Народное творчество и его характерные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:08, реферат

Описание

Основной целью данного реферата я считаю наиболее полное раскрытие основных достижений и направлений русской культуры 18 века.
При написании реферата мною поставлены следующие задачи:
Дать общую характеристику культуры 18 века
Исследовать основные направления научной мысли в России в данный период
Раскрыть основные черты и особенности русского музыкального искусства 18 века
Дать оценку культуре дворянства как составляющей части общей культуры на данном историческом этапе
Проследить развитие народного творчества в 18 веке

Содержание

Введение………………………………………………………………….....2
Общая характеристика культуры и искусства XVIII века…………..…..4
Наука и ее основные достижения………………………………........……5
Музыкальное искусство. Опера……………………………………...…..10
Культура дворянства в XVIII веке……………………………………….16
Народное творчество и его характерные черты……………………...…22
Заключение……………………………………………………………......25
Список использованной литературы…………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

Реферат по истории на тему Культура XVIII века.docx

— 50.38 Кб (Скачать документ)

Характерной чертой русского классицизма в скульптуре была теплота, человечность. Достаточно взглянуть  на надгробие Н. М. Голицыной в  Донском монастыре работы Ф. Г. Гордеева, чтобы почувствовать возвышенную  печаль и мудрую сдержанность тихой  скорби, выраженные с величайшей искренностью. Русские мастера создали образцы  монументальной скульптуры, отличающиеся величественным характером, гуманизмом образов, лаконичностью и обобщенностью. Один из самых замечательных памятников этой эпохи — памятник Петру I работы Э.-М. Фальконе. Он был иностранцем, но созданный им монумент должен рассматриваться  в рамках русской культуры, предопределившей оценку Петра I и трактовку его  скульптурного образа. Фигура Петра, простершего вперед руку, ритмически связана с конем, а все изваяние — с мощным постаментом, каменной скалов весом в 80 тыс. пудов. Глубина  мысли, героическое истолкование образа, патетичность художественного замысла  делают «Медного всадника» поэзией  истории, символом великого исторического  призвания России.

Классицизм нашел отражение  и в исторической живописи. Обращают на себя внимание полотна А. П. Лосенко  «Владимир и Рогнеда» и «Прощание  Гектора с Андромахой», картина  Г. И. Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря». Однако в живописи сказалась больше ограниченность классицизма — отвлеченный  идеальный характер образов, условность колорита, подражание позам и жестам античных образцов.

Русский театральный классицизм, сложившийся к середине XVIII в., был  заложен драматургией Ломоносова и  Сумарокова, утвердивших национально-патриотическую тематику и просветительское направление  в театре. Распространение классицизма  в театральном искусстве связано  с возникновением в Петербурге в 1756 г. государственного публичного профессионального театра во главе с русским актером Ф. Г. Волковым. Крупнейшими актерами русского театрального классицизма были также И. А. Дмитревский, П. А. Плавильщиков, Т. М. Троепольская. Их игра отличалась тонким мастерством в раскрытии страстей и мыслей, выразительностью декламации. Мастер большого сценического темперамента, Ф. Г. Волков оставил по себе память вдохновенного художника в героических образах свободолюбивых персонажей трагедии Сумарокова, не сходивших со сцены в то время.

Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век  Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой  внимание к чувствам и интересам  простого человека, преимущественно  из «среднего» класса. Трагедию заменили «слезная мещанская драма» и комическая опера. Возвышенный язык трагедийных  героев перестает волновать слушателей, с восторгом встречающих «смешение  в действиях забавы с горестью»  и обливающихся слезами над чувствительными  повестями. Создатель жанра сентиментальной  повести и сентиментального путешествия  в русской литературе, Н. М. Карамзин стремился передать тонкие и глубокие переживания простых людей. Однако в своих произведениях он в  консервативном духе рисовал идиллические отношения между помещиками и  крестьянами. Н. М. Карамзин боялся выступлении  крестьян, призрака французской буржуазной революции XVIII в. и потому примирялся с крепостнической действительностью.

Влияние сентиментализма  отразилось и в архитектуре, особенно парковой,-с различными «гротами уединения», таинственными, скрытыми в полумраке  беседками, в стилизации «дикой»  природы. Одна из работ агронома и  дворянского мемуариста А. Т. Болотова так и называется: «Некоторые общие  примечания о садах нежно-меланхолических». Большинство усадеб XVIII в. было создано  при участии или по проектам крепостных архитекторов и садоводов.

 

В живописи сентиментализм сказался в «чувствительных» сюжетах, в приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в пасторальной обрисовке  природы. В картине М. М. Иванова  «Доение коровы» все внимание художника сосредоточено не на крестьянах (его образы на них и не похожи!), а на кротких овечках, на идиллической картине мирной сельской жизни. Глядя  на это полотно, нельзя подумать, что  оно написано в 1772 г.— в преддверии Крестьянской войны.[1, стр. 86] Сильны сентиментальные темы и в творчестве пейзажиста С. Ф. Щедрина, писавшего традиционные «ландшафты со скотиною», крестьянскими избами фантастической архитектуры и идиллическими «сельскими увеселениями» пастухов и пастушек.

