Национальные отношения и национальные движения в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:37, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Проблемы, связанные с управлением и функционированием государства в этнически разделенных обществах - предмет особого внимания современных ученых и политиков. Поэтому вопросы совершенствования междунациональных отношений, формирования культуры общения, утверждения ценностей интернационализма и дружбы народов являлись актуальными во всех многонациональных государствах.

Работа состоит из  1 файл

Национальные отношения и национальные движения в ССС.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

    Уже весной 1953 г. была прекращена антисемитская кампания. Постепенно сворачивались борьба с «низкопоклонством перед Западом» и кампания лести русскому народу, подчеркивающая его особое положение в советском государстве. Акцент в республиках ставился на выдвижение национальных кадров. Президиум ЦК КПСС принял решение, что во главе ЦК компартий национальных республик должны находиться представители титульных наций. Правда, поначалу решение это реализовывалось непоследовательно: после принятия решения об освоении целины во главе Компартии Казахстана вместо Ж. Шаяхметова был поставлен П.К. Поно-маренко. Его преемником на посту лидера Казахстана стал Л.И. Брежнев.

    В 1954 г. в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией Крымская область РСФСР была передана в состав Украинской ССР. Решение об этом было принято Верховным Советом СССР по предложению Н.С. Хрущева. При этом Верховный Совет РСФСР вопроса о Крыме не обсуждал, хотя действовавшая Конституция СССР устанавливала, что изменение границ союзных республик требует их взаимного согласия. В июне 1956 г. Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую АССР в составе РСФСР.

    Выступая с «секретным» докладом на XX съезде КПСС, Н.С. Хрущев заявил: «В сознании не только марксиста-ленинца, но и всякого здравомыслящего человека не укладывается такое положение — как можно возлагать ответственность за враждебные действия отдельных лиц или групп на целые народы, включая женщин, детей, стариков, коммунистов и комсомольцев, и подвергать их массовым репрессиям, лишениям и страданиям». Массовые депортации были охарактеризованы им как «грубое попрание основных ленинских принципов национальной политики Советского государства». В 1956—1957 гг. отменили решения о высылке немцев Поволжья, калмыков, карачаевцев, ингушей, чеченцев, балкарцев, крымских татар, репрессированных в 1941 —1944 гг. Были восстановлены национальные автономии калмыков, карачаевцев, балкарцев, ингушей, чеченцев. Исключение составили немцы Поволжья и крымские татары, в 1950-е гг. официальной реабилитации этих народов так и не произошло.

    Сложному процессу возвращения депортированных власти с самого начала пытались придать планомерный характер. Однако процесс переселения вскоре вышел из-под контроля. Так, в Чечено-Ингушскую АССР за

  1. г. прибыло свыше 200 тыс. человек, что существенно превышало цифры, предусмотренные 4-летним планом переселения. Это создавало серьезные проблемы с трудоустройством и обеспечением жильем. Стали обыденным явлением ссоры из-за домов и приусадебных участков, групповые драки с применением холодного и огнестрельного оружия. В течение того же 1957 г. за пределы Чечено-Ингушской АССР выехали 113 тыс. русских, осетин, аварцев, украинцев и граждан других национальностей. После убийства рабочего Грозненского химического завода Е. Степашина весь Грозный 26—27 августа г. был охвачен массовыми беспорядками, которые были подавлены войсками.

    В целом «возвращение к ленинским нормам» внесло изменения в сложившуюся в СССР иерархию народов, но не отменило самого факта ее существования. Предметом особого внимания союзного руководства являлась Украина. Благодаря освоению целинных земель одно из ведущих мест среди союзных республик занял Казахстан. В своеобразную зажиточную «витрину социализма» превратились республики Прибалтики. Это произошло в результате стараний новой власти создать наилучшие, «западные» условия жизни в городах, укрепить их современным промышленным производством. Эстония, Латвия и Литва оказались в составе СССР наиболее передовыми в промышленном, сельскохозяйственном и культурном отношении. Многие жители Советского Союза приезжали туда из других частей страны, удивляясь благополучию, чистоте, порядку, покупали здесь дефицитные товары, отдыхали в летнее время как в санаториях и домах отдыха, так и снимая частное жилье. Постепенно сложилась широкая кооперация этих республик с другими областями и республиками СССР. Продукция Прибалтики — радиоприемники, телевизоры, молочные продукты, изделия легкой промышленности — нуждалась в рынках сбыта, и ее качество, нередко более высокое, чем у подобных товаров из других регионов страны, полностью удовлетворяло советских людей. Сложнее было с возможностью экспорта этой продукции на Запад, где требования к качеству продукции были более высокими. В свою очередь, Прибалтика нуждалась в машинах, оборудовании и многих товарах из других частей СССР, и эти нужды удовлетворялись. 

 

Заключение

    Проблемы, связанные с управлением и  функционированием государства  в этнически разделенных обществах - предмет особого внимания современных ученых и политиков. Поэтому вопросы совершенствования междунациональных отношений, формирования культуры общения, утверждения ценностей интернационализма и дружбы народов являлись актуальными во всех многонациональных государствах.

