Монголо-татарское нашествие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:39, контрольная работа

Описание

Батыево нашествие положило неизгладимый рубеж в истории Руси, поделив её на две эпохи – до «Батыева нахождения» и после него, домонгольскую Русь и Русь под владычеством монголов. Ведь владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за это время иго сумело положить существенный отпечаток на судьбу русского народа… Именно с этого времени началось отставание Руси от европейских стран.

Работа состоит из  1 файл

Doc1.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

Нашествие Батыя  было первым, но далеко не последним  вторжением монголо – татар в  пределы Руси. Русские княжества ещё не успели залечить раны, полученные от нашествия Батыя, как на них обрушились новые походы кочевых завоевателей. При помощи таких походов ханы пытались укрепить свое господство на Руси. 

Подвергаемой  всё новым и новым нападениям стране было трудно собирать силы для решительного отпора завоевателям. Постоянные княжеские усобицы давали ханам Золотой Орды поводы для вмешательства в русские дела, часто монгольские отряды приходили по прямому приглашению князей, которые использовали их в междоусобных войнах. В 1252 году в русские земли вторглось большое войско под предводительством хана Неврхля. Он разорил владимирские земли, Суздаль, Переяславль.  А с 1273 по 1279 гг., то есть в течение 20 лет русские земли подвергались постоянным нашествиям. За это время предпринималось 14 боевых походов на северо – восточную Русь. Многие города были разорены по пять и более раз. Эти походы также нанесли огромный урон Древней Руси. 

Считают, что  монголо – татарское иго было сброшено после того, как в 1380 году русское воинство наносит поражение Золотой Орде -  в лице хана Мамая.  
 

4. Заключение

Таким образом, в конце 30-х – начале 40-х годов  XIII века Русь оказалась под перекрестным огнём противников с запада и с востока. В 1237 – 1240 гг. она переживает нашествие монголо – татарских орд под предводительством хана Батыя. Разобщённые русские земли, погрязшие в княжеских усобицах, не смогли объединить свои силы в один кулак для отпора многочисленному, сильному и прекрасно организованному врагу. Результатом стал их разгром и опустошение во время нашествия и 240 – летнее иго Золотой Орды. Господство монголо – татар резко ограничило связи Руси с окружающим миром, затормозило её социально – экономическое и культурное развитие. Оно способствовало изменению менталитета общества, снижению его демократичности, усилению власти князей, что в дальнейшем послужило основами для формирования самодержавной царской власти русских царей. Под влиянием Золотой Орды на Руси формируется полувосточное централизованное государство. Вместе с тем, благодаря льготам и привилегиям, полученным от завоевателей, за время монголо – татарского владычества усилилась русская церковь, хранившая культурные традиции, сформировавшиеся в домонгольский период. Православие связующей нитью соединяло Русь с остальным христианским миром и не позволяло ей предать забвению присущую ему систему ценностей и полностью перейти на восточный путь развития.   
 

5. Список используемой  литературы 

  1. История России. Учебник для Вузов. Мунчаев Ш.М.  Устинов В.М. М., 1997 год
  2. История России. В 2 т. Т.1. С древнейших времен до конца 18 в. под редакцией А.Н. Сахарова М., 2006 год
  3. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник; А.С Орлов, В.А. Георгиев, Н.А. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2000 год
  4. Золотая Орда и ее падение. Греков Б.Д. Якубовский. М., 1950 год
  5. Монголо-татарское нашествие на Русь 13 в. В.В Каргалов М., Изд. Просвещение 1966 год     

  
 

ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ  

1. Введение 

2. Анализ «Повести  о разорении Рязани  Батыем»  

3. Заключение 

4. Список используемой литературы 
 
 
 
 
 

1. Введение 

В связи с  опустошением Батыем в 1237 г. Рязанской земли создана была (быть может, вскоре после этого события) повесть о разорении Рязани Батыем, которой предшествует рассказ о перенесении попом Евстафием иконы Николы из Корсуня в Рязань. Она известна в текстах только начиная с XVI в. и читается в поздних летописных сводах и в некоторых сборниках.

Наличие лишь поздних  списков повести не дает нам возможности  восстановить её первоначальный текст. 
 

2. Анализ «Повести  о разорении Рязани Батыем»  

По тексту волоколамского списка XVI в., изданному Д.С. Лихачевым, содержание повести таково. 

