Народы и государства на территории нашей страны в древности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 00:24, курсовая работа

Описание

На территории Северного Причерноморья жили многочисленные кочевые племена, переживавшие стадию разложения первобытно-общинного строя. Наиболее быстро этот процесс шел у ираноязычных скифов, где складывалось классовое общество. Геродот (Vв до н.э.) называет скифами все население, проживавшее к северу от Черного и Азовского морей. Возможно, что в число скифов включали и часть славян, проживавших в Среднем Приднестровье (борисфеняне, от древнего названия Днепра - Борисфен).

Работа состоит из  1 файл

истроия.rtf

— 1.53 Мб (Скачать документ)

      Причины распада СССР: - накапливавшиеся национальные противоречия

      - неудачи экономических реформ Горбачева

      - кризис коммунистической идеологии и ослабление роли КПСС с последующей

      ликвидацией ее партийно-политической монополии

      - движение за национальное самоопределение республик

      Одним из следствий распада государства стало обострение межнациональных отношений на территории постсоветских республик, что привело к возникновению территориальных конфликтов во многих регионах бывшего СССР.

 

       LXV. Внешняя политика СССР в годы "перестройки". 

      Основные приоритеты во внешнеполитической деятельности СССР после 1985г: - смягчение напряженности

      между Востоком и Западом

      посредством переговоров с

      США о разоружении

      - урегулирование

      региональных конфликтов

      - расширение экономических

      связей со всеми

      государствами

      8 декабря 1987г был заключен договор с США об уничтожении целого класса ядерных вооружений - ракет среднего и ближнего радиуса действия. В 1991г был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. В 1989г был принят указ Президиума Верховного Совета СССР о сокращении вооруженных сил СССР и расходов на оборону в 1989-1990гг, по которому численность армии уменьшилась на 500 тыс человек, а расходы на оборону - на 14,2%. В Европе к 1990г ликвидировали советские и американские ракеты средней и меньшей дальности. СССР также демонтировал часть раке средней дальности в Сибири и на Дальнем Востоке, направленных против Японии, Южной Кореи и Китая. 

      LXVI. Социально-экономическое развитие РФ в 90е гг XXв-начале XXIв. 

      С начала 1922г началось введение свободного ценообразования и либерализация торговли. Была упразднена централизованная система распределения ресурсов. На месте колхозов и совхозов создавались акционерные общества или производственные кооперативы.

      С целью приватизации государственных предприятий и жилья был создан Государственный комитет по управлению государственным имуществом РСФСР (А.Б.Чубайс). Гражданам выдавались приватизационные чеки - ваучеры, означавшие право на долю собственности приватизируемых предприятий. Та в России складывался частный, в т.ч. акционерный капитал.

      В августе 1998г в стране разразился сильнейший финансовый кризис. 23 августа очередное правительство было отправлено в отставку.

      В феврале 2002г был принят закон об альтернативной службе в армии. 

      LVII. Общественно-политическое развитие России в 1991-2004гг. 

      Демократизация политического режима, начавшаяся в период "перестройки", привела к утверждению в политической системе принципа разделения властей. 21 сентября 1993г президент подписал указ о роспуске съезда народных депутатов и Верховного совета и о проведении поэтапной конституционной реформы. 12 декабря1993г в ходе народного голосования была принята новая Конституция России. В тот же день состоялись выборы в Государственную думу. 16 июня 1996г состоялись выборы президента России.

      31 декабря 1999г Ельцин объявил о своей отставке и передаче полномочий премьер-министру В.В.Путину. 26 марта 2000г последний был избран президентом.

      В 1999-2004гг велась работа по обновлению законодательства. Федеральное Собрание приняло новые Трудовой и Земельный кодексы, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный и Арбитражно-процессуальный кодексы. Были утверждены государственные символы. Началось введение судов присяжных.

      14 марта 2004г состоялись очередные выборы президента.

      31 марта 1992г в Москве был подписан Федеративный договор, где оговаривались полномочия субъектов Федерации и обозначались границы между ними. В 2000г были созданы 7 федеральных округов во главе с полномочными представителями президента. 

      APPENDIX 

      I. Закрепощение крестьян в России. 

      Предпосылки: 1. Природная среда и демографическая ситуация. Изъятие все большей части воспроизводившегося крестьянами продукта, необходимого для развития общества, требовало создание жесткого механизма неэкономического принуждения. К этому же вела малочисленность населения.

      2. Противостояние крестьянской общины поместному землевладению. У крестьян сложилась двойственная идея собственности, где различались верховное обладание и хозяйственное использование. Распространение поместного землевладения встречало сопротивление общины, которое возможно было преодолеть только полностью подчинив крестьян.

      3. Государство нуждалось в гарантированном поступлении налогов.

      4. В результате бегства населения из разоренного центра на окраины резко обострилась проблема обеспечения служилого сослови ярабочей силой, а государства - налогоплательщиками.

      5. Духовные факторы. Крестьяне считали, что помещик призван защищать их от враждебных внешних сил.

      Этапы: 1. Судебник 1497г упорядочил отношения между крестьянами и землевладельцами на всей территории единого государства, подтвердил право владельческих крестьян на возможность выхода в Юрьев день после выплаты "пожилого". Данное право заставляло землевладельцев считаться с интересами крестьян, что благотворно сказывалось на их положении.

      2. В 1581г Иван IV ввел "заповедные годы", запрещавшие выход на территориях , наиболее пострадавших от бедствий.

      3. В 1592г (или в 1593), в эпоху правления Бориса Годунова, вышел указ, запрещавший крестьянский выход уже по всей стране и без временных ограничений. В этом же году освобождалась от налогов "барская запашка",что стимулировало служилых людей к увеличению ее площади.

      4. 1597г - "урочные годы". Установили срок сыска беглых крестьян - первоначально 5 лет. По истечении этого срока беглые получали свободу, если не были найдены. Вместе с тем они могли быть закрепощены на новых местах.

      5. X глава "О крестьянах" Соборного уложения 1649г отменила "урочные годы", ввела бессрочный сыск крестьян государственными чиновниками, объявила "вечную и потомственную крепость".

      6. По закону 1675г владельцы уже могли продавать крестьян без земли, в конце XVIIIв - подвергать телесным наказаниям. В XVIII в помещики получили полное право распоряжаться личностью и имуществом крестьян, в т.ч. и ссылать их без суда в Сибирь и на каторгу, продавать в рекруты.

      7. Конец XVIIIв-1861г. государство приняло меры, несколько ограничивающие произвол помещиков. В итоге крепостничество было отменено Манифестом Александра II в феврале 1861г.

      Последствия: 1. Привело к утверждению крайне неэффективной формы феодальных отношений, консервировавшей отсталость русского общества.

      2. Усугубило социальный раскол общества, вызвало массовые народные выступления.

      3. Легло в основу деспотической формы власти.

      4. Обрекало народ на патриархальность и невежество, препятствовало проникновению культурных ценностей в народную среду.

      II. Отмена крепостного права.

      Факторы: 1. Социально-экономический кризис: - низкая производительность труда

      - наметилось социальное и экономическое расслоение

      крестьянства

      - росла помещичья задолженность государству

      - прогрессирующее обезземеливание крестьян

      - промышленный переворот порождал необходимость в

      свободной и квалифицированной рабочей силе

      - ухудшилось финансовое положение

      2. Положение в социальной сфере: - нарастание социальных конфликтов (увеличилось число

      недовольных крестьян на жизнь помещиков, произошел рост

      крестьянских восстаний)

      3. Политическая сфера: - без отмены крепостного права оказалось невозможно укрепить и

      усовершенствовать государственную систему управления

      - правящие группы осознали , что без реформы невозможно преодолеть

      отсталость страны и вернуть России утраченное после Крымской войны

      международное влияние

      - активизировалась общественно-политическая жизнь

      4. Духовная сфера: - в обществе получили распространение идеи либерализм

      - опыт передовых европейских стран

      5. Внешнеполитическая сфера: - в результате Крымской войны выявилась отсталость России

      - в результате ее же было ущемлено национальное сознание

      - возникла необходимость возвращения России статуса великой

      державы

      В начале 1857г был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, но его деятельность оказалась малопродуктивной. Тогда по указанию царя были учреждены губернские дворянские комитеты по подготовке реформы, а Секретный в феврале 1858г преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. При нем в феврале 1859г были образованы Редакционные комиссии, призванные составить проект реформ. Консервативные деятели допускали освобождение крестьян без земли или с очень маленьким наделом. Либералы защищали идею освобождения с землей, но за большой выкуп. После реформ революционно настроенная часть разночинской интеллигенции стала пропагандировать необходимость  насильственного захвата всех помещичьих земель и их уравнительный передел в пользу крестьян. основные принципы и условия отмены крепостного права были сформулированы в Манифесте и Положениях, которые Александр II утвердил 19 февраля 1861г.

      основные положения реформы: 1. 22,5 млн помещичьих крестьян объявлялись лично свободными и

      становились юридическими лицами. Им предоставлялся статус "сельских

      обывателей" и некоторые экономические и гражданские права: - покупать на свое имя землю, дома и т.п.

      - защищать свои права в суде

      - свободно торговать, основывать фабрики, торговые и ремесленные заведения

      - вступать в брак без согласия помещика и пр.

      2. Крестьяне получали за выкуп усадьбу (дом с огородом) и в пользование

      - полевой надел, за который они несли фиксированные повинности, в т.ч.

      оброк и барщину. В уставной грамоте фиксировался размер надела, выкупа и повинностей, которые крестьянин нес до начала выкупной операции. Грамота составлялась помещиком за 2 года. В случае отказа крестьянина подписать

      грамоту в дело вступал мировой посредник, который и принимал

      окончательное решение по спорным вопросам. Размеры наделов были различны по трем зонам: - в черноземной зоне был введен уменьшенный душевой надел

      - от 2,75 до 6 десятин

      - в нечерноземной - от 3 до 7 десятин

      - в степной - от 3 до 12 десятин

      Земли сверх максимальной нормы изымались. Размер выкупа за полевой надел исчислялся так: стоимость годового оброка принималась за 6% выкупной суммы, помещику крестьянин выплачивал сам 20-25% от выкупа, иногда в рассрочку. Часто эта доля выкупа заменялась отработками. Государство оплачивало помещикам 75-80% выкупа (за вычетом долга кредитным организациям) специальными облигациями. Эту сумму крестьянин получал в виде ссуды и должен был ее возвратить государству в течении 49 лет, выплачивая еще 6% годовых. Крестьяне имели право по первому своему требованию выкупить усадебную и пашенную землю не ранее, чем через 9 лет, по соглашению с помещиком. До перехода на выкуп, исполняя повинности в пользу помещика, крестьянин считался "временнообязанным". К 1881г 85% временнообязанных перешли на выкуп.

      После завершения выкупной операции собственником пашенной земли становилась община, но сразу после этого крестьяне получали право на выход из общины с землей и превращение в единоличного собственника земли. Община выполняла землераспределительные функции и имела право производить переделы в соответствии с численностью крестьянской семьи, отвечала за административный полицейский порядок и сбор налогов. Сельский сход, на котором могли присутствовать лишь домохозяева, являлся главным органом управления общины. На сходе избирался сборщик податей и староста, исполнявший решения схода и распоряжения волостного старшины и мирового посредника. На сходе же выдвигались представители (один от 10 дворов) на волостной сход, где избирался волостной старшина и волостной суд. Вместе с сельскими старостами волостной старшина входил в волостную управу.

Информация о работе Народы и государства на территории нашей страны в древности