Народное творчество и его характерные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:08, реферат

Описание

Основной целью данного реферата я считаю наиболее полное раскрытие основных достижений и направлений русской культуры 18 века.
При написании реферата мною поставлены следующие задачи:
Дать общую характеристику культуры 18 века
Исследовать основные направления научной мысли в России в данный период
Раскрыть основные черты и особенности русского музыкального искусства 18 века
Дать оценку культуре дворянства как составляющей части общей культуры на данном историческом этапе
Проследить развитие народного творчества в 18 веке

Содержание

Введение………………………………………………………………….....2
Общая характеристика культуры и искусства XVIII века…………..…..4
Наука и ее основные достижения………………………………........……5
Музыкальное искусство. Опера……………………………………...…..10
Культура дворянства в XVIII веке……………………………………….16
Народное творчество и его характерные черты……………………...…22
Заключение……………………………………………………………......25
Список использованной литературы…………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

Реферат по истории на тему Культура XVIII века.docx

— 50.38 Кб (Скачать документ)

Однако успехи русского просвещения  и науки не стали достоянием трудовых масс. Массы были оторваны от достижений культуры, жили далекими от нее интересами. Самодержавие боялось распространения  знаний. «Черни не должно давать образования, поелику она будет знать столько  же, сколько вы да я, то не станет повиноваться нам в той мере, в какой повинуется теперь»,— писала Екатерина II фельдмаршалу П. С. Салтыкову.[1, стр. 143]

Музыкальное искусство. Опера.

На протяжении всего XVIII столетия русская   музыка    переживала  бурный рост.  Формировалась   светская   музыкальная   культура   нового   времени, складывались  свои   профессиональные  традиции   в   области   музыкального творчества,  образования,  исполнительского  искусства.  Это  был   сложный, противоречивый процесс.  Он  протекал  в  обстановке  господства  феодально - крепостнической  системы,  с  присущими   ей   сословными   разграничениями.

Оторванность дворянства от народной среды  неизбежно  накладывала  отпечаток на вкусы, культуру и эстетические  требования  образованных  слоев  русского общества. В дворянских кругах господствовало представление о  музыке  как  о своеобразном украшении аристократического  или  придворного  быта,  приятном развлечении в часы досуга. Занятия музыкой считались  в  этой  среде  прежде всего признаком тонкого европейского воспитания и светской "галантности".  А это в свою очередь порождало  тот  дух  слепого  подражания  Западу,  против которого столь резко протестовали наиболее просвещенные,  передовые  русские деятели XVIII века Кантемир, Ломоносов, Фонвизин, Радищев,  Новиков.  Борьба за  подлинно  национальную,  самобытную  культуру,  за   развитие   русского литературного  языка,  за  овладение  народными  художественными  традициями характеризует их творческую жизнь и деятельность.[6, стр. 148]

 Как и другие виды художественного  творчества, музыка  в  России  XVIII века не сдёлалась подражательным явлением. Она создавалась в условиях  самой напряженной и острой борьбы за утверждение национального самосознания.

Петровская Эпоха положила  начало  развитию  светской  музыки  нового  типа.

Творчество этого времени  пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки  -  военной, застольной, танцевальной.

На улицах новой столицы - Петербурга - играют военные  оркестры;  во  дворце устраиваются  ассамблеи  с  танцами;  музыка  звучит  и   на   торжественных празненствах,  и  на  военном   параде,   и   на   театральных   подмостках.

Строительство нового "государства  Российского" настойчиво  требовало  новых, особых, специфических форм музицирования.

 Новая функция   музыкального искусства особенно  полно проявилась  в  жанрах парадной, торжественной музыки.

В  честь  Петра  I  и  его  полководцев  исполнялись  специально  сочиненные песнопения, носившие названия "панегирических", или "виатных", кантов.

В музыкальном  поэтическом  отношении  панегирические  канты  были  типичным выражением героико-патриотических настроений петровской эпохи.

 Они породили особый   стиль торжественно-пышной,   гимнической хоровой музыки стиль, получивший  высшее  завершение  в  хоровых  концертах, кантатах и ораториях конца века.

Особой популярностью  пользовались танцевальные жанры.

Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез - прочно    укоренились на русской почве, а  некоторые  из  них,  в  первую  очередь  менуэт,  стали излюбленными в дворянском обществе.

Достаточно разнообразным  был музыкальный репертуар   петровских ассамблей.

В последние  годы  царствования  Петра  музыкальные  развлечения  при  дворе приобретают иной характер.

  Постепенно   к   музыке   начинают   приобщаться   наиболее   образованные представители  русской  аристократии.  Некоторые  из  них   хорошо   владели искусством  игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе входят  в  моду галантные песни любовно-лирического содержания ("арии"),  исполнявшиеся  под аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки.

