Народные массы в эпоху Среднего царства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:58, контрольная работа

Описание

Египетское общество эпохи Среднего царства делилось на две части : привилегированную элиту – знать, тем или ином образом причастную к службе в государственном аппарате и массу трудового населения - «царских людей», в том числе земледельцев и ремесленников, а так же рабов-иноплеменников, число которых в Среднем царстве, благодаря завоевательным походам фараонов, увеличилось.

Содержание

1. Введение. Характеристика источников и используемой литературы. 2
2. Древнеегипетское общество в эпоху Среднего царства. 4
3. Земледельцы Среднего царства. 7
4. Статус ремесленников. 10
5. Изменения в положении рабов. 11
6. Взаимоотношения чиновников с трудовыми категориями насе¬ления Египта. 14
7. Вывод. 16
8. Список источников и используемой литературы. 17

Работа состоит из  1 файл

КР_Народные массы в эпоху Среднего царства.docx

— 43.28 Кб (Скачать документ)

Представители особенно престижных профессий – золотых дел мастера и каменотесы нередко были очень зажиточными людьми – о чем свидетельствуют их довольно богатые захоронения с памятными стелами. Во времена Среднего царства отмечено появление объединений ремесленников, иногда даже различных профессий, своеобразные цехи. В текстах Среднего царства упоминается о существовании большесемейных общин, семейно-клановых групп – «домов», возглавляемых отцом-патриархом. Читаем «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи»: «Строитель стен… Говорю тебе о строителе стен…он жалок … делая работу его всякую. А что до довольствия, то отдает он его домой»[2] (видимо в дом). Часть ремесленников вела свое дело самостоятельно, работая по заказам, «что никак не исключало того, что определенную долю своего продукта они были обязаны отдавать государственному хозяйству…»[7. 107]

В Египте Среднего царства  уже существовал оживленный товарообмен, в который включались все более  широкие слои населения – от зажиточных крестьян до ремесленников. И, хотя при  жестком государственном контроле развитие рыночных отношений шло медленными темпами по сравнению, например, с Месопотамией, динамика этого процесса медленно, но верно приводила к изменениям в египетском обществе.

Изменения в положении рабов.

Весьма возросло в период Среднего царства число рабов-иноплеменников. Невольники помимо использования в  качестве рабочей силы в государственных  и храмовых хозяйствах, стали чаще использоваться для услужения власть имущим. Пути приобретения рабов в  частное пользование перечислил О.Д Берлев : купля, приобретение (без указания способа – «…сотворил я людей…Сотворил мышцей своей собственной…»[6. 40]), наследование и награждение. Владение хотя бы одним рабом составляло предмет гордости владельца, хотя бы у него в хозяйстве работали сотни «хемуу несу». Об этом хозяин невольника нередко сообщал в хвалебных надписях.

О.Д.Берлев сообщает, что  весьма трудно определить стоимость  невольника – видимо в разное время  она изменялась значительно. В то же время люди сами были мерилом богатства – «…я более богатый людьми и обильный медью, чем равный мне всякий…»[6. 36]

Практически все рабы были иноплеменниками. Порабощение соплеменника было редким и официально воспрещалось. Однако «в периоды децентрализации, в том числе и в годы I Переходного периода, такое практиковалось»[7. 108]

Теперь обратимся к  источникам. В «Речении Ипусера» (в переводе В.В. Струве) рабы упоминаются 11 раз. Вот выдержки:

1. «Грабители повсюду.  Раб с похищенным будет находить  их…»

2. «Сердца его рабов  скорбны; не разделяют вельможи  с людьми своими радости их» 

3. «Сын мужа сделался  человеком, которого не знают.  Сын жены его стал сыном  его рабыни».(т.е. стал равным в правах с сыном рабыни)

4. «Золото, ляпис-лазурь, сердолик… висят на шее рабынь»

5. «Страдают благородные  женщины подобно рабыням»

6. «Рабыни все стали  владеть устами своими. Если говорят  госпожи их, то это тяжело переносить  рабыням их».

7. «Воистину : существуют  сикоморы, деревья «сек», деревья  «гену» и деревья «зеву». Я  различал поэтому его собственника  и рабов дома его».

8. «Расхищаются податные декларации. Рабы стали владельцами рабов».

9. «Смотрите: руководимые  стали собственниками рабов».

10. «Тот, кто не имел  даже временных рабов, стал  теперь собственником наследственных  рабов».

11. «Нет боязни перед  господином. Смотри: вот пятерка.  Они говорят: «Идите сами дорогою,  которую вы знаете, мы достигли  своей цели» ».

И еще одна выдержка из «Пророчества Неферти», созвучная высказываниям №№ 8-9 :

«Слабый рукой будет владельцем руки…» (здесь имеется в виду то, что работников разбивали на пятерки – своеобразный рабочий отряд, см. цитату  № 11)

О.Д.Берлев пишет, что следует различать рабов подлинных и рабов в иносказательном смысле, ибо рабами кого-либо люди часто называли себя из верноподданнических чувств(та же ситуация, что и с «царскими людьми»). Во многих случаях, указывает О.Д.Берлев, понятие «мнимые рабы» совершенно затмевает собой «подлинных рабов», как социальную слой. Подлинные рабы b;kww – от слова порабощение, «невольники», встречаются в «Речении Ипусера» только три раза. Это цитаты №№ 1, 5 и 6. Причем в последнем случае В.В.Струве перевел как «раб» две совершенно разные категории населения : hmwt и b;kww. Речь тут идет о противопоставлении : слов госпожи не желают слушать не только hmwt(служанки), но и b;kww(рабыни, невольницы).

Во всех остальных случаях  употреблено понятие mrjjt  – «мерет» - челядинцы, hmww- слуги. О.Д.Берлев подчеркивает разницу, указывая, что даже на изображениях на стелах «подлинные рабы» графически противопоставлялись рисункам остальных людей – совершенно крошечные размеры невольников должны были усилить разницу в передаче их социального положения. Принимая во внимание вышеизложенное, выдержки 8 и 9, которые на первый взгляд казались невероятными (раб-иноплеменник владелец собственных рабов!), приобретают истинный смысл : простолюдины обзаводились своей челядью. Все просто и никакой фантастики!

Из приведенных цитат  еще представляет интерес № 7 –  это явная попытка обосновать сущность социального неравенства  законами природы – есть разные породы деревьев, есть разные категории  людей.

Итак, основным изменением в  положении рабов стало то, что  они стали все чаще попадать в  услужение вельможам; в предшествующие же периоды они могли принадлежать только царским или храмовым хозяйствам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоотношения чиновников с трудовыми категориями  населения Египта.

В начале несколько слов о самих чиновниках. В период политической раздробленности (I Переходный период) власть номархов усилилась настолько, что они имели собственную армию, чиновников, вели собственное летоисчисление. Внутренняя политика фараонов Среднего царства вначале осуществлялась под знаком ожесточенной борьбы с самовластием региональных правителей. Лишь в царствование Сенусерта III (1872 – 1853 гг. до н.э.) стало практиковаться назначение сменяемых чиновников из центра в качестве правителей номов. Новое чиновничество всецело зависело от благорасположения к ним царя – «Нет писца, лишенного еды от вещей дома царева»[2]. Перед нами предстает разветвленный бюрократический аппарат : управители номов, назначаемые царем, уже упомянутые писцы для учета рабочей силы, налогов, казны и прочие.

Не думается, что местное  население выиграло что-либо от подобной замены. Напротив, временщики стремились нажиться все более бесчестными способами за счет зависимых людей у которых оставалась в этом случае лишь слабая надежда обратиться за справедливостью к более высокому чиновнику. Яркий эпизод описан в «Повести о красноречивом крестьянине» : «И вот сказал этот Тхутинахт, когда он увидел ослов этого крестьянина, которые ему понравились: «Если бы у меня было какое-нибудь замечательное изображение бога, с помощью которого я захватил бы имущество этого крестьянина!» … И он взял ветку зеленого тамариска, избил все его члены, отнял его ослов и увел в свой округ.  Тогда этот крестьянин громко заплакал от причиненной ему боли. Этот Тхутинахт сказал: «Не поднимай твоего голоса, крестьянин! Вот, ты у поселения Владыки Молчания!» »[1]  В порядке вещей было отнимать имущество у «малых», причем вышестоящие чиновники смотрели на подобные эпизоды сквозь пальцы : «…Можно ли наказывать этого Тхутинахта за незначительное количество натра и незначительное количество соли? Пусть ему прикажут это возместить, и он это возместит…» »[1] В описанном случае лишь непосредственное вмешательство царя помогло крестьянину добиться справедливости, следовательно решение царских судей могло быть произвольным.

Подчинение всего и  вся центру имело и оборотную  сторону – находились люди, которые  во всех бедах, происходивших в стране винили непосредственно царя – наместника бога на земле : «Разве существует пастырь, желающий смерти своему стаду? … Ты делал все, чтобы вызвать это. Ты говорил ложь… О, если бы ты испробовал хоть немного от несчастья, тогда  бы ты сказал…»[4] А вот «Пророчество Неферти» обходит эту скользкую тему, возлагая надежды по успокоению страны на воцарение нового монарха, хотя и здесь так же ругательски ругаемы чиновники: «Будет страна мала, а ее руководители многочисленны; она будет опустошена, хотя ее доходы велики»[3].

В период Египетской истории, известный как Среднее царство  усилилась централизация власти в стране – власть на местах стала  принадлежать не номархам, стремящимся  сделать ее наследственной, а сменяемым  чиновникам из центра. Усиление власти центра отнюдь не способствовало облегчению положения трудового населения  Египта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

Попробуем подвести итоги  нашего небольшого исследования. Египетское общество эпохи Среднего царства  делилось на две части : привилегированную элиту – знать, тем или ином образом причастную к службе в государственном аппарате и массу трудового населения -  «царских людей», в том числе земледельцев и ремесленников, а так же рабов-иноплеменников, число которых в Среднем царстве, благодаря завоевательным походам фараонов, увеличилось.

В положении трудового  населения произошли заметные изменения, обусловленные развитием государственности – изменился способ эксплуатации «царских людей». Произошел переход от фактического рабства всего населения к сдаче в аренду «царским людям» земельных участков и выплате налогов в пользу казны. Остатками произведенного продукта люди могли распоряжаться по своему усмотрению. Это дало толчок частной торговле, хоть и очень медленно, но все-таки стали развиваться товарно-денежные отношения, развитие которых, в свою очередь, делало произошедшие изменения в социальном устройстве необратимыми. В городах появились достаточно зажиточные хозяева, стало возможным появление внутрисемейных кланов. Положение государственных рабов тоже несколько изменилось – они перестали быть только государственными и могли попадать в личное услужение вельможам-чиновникам.

В равной степени все трудовое население Египта было подвержено произволу  властей на местах, которые не стремясь к процветанию областей им вверенных, больше старались ради собственного благополучия. По моему убеждению, закономерным итогом этого несовершенного способа управления стало дробление государства, которое в свою очередь сделало возможным успешное вторжение племен гиксосов в Египет, приведшее к крушению XIII и XIV династий и к дальнейшему упадку и деградации государства.

 

Список источников и литературы

 

1. Повесть о красноречивом крестьянине.

2. Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи.

3. Пророчество Неферти.

4. Речение Ипусера.

5. Берлев О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего Царства. М., 1972.

6. Берлев О.Д. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего Царства. М., 1978.

7. Васильев Л.С. История Востока Т. 1. М., 1993.

8. Ладынин И.А. Древний Египет. М. 2007.

9. In Search of the Meaning of Senet. Peter A. Piccione. Archaeology, July/August 1980, стр. 55-58

10. P. Montet La vie quuotidienne en Egypte aux temps des Ramses Hachette. пер. с французского Ф. Л. Мендельсона М. Наука. 1989

 

 

 

 

 


Информация о работе Народные массы в эпоху Среднего царства