Одним из видных сентименталистов в портретной живописи был В. Л. Боровиковский. Созданные им женские образы (например, портрет М. И. Лопухиной) полны нежных элегических чувств и идиллических настроений.

Основоположником сентиментализма  в русском театре является актер  В. II. Померанцев. Театр 70—80-х годов XVIII в. часто обращался к пасторальным операм и комедиям. Таков «Деревенский праздник» Майкова, на котором умиленные  крестьяне хором поют: «Много мы имеем в поле и живем по нашей  воле, ты нам барин и отец! »

Таковы же и «слезные драмы» Хераскова с душераздирающими сценами  и идиллическим концом, с вознаграждением  добродетели и обличением порока.

Сентиментально-идиллическая «чувствительность» проникла и в  музыку. Романс «Стонет сизый голубочек» (слова И. И. Дмитриева, музыка Ф. М. Дубянского) надолго пережил своих создателей, продолжая и в XIX в. тревожить сердца купчих и мещаночек.[5, стр. 107]

Сентиментализм в русской  культуре возник в период формирования новых, буржуазных отношений в недрах феодально-крепостнического строя, и  его борьба с классицизмом была отражением глубоких социально-экономических процессов. Поэтому при всей политической ограниченности сентиментализма он был течением прогрессивным для своего времени.

 

Народное творчество и его характерные черты.

Мятежное  поэтическое  творчество  неизменно  сопутствует  народу   на протяжении всей его истории, являясь художественным откликом  на  крупнейшие события действительности. В различные эпохи  народное  творчество  принимало разные формы. Для XVIII в. характерно возникновение  новых  тем  и  образов, вызванных к жизни изменившимися историческими условиями.

      Центральное  место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни и предания о Пугачеве. Недаром А.  С.  Пушкин  ценил  в  них  «печать  живой современности». Эти песни создавались в  ходе  боев  восставших  с  Царскими войсками. Народ видит в Пугачеве не «государственного вора, изверга,  злодея и самозванца», как  именовали  его  царские  манифесты,  а  народного  царя, крестьянского  заступника  и  мстителя.  В  народных  преданиях  Пугачев   — богатырь, герой-полководец, кровно  связанный  с  народом  и  противостоящий дворянству; он стал во главе восставших, которые

      ...задумали  дело правое,

      Дело правое, думу честную:

      Мы дворян  господ — на веревочки,

      Мы дьяков  да ярыг — на ошейнички,

      Мы заводчиков  — на березоньки.

      Народ   не  поверил  даже  смерти  Пугачева  —  настолько   велика  была уверенность в его силе. Подвиг Пугачева воспет не только русскими:  башкиры, мордва, татары, удмурты видели в нем выразителя народных  чаяний.  Вместе  с Пугачевым в башкирских песнях прославлен и его соратник Салават Юлаев.

      Кроме песен  о Пугачеве, в XVIII в.  пользовались  популярностью  ранее созданные песни  о  Разине,  о  «добрых  молодцах,  вольных  людях».  Такова знаменитая песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка».

      В XVIII в.  продолжали широко  бытовать  традиционные  жанры  народного творчества — былины, сказки, пословицы, поговорки, бытовые  песни  и  т.  д.

Нельзя считать  случайностью,  что  в  XVIII  в.  были  записаны  пословицы, отражающие представление о воле: «воля господину, а  неволя  холопу»,  «воля неволи не хочет», «в поле-воля».[8, стр. 135]

      В рукописную  демократическую литературу XVIII в.  проникли произведения народного творчества, которые  не  могли  быть  напечатаны  из-за  цензурных рогаток.  Таков   «Плач   холопов»,   который   выразительными   сравнениями раскрывает «свирепство» бар и подневольное положение  крепостных.  «Куда  бы ты ни сунься — везде  господа»,  —  горестно  восклицает  неизвестный  автор «Плача»; смерть — вот единственное избавление  от  тяжелой  судьбы.  Трудная жизнь голодающих дворовых  отразилась  в  крестьянской  «Повести  пахринской деревни Камкина». То  жалоба,  то  горький  смех  сквозь  слезы  слышатся  в рукописных пародиях на официальные документы. В «Глухом  паспорте»  автор  с горечью говорит о невозможности беглому  крестьянину  найти  работу;  нищета толкает его на путь грабежа и разбоя. Тяжкая солдатская служба ярко  описана в рукописных повестях солдатского происхождения — в пародийной челобитной  к богу и в «Горестном сказании». Народная сатира проникает и в лубочные  листы — такова картинка «Бык не захотел быть быком», где в  иносказательной  форме выражаются мечты народа о социальной справедливости.[4, стр. 175]

      Основные  мотивы устной народной драмы  — резкое  обличение  царя-злодея (драма «Царь Максимилиан»),  насмешка  слуги над разорившимся  дворянином («Мнимый барин»), призывы к расправе  над дворянами («Лодка»).  Этот  жанр устного народного творчества отразил в доходчивой  игровой  форме  классовые противоречия того времени.

