Народные массы в эпоху Среднего царства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:58, контрольная работа

Описание

Египетское общество эпохи Среднего царства делилось на две части : привилегированную элиту – знать, тем или ином образом причастную к службе в государственном аппарате и массу трудового населения - «царских людей», в том числе земледельцев и ремесленников, а так же рабов-иноплеменников, число которых в Среднем царстве, благодаря завоевательным походам фараонов, увеличилось.

Содержание

1. Введение. Характеристика источников и используемой литературы. 2
2. Древнеегипетское общество в эпоху Среднего царства. 4
3. Земледельцы Среднего царства. 7
4. Статус ремесленников. 10
5. Изменения в положении рабов. 11
6. Взаимоотношения чиновников с трудовыми категориями насе¬ления Египта. 14
7. Вывод. 16
8. Список источников и используемой литературы. 17

Работа состоит из  1 файл

КР_Народные массы в эпоху Среднего царства.docx

— 43.28 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание :                       номера страниц

 

1. Введение. Характеристика источников и используемой литературы.              2

 

2. Древнеегипетское  общество в эпоху Среднего  царства.                                              4

 

3. Земледельцы  Среднего царства.        7

 

4. Статус ремесленников.                                 10

 

5. Изменения в положении рабов.                                                                                          11

 

6. Взаимоотношения  чиновников с трудовыми категориями  населения Египта.    14

 

7. Вывод.                                                                           16

 

8. Список источников  и используемой литературы.      17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.  Характеристика источников и используемой литературы.

Древний Восток крепко хранит свои тайны. Но произнесите громко : «Древний Восток»  и вы услышите эхо : « Египет!» .  Всякий знает, Египет - это сказочная страна бессмертных фараонов, грандиозных пирамид и сфинксов, стерегущих покой усопших царей. Любому известна великая река Нил, на берегах которой собирали три урожая в год, воистину ставшая колыбелью цивилизации. Но только ли это и есть Египет? Ведь кто-то возвел пирамиды, создал ирригационные каналы, упорным трудом превратив заболоченные приречные области в цветущий оазис в пустыне, ведь кто-то увидел в скале и извлек из нее загадочную фигуру Сфинкса, полу-льва, получеловека. Кто же эти люди: чудо-богатыри, или скромные труженики? Великаны ли воздвигли гигантские храмы или же люди, кропотливо, по муравьиному собрали воедино величие древней страны. Кто те безвестные землекопы, крестьяне, ремесленники, чьим непомерным трудом заложено начало общечеловеческой истории? Древний Восток хранит свои тайны. Но произнесите громко : «Египет!»

К счастью, есть окошко, через которое можно заглянуть в далекое прошлое. Древняя письменность, возникшая на заре времен, забытая на долгие века, но разгаданная и понятая вновь, раскрывает нам тайны прошедших тысячелетий. Древние письмена, свидетельствующие о делах прошлого говорят с нами голосами давно живших людей. И, используя древнейшие тексты, возможно узнать многое о простых людях. «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи», «Повесть о красноречивом крестьянине», «Пророчество Неферти» - известные источники времен Среднего царства, которые повествуют о положении народа в Египте. Но что из написанного истина, а что является вымыслом или преувеличением авторов?

Цель данной контрольной  работы - опираясь на тексты источников и используя исследования ученых-египтологов  описать положения народных масс – земледельцев, ремесленников, рабов, чиновников.

Для этого я использовал  уже упомянутые источники а так  же труды  О.Д. Берлева – «Трудовое  население Египта в эпоху Среднего Царства» и «Общественные отношения в Египте эпохи Среднего Царства», который в этих работах подробно и скрупулезно разобрал структуру и социальное устройство египетского общества XXI – XVII вв. до н.э.; учебник Л.С. Васильева по истории Древнего Востока, который дал возможность войти в курс дела; и курс статей И.А.Ладынина по истории Древнего Египта, который помог разобраться в сложной схеме общественных отношений в Египте времен Среднего царства. Дело в том, что труды О.Д. Берлева настолько фундаментальны и специфичны, что непосвященному человеку довольно трудно продираться сквозь дебри специальных обозначений и незнакомой терминологии. Учебное пособие Ладынина, рассчитанное на широкий круг читателей, изобилующее ссылками на труды историков и исследователей, в том числе и О.Д.Берлева, послужило превосходным гидом для более глубокого изучения вопроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Древнеегипетское  общество в эпоху Среднего царства.

Благодаря исследованиям  отечественного египтолога О.Д.Берлева  стали известны основные черты египетского  общества. О.Д. Берлев обратил внимание на то, что ко всем категориям трудового населения Египта применялся один и тот же термин – хемуу несу (hmww njswt) – «царские люди». Это были земледельцы, домашние слуги, ремесленники – башмачники, пряхи, садовники и прочие, а так же их дети. Весьма интересно, что термином «царские люди» награждали себя и весьма высокопоставленные чиновники, желая подчеркнуть свою преданность царскому дому.

«Царские люди» распределялись на работы по воле государства. «Периодически египетское чиновничество устраивало смотры царских hmww, ремесленников, воинов, жрецов…»[6. 42] на которых работник приписывался к одному из разрядов рабочих. На смотры были обязаны являться все дети «царских людей», достигшие совершеннолетия, а так же «царские люди», достигшие пороговых возрастов для определения степени их пригодности к назначенным занятиям. В основном же принадлежность к какому-либо рабочему разряду была пожизненной. Самых крепких юношей брали на службу в армию, остальных распределяли по хозяйственным работам. В «Поучении Ахтоя…к сыну Пиопи», отец увещевает своего сына учиться более прилежно и в черных красках расписывает незавидное положение людей занятых физическим трудом с целью предостеречь своего сына от подобной участи. Это дает основание предположить, что система смотров, по крайней мере в начале своего существования – во времена XII династии, была применима ко всем категориям населения Египта, включая и элиту, а не только к «царским людям». И теоретически вполне был возможен переход какого-нибудь нерадивого юноши, пренебрегающего учением, из одной категории работников (писцы) в другую, попроще (земледельцы, садовники, огородники и т.п.). Существовала ли возможность обратного случая – судить трудно, тем более, что получить образование выходцу из простой семьи было не совсем реально – гораздо большими возможности оказывались как раз у детей самих писцов.

Представляется очевидным, что для проведения царских смотров  требовалось наличие какой-то прослойки  населения, служащих в государственном  аппарате судей, исполнителей решения  судей, писцов и прочих.

О.Д. Берлев и И.А. Ладынин сами собой, но обратимся все же к источникам. В самом начале «Пророчества Неферти» упоминаются царь и должностные лица : «В один из …дней пришли должностные лица столицы к фараону... чтобы его приветствовать…и лежали они на своих животах перед его величеством…»[3].  Очень примечательно, что когда фараон высказал желание выслушать кого-либо из их братьев, сыновей или друзей дабы развлечься, должностные лица предложили привести неджеса Неферти, который по прибытии так же «лежал на своем животе» пред царем. Кто же эти неджесы (ndsw)? Обращаясь к О.Д.Берлеву, читаем в VI главе : «…это не определенный слой в египетском обществе, а все незначительные по своему общественному весу, все бедные, убогие и т.д.» [6. 89] - маленькие люди. В глазах царя, видимо, и вельможи и неджесы были одинаково малы.  Становится очень возможным предположить, что перед царем были равны в своем положении все категории населения Египта – от «малых людей» до придворных вельмож.

Вельможи при исполнении других своих обязанностей, отличных от угождения прихотям царя, упоминаются  и в «Повести о красноречивом  крестьянине» - «начальник дома Ренси» творит суд и расправу по велению  владыки – царя (хотя, в конечном счете, вся эта история – следствие по делу и особенно речи краснобая крестьянина, чрезвычайно увлекали царя и вопрос был решен справедливо по единой лишь царской прихоти). «Речение Ипусера» дополняет сведения о чиновниках – упоминаются судебная палата, акты, «писцы по учету урожая»[4]. Кроме них в Среднем царстве были «писцы, считающие людей,…известны считающие и по другим ведомствам… считающие скот,…писцы, считающие золото…»[6. 48]

Итак, у нас имеются  упоминания о крестьянах, судьях, писцах, придворных вельможах. «Поучение.. сыну Пиопи» дает нам широкий спектр занятий трудового населения Египта : медники, плотники, резчики по камню, гончары, красильщики – это ремесленники, а еще крестьяне, огородники, рыболовы, говоря короче, нет только программистов и системных администраторов. «Смотри, нет должности, свободной от руководителя, кроме должности писца  - он сам себе руководитель!»[2]

Таким образом совершенно отчетливо просматривается структура  древнеегипетского общества – народные массы, контролируемые элитой – представителями  царской администрации, все вместе подчиненные верховному владыке  – царю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Земледельцы Среднего царства.

По-прежнему «…земледельческое  население Египта состояло в основном из hmww njswt»[5. 12], но организация труда сельскохозяйственных работников стала во времена Среднего царства совершенно другой, отличной от организации труда в III тыс. Если раньше они трудились большими отрядами на обширных участках земли, то во II тыс.  каждый работник получал земельный надел, разумеется, в рамках хозяйства к которому был приписан, на котором он жил и работал вместе со своим семейством. Рабовладельческая по своей сути эксплуатация государством зависимых от него людей сменилась в Среднем царстве эксплуатацией путем изъятия у тружеников ренты – части продукции, произведенной ими. Это находит подтверждение в «Повести о красноречивом крестьянине» : «крестьянин сказал своей жене: «Вот я спущусь в Египет, чтобы принести оттуда еды моим детям. Пойдем же, отмерь мне ячменя, который в амбаре»... И она отмерила ему 26 мер ячменя. И вот этот крестьянин сказал своей жене: «Вот, остается 20 мер ячменя для еды (тебе) с твоими детьми. Приготовь же мне 6 мер ячменя для хлеба и пива на каждый день, да буду я жив этим».[1] Тот факт, что у крестьянина был какой-то излишек зерна, которым он мог распоряжаться по своему усмотрению, красноречиво говорит о степени изменений в общественном устройстве Египта – во времена Древнего царства, когда «царские люди» работали за дневной паек излишки зерна были попросту невозможны.