Видное место музыка заняла и в театре.  Первые  годы  царствования  Петра  I положили начало  активному     развитию     театральной   жизни   в  России.

Впервые театр стад  доступным  для  сравнительно  широкого  круга  зрителей.

Неизменной участницей всех  спектаклей  была  инструментальная  музыка.  Для оформления  театральных  постановок,   по-видимому,   требовалась   довольно большая группа музыкантов.

 Начав свое существование  в первые годы царствования  Петра I, русский  театр продолжал расти и развиваться в течение всего XVIII века.  Театр  становится важным центром музыкальной жизни в послепетровскую  эпоху,  когда  искусство завоевывает все более широкое общественное признание.

В период 30-40-х годов  музыка  постепенно  выходит  из  сферы  прикладного искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные  музыкальные жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные инструменты, в  том  числе клавикорды, скрипка и арфа, получают все более широкое распространение в дворянском быту. При дворе и в домах знатных вельмож  устраиваются  камерные концерты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и  оперные  труппы,  русские музыканты овладевают исполнительским мастерством.  Тем  самым  развивающиеся традиции  бытового  и   концертного   музицирования   готовили   почву   для последующего возникновения русской композиторской школы.[5, стр. 201]

 Основным жанром,  характеризующим   развитие  музыкального  искусства  XVIII века в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном  жанре  ярче всего проявились впоследствии творческие  возможности  русских  композиторов XVIII века.

 Наряду с оперным  искусством в  России приобретают  популярность различные жанры камерной музыки. В середине  XVIII  века  камерные  концерты при дворе становятся обычным явлением.

В начале 60-х годов оркестр  был  разделен  на  две  самостоятельные  группы музыкантов -  исполнителей  оперно-симфонической  и  бальной  музыки.  Такая дифференциация была несомненным признаком роста исполнительских сил.

Не случайно из среды музыкантов придворного  оркестра  выдвинулись  в  конце века  такие  даровитые  русские  композиторы,  как   В.А.Пашкевич   и   И.А. Хандошкин.

Последняя треть  XVIII  века  характеризуется  значительной  демократизацией музыкально-общественной жизни. Театральная жизнь выходит далеко  за  пределы придворного, аристократического быта. Развивается  музыкальное  образование, нотопечатание и нотоиздательское дело. Музыка  становится  достоянием  более широких  кругов   русского   общества:   домашнее   музицирование   получает распространение в мелкопоместной и городской мещанской среде.

Ведущая роль в музыкальной  жизни  России  по-прежнему  принадлежит  оперному театру. Однако развитие музыкального  театра  к  этому  времени  приобретает новое направление: меняется и оперный репертуар, и состав зрителей.

Огромное значение  для   развития  оперного  жанра  в  России  имели  успехи отечественного драматического театра.  Большого  подъема  театральная  жизнь достигла в период 1770  -  1780-х  годов,  в  эпоху  деятельности  передовых русских драматургов Фонвизина, Николаева, Княжина, Капниста. В 1776  году  в

  Наряду  с  городскими  "вольными"  театрами  в   конце  XVIII  века  широко развертывается сеть крепостных театров, разбросанных по всей России.

Особенно широкой известностью пользовались театры графа Н. П.  Шереметева  в его подмосковных имениях Кусково и Останкино.

Театр Шереметьева был  в первую очередь  оперным,  причем  основу  репертуара составляли последние театральные "новинки" - комические оперы французских  и итальянских композиторов. На этой сцене шли лучшие  произведения  Паизиелло, Пиччини, Гретри и Монсиныи.

 А в  главных   ролях  блистала  знаменитая  "первая  певица"  шереметевского театра Прасковья Ивановна Ковалева  (по  сцене  -  Параша  Жемчугова,  1768-1803), чье имя вошло в народные предания и было овеяно легендарной славой.

 Широкой популярностью  в быту крепостнической России  пользовался особый  вид исполнительства - музыка роговых оркестров.

В конце XVIII века роговые  оркестры исполняли  также  и  достаточно  широкий концертный репертуар классической музыки (в  том  числе  симфонии  Гайдна  и Моцарта) и даже участвовали в оперных спектаклях.

К  концу  XVIII  века  все  более   систематический   характер   приобретает концертная жизнь.

 Ораториальные, хоровые  концерты пользовались  большим   успехом  у  публики.

Одновременно устраивались и сольные концерты.

Большим успехом  пользовались  выступления  клавесинистов  и  органистов  В. Пальшау, И. Гесслера, А. Сартори,  известных  в  России  также  и  по  своей педагогической деятельности.