      Русский  демократический  театр  XVIII  в.  также  показывал  дворян  и церковников  в  их  истинном  неприглядном  виде,   сатирически   разоблачал глупость судейского чиновника, алчность и  невежество  чужеземного  доктора- шарлатана, дурость и спесь барина-тунеядца. Для народного театра  характерны резкий гротеск в обрисовке  характеров,  выразительность  жеста  и  диалога, частая импровизация  текста  с  использованием  общеполитических  и  местных житейских тем. Эти народные представления послужили  одной  из  национальных основ русской бытовой и сатирической драматургии второй половины XVIII в.

      Художественные  вкусы  трудового  народа  находят  яркое  воплощение  в произведениях  прикладного  искусства.   В   творениях   народных   мастеров встречаются   изображения    народного    быта,    сатирические    зарисовки представителей  правящих   классов,   сказочные   образы,   растительный   и геометрический орнамент.[8, стр. 98]

      Украшались  резьбой  или  росписью  прялки,  ткацкие  станки  и  т.  д. Расписные детские игрушки XVIII в. в гротескной форме  высмеивают  жеманную, изнеженную  барыню,  самодовольного  купца,  модника-вельможу.   Изображения животных и птиц (петуха, сокола, коня,  лебедя  и  т.  д.)  можно  найти  на всевозможных предметах бытового обихода, мебели, пряничных досках  и  т.  п.

Бедна  была  посуда  крестьянина,  но  как  любовно  расписаны  глиняные   и деревянные чаши и ковши, какой тонкой резьбой  покрыты  берестяные  туеса  и деревянные шкатулки, сколько строгого вкуса вложено в узорные ткани,  тонкие кружева и красочные вышивки.

 

Заключение.

В  XVIII веке в России осуществляются преобразования, непосредственным образом связанные с "европеизацией" русской культуры. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.

Тем не менее, русская культура XVIII века формируется как культура национальная. В то же время, как уже указывалось, она становится элементом мировой, а точнее — западноевропейской культуры. Русское искусство — литература, архитектура, театр и изобразительное  искусство — «развивается в рамках классицизма, зачастую перерастая эти  рамки»[1, стр. 34]. Подведем итоги развития русской культуры восемнадцатого столетия.

Во-первых, — это возникновение  светского стиля культуры. Она  формируется и развивается в  различных направлениях. Движущей силой  новой культуры является «освобождение  мысли» от жестких религиозных догматов.

Во-вторых, свободомыслие выступает  фактором формирования новой социальной группы — российской интеллигенции. Этот процесс широко развернется  в XIX веке, но его истоки — в рассматриваемом  столетии.

В-третьих, среди проблем, особенно интересующих деятелей культуры, особое место отведено социальным и этическим. Итогом их рассмотрения стало развитие антропоцентрической картины мира, окончательно утвердившейся в русской  культуре.

Русская культура XVIII века стала культурой, одухотворившей русскую жизнь новыми идеалами, заложившей основы русского общественного самосознания. В художественной культуре сформировались принципы, наиболее полная реализация, которых определяет уже век XIX. Великая культура России нового столетия затмевает своей значимостью противоречивую, полную исканий и мучительного перехода от средневековой эпохи к эпохе Просвещения культуру века предшествующего. Но она — основа замечательных процессов развития русской духовности XIX и даже XX веков.

 

Список использованной литературы.

1.   «Энциклопедический словарь русского художника.» Педагогика.

1983 г. 

2.     Большая Советская Энциклопедия, — М.: Тома 18,19,20,21. 1975г.

3.    В.В. Мавродин «Рождение новой России.» - М.,1998г.

4.     Б.А.Рыбаков. Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ 1990 г.

5.     О. Левашёва, Ю. Келдыш, А. Кандинский. История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины 19 века. 1973г.

6.     Миронов А.Г. «Очерки о музыкальной России». Русская лира.1971.

7.     Кузьмин А.И. У истоков русского театра. М. 1984г.

8. Рыбакова Б. А. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М.: Высшая школа.1983г.

9. Криворотов В. Взлеты и падения особого пути России. Знание — сила. № 8, 9. 1990г.

10. Анисимов Е. В. Рождение империи. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в. М.: Политиздат. 1991г.

 

 

 

 

 


Информация о работе Народное творчество и его характерные черты