    Эти вопросы были и остаются самыми животрепещущими  для российского общества. Российская Федерация, как правопреемница СССР, как известно, является одним из крупнейших в мире многонациональных государств, в котором проживает более 150 наций и народностей. Каждая из них обладает своей спецификой - по численности, социально-профессиональной структуре, типу хозяйственно-культурной деятельности, языку, особенностям материальной и духовной культуры. Границы расселения народов, как правило, не совпадают с границами республик, краев, областей и округов. На численность и характер их расселения в различных регионах Российской Федерации особое воздействие оказывает интенсивность миграционных процессов. Преобладающее большинство этнических общностей складывалось веками и в этом смысле являются коренными. Отсюда их историческая роль в формировании российской государственности и притязания на самостоятельные национально-территориальные или, по меньшей мере, национально-культурные образования.

    Драматические коллизии распада Советского Союза  и обострение межнациональных отношений практически на всем постсоветском пространстве диктуют необходимость изучения и переосмысливания опыта национально-политических процессов. Это связано, прежде всего с тем, что в современных условиях проблема сохранения единства Российской Федерации является одной из наиболее важных и актуальных. Опыт недавнего советского прошлого учит, что недооценка роли этнического фактора, ошибки в оценке его реальной роли ведут к накоплению его огромного конфликтного потенциала, который может служить угрозой целостности для многонационального государства. Недавний распад СССР показывает также насколько важно строить национальную политику и межнациональные отношения на научной основе.

    Поэтому, по мнению докторанта, актуальной проблемой  современной России является проблема сохранения политического, экономического, культурно-исторического единства российского общества, целостности территории, возрождения на этой основе действительно крепких, взаимовыгодных, исключительно необходимых межнациональных отношений.

    Поэтому без тщательного изучения богатого советского опыта национальных движений и извлечения тех исторических уроков невозможна объективная картина современных национальных отношений в России. Все это подчеркивает необходимость изучения причин и основных этапов национальной политики и межнациональных отношений. Это необходимо для формирования такой национальной политики в стране, которая привела бы к более полному развитию народов, населяющих Российскую Федерацию.

 

Список литературы

 
  1. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. М.: Республика,1992. 383 с.; Кн.2. М.: Республика,1993. Кн.1. 416 с.
  2. Алексеев С.В., Каламанов В.А., Черненко А.Г. Идеологические ориентиры России. В 2-х тт. Т.1. М.: Книга и бизнесс, 1998. 424 с.; Т.2. М.: Книга и бизнес, 1998. 560 с.
  3. Алекссева Л. История и инакомыслие в СССР. USA, 1984. 480 с.
  4. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М.: Аспект-Пресс,1998. 271 с.
  5. Боффа Д. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994 гг. М.: Международные отношения, 1996. С. 80-108, 177-183, 214-220,236-255, 257-285.
  6. Булдаков В.П. Имперство и российская революционность // Отечественная история. 1997. ? 1. С.42-59; ? 2. С.20-47.
  7. Булдаков В.П. Истоки и последствия солдатского бунта: психология 'человека с ружьем' // 1917 год в судьбах Росси и мира. Февральская революция: от новых источников к новому осмыслению. М., 1997. С.208-217.
  8. Бурмистрова Т.Ю., Гусакова В.С. Национальный вопрос в программах и тактике политических партий в России. М.: Мысль, 1976. 262 с.
  9. Верстюк В.Ф. Февральская революция и украинское национально-освободительное движение // 1917 год в судьбах России и мира. Февральская революция: от новых источников к новому осмыслению. М., 1997. С.182-188.
  10. Вдовин А.И. Национальная политика 30-х гг. (об исторических корнях кризиса межнациональных отношений в СССР) // Вестник Московского университета. Сер.8. История. 1992. ? 4. С.16-37.
  11. Гатагова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в Х1Х в. М.: ИЦ. Россия молодая. М., 1993. 142 с.
  12. Галаганов З.П. Межнациональные отношения в СССР. Ч.1. От Сталина до Горбачева. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1996. 76 с; Ч.2. Россия-Прибалтика. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1997. 196 с.
  13. Горизонтов Л.Е. Помещик или мужик? Русское землевладение, стратегии решения польского вопроса // Имперский строй России в региональном измерении. М., 1997. С.86-129.
  14. Губогло М. Может ли двуглавый орел летать с одним крылом? Размышление о законотворчестве в сфере этногосударственных отношений. М., 2000. 512 с.
  15. Межнациональные отношения в России и СНГ. Семинар Московского Центра Карнеги. Вып. 1: доклады 1993-1994 гг. М.: ИЦ 'АИРО-ХХ - РОТОБОР', 1994. 154 с.
  16. Сенин А. 'Требует большого искусства и осмотрительности:' Из истории управления национальными окраинами Российской империи // Этнополис.1996. ? 1. С.213-223.
  17. Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства Росиси. М.: РОССПЭН,1996. 279 с.

Информация о работе Национальные отношения и национальные движения в СССР