Межсессионная контрольная работа по « Истории »

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 09:33, контрольная работа

Описание

В данной контрольной работе мы попытаемся рассмотреть некоторые вопросы, которые и по сей день остаются актуальными.
Понятие «факт» в первом смысле широко использовалось в исторической литературе XIX и XX веков. В исторической науке выделено два типа исторических фактов: собственно исторический факт и научно-исторический факт.
Сму́тное вре́мя — обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.
С 90-х годов XVII в. начинается новая эпоха, связанная с преобразованиями Петра I, затронувшими все стороны жизни российского общества. Преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе России - вопросы, интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени не менее, чем в прошлые века.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………. 3
1. Что такое исторический факт? Какое место проблема исторического факта занимает в методологии исторической науки……………………………………………………………... 5
2. Великая смута в России: причины, этапы и результаты……………………………….….. 7
3. Дайте характеристику экономической и социальной политики Петра I, покажите её результаты…………………………………………….………………………………………..... 9
4. Какая из буржуазных реформ 60 -70 гг XIX в. была проведена, по Вашему мнению, наиболее последовательно и результативно? Приведите аргументы…………………………………………………………..…………………………...13
5. Покажите, что Вам известно о вкладе г. Новосибирска в победу над фашистами. Какие предприятия города работали на оборону? Какие промышленные предприятия были эвакуированы в Новосибирск в годы войны?...........................................................................................................................................18
Заключение…………………………………………………………………………..………….26
Список литературы………………………………………………………..…………………

Работа состоит из  1 файл

История.docx

— 179.28 Кб (Скачать документ)

 

Сибирский институт управления-филиал РАНХиГС

 

 

 

 

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

 

Межсессионная контрольная  работа по дисциплине 
« История »

 

 

Фамилия

Завьялова

Имя

Елена

Отчество

Михайловна

Номер группы:

12313

Дата сдачи

 

Номер варианта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………………. 3

1. Что такое исторический  факт? Какое место проблема исторического факта занимает в методологии исторической науки……………………………………………………………... 5

2. Великая смута в России: причины, этапы и результаты……………………………….….. 7

3. Дайте характеристику  экономической и социальной политики  Петра I, покажите её результаты…………………………………………….………………………………………..... 9

4. Какая из буржуазных  реформ 60 -70 гг XIX в. была проведена, по Вашему мнению, наиболее последовательно и результативно? Приведите аргументы…………………………………………………………..…………………………...13

5. Покажите, что Вам известно  о вкладе г. Новосибирска в  победу над фашистами. Какие  предприятия города работали  на оборону? Какие промышленные  предприятия были эвакуированы  в Новосибирск в годы войны?...........................................................................................................................................18

Заключение…………………………………………………………………………..………….26

Список литературы………………………………………………………..……………………28

 

Введение

 

В данной контрольной работе мы попытаемся рассмотреть некоторые  вопросы, которые и по сей день остаются актуальными.

Понятие «факт» в первом смысле широко использовалось в исторической литературе XIX и XX веков. В исторической науке выделено два типа исторических фактов: собственно исторический факт и научно-исторический факт.

Сму́тное вре́мя — обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.

С 90-х годов XVII в. начинается новая эпоха, связанная с преобразованиями Петра I, затронувшими все стороны  жизни российского общества. Преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе России - вопросы, интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени не менее, чем в прошлые века.

Различные историки по-разному  оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и  преступных деяниях.

Эпоха Петра I представляет собой большой интерес для  изучения и исследования, т. к. рассматривая ее, мы наблюдаем за процессом развития и роста государства, превращением России из дикого деспотического царства  Московского в Великую империю.

Буржуазные реформы60-70х  гг. XIX века При изучении данной темы важно уяснить,что вторая половина XIX века является одним из переломных периодов царствованияАлександра II, она создала условия дляэкономического взлета конца столетия. Отмена крепостного права, реформы вэкономической сфере потребовали также переменв общественно-политической жизни страны. Такие перемены были достигнутыблагодаря земской, судебной, городской и военной реформам.

Великая Отечественная война  была поворотным моментом в истории  цивилизации в XX веке. От ее исхода зависело — попадут ли народы Европы и  Советского Союза под иго бесчеловечного фашистского режима, грозящего целым  нациям угнетением, вырождением и  полным уничтожением, или победоносно  прошедшие до границ СССР и вторгшиеся в нашу страну немецкие армии удастся  остановить и сокрушить? Не маловажную роль сыграли в победе над фашистами  Сибиряки. В Новосибирск было эвакуировано много предприятий промышленности.