В лето 6745 (т.е. в 1237 г. н.э.), в двенадцатое по перенесении чудотворного николина образа из Корсуня, пришел безбожный царь Батый на Русскую землю со многими войсками татарскими и стал на реке Воронеже, близ Рязанской земли. И отправил он в Рязань к великому князю Юрию Ингоревичу Рязанскому бездельных своих послов, прося десятины в князьях, в людях и в конях и во всем. Услышав это, великий князь Юрий Ингоревич посылает в город Владимир к великому князю Георгию Всеволодовичу, прося помощи на безбожного царя Батыя, чтобы он или сам пришел, или послал свое войско. Но Георгий Всеволодович и сам не пришел, и войска своего не послал, желая самостоятельно сразится с Батыем. Услышал великий князь Юрий Ингоревич Рязанский, что нет ему помощи от князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и послал за братьями своими Давидом и Глебом и за другими князьями. Начали они совещаться, как утолить дарами безбожного Батыя. И послал князь Юрий Ингоревич сына своего князя Фёдора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю со многими дарами и великими молениями, чтобы не воевал он Рязанской земли.  

Безбожный же царь Батый, коварный и немилосердный, приняв дары, лживо обещал не воевать Рязанской земли, но за это стал просить у рязанских князей дочерей или сестер себе на ложе. И некий из рязанских вельмож, побуждаемый завистью, сказал Батыю, что у князя Федора Юрьевича есть княгиня царского рода, очень красивая. Царь Батый, лукавый и немилостивый в своем неверии, обуреваемый похотью, сказал князю Федору Юрьевичу: «Дай мне, князь, познать жены твоей красоту». Князь Федор Юрьевич Рязанский посмеялся и сказал Батыю: «Не прилично нам, христианам, тебе – нечестивому царю – водить жен своих на блуд. Если нас одолеешь, то и женами нашими будешь владеть». Батый, сильно рассвирепев, велел убить Федора Юрьевича и бросить его тело зверям и птицам на растерзание. И иных князей нарочитых и воинов убил он. Только один из воинов скрылся и, увидев тело господина своего, никем не охраняемое, горько заплакал, тайно схоронил его и поспешил к княгине Евпраксии, чтобы известить её о смерти мужа.

Княгиня Евпраксия  «стояще в превысоком храме (в  тереме) своем и держа любезное чадо свое – князя Ивана Федоровича, и услыша таковыя смертоносныя глаголы, и горести исполнися, тотчас ринуся из превысокого храма своего с сыном своим со князем Иваном на среду земли  и заразися до смерти» (т.е. разбилась насмерть). Когда князь Юрий Ингоревич услышал о смерти сына и иных князей и нарочитых людей, он начал сильно плакать с великою княгинею и с прочими княгинями и с братиею. И плакала долгое время вся Рязань.

Едва отойдя от великого плача и рыдания, помолившись  богу, князь Юрий Ингоревич стал собирать свое войско для битвы с Батыем.  

Встретил он Батыя близ Рязанской земли и  напал на него, и начали рязанцы  биться крепко и мужественно. И была сеча злая и ужасная, и пали многие полки Батыевы. Силы Батыя были так  велики, что русские бились «один  с тысящей, а два – с тмою» (с десятью тысячами – одна из типичных формул воинских повестей). Здесь был убит князь Юрий Ингоревич, его братья Давид и Глеб, и многие другие князья местные.  

Затем автор  продолжает рассказ о дальнейших столкновениях русских войск  с Батыем. Перечисление этих столкновений заканчивается сообщением о взятии города Рязани. Батый ворвался в город, зарубил княгиню Агриппину, мать князя, сжег церковь, многих людей мечами посек, а других в реке потопил, а  весь город разгромил. 

Вслед за этим идет самый красочный эпизод повести, в котором выступает как эпический богатырь, Евпатий Коловрат, мститель за обиды и поругание, нанесенные Батыем Рязанской земле. Когда Батый разорял её, Евпатий был в Чернигове, с князем Ингварем Ингоревичем. Услышав о приходе Батыя, Евпатий вышел из Чернигова с малой дружиной и вскоре прибыл в Рязань. Он увидел землю Рязанскую опустошенную, города разоренные, церкви сожженные, людей убитых. Собрал он малую дружину, 1700 человек, которые уцелели от татарского разгрома, и погнался за Батыем, и догнав его в Суздальской земле, напал на его стан и начал бить его без милости. Татары думали, что мертвые восстали. Евпатий обнаруживает такую храбрость, что даже сам царь татарский его убоялся, и велел шурину своему Хостоврулу вступить в единоборство с Евпатием. Евпатий наехал на своего противника и рассек его пополам. Когда же Евпатий был убит, его тело принесли к Батыю. Батый оказывает уважение своему недавнему противнику и преклоняется перед его мужеством. Он отдает тело Евпатия уцелевшей его дружине и отпускает ее, не причинив никакого вреда. Противник, на которого было потрачено так много сил, вызывает в царе, воине – профессионале, чувство изумления, восторга, преклонения перед его воинской доблестью.  

В заключительном эпизоде повести рассказывается о том, что князь ингвар ингоревич, у которого был Евпатий в Чернигове, приходит в Рязанскую землю, видит ее обездоленную, что братья его убиты Батыем. Он призывает оставшихся в живых попов из окружающих городов и сел и погребает своих родственников и прочих мертвецов с великим плачем. В повести перечисляются убитые князья – защитники Рязанской земли: великий князь Юрий Ингоревич Рязанский, братья его Давид Ингоревич и Глеб, и многие местные князья.  

Заканчивается повесть сообщением о том, что Ингвар Ингоревич отправляется на реку Воронеж, где был убит Федор Юрьевич, берет его тело и приносит к храму Николы Корсунского. Туда же приносят и тела княгини Евпраксии и ее сына Ивана Постника. Всех их там хоронят. Отсюда Никола стал называться Заразским, т.к. построение храма связано с тем, что княгиня Евпраксия, бросившись из терема со своим сыном, «заразися до смерти». Сам Ингвар Ингоревич возвращается в Рязань, где садится на столе отца своего великого князя Ингоря Святославича, обновляет Рязанскую землю, строит церкви и монастыри, утешает пришельцев.  

Такова эта  незаурядная воинская повесть, представляющая собой живой отклик на события  татарского нашествия. В основе ее, несомненно, лежат эпические сказания, устные поэтические произведения, связанные с самим событием. Эпизод смерти Федора и его жены Евпраксии, нашедший отражение в былине о Даниле Ловчанине, а также рассказ о Евпатии Коловрате, очевидно, восходят к особым народным историческим песням.  

В повести не всегда точно переданы исторические факты: в ней, например, идет речь о таких князьях, якобы павших при защите Рязанской земли, из которых один (Всеволод Пронский) умер задолго до нашествия Батыя, а другой (Олег Красный) умер много лет спустя после рязанского разорения. Родственные отношения князей, как они указаны в повести, также не всегда соответствуют действительности; не все имена, упоминаемые в повести, могут быть подтверждены летописными данными. Взаимоотношения рязанских князей, далеко не всегда дружественные, идеализированы и показаны как неизменно братские. Все это следует объяснить не столько отдаленностью даты написания повести от рассказанных в ней событий, сколько, видимо, тем, что в основу ее легло устное эпическое произведение, часто жертвующее фактичностью в пользу идейной и эмоциональной выразительности. 

Повесть о разорении  Рязани Батыем по своей тематике и  по стилю является ярким образчиком воинских повестей. В ряду последних  она по своим художественным качествам  занимает одно из первых мест. Характерной  особенностью ее является напряженный и в то же время сдержанный лиризм и драматизм. Впечатление волнующего драматизма, производимое повестью, достигается в ней не многословной риторической фразеологией, как в позднейших сходных памятниках, а как бы преднамеренно предельно сжатой передачей трагических событий. Таков, например, рассказ о смерти князя Федора Юрьевича и о смерти его жены, а также рассказ  о подвигах и гибели Евпатия Коловрата. Повествование, в основе своей восходящее к лиро – эпическому сказанию, как будто сознательно чуждается напыщенной и витиеватой шумихи, заслоняющей собой непосредственное и искреннее выражение чувства. Первоначальная же основа повести отличается всеми характерными чертами раннего воинского стиля как в своей фразеологии, так и в образных средствах. Повесть насквозь проникнута героическим пафосом воинской доблести; князья и дружина изображены в ней в ореоле беззаветного мужества, побуждающего их безбоязненно идти навстречу смерти.  
 

В повести отсутствует  тот покаянный тон, какой отмечался  в предшествующих памятниках, написанных на тему о татарском нашествии. Не к пассивному подчинению страшному бедствию, а к активной борьбе с ним призывает повесть всем своим содержанием. И конец ее – бодрый и уверенный. Рязанская земля оправляется от батыева нашествия и отстраивается, рязанцы радуются освобождению от «безбожнаго, зловернаго царя Батыя». 
 

3. Заключение 
 

Все отмеченные особенности повести о разорении  Рязани Батыем заставляют очень высоко расценивать ее как памятник нашей  ранней повествовательной литературы воинского жанра, отводя ей едва ли не второе место после «Слова о полку Игореве».  
 

4. Список используемой литературы 

  1. Н.К. Гудзий «История древней русской литературы»  М., Изд. Аспект Пресс 2002 год
  2. История русской литературы X-XVII в. М., Изд. Просвещение 1980 год
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение
 
  1. Русь  в XIII веке
 
 
  1. Монголо – татарское нашествие
 

             - Рождение монгольской державы;

             - Завоевания монголов;

             - Трагедия на реке  Калке;

             - Батыево нашествие на Русь;

             - Завоевание Северо  – Восточной Руси;

             - Татаро – монгольское  иго. 

  1. Заключение
 
  1. Список  используемой литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Рязанский институт экономики

      негосударственное образовательное учреждение

                 высшего профессионального образования

                 филиал «Санкт-Петербургская академия

Информация о работе Монголо-татарское нашествие