Второй эпизод – из «Поучения  Ахтоя…своему сыну Пиопи».  «Земледелец, счета его вечны. Кричит он (букв. : высок голос его…) Невредим он как  невредимый среди львов, болезнь  уже испытана…» [2] Вечны счета его – это написано скорее всего о недоимках – во времена Древнего царства его голос был бы высок только от физического наказания – «Видел я побои…»[2], причем, наверняка, дело только тем бы и закончилось. Во времена же Среднего царства его недоимки были тщательно учтены, невзирая на болезнь, особыми чиновниками и, вряд ли, побои освободили бы крестьянина от платежа.

В такой ситуации для крестьян было бы вполне естественно искать дополнительные источники дохода – и они находились. Читаем «Повесть о красноречивом крестьянине» далее : «И вот этот крестьянин сказал своей жене: «Вот я спущусь в Египет, чтобы принести оттуда еды моим детям»… Спустился этот крестьянин в Египет и нагрузил он своих ослов растениями «наа», растениями «редемт», натроном, солью, деревом из страны... тиу, деревом «аунт» из «Бычьей Земли», шкурами пантер, мехом волков, растениями «неша», камнем «ану»... камнем «сенет»... голубями, птицами «пару», птицами «угес»... (и) всякими прекрасными приношениями Натронового Оазиса.»[1] (Справка : натрон египтяне использовали для самых разнообразных нужд, в частности для дезинфекции домов и бальзамирования [10. 115]). По-видимому, здесь мы имеем дело со своеобразным «отхожим промыслом». Мелкая частная торговля, таким образом, была в ходу в Египте.

Отвлечемся от красноречивого неудачника и обратим внимание на ассортимент торговли и географию  происхождения товара. В первую очередь  бросается в глаза огромное разнообразие товаров. Разумеется, вряд ли крестьянин смог бы увезти все это за один раз, хотя бы и на нескольких осликах (кстати, отмечаем : у крестьянина было несколько  осликов – довольно значительные имущество!), но богатство существовавшей тогда торговли впечатляет.

География также поражает – натрон добывали в современном Вади Натрон, а дерево «аунт» из «Бычьей Земли» произросло в маленьком оазисе Фарафра (это современное название). Эти два пункта отстоят друг от друга не менее чем на 400 километров. Четыреста километров по пустыне – неплохая протяженность торговой коммуникации; если же  отказаться от самоубийственной мысли сократить путь путешествием по пустыне и, допустим, сплавляться по Нилу, то путь еще более возрастает. Шкуры пантер также наводят на мысль об отдаленности мест обитания изначальных владельцев этого украшения. Скорее всего пантер отлавливали где-нибудь намного южнее самого южного порога Нила.

Еще интереснее упоминание камней «сенет». Сенет (senet, реже senat) – настольная игра Древнего Египта, имеющая по утверждению г. Питера Пицционе возраст около 5 тыс. лет. [9. 55] Не все было так плохо на просторах долины Нила, если уж люди находили время для настольных игр.

Несмотря на относительно большую свободу действий, земледельцы  по-прежнему находилась в зависимости у государства в лице его представителей – вельмож, номархов, храмовых должностных лиц. Пословица «…упоминают имя бедняка [только вместе с именем] его господина!»[1] продолжала оставаться актуальной.

Но прочь лирические отступления, пора уже подытожить сказанное. Итак, во времена Среднего царства «царским людям», который как и прежде зависели от казны, стали отдавать в аренду земельные наделы, что характерно для более развитого, чем во времена Древнего царства, земледельческого общества. Земледельцы были обязаны выплачивать ренту за пользование наделом, у них было право самостоятельно распоряжаться остатками произведенной продукции и была возможность заниматься пополнением своего бюджета мелкой частной торговлей. Торговля же имела большой ассортимент и обширную географию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статус ремесленников.

Социальный статус ремесленников  также претерпел некоторые изменения. Хотя жесткая государственная регламентация касалась и их, ремесленники уже не считались просто принадлежностью царских и храмовых хозяйств. Все более ремесленники включались в развивающиеся товарно-денежные отношения. Возникала частнособственническая деятельность. Разумеется, о деньгах говорить было рано –«Мерилом ценности выступали зерно, иногда одежда, реже медь, еще реже серебро или золото»[7. 107]. Выше уже приведена цитата из «Повести о красноречивом крестьянине», где явственно виден меновой характер торговли : «И вот этот крестьянин сказал своей жене: «Вот я спущусь в Египет, чтобы принести оттуда еды моим детям»[1].

Информация о работе Народные массы в эпоху Среднего царства