Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:37, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Проблемы, связанные с управлением и функционированием государства в этнически разделенных обществах - предмет особого внимания современных ученых и политиков. Поэтому вопросы совершенствования междунациональных отношений, формирования культуры общения, утверждения ценностей интернационализма и дружбы народов являлись актуальными во всех многонациональных государствах.
Уже весной 1953 г. была прекращена антисемитская кампания. Постепенно сворачивались борьба с «низкопоклонством перед Западом» и кампания лести русскому народу, подчеркивающая его особое положение в советском государстве. Акцент в республиках ставился на выдвижение национальных кадров. Президиум ЦК КПСС принял решение, что во главе ЦК компартий национальных республик должны находиться представители титульных наций. Правда, поначалу решение это реализовывалось непоследовательно: после принятия решения об освоении целины во главе Компартии Казахстана вместо Ж. Шаяхметова был поставлен П.К. Поно-маренко. Его преемником на посту лидера Казахстана стал Л.И. Брежнев.
В 1954 г. в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией Крымская область РСФСР была передана в состав Украинской ССР. Решение об этом было принято Верховным Советом СССР по предложению Н.С. Хрущева. При этом Верховный Совет РСФСР вопроса о Крыме не обсуждал, хотя действовавшая Конституция СССР устанавливала, что изменение границ союзных республик требует их взаимного согласия. В июне 1956 г. Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую АССР в составе РСФСР.
Выступая с «секретным» докладом на XX съезде КПСС, Н.С. Хрущев заявил: «В сознании не только марксиста-ленинца, но и всякого здравомыслящего человека не укладывается такое положение — как можно возлагать ответственность за враждебные действия отдельных лиц или групп на целые народы, включая женщин, детей, стариков, коммунистов и комсомольцев, и подвергать их массовым репрессиям, лишениям и страданиям». Массовые депортации были охарактеризованы им как «грубое попрание основных ленинских принципов национальной политики Советского государства». В 1956—1957 гг. отменили решения о высылке немцев Поволжья, калмыков, карачаевцев, ингушей, чеченцев, балкарцев, крымских татар, репрессированных в 1941 —1944 гг. Были восстановлены национальные автономии калмыков, карачаевцев, балкарцев, ингушей, чеченцев. Исключение составили немцы Поволжья и крымские татары, в 1950-е гг. официальной реабилитации этих народов так и не произошло.
Сложному процессу возвращения депортированных власти с самого начала пытались придать планомерный характер. Однако процесс переселения вскоре вышел из-под контроля. Так, в Чечено-Ингушскую АССР за
В
целом «возвращение к ленинским нормам»
внесло изменения в сложившуюся в СССР
иерархию народов, но не отменило самого
факта ее существования. Предметом особого
внимания союзного руководства являлась
Украина. Благодаря освоению целинных
земель одно из ведущих мест среди союзных
республик занял Казахстан. В своеобразную
зажиточную «витрину социализма» превратились
республики Прибалтики. Это произошло
в результате стараний новой власти создать
наилучшие, «западные» условия жизни в
городах, укрепить их современным промышленным
производством. Эстония, Латвия и Литва
оказались в составе СССР наиболее передовыми
в промышленном, сельскохозяйственном
и культурном отношении. Многие жители
Советского Союза приезжали туда из других
частей страны, удивляясь благополучию,
чистоте, порядку, покупали здесь дефицитные
товары, отдыхали в летнее время как в
санаториях и домах отдыха, так и снимая
частное жилье. Постепенно сложилась широкая
кооперация этих республик с другими областями
и республиками СССР. Продукция Прибалтики
— радиоприемники, телевизоры, молочные
продукты, изделия легкой промышленности
— нуждалась в рынках сбыта, и ее качество,
нередко более высокое, чем у подобных
товаров из других регионов страны, полностью
удовлетворяло советских людей. Сложнее
было с возможностью экспорта этой продукции
на Запад, где требования к качеству продукции
были более высокими. В свою очередь, Прибалтика
нуждалась в машинах, оборудовании и многих
товарах из других частей СССР, и эти нужды
удовлетворялись.
Проблемы, связанные с управлением и функционированием государства в этнически разделенных обществах - предмет особого внимания современных ученых и политиков. Поэтому вопросы совершенствования междунациональных отношений, формирования культуры общения, утверждения ценностей интернационализма и дружбы народов являлись актуальными во всех многонациональных государствах.
Эти вопросы были и остаются самыми животрепещущими для российского общества. Российская Федерация, как правопреемница СССР, как известно, является одним из крупнейших в мире многонациональных государств, в котором проживает более 150 наций и народностей. Каждая из них обладает своей спецификой - по численности, социально-профессиональной структуре, типу хозяйственно-культурной деятельности, языку, особенностям материальной и духовной культуры. Границы расселения народов, как правило, не совпадают с границами республик, краев, областей и округов. На численность и характер их расселения в различных регионах Российской Федерации особое воздействие оказывает интенсивность миграционных процессов. Преобладающее большинство этнических общностей складывалось веками и в этом смысле являются коренными. Отсюда их историческая роль в формировании российской государственности и притязания на самостоятельные национально-территориальные или, по меньшей мере, национально-культурные образования.
Драматические коллизии распада Советского Союза и обострение межнациональных отношений практически на всем постсоветском пространстве диктуют необходимость изучения и переосмысливания опыта национально-политических процессов. Это связано, прежде всего с тем, что в современных условиях проблема сохранения единства Российской Федерации является одной из наиболее важных и актуальных. Опыт недавнего советского прошлого учит, что недооценка роли этнического фактора, ошибки в оценке его реальной роли ведут к накоплению его огромного конфликтного потенциала, который может служить угрозой целостности для многонационального государства. Недавний распад СССР показывает также насколько важно строить национальную политику и межнациональные отношения на научной основе.
Поэтому, по мнению докторанта, актуальной проблемой современной России является проблема сохранения политического, экономического, культурно-исторического единства российского общества, целостности территории, возрождения на этой основе действительно крепких, взаимовыгодных, исключительно необходимых межнациональных отношений.
Поэтому без тщательного изучения богатого советского опыта национальных движений и извлечения тех исторических уроков невозможна объективная картина современных национальных отношений в России. Все это подчеркивает необходимость изучения причин и основных этапов национальной политики и межнациональных отношений. Это необходимо для формирования такой национальной политики в стране, которая привела бы к более полному развитию народов, населяющих Российскую Федерацию.
Информация о работе Национальные отношения и национальные движения в СССР