазарская дань исчисляется
в “щелягах” (польское произнесение западных
шиллингов). О хазарской дани с полян сообщает
и киевский летописец, хотя и в сказочной
форме: хазары потребовали дани, а поляне,
“съдумавши”, выдали по мечу с дыма. Дань
напугала хазарских старейшин: меч обоюдоострый,
а хазарская сабля остра только с одной
стороны. Старейшины предсказали, что
киевляне будут брать дань с других стран.
Летописец заключает, что так и случилось:
ранее хазары брали с полян, теперь русские
князья берут дань с хазар. По летописи,
дань на хазар наложил в начале 80-х гг.
IX в. Владимир.
Хазарская
тема в нашей литературе запутана
примерно также, как и норманская, то
есть прямые показания источников отвергаются,
а на смену им привносятся домыслы и вымыслы.
В начале ХХ века с серией статей выступил
Г.М. Барац, который доказывал, что Повесть
временных лет — переделка еврейско-хазарской
письменности, а первые русские князья
и сама Русь — евреи-хазары. Домыслы Г.М.
Бараца повлияли в последнее время и на
некоторых отечественных авторов, так
называемых “евразийцев” (Л.Н. Гумилев,
В.В. Кожинов и др.).
В более
серьезных работах (в частности,
М.И. Артамонова и С.А. Плетневой)
Хазарии придается серьезное
значение в русской истории,
а территория Хазарского каганата
увеличивается во много раз,
нежели это было в исторической
действительности. Дело в том,
что в пределы Хазарии включаются
территории, занимаемые салтовско-маяцкой
культурой. Но языковые, археологические
и антропологические данные однозначно
указывают на то, что этническую основу
салтовско-маяцкой культуры составляли
аланы (или роксаланы), создавшие здесь
свое государство — Росский каганат. И
не исключено, что славяне, будучи западными
соседями алан, платили дань как раз Росскому
каганату. Именно разгром Росского каганата
в начале IX века сделал хазар соседями
восточнославянских племен. От дани хазарам
восточных славян избавили (вернее, перевели
ее на себя) сначала Аскольд и Дир, а потом
Олег. В 968–969 гг. Хазария подверглась сокрушительному
разгрому со стороны Святослава Игоревича.
Позднее остатки хазар в Крыму и Приазовье
станут данниками русских князей, занимающих
Тмутаракань, а в степное пограничье Руси
вслед за печенегами последуют торки,
берендеи и, наконец, с середины XI века половцы,
с которыми русские князья будут воевать
и мириться на протяжении почти двух столетий.
С западными
соседями отношения традиционно
были более интенсивными, поскольку
в течение почти пятисот лет
— с конца V-го до Х века
— на Средний Днепр было
несколько переселений из Центральной
Европы. В статье-эпитафии по князю
Владимиру под 996 годом позднейший
летописец замечает: “И бе живя со
князи околними миромь, съ Болеславом
Лядьскымь, и съ Стефаном Угорьскымь, и
съ Андрихом Чешьскымь, и бе мир межу ими
и любы”. Этот летописец принадлежал к
клиру Десятинной церкви (его почерк выделяется
в Повести временных лет на протяжении
почти всей летописи, вплоть до 80-х гг.
XI столетия). Сама Десятинная церковь в
своих предпочтениях была ориентирована
на Запад, и потому летописец Десятинной
церкви акцентирует внимание именно на
“миролюбивых” отношениях в западными
странами. Да и вообще, “миролюбие” в
представлениях этого летописца — одно
из ценнейших христианских качеств. На
самом деле отношения с Западом были не
так безоблачны.
Отношения с Польшей в конце X–XI вв. играли серьезную
роль, как во внешней, так и во внутренней
политике Киевской Руси. В религиозном
отношении Польша ориентировалась на
Рим. Но вплоть до XIV столетия в южных ее
пределах будет сохраняться кирилло-мефодиевское
славянское письмо, а традиция Десятинной
церкви на Руси также была обращена в сторону
кирилло-мефодиевского наследия. Иначе
говоря, между Русью и Польшей сохранялаось
определенное религиозное единство. Поэтому
в противоречиях между двумя государствами
на первом месте стояли не религиозные
разногласия, а территориальные споры.
В 30-е годы
XI в. Польша пережила внутренние неурядицы,
заметно пошатнувшие и ее внешнеполитическое
положение. В этих условиях князь Казимир
Пяст ищет возможности сближения с Русью,
дабы отстоять владения на западе. Он женился
на сестре Ярослава Добронеге-Марии и
возвратил 800 плененных еще Болеславом
киевлян “за вено”. В свою очередь Ярослав
женил сына Изяслава на дочери польского
короля Мешко II (правил в 1025–1034 гг.) Гертруде.
Примечательно, что в позднейших скитаниях
по Европе в 60 — 70-х гг.
Изяслав не получит помощи в Польше, но
будет принят в Тюрингской Руси, за которую
и позднее будут бороться галицко-волынские
князья, и которая в качестве немецкого
графства просуществует до 1920 года.
Во все
времена династические союза
служили укреплением отношений
между государствами. Поэтому
сама направленность таких браков
может служить свидетельством
внешнеполитических устремлений.
Владимир стремился к упрочению
положения в самой Руси, и потому
браки большинства его сыновей как бы
связывали княжескую семью с землями разных
славянских племен. Лишь нелюбимый Святополк
и непокорный Ярослав привезли невест
из-за границы, причем Ярослав — уже после
разрыва с отцом и его смерти.
Внешняя
политика Ярослава была устремлена
на заключение прочных отношений
с западными и северными соседями.
Поэтому браки детей Ярослава
Владимировича носили совершенно
иной характер. Своих дочерей
он выдал замуж за правителей
разных стран: Елизавету —
за норвежского короля Харальда,
Анастасию — за венгерского
принца, а потом короля Андрея,
Анну — за короля Франции
Генриха, сестра Ярослава Добронега-Мария,
как уже говорилось, женой польского князя.
Сыновья Ярослава также получили в жены
иностранных принцесс: Изяслав был женат
на польской принцессе Гертруде, Святослав
получил жену из Германии, а Всеволод —
из семьи константинопольских цесарей
Мономахов.
При Ярославе
были установлены тесные связи
и со Скандинавией. 300 гривен дани от Новгорода
в пользу варягов, которые установил еще
Олег, платили до смерти Ярослава, только
теперь, видимо, другим “варягам”, именно
тем, что помогли Ярославу овладеть Киевом
и устранить соперников. И показательно,
что сразу после кончины Ярослава его
сыновья прекратили выплату этой дани,
и никто не пытался на нее претендовать.