Таким образом, целью данной контрольной работы является изучение всех этих вопросов.

В связи с целью выдвинуты следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие исторического факта и какое место проблема исторического факта занимает в методологии исторической науки;
  2. Рассмотреть великую смуту в России, а также её причины, этапы и результаты;
  3. Дать характеристику экономической и социальной политике Петра I и показать её результаты;
  4. Изучить подробно крестьянскую реформу XIX в;
  5. Рассмотреть вклад города Новосибирск в победу в Великой Отечественной Войне.

Данная контрольная работа содержит 28 страницы, состоит из введения, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

 

1. Что такое исторический факт? Какое место проблема исторического факта занимает в методологии исторической науки.

 

В исторической науке выделено два типа исторических фактов: собственно исторический факт и научно-исторический факт.

Исторический  факт - это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве; объективностью; субъективностью и неисчерпаемостью. Историческое время представлено хронологическими категориями: год, тысячелетие, эра, период, этап и действиями (соотнесения, сопоставления, определения длительности и последовательности, соотнесения синхронности/асинхронности). Историческое время обеспечивает локализацию исторического прошлого во времени и способствует развитию временных ориентаций. Историческое пространство представлено совокупностью природно-географических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определённой территории. Историческое движение отражает деятельность человека и общества в различных сферах деятельности: трудовой, общественной, политической, культурной, познавательной, международной, по саморазвитию1.

Научно-исторический факт - это исторический факт, который стал объектом деятельности историка учёного. Эти факты всегда субъективны, отражают позицию учёного, уровень его квалификации, образования. В учебном предмете чаще всего представлены научно-исторические факты, которые описаны, систематизированы и объяснены. Любой исторический факт может содержать общее, всеобщее, единичное. С учётом этой специфики в методике преподавания истории условно выделяются три группы фактов: факт - событие - характеризующий уникальное, неповторимое; факт- явление - отражающий типичное, общее; факт - процессы - определяющий всеобщее. Эти факты подверглись логической обработке и представлены в логических формах: представления (образы) содержат характеристику внешней стороны в форме описания; понятия, идеи, теории которые характеризуют сущность и обеспечивают объяснение исторического прошлого. Факты - процессы представлены описанием, объяснением, оценкой.2

«Общеизвестно, что основанием для всех исторических построений являются исторические факты, а о фактах этих исследователь узнает не непосредственно, а через исторический источник.

 Рассмотрим подробнее  структуру эмпирического исследования. В качестве основы такой структуры  в методологии выделяется эксперимент.  «Экспериментальная деятельность  представляет собой специфическую  форму природного взаимодействия, и важнейшей чертой, определяющей эту специфику, является именно то, что взаимодействующие в эксперименте фрагменты природы всегда предстают как объекты с функционально выделенными свойствами». Но для того, чтобы представить эмпирический объект как объект с функционально выделенными свойствами, необходимо создать «приборную установку, с помощью которой и проводится экспериментальное исследование». Причем в качестве прибора могут выступать не, только искусственные, но и естественные объекты, поставленные в квазиприборную ситуацию.

 Если мы считаем, что предметом истории является, прежде всего, человек и различные формы его жизнедеятельности (государство, общество, право, война, культура и т.п.), то, как это ни странно, прибором также должен быть человек, точнее одна своеобразная его деятельность, деятельность по оставлению следов своей деятельности, т.е. источников.

По существу единственное достоверное знание (т.е. имеющее  статус эмпирической закономерности), которое мы можем получить в эмпирическом исследовании, являются данные о внутреннем структурировании отдельных классов  источников.

 Данное положение целиком  соответствует требованиям современной  методологии науки, где «соответствующий  объект исследования... может быть  выявлен только через структуру  отношений, участвующих в эксперименте  природных фрагментов»

Прибор или приборная  ситуация в эмпирическом исследовании нужны для того, чтобы снизить  степень субъективности получаемых данных, делая их как бы независимыми от интерпретации исследователей. История  как позитивная наука стремится  к тому же самому, но в качестве прибора  в ней выступает своеобразный источниковедческий комплекс, созданный  самими историками. Порукой их объективности  оказываются многочисленные взаимосвязи  и корреляции представленных документов и источников. Находясь в структуре  такого комплекса, историческое событие  превращается в исторический факт. При этом разница между первым и вторым заключается в том, что  событие требует интерпретации, объяснения или причины, а факт сам  выступает как интерпретация, объяснение или причина. На основании зафиксированных  историей фактов мы объясняем те или  иные исторические события. При этом, получив достаточное объяснение или обоснование историческое событие, встраиваясь в источниковедческий комплекс, само может стать историческим фактом для объяснения другого исторического события3.

