Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 00:24, курсовая работа
На территории Северного Причерноморья жили многочисленные кочевые племена, переживавшие стадию разложения первобытно-общинного строя. Наиболее быстро этот процесс шел у ираноязычных скифов, где складывалось классовое общество. Геродот (Vв до н.э.) называет скифами все население, проживавшее к северу от Черного и Азовского морей. Возможно, что в число скифов включали и часть славян, проживавших в Среднем Приднестровье (борисфеняне, от древнего названия Днепра - Борисфен).
Причины распада СССР: - накапливавшиеся национальные противоречия
- неудачи экономических реформ Горбачева
- кризис коммунистической идеологии и ослабление роли КПСС с последующей
ликвидацией ее партийно-политической монополии
- движение за национальное самоопределение республик
Одним из следствий распада государства стало обострение межнациональных отношений на территории постсоветских республик, что привело к возникновению территориальных конфликтов во многих регионах бывшего СССР.
LXV. Внешняя политика СССР в годы "перестройки".
Основные приоритеты во внешнеполитической деятельности СССР после 1985г: - смягчение напряженности
между Востоком и Западом
посредством переговоров с
США о разоружении
- урегулирование
региональных конфликтов
- расширение экономических
связей со всеми
государствами
8
декабря 1987г был заключен договор с США
об уничтожении целого класса ядерных
вооружений - ракет среднего и ближнего
радиуса действия. В 1991г был подписан договор
об ограничении стратегических наступательных
вооружений. В 1989г был принят указ Президиума
Верховного Совета СССР о сокращении вооруженных
сил СССР и расходов на оборону в 1989-1990гг,
по которому численность армии уменьшилась
на 500 тыс человек, а расходы на оборону
- на 14,2%. В Европе к 1990г ликвидировали советские
и американские ракеты средней и меньшей
дальности. СССР также демонтировал часть
раке средней дальности в Сибири и на Дальнем
Востоке, направленных против Японии,
Южной Кореи и Китая.
LXVI.
Социально-экономическое развитие РФ
в 90е гг XXв-начале XXIв.
С начала 1922г началось введение свободного ценообразования и либерализация торговли. Была упразднена централизованная система распределения ресурсов. На месте колхозов и совхозов создавались акционерные общества или производственные кооперативы.
С целью приватизации государственных предприятий и жилья был создан Государственный комитет по управлению государственным имуществом РСФСР (А.Б.Чубайс). Гражданам выдавались приватизационные чеки - ваучеры, означавшие право на долю собственности приватизируемых предприятий. Та в России складывался частный, в т.ч. акционерный капитал.
В августе 1998г в стране разразился сильнейший финансовый кризис. 23 августа очередное правительство было отправлено в отставку.
В
феврале 2002г был принят закон об альтернативной
службе в армии.
LVII.
Общественно-политическое развитие России
в 1991-2004гг.
Демократизация политического режима, начавшаяся в период "перестройки", привела к утверждению в политической системе принципа разделения властей. 21 сентября 1993г президент подписал указ о роспуске съезда народных депутатов и Верховного совета и о проведении поэтапной конституционной реформы. 12 декабря1993г в ходе народного голосования была принята новая Конституция России. В тот же день состоялись выборы в Государственную думу. 16 июня 1996г состоялись выборы президента России.
31 декабря 1999г Ельцин объявил о своей отставке и передаче полномочий премьер-министру В.В.Путину. 26 марта 2000г последний был избран президентом.
В 1999-2004гг велась работа по обновлению законодательства. Федеральное Собрание приняло новые Трудовой и Земельный кодексы, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный и Арбитражно-процессуальный кодексы. Были утверждены государственные символы. Началось введение судов присяжных.
14 марта 2004г состоялись очередные выборы президента.
31
марта 1992г в Москве был подписан Федеративный
договор, где оговаривались полномочия
субъектов Федерации и обозначались границы
между ними. В 2000г были созданы 7 федеральных
округов во главе с полномочными представителями
президента.
APPENDIX
I.
Закрепощение крестьян в России.
Предпосылки: 1. Природная среда и демографическая ситуация. Изъятие все большей части воспроизводившегося крестьянами продукта, необходимого для развития общества, требовало создание жесткого механизма неэкономического принуждения. К этому же вела малочисленность населения.
2. Противостояние крестьянской общины поместному землевладению. У крестьян сложилась двойственная идея собственности, где различались верховное обладание и хозяйственное использование. Распространение поместного землевладения встречало сопротивление общины, которое возможно было преодолеть только полностью подчинив крестьян.
3. Государство нуждалось в гарантированном поступлении налогов.
4. В результате бегства населения из разоренного центра на окраины резко обострилась проблема обеспечения служилого сослови ярабочей силой, а государства - налогоплательщиками.
5. Духовные факторы. Крестьяне считали, что помещик призван защищать их от враждебных внешних сил.
Этапы: 1. Судебник 1497г упорядочил отношения между крестьянами и землевладельцами на всей территории единого государства, подтвердил право владельческих крестьян на возможность выхода в Юрьев день после выплаты "пожилого". Данное право заставляло землевладельцев считаться с интересами крестьян, что благотворно сказывалось на их положении.
