Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 00:24, курсовая работа
На территории Северного Причерноморья жили многочисленные кочевые племена, переживавшие стадию разложения первобытно-общинного строя. Наиболее быстро этот процесс шел у ираноязычных скифов, где складывалось классовое общество. Геродот (Vв до н.э.) называет скифами все население, проживавшее к северу от Черного и Азовского морей. Возможно, что в число скифов включали и часть славян, проживавших в Среднем Приднестровье (борисфеняне, от древнего названия Днепра - Борисфен).
I.
Народы и государства на территории нашей
страны в древности.
VII-VIвв до н.э. - основание важнейших греческих колоний в Северном Причерноморье (Ольвия, Херсонес, Боспор) конец V-начало VI вв до н.э. - образование Скифского государства в Северном Причерноморье
На территории Северного Причерноморья жили многочисленные кочевые племена, переживавшие стадию разложения первобытно-общинного строя. Наиболее быстро этот процесс шел у ираноязычных скифов, где складывалось классовое общество. Геродот (Vв до н.э.) называет скифами все население, проживавшее к северу от Черного и Азовского морей. Возможно, что в число скифов включали и часть славян, проживавших в Среднем Приднестровье (борисфеняне, от древнего названия Днепра - Борисфен). В русском языке с тех времен остались слова, заимствованные из иранского. Для скифов было характерно развитие патриархального рабства.
Первые города возникли в Северном Причерноморье еще в концеVII-началеVIвв до н.э. как результат греческой колонизации. Крупнейшие политические и хозяйственные центры - Ольвия и Херсонес на Крымском полуострове и Боспорское государство, располагавшееся по обоим берегам Керченского пролива. (ближайшими соседями этих колоний были скифские племена.)
В VI-IVвв до н.э. скифы объединились в мощный племенной союз. В III в до н.э. на его основе сложилось сильное Скифское государство со столицей в Неаполе Скифском (близ Симферополя). Скифы-земледельцы выращивали пшеницу и экспортировали в Грецию. Посредниками в торговле выступали греческие колонии: Ольвия (недалеко от нынешнего Николаева), Херсонес (ныне территория Севастополя), Пантикапей (Керчь), Питиус (Пицунда), Горгиппия (Анапа), Диоскурада (Сухуми), Фасис (Лота), Танаис (близ Ростова-на-Дону), Керкинитида (Евпатория) и др.
Города Северного Причерноморья во многом копировали образ жизни и устройство греческого мира.
В 107г до н.э. в Боспоре произошло восстание ремесленников, крестьян и рабов под предводительством Савмака, который был провозглашен царем Боспора (первое крупное восстание на территории нашей страны). С помощью войск Митридата, царя Понта (государство в Малой Азии), восстание было подавлено, а Савмак казнен.
В
первых веках нашей эры города-государства
Причерноморья попали в зависимость от
Рима, а в IV-Vвв пали под натиском племен
готов и гуннов.
II.
Происхождение и ранняя история восточного
славянства.
IV-VIIвв - великое переселение народов VIIIв - возникновение у восточных славян первой формы государственности (племенного княжения)
Славяне относятся к индоевропейской семье народов (историки считают, что они обособились в середине II тысячелетия до н.э., а праславянский язык начал складываться в середине I тысячелетия до н.э.).
Их предки заселяли центрально- и восточноевропейские земли с естественными границами: р. Одер на западе, Днепр - на востоке, побережье Балтики - на севере, Карпаты - на юге. Значительный рост численности славян привел к их миграции в VIв.
Источники: 1. Античные. Римские историки Плиний Старший и Тацит (Iв н.э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматскими племенами. Тацит отмечал воинственность и жестокость венедов. Похожие сведения у географа Птолемея Клавдия (IIв), а также в греческих, арабских и византийских источниках. Многие современные историки полагают, что венеды заселяли территорию приблизительно нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.
2. Византийские авторы VIв. Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавинов и антов - к одному корню и фиксирует начало их разделения в VI-VIIIвв.
Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграции, вызванных ростом численности населения и давлением других племен, так и в результате взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (угро-финны, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы).
3. Древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах находим в Повести временных лет монаха Нестора (нач XIIв). Прародину славян он определяет в бассейне Дуная(что связывает с библейской легендой о Вавилонском столпотворении). Приход славян на Днепр с Дуная он объясняет нападением на них воинственных соседей - волохов (кто такие,непонятно). Второй путь продвижения славян в Восточную Европу проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень, что подтверждено данными археологии и лингвистики.
В
эпоху Великого переселения народов (III-VIвв)
славяне освоили территорию Центральной,
Восточной и Юго-Восточной Европы. Они
жили в лесной и лесостепной зоне, где
в результате распространения орудий
труда из железа стало возможно вести
оседлое земледельческое хозяйство. Заселив
Балканы, славяне сыграли значительную
роль в разрушении дунайской границы Византии.
III.
Расселение славян к VIIIв.
Нестор пишет о следующих восточнославянских племенных союзах:
- поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье ("в полях")
- древляне, жившие от них к северо-западу в лесах
- северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по рекам Десна, Сула и Северский Донец - дреговичи - между Припятью и Западной Двиной (предположительно от древнерусского дрягаа/дрего - болото) - полочане - в бассейне р. Полоты (приток Западной Двины) - кривичи - в верховьях Волги и Днепра
- радимичи и вятичи - по летописи, произошли от рода ляхов (поляков) и были приведены, скорее всего, своими старейшинами - Радимом, который "пришел и сел" на р. Соже, и Вятко - на р. Оке
- ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р. Волхов
- бужане, или дулебы (с Xв - волыняне) - в верховьях р. Буг
- белые хорваты - в Прикарпатье
- уличи - между реками Южный Буг и Днестр
-
тиверцы - между Днестром и р. Прут
Крупнейшими политическими образованиями в VII-VIIIвв в южно-русских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтай - Тюркский каганат. Государства кочевников промышляли военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована южными славянами. Другая часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникло новое государство - Волжская Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим с середины VII в территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с приднепровских славян до конца IXв.
Славяне в VIв неоднократно совершали военные походы против Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов. Прокопий Кессарийский (VIв) писал, что племена славян и антов не управлялись одним человеком и все важные решения принимали сообща ("народоправство", которое историки прозвали "военной демократией" - праобраз народных собраний вече, в которых могли принимать участие только мужчины - воины). Маврикий Стратег (VIв) обращает внимание на соперничество между военными вождями: результаты раздачи награбленных богатств укрепляли престиж выборных военных представителей и приводили к складыванию дружины, состоящей их профессиональных военных.
Византийцы считали славян весьма отсталым народом.
В это же время происходит переход от родовой общины к соседской (земледельческой).
Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. В отношении полян существует легенда о князьях-основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди (историки считают. что эти события произошли в конце V-VIвв)
Именно земля полян, по указанию летописей, называлась "русь". Возможно, так называлось одно из славянских племен, жившее по реке Рось и ставшее основой полянского племенного союза.
Арабский энциклопедист ал-Масуди (Xв) писал, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Скорее всего, речь шла о волынянах (дулебах), чей союз был сокрушен (по данным ПВЛ) аварским нашествием в начале VIIв. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куябе, Славии и Артании. Первый некоторые историки отождествляют с поселениями на месте будущего Киева, второй - Новгорода. Что такое Артания, доподлинно неизвестно.
Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские литовские (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь, эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с восточными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. на востоке от впадения р. Белой в Каму до средней Волги располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южно-русские степи в VIII-IXвв занимали мадьяры (венгры) - финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в печенеги. На Нижней Волге и в степях между Азовским и Каспийским морями - Хазарский каганат. В районе Черного моря - Дунайская Болгария и Византийская империя.
Основу хозяйственной жизни славян составляли земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство. Из сельскохозяйственных культур возделывали пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиху, коноплю. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой. После истощения участок бросали и готовили новый. В степных районах применялось переложное земледелие, когда сжигали полевые травы. С VIIIв в южных районах распространяется полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XXв. Для сбора урожая использовали серп. Развивались ремесла. Большое значение впоследствии будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути "из варяг в греки", связывавшем византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.
Великий
водный путь "из варяг в греки" связывал
Северную и Южную Европу. Он возник в конце
IXв. Из Балтийского (Варяжского) моря по
р. Нева караваны купцов попадали а ладожское
озеро (Нево), оттуда по реке Волхов в озеро
Ильмень и далее по р. Ловать до верховьев
Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска
и на днепровских порогах переходили "волоковыми
путями". Западным берегом Черного моря
доходили до Константинополя, Новгород
и Киев контролировали северный и южный
участки торгового пути. Это обстоятельство
дало основание ряду историков утверждать,
что торговля мехом, воском и медом была
главным занятием восточных славян.
IV.
Религия восточных славян.
В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс лет до н.э. Восстановление информации о славянском язычестве затруднено, поскольку не сохранилось практически никаких письменных источников.
В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род вмещал в себя всю Вселенную: небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое племя имело своего бога-покровителя и часто даже свой пантеон.
В дальнейшем особое значение приобретает культ великого Сварога (полянские имена) - бога неба, и его сыновей Даждьбога и Стрибога - богов солнца и ветра. Со временем все большую роль играет Перун - бог грозы и дождя, который особенно почитался в среде воинов и князей. Самые известные представители славянского пантеона - Велес, Мокошь, Белобог и др. находят своих почитателей и в наши дни, хотя их культы по сравнению с изначальными значительно деформированы. Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или предметом. Кроме того, славяне верили в огромное количество локальных духов.
О языческих жрецах точных данных нет; вероятно, ими были летописные волхвы, боровшиеся в XIв с христианством. Главой культа был вождь, а затем князь. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капищах (от старославянского "капь" - изображение, идол), богам приносились жертвы, в т.ч. и человеческие.
У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о богах и героях и т.п. К Xв религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян.
Информация о работе Народы и государства на территории нашей страны в древности