Народы и государства на территории нашей страны в древности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 00:24, курсовая работа

Описание

На территории Северного Причерноморья жили многочисленные кочевые племена, переживавшие стадию разложения первобытно-общинного строя. Наиболее быстро этот процесс шел у ираноязычных скифов, где складывалось классовое общество. Геродот (Vв до н.э.) называет скифами все население, проживавшее к северу от Черного и Азовского морей. Возможно, что в число скифов включали и часть славян, проживавших в Среднем Приднестровье (борисфеняне, от древнего названия Днепра - Борисфен).

Работа состоит из  1 файл

истроия.rtf

— 1.53 Мб (Скачать документ)

      Цели - просвещение соотечественников, введение конституции, ликвидация крепостничества. В 1820г было внесено предложение об установлении республики. Методы - пропаганда, просвещение, формирование общественного мнения в духе просветительских идей, что позволит лет через 10-20 провести мирную революцию.

      В ходе деятельности Союза сложилось два основных идейно-политических направления: - умеренно-либеральное (ликвидация крепостничества, просвещение, конституционная монархия) - республиканское (радикальное решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей за счет помещиков, республика) В 1821г была проведена реорганизация общества, что привело к победе умеренного направления. В конце 1821г на тайном съезде было принято решение о самороспуске.

      4. Южное общество. 1821-1825гг. Во главе с П.И.Пестелем, С.Г.Волконским, С.И.Муравьевым-Апостолом, А.П.Юшневским. Действовало в Украине. Имело три управы - Тульчинскую, Каменскую, Васильковскую.

      Программным документом общества стала "Русская правда", написанная Пестелем и включавшая следующие положения: - уничтожение самодержавие и установление республики - ликвидация сословий, равноправие всех граждан, введение суда присяжных - введение свободы слова, вероисповедания, занятий - Россия остается единым унитарным государством, только Польша получает право на автономию - разделение властей на законодательную - Народное вече (парламент), исполнительную - Державная дума из 5 избираемых на 5 лет членов и блюстительную (судебную) - Верховный собор - политические права получили мужчины, достигшие 20-летнего возраста - ликвидация крепостного права - земля делится на частную и общественную, из которой каждый мог получить участок пашни определенного размера - введение в действие "Русской правды" должно произойти декретом Временного революционного правительства, обладающего диктаторской властью

      5. Северное общество. 1822-1825гг. Во главе с Н.М.Муравьевым, С.П.Трубецким, а с 1823г - К.Ф.Рылеевым. Действовало в Петербурге и в Москве. Программным документом стала Конституция, написанная Никитой Муравьевым и предполагавшая: - введение конституционной монархии - федеративное устройство страны, состоящей из 13 держав и 2 областей. Столица переносится в Нижний Новгород, который переименовывается в Славянск - разделение властей на законодательную (двухпалатное Народное вече и Державные вече в каждой державе), исполнительную (Верховная дума во главе с императором, который выполняет также функции главнокомандующего), судебную (Верховное судилище и волостной "советный" суд) - ликвидация крепостного права - обеспечение законом прав и свобод граждан - введение ограниченного различными цензами (имущественным, возрастным, оседлости)  избирательного права - сохранение собственности помещиков на землю в определенных размерах - наделение крестьян приусадебным участком, пахотной землей в две десятины; остальная земля должна арендоваться у помещика - рассмотрение и принятии Конституции Учредительным собранием

      Восстание.

      Южное и Северное общества вели переговоры о координации действий и установили контакты с Польским патриотическим обществом и Обществом соединения славян. Декабристы планировали убить царя на военном смотре, силами гвардии захватить власть. Выступление намечалось на 1826г.

      19 ноября 1825г в Таганроге внезапно скончался Александр I. Трон должен был перейти к его брату Константину, но тот еще в 1823г тайно отрекся от престола, который теперь переходил к следующему по старшинству брату - Николаю. Не зная об отречении Константина, Сенат, гвардия и армия присягнули ему 27 ноября. После выяснения ситуации назначили переприсягу Николаю, которого не любили в гвардии. Декабристы решили в сложившейся ситуации поднять гвардейские полки, собрать их на Сенатской площади и заставить Сенат издать "Манифест к русскому народу", который объявлял об уничтожении самодержавия, ликвидации крепостного права, учреждении Временного правительства, введении свобод и т.п. Часть восставших должна была захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью; планировалось захватить и Петропавловскую крепость. Руководителем восстания был избран князь Трубецкой.

      С раннего утра 14 декабря офицеры - члены Северного общества вели агитацию среди солдат и матросов, убеждая их не присягать Николаю, а поддержать Константина. им удалось вывести часть Московского и Гренадерский полки и Гвардейский морской экипаж на Сенатскую площадь (всего около 3,5 тыс человек). Но к тому времени сенаторы уже присягнули Николаю и разошлись. Николай окружил площадь верными ему войсками (12 тыс человек и 4 орудия). Восставшие отбили атаки конницы, а генерал-губернатор М.А.Милорадович, попытавшийся склонить их к сдаче оружия, был смертельно ранен Каховским. После этого в дело пошла артиллерия и выступление было подавлено, а вечером начались массовые аресты. Всего в этот день погиб 1271 человек.

      На юге о событиях в столице узнали с опозданием. 29 декабря восстал Черниговский полк во главе с С.И.Муравьевым-Апостолом, но поднять всю армию не удалось. 3 января при подходе к селу Трилесы Черниговский полк был встречен правительственными войсками во главе с Константином и расстрелян картечью.

      Причины поражения: - узкая социальная база

      - недостаточная конспирация

      - отсутствие единства и согласованности действий

      - неготовность большей части общества к ликвидации самодержавия и

      крепостничества

      - социокультурный раскол общества 

      XXXV. Общественное движение второй четверти XIXв. 

      Факторы развития: - кризис крепостнического строя

      - развитие образования и просвещения

      - неготовность и неспособность правительства Николая I осуществить коренные

      реформы

      - реакционный курс внешней политики

      - влияние опыта общественного и экономического развития западных стран

      - влияние социальных, политических и философских идей западных мыслителей

      - идеи и опыт декабристов 

      Основные организации конца 20х-начала 30х гг.

      1. "Общество любомудрия". 1823-начало30х гг. Литературно-философский кружок, возникший в Москве. В него в разные периоды входили В.Ф.Одоевский, А.И.Комелев, И.В.Киреевский, Н.М.Рожалин, С.П.Шевырев, В.П.Титов и пр. представители элитной дворянской молодежи. Его лидером был Д.В.Веневитинев (умер в 1827г). Члены кружка пытались с помощью философской системы Шеллинга осмыслить историческое предназначение России, видели свою задачу в построении мировоззренческой основы русской культуры и истории.

      2. Кружок братьев Критских. 1826-1827гг. Состоял из 6 человек. Его члены анализировали историю и перспективы развития России и мечтали об уничтожении крепостничества. Был разгромлен властями.

      3. Сунгуровское общество. 1831г. Состоял из 26 человек. Его руководителями были Н.П.Сунгуров, Я.И.Костенецкий, А.Ф.Кноблох. Общество планировало подготовить вооруженное восстание с привлечением рабочих московских фабрик и городской "черни". Члены кружка были арестованы.

      4. Студенческий кружок А.И.Герцена и Н.П.Огарева. 1831-1834гг. Участники: Н.И.Сазонов, Н.М.Сатин, А.Н.Савич, Н.Х.Кетчер и другие студенты Московского университета. Критически оценивали существовавший строй, изучали труды французского социалиста К.А.Сен-Симона, проповедовали ненависть к политическому произволу, декламировали запрещенные стихи и пьянствовали. В 1834г Герцен, Огарев и некоторые другие участники кружка были арестованы и сосланы в отдаленные губернии.

      Общественное движение 30х гг.

      1. Деятельность кружка Н.В.Станкевича. 1831-1839гг. В разные годы входили: М.А.Бакунин, В.Г.Белинский, В.П.Боткин, К.С.Аксаков, А.И.Герцен, Т.Н.Грановский, М.Н.Катков, Ю.Ф.Самарин и др. Изучали философские системы Фихте, Гегеля, Шеллинга, пытались с их помощью объяснить развитие России.

      2. Консервативное направление. Оформилось в идейном отношении раньше других течений. Оно было призвано обосновать незыблемость существующих в России порядков и противостоять распространению идущих с Запада идей.

      Его наиболее значительными представителями стали историк М.П.Погодин, философ С.П.Шевырев, известные журналисты Я.И.Греч и Ф.В.Булгарин. Опираясь на некоторые мысли Н.М.Карамзина об исторических особенностях России, Погодин в середине 20х гг предложил концепцию самобытности России. История страны основана на "вечном начале. русском духе", который воплощается в православии и самодержавии. Крепостничество рассматривается им как система отношений, обеспечивающая органическую связь между землевладельцем и крестьянами. Шевырев доказывал ложность католичества и протестантизма, превозносил православие как "истинное просвещение", обеспечивающее мирное развитие России.

      Президент Академии наук С.С.Уваров, ставший в 1834г министром народного просвещения, используя некоторые положения из работ Карамзина и Погодина, в 1832г сформулировал основы теории, которая преследовала цель воспитания юношества в национальном духе, была призвана обосновать самобытность России и ее превосходство над Западом. Суть ее заключалась в том, что "самодержавие, православие и народность" как основы русской истории обеспечивают благоденствие и могущество России, мир между сословиями и защиту от тлетворных революционных идей Запада. Все это дополнялось тезисом о необходимости развития европейского образования.

      В 1836г в журнале "Телескоп" было опубликовано письмо П.Я.Чаадаева, ставшее своеобразным ответом на пропаганду теории "официальной народности". Чаадаев оценил особенный путь развития России как обрекающий ее на отсталость, политическое и духовное рабство. Причиной тому он считал изоляцию России от Европы, вызванную принятием православной формы христианства. Автор письма был объявлен антипатриотом, русофобом и вовсе умалишенным и долго находился под надзором полиции.

      Общественное движение 40х гг.

      1. Славянофильство. Появилось в начале 40х гг. Его идеологами были литераторы и философы А.С.Хомяков, братья И.В. и П.В.Киреевские, К.С и И.С.Аксаковы, Ю.Ф.Самарин и др.

      Основные положения: - важнейшей характеристикой российского общества и государства является народность, а в основе самобытного российского пути развития лежат православие, община и национальный русский характер - в допетровской России власть находилась в гармонии с народом в противоположность Европе, где обострялись социальные конфликты; самодержавие избавляло общество от политической борьбы - основы русской общественной жизни заключаются в общинном строе в деревне, коллективизме, соборности - Россия развивается ненасильственным путем - в России духовные устремления преобладают над материальными ценностями - Петр I насильственными методами внедрял опыт, механически заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного характера развития России, законсервировало крепостничество и породило социальные конфликты

      Цели: ликвидировать крепостное право, сохранив при этом общину и патриархальный уклад жизни. Для определения пути дальнейшего развития необходимо созвать Земский собор.

      Отрицали революцию и радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования, проводимые сверху. Ограничивались творческой и публицистической деятельностью.

      2. Западничество. Оформилось в работах и деятельности историков, юристов и литераторов Т.Н.Грановского, К.Д.Кавелина, П.В.Анненкова, Б.Н.Чичерина, С.М.Соловьева, В.Г.Белинского.

      Основные идеи: - Россия, развивающаяся по универсальным законам истории, отстает от Запада и сохраняет ряд национальных особенностей

      - необходимо ликвидировать историческое отставание, сохранив при этом национальную идентичность

      - в России следует утвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданского

      общества и просветив народ установить конституционную монархию

      - важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, промышленность и торговлю, принять законы, защищающие частную собственность

      - необходимо отменить крепостное право, передать крестьянам землю за выкуп

      - следует развивать образование и распространять научные знания

      Свою публицистическую, научную и преподавательскую деятельность они направляли на формирование общественного мнения для подготовки преобразований. Единственно возможным средством обновления России считали реформы сверху.

Информация о работе Народы и государства на территории нашей страны в древности