Начало российского парламентаризма. Деятельность 1 и 2 Государственной думы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:15, доклад

Описание

В январе 1905 г. в России началась революция. С самого начала революции царизм сочетал тактику репрессий с тактикой уступок. В феврале 1905 г. царь подписывает манифест о создании законосовещательного органа для разработки законодательных предложений – Государственной Думы.

Работа состоит из  1 файл

11.doc

— 60.00 Кб (Скачать документ)

11.Начало  российского парламентаризма .деятельность 1 и 2 Государственной думы.

В январе 1905 г. в России началась революция. С самого начала революции царизм сочетал тактику  репрессий с тактикой уступок. В  феврале 1905 г. царь подписывает манифест о создании законосовещательного органа для разработки законодательных предложений – Государственной Думы.

В период Всероссийской  политической стычки 17 октября 1905 г. царь подписал Манифест, по которому предоставлялось избирательное право всем слоям населения и будущая дума наделялась законодательными правами вместо законосовещательных. Дума была создана для перехода страны к буржуазной монархии.  

11 декабря 1905 г., в разгар  вооруженного восстания в Москве, был издан закон о выборах  в Государственную Думу. Выборы не были всеобщими (избирательного права не имели женщины, мужчины до 25 лет, военнослужащие), они не были равными, не были прямыми.

Первая Государственная  Дума работала с 27 апреля по 8 июля 1906 г. Главный вопрос, выдвинутый на рассмотрение думы, был аграрный.

Все политические притязания кадетов и депутатов других партий и фракций были отвергнуты правительством, а дума распущена.

Вторая Государственная  Дума (20 февраля – 2 июня 1907 г.) работала в обстановке упадка революции. Многие рабочие были отстранены от выборов, в стране шли аресты. Несмотря на это, состав второй Государственной Думы оказался более левым, чем первой думы. Это было обусловлено возросшей политической сознательностью масс, отходом значительной части крестьян от кадетов и участием в выборах большевиков. По-прежнему главным вопросом, обсуждаемым думой, был аграрный. Единство во взглядах на решение этого вопроса не было достигнуто.

3 июня 1907 г. дума была  распущена.

Манифест 17 октября 1905 г. стал крупным шагом по пути политических реформ. Был образован Совет министров как постоянно действующий орган. Министры отвечали за свои действия перед царём. Сохранялся Государственный совет, но теперь он по

лучил права верхней  палаты Думы. Половина его членов назначалась  императором, половина избиралась из дворян. Государственный совет имел право не одобрять законопроекты, предложенные Думой. Документы получали силу законов лишь после утверждения их царём. Между сессиями Думы царь мог единолично издавать указы, которые затем вносились на утверждение Думы. Ее законодательные права были невелики. Тем не менее империя перестала быть классической самодержавной монархией. Возможности для созыва и работы Думы были созданы. При всей ограниченности это был первый в истории опыт российского парламентаризма.

I Государственная дума  избиралась на основе избирательного  закона 11 декабря 1905 г. Право голоса  получило 25 млн. человек. В выборах  не участвовали батраки, женщины,  солдаты, матросы, учащиеся, рабочие,  занятые на мелких предприятиях. Был введён возрастной (25 лет) и имущественный цензы. Выборы были многоступенчатыми, а права избирателей неравными. Голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.

27 апреля Николай II торжественно открыл Государственную  думу. Главную победу на выборах одержала партия кадетов, получившая более трети всех мест. Трудовики, которые выражали интересы крестьянства, завоевали четвёртую часть мандатов. В Думу прошло 15 социал-демократов. Председателем Думы избрали умеренного либерала С.М.Муромцева. Общим настроением думцев было противостояние правительству.

Через неделю после начала работы Дума приняла обращение к  Николаю II. Депутаты требовали введения всеобщих выборов, создания ответственного перед Думой министерства, упразднения  Горемыкина отвергло эти требования. Дума потребовала отставки правительства. Ситуация обострилась.

Большие споры вызвал в Думе аграрный вопрос. Трудовики  предлагали перевести все земли  в "общенародный земельный фонд". Распоряжаться фондом должны были органы местного самоуправления. Это означало национализацию земли и ликвидацию помещичьего землевладения. Дума приняла более умеренный проект закона, предложенный кадетами, согласно которому крестьяне могли за вы-

куп получить помещичьи  земли. Думцы были уверены, что царь пойдёт на уступки. Этого не произошло.

9 июля 1906 г. новый министр  внутренних дел П.А.Столыпин распустил  Государственную думу. Часть депутатов  выехала в Вы-борг. Они приняли  "Выборгское воззвание", в котором  призвали народ не платить  налоги, не давать солдат в армию. Горемыкин вынужден был уйти в отставку. Новым председателем Совета министров стал Столыпин. Составители воззвания подверглись судебным преследованиям и потеряли возможность попасть в следующую Думу.

 

Традиции представительства  имеют в России древнюю историю. Они пришли на смену непосредственному участию населения в делах отечества — Псковскому, Новгородскому вече, иных древнерусских княжеств. С включением их в состав Московского царства вече остаются в прошлом, они более не собираются.

В российских землях в качестве совещательного органа при князе имелись княжеские думы. С конца XV в. они становятся постоянными и получают наименование Боярская дума. Боярская дума была упразднена в 1711 г. в связи с созданием Петром I Сената.

В Московской Руси в наиболее сложные периоды ее истории, когда власти не могли самостоятельно принять решения, и им требовалась поддержка служилого дворянства и посадского населения, созывались Земские соборы. Первый из них состоялся в 1550 г. На них избирались цари, в 1598 г. — Борис Годунов, в 1613 г. — Михаил Романов; решались вопросы объявления войны и заключения мира; установления налогов и др. Последним был Земский собор 1653 г, решивший вопрос о воссоединении Украины с Россией.

Существование соборов  охватывает сто лет, с середины XVI до середины XVII вв. Несмотря на их совещательный характер, они способствовали собиранию Русских земель, преодолению «смутного времени», формированию централизованного государства.

В России после Земских соборов в течение 250 лет отсутствовал общенациональный представительный орган власти. Формирование общероссийского представительства относится к началу XX в, драматическому времени в истории России: поражение в русско-японской войне, расстрел 9 января 1905 г. в Санкт-Петербурге мирной демонстрации рабочих (кровавое воскресенье), восстание на броненосце «Потемкин», всероссийская политическая стачка, декабрьское (1905г.) вооруженное восстание в Москве. В эти дни, в разгар вооруженных столкновений 11 декабря 1905 г. принимается закон о выборах первой Государственной Думы. Согласно закону образовывались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая.

Выборы не были всеобщими. Избирательным правом не обладали женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, кочевые народы, значительная часть рабочих. В выборах рабочей курии участвовали лишь те рабочие, которые трудились на предприятиях с числом работающих не менее пятидесяти человек.

Выборы были не равные. В землевладельческой курии один выборщик избирался от 2 тысяч ее избирателей, в городской — от 4 тысяч, в крестьянской — от 30, в рабочей — от 90 тысяч. Стало быть, один голос помещика приравнивался к 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.

Выборы были многостепенными. Для  рабочих была установлена трехстепенная, для крестьян — четырехстепенная, для остальных — двухстепенная подача голосов.

Большевики объявили активный бойкот, отказавшись от участия в выборах. В.И.  Ленин писал: «Большевики и меньшевики согласны в том, что теперешняя Дума есть жалкая подделка народного представительства» . Имелись и иные мнения.

Председатель Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва И.П.  Рыбкин пишет, что в 1906 г, через несколько недель после начала работы Первой Государственной Думы России вышла небольшая брошюра Н.А.  Бородина «Государственная Дума в цифрах». И.П.  Рыбкин цитирует главный, на его взгляд, вывод автора брошюры: «Теперь уже для всякого очевидна та громадная роль, которую заняла в умах и сердцах русского народа Государственная Дума — первое собрание народных представителей» . Дума просуществовала 72 дня. Она была распущена царем за попытку наделить крестьян землей.

Не все депутаты смирились с этим. Около 200 из них выехали в Финляндию в Выборг. Там 10 июля 1906 года ими было принято воззвание к гражданам России. Подписавшие его депутаты были привлечены к уголовной ответственности за призыв к неповиновению и противодействию закону. 167 депутатов были приговорены к трехмесячному тюремному заключению. Председатель Государственной Думы профессор Московского университета член ЦК кадетской партии С.А.  Муромцев отбывал заключение в Таганской тюрьме. Все они были лишены избирательного права и возможности вновь избираться в Государственную Думу .

Вторая Государственная  Дума также была распущена царем. Только третья Дума проработала весь положенный по закону пятилетний срок. Четвертая Дума была распущена 6 октября 1917 г. Временным правительством в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. После Октябрьской революции 1917 г. при существовании Всероссийского съезда Советов один день в январе 1918 г. заседал еще один представительный орган — Учредительное собрание, распущенное большевиками.

В России, таким образом, имелись предпосылки появления парламента и формирование парламентаризма. Но этого в начале XX в. не произошло.

Парламент и парламентаризм явления не совпадающие. Наличие парламента не означает существование парламентаризма. В стране может быть парламент, но отсутствовать парламентаризм.

Парламентаризм — это сложный и многогранный феномен, некая шкала социальных ценностей, где господствует закон, утвердились принципы верховенства права и разделения властей, где гражданское общество характеризуется демократизмом и высокой политико-правовой культурой при сложившейся выборной системе власти .

В ходе февральской и октябрьской революций 1917 г. в России сложилась система представительной государственной власти — Советы депутатов и их съезды. Основоположники марксизма — К. Маркс, Ф. Энгельс — вслед за ними В.И.  Ленин, отрицали парламентскую форму власти. Характеризуя Парижскую Коммуну как форму организации государственной власти, К. Маркс писал: «Коммуна должна была быть не парламентарной, а работающей корпорацией, в одно и тоже время и законодательствующей и исполняющей законы» .

Анализируя деятельность Советов, В.И.  Ленин в «Апрельских тезисах» (1917 г.) пишет: «Не парламентарная республика, — возвращение к ней от С.Р.Д.  было бы шагом назад, — а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху» .

Преимущество Советов  перед парламентаризмом виделось в отсутствии привилегий депутатов, их выборность в соответствии с демократическими принципами, подконтрольность и ответственность депутатов перед избирателями включая право их досрочного отзыва из представительного органа, объединение в Советах законодательных, исполнительных и контрольных функций.

Высшим органом власти после революции 1917 г. являлся Всероссийский съезд Советов, с образованием в 1922 г. Союза ССР — Съезд Советов СССР. Съездовская система просуществовала с 1917 по 1936 гг., будучи закрепленной в Конституциях РСФСР 1918 и 1925 гг. По Конституции РСФСР 1937 г. высшими органами власти являлись Верховный Совет и его Президиум. Конституция РСФСР 1978 г. сохранила эту систему. Президиум Верховного Совета при этом учреждался как орган Верховного Совета, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных Конституцией, функции высшего органа государственной власти РСФСР в период между его сессиями (ст. 113 Конституции РСФСР 1978 г.).

Изменениями и дополнениями, внесенными в Основной Закон в 1989 г., высшим органом власти России был учрежден Съезд народных депутатов и как его постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган — Верховный Совет.

Советская модель власти при всех ее недостатках вовлекла в политический процесс, в процесс участия в делах государства и общества миллионы и миллионы людей. Советы были массовыми, периодически избираемыми, их депутаты (рабочие, колхозники, врачи, учителя и др.) ощущали свою причастность к решению общественных дел, пользовались уважением и авторитетом в обществе.

Данная констатация  не есть идеализация советской модели власти, но в ней было не мало положительного, что не следует забывать.

Начало 90-х гг. прошлого века изменило страну, распался Союз ССР, его бывшие субъекты, союзные республики, — включая Российскую Федерацию, стали самостоятельными государствами.

12 декабря 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации, в которой впервые в истории страны общенациональный законодательный орган — Федеральное Собрание — назван парламентом.

Но, к сожалению, еще не сформировавшийся в России парламентаризм, имеет не мало негативного.

Нельзя считать решенным вопрос о формировании Совета Федерации — палаты российского Парламента.

История сохранила интересный факт об обстоятельствах создания двухпалатного парламента первой в мире федерации. При подготовке Конституции США 1787 г., представители штатов, собравшиеся на конвент в Филадельфии, не смогли договориться о числе представителей от каждого штата в американском конгрессе (парламенте). Одни предлагали стабильное представительство от каждого штата. Другие полагали, что число конгрессменов от штата должно зависеть от численности населения штата. Было решено в качестве компромисса образовать две палаты — Сенат, в состав которого входят по два сенатора от каждого штата, и Палату представителей, численный состав которой от каждого штата зависит от количества его жителей. Так, в силу случайного стечения обстоятельств в федеративном государстве был создан двухпалатный парламент. Этот случай стал правилом, и все федерации мира имеют двухпалатный парламент . В Российской Федерации таким он стал лишь в 1990 г. в силу конституционной реформы от 27 октября 1989 г.

Смысл и назначение Совета Федерации в том, чтобы выражать интересы субъектов Федерации, учитывать их при принятии законов. Государственная Дума призвана выражать интересы всего населения страны. В законе должна быть выражена общая воля многонационального народа. В ней должны присутствовать специфические потребности субъектов Федерации. Это можно обеспечить за счет представительства в Совете Федерации людей хорошо знающих и понимающих особенности того субъекта Российской Федерации, который они представляют. Нынешний состав данной палаты такими качествами не обладает. Большей дискредитации палаты российского парламента нельзя себе представить нежели то, что недавний представитель Татарстана становится представителем губернатора Рязанской области, а ее представитель вдруг назначается в Совет Федерации от Эвенкии, представитель Ингушетии становится посланцем Красноярского края, Нижнего Новгорода — Ростовской области . Этим отрицается сама суть Совета Федерации как палаты представителей субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Начало российского парламентаризма. Деятельность 1 и 2 Государственной думы