 Успехи   музыкального   образования  и театрально-концертной  жизни создали прочную Основу для дальнейшего роста музыкальной  культуры.  Если  в начале века домашнее музицирование процветало лишь  в  узком  кругу  русской аристократии и было в значительной  степени  данью  «иноземному  вкусу»,  то теперь оно сделалось потребностью.

К музыкальному искусству, несмотря на  сословные  ограничения,  тянутся  все более широкие слои населения,  и  даже  представители  крепостного  сословия теперь составляют едва ли не основную  группу  музыкантов-профессионалов.  К концу   XVIII  века  можно  говорить  о   вполне   сложившихся,   устойчивых национальных традициях в  области музыкального исполнительства, оперного  театра,  концертной  жизни.  Но  самым  важным  и  самым  почетным завоеванием русской музыкальной культуры XVIII века явилось  создание  своей творческой традиции - рождение национальной композиторской школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура дворянства XVIII века.

Русская культура второй половиныXVIII в. отражает черты подымающейся нации. Возрастает общественная роль художественной литературы, которая постепенно теряет прежний анонимный и рукописный характер. Передовые писатели выступают  активными борцами за идеи просветительства; возникают первые литературные журналы.

Главное содержание культурного  процесса середины XVIII в. — становление  русского классицизма, идейной основой  которого была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной  власти, утверждение в художественных образах могущества абсолютной монархии.

Хотя русские писатели и художники обращались к опыту  опередившего их в развитии западноевропейского  классицизма, они стремились придать  этому течению черты национального  своеобразия. Хорошо об этом сказал Ломоносов: «Чтобы ничего неугодного не ввести, а  хорошего не оставить, надобно смотреть, кому и в чем лучше последовать».

В отличие от западноевропейского  классицизма, в русском классицизме, полном пафоса гражданственности, были сильны просветительные тенденции  и резкая обличительная сатирическая струя.

В литературе русский классицизм представлен произведениями А. Д. Кантемира, В. К. Тредьяковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова. А. Д. Кантемир явился родоначальником русского классицизма, основоположником наиболее жизненного в нем реально-сатирического направления  — таковы известные его сатиры. В. К. Тредьяковский своими теоретическими трудами способствовал утверждению  классицизма, однако в его поэтических  произведениях новое идейное  содержание не нашло соответствующей  художественной формы. Это было достигнуто в жанре торжественной и философской  оды М. В. Ломоносовым, для которого и эта форма и обращение  к монарху были поводом для  пропаганды идеи общенародного культурного  прогресса.[7, стр. 93]

По-иному традиции русского классицизма проявились в сочинениях А. П. Сумарокова и его школы (М. М. Херасков, В И Майков Я. Б. Княжнин  и др.), которая защищала идею неразрывности  интересов дворянства и монархии. Сумароков положил начало драматургической системе классицизма. В трагедиях  он под влиянием действительности того времени, часто обращается к теме восстания против царизма, например в политической трагедии «Дмитрий Самозванец». В своем творчестве Сумароков  преследовал общественно-воспитательные цели, выступая с проповедью высоких  гражданских чувств и благородных  поступков; «свойство комедии - издевкой правитьнрав», - писал А. П. Сумароков.

С 70-х годов XVIII в. русский  классицизм в литературе переживает кризис; обострение социальных противоречий и классовой борьбы приводит к  проникновению в литературу новых  тем и настроений. Так, республиканские  мотивы появились в трагедии Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский». Но в  то же время гражданская тематика оттесняется любовной лирикой. Из ведущего литературного направления классицизм становится литературой узких реакционно-крепостнических  кругов.

Классицизм завоевывает  господствующее положение в архитектуре  и изобразительном искусстве. Он определил облик Петербурга, где  строили В. И. Баженов, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, а также иностранные  архитекторы — Г. Камерон, Д. Кваренги и др. Русские архитекторы успешно  решали важнейшие задачи градостроительства; их постройки отличаются ясностью и  логичностью замысла: строгость  и лаконизм сочетались в их творчестве со стремлением к монументальным торжественным образам. Особо следует  отметить старое здание Библиотеки имени  В. И. Ленина (б. дом П. Е. Пашкова) в  Москве — высшее достижение творчества Баженова, блестящий образец классицизма, совершенный по архитектурному образу и изобретательности в убранстве. Патриотической гордостью, идеями триумфа  и мощи России проникнуты ансамбли и общественные здания, созданные  русскими архитекторами второй половины XVIII в., например здание Сената в Московском Кремле (М. Ф. Казаков), Таврический дворец в Петербурге (И. Е. Старев). Величественная простота и оригинальность композиции совмещаются в них с компактностью объемов, светлой окраской, богатством отделки фасада здания и ограды.

Информация о работе Народное творчество и его характерные черты