 В этом своеобразии  перехода события в факт и  заключается стремление современной  исторической науки. По своему  содержанию это своеобразный  позитивистский сдвиг в исторической  науке, попытка приблизить историю  к идеалу собственно научного  знания. При таком подходе историк  рассматривает не событие как  таковое, а обоснованность, включенность  и согласованность этих событий  с историческими знаниями, имеющими  уже статус научных фактов, т.е.  рассматривает их в рамках  определенной приборной ситуации  и как, бы конструируя в качестве основных элементов истории определенные функции и институты

 Одновременно с созданием  данного прибора возникает два  комплекса проблем. Первый связан  с тем, какие источники мы  можем включить в приборную  ситуацию. Второй с тем, что  обеспечивает нам объективность  показаний такого прибора, как  с точки зрения его создателя,  так и с точки зрения внутренней  связи между событиями, ставшими  фактами, т.е. с точки зрения  «теоретической» нагруженности любого научного факта4.

 

2. Великая смута в России: причины, этапы и результаты.

 

Смута в начале 17 века - один из самых тяжелых и трагических  периодов в русской истории, оказавший  судьбоносное влияние на судьбу нашего государства. Само название - «Смута», «Смутное время» очень точно отражает атмосферу того времени. Название имеет, кстати, народную этимологию.

Причины и начало смуты в России.

События этого периода  можно назвать и случайными, и  закономерными, потому что другого  такого сочетания неблагоприятных  обстоятельств в нашей истории  трудно вспомнить. Смерть Ивана Грозного, приход к власти Годунова, «запятнавшего» себя связями с опричниной. Династические  потрясения совпадают с чередой  неурожайных лет, которые ввергли  итак ослабленную Ливонской войной и опричниной страну в хаос голодных бунтов, что тоже было одной из причин смуты. Любые попытки Годунова спасти положение бесполезны, вдобавок, вокруг него складывается ореол убийцы царевича Дмитрия, и никакие объяснения и  расследования не могут оправдать  его в глазах общества. Низкий авторитет царя и правительства, бедственное положение народа, голод, слухи – все это закономерно приводит к появлению самозванчества. Доведенные до крайности люди, охотно становятся под знамена тех, кто обещает улучшить их состояние5.

Самозванцев используют в  своих интересах Польша и Швеция, которые претендуют на русские земли  и надеются с их помощью получить власть над Россией. Лжедмитрий I, например, при поддержке польского короля сумел всего за год превратиться из безвестного самозванца в царя. Правда чрезмерная ориентация новоявленного  царя на Польшу и бесчинства поляков, приехавших с ним, возбудили массовое недовольство, которым воспользовался В.И. Шуйский. Он поднимает восстание  против Лжедмитрия, завершившееся в  мае 1606 года убийством самозванца и  воцарением Шуйского.

Смена царя не принесла стабильности. В правление Шуйского вспыхивает движение «воров» (вор – лихой  человек, нарушающий закон). Кульминацией движения было восстание Болотникова, которое некоторые исследователи считают первой гражданской войной в России. Восстание совпадает по времени с появлением очередного самозванца, которого прозвали «Тушинским вором». Болотников объединяется с Лжедмитрием II, также, его поддерживают поляки, даже жена первого самозванца, Марина Мнишек, утверждает, что это ее чудом спасшийся супруг. Начинается новый виток войны. Польские войска наступают на Москву, взят Смоленск. В этих условиях Шуйский бросается за помощью к Швеции и заключает с ней Выборгский договор, отдав в обмен за помощь часть территории Кольского полуострова. Вначале, объединенная русско-шведская армия громит Лжедмитрия вместе с поляками, но в июле 1610 года гетман Жолкевский разгромил русско-шведские войска в Клушинской битве, часть наемников перешла на сторону поляков, которым открылся путь на Москву.

Информация о работе Межсессионная контрольная работа по « Истории »