2. В 1581г Иван IV ввел "заповедные годы", запрещавшие выход на территориях , наиболее пострадавших от бедствий.
3. В 1592г (или в 1593), в эпоху правления Бориса Годунова, вышел указ, запрещавший крестьянский выход уже по всей стране и без временных ограничений. В этом же году освобождалась от налогов "барская запашка",что стимулировало служилых людей к увеличению ее площади.
4. 1597г - "урочные годы". Установили срок сыска беглых крестьян - первоначально 5 лет. По истечении этого срока беглые получали свободу, если не были найдены. Вместе с тем они могли быть закрепощены на новых местах.
5. X глава "О крестьянах" Соборного уложения 1649г отменила "урочные годы", ввела бессрочный сыск крестьян государственными чиновниками, объявила "вечную и потомственную крепость".
6. По закону 1675г владельцы уже могли продавать крестьян без земли, в конце XVIIIв - подвергать телесным наказаниям. В XVIII в помещики получили полное право распоряжаться личностью и имуществом крестьян, в т.ч. и ссылать их без суда в Сибирь и на каторгу, продавать в рекруты.
7. Конец XVIIIв-1861г. государство приняло меры, несколько ограничивающие произвол помещиков. В итоге крепостничество было отменено Манифестом Александра II в феврале 1861г.
Последствия: 1. Привело к утверждению крайне неэффективной формы феодальных отношений, консервировавшей отсталость русского общества.
2. Усугубило социальный раскол общества, вызвало массовые народные выступления.
3. Легло в основу деспотической формы власти.
4. Обрекало народ на патриархальность и невежество, препятствовало проникновению культурных ценностей в народную среду.
II. Отмена крепостного права.
Факторы: 1. Социально-экономический кризис: - низкая производительность труда
- наметилось социальное и экономическое расслоение
крестьянства
- росла помещичья задолженность государству
- прогрессирующее обезземеливание крестьян
- промышленный переворот порождал необходимость в
свободной и квалифицированной рабочей силе
- ухудшилось финансовое положение
2. Положение в социальной сфере: - нарастание социальных конфликтов (увеличилось число
недовольных крестьян на жизнь помещиков, произошел рост
крестьянских восстаний)
3. Политическая сфера: - без отмены крепостного права оказалось невозможно укрепить и
усовершенствовать государственную систему управления
- правящие группы осознали , что без реформы невозможно преодолеть
отсталость страны и вернуть России утраченное после Крымской войны
международное влияние
- активизировалась общественно-политическая жизнь
4. Духовная сфера: - в обществе получили распространение идеи либерализм
- опыт передовых европейских стран
5. Внешнеполитическая сфера: - в результате Крымской войны выявилась отсталость России
- в результате ее же было ущемлено национальное сознание
- возникла необходимость возвращения России статуса великой
державы
В начале 1857г был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, но его деятельность оказалась малопродуктивной. Тогда по указанию царя были учреждены губернские дворянские комитеты по подготовке реформы, а Секретный в феврале 1858г преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. При нем в феврале 1859г были образованы Редакционные комиссии, призванные составить проект реформ. Консервативные деятели допускали освобождение крестьян без земли или с очень маленьким наделом. Либералы защищали идею освобождения с землей, но за большой выкуп. После реформ революционно настроенная часть разночинской интеллигенции стала пропагандировать необходимость насильственного захвата всех помещичьих земель и их уравнительный передел в пользу крестьян. основные принципы и условия отмены крепостного права были сформулированы в Манифесте и Положениях, которые Александр II утвердил 19 февраля 1861г.
основные положения реформы: 1. 22,5 млн помещичьих крестьян объявлялись лично свободными и
становились юридическими лицами. Им предоставлялся статус "сельских
обывателей" и некоторые экономические и гражданские права: - покупать на свое имя землю, дома и т.п.
- защищать свои права в суде
- свободно торговать, основывать фабрики, торговые и ремесленные заведения
- вступать в брак без согласия помещика и пр.
2. Крестьяне получали за выкуп усадьбу (дом с огородом) и в пользование
- полевой надел, за который они несли фиксированные повинности, в т.ч.
оброк и барщину. В уставной грамоте фиксировался размер надела, выкупа и повинностей, которые крестьянин нес до начала выкупной операции. Грамота составлялась помещиком за 2 года. В случае отказа крестьянина подписать
грамоту в дело вступал мировой посредник, который и принимал
окончательное решение по спорным вопросам. Размеры наделов были различны по трем зонам: - в черноземной зоне был введен уменьшенный душевой надел
- от 2,75 до 6 десятин
- в нечерноземной - от 3 до 7 десятин
- в степной - от 3 до 12 десятин
Земли сверх максимальной нормы изымались. Размер выкупа за полевой надел исчислялся так: стоимость годового оброка принималась за 6% выкупной суммы, помещику крестьянин выплачивал сам 20-25% от выкупа, иногда в рассрочку. Часто эта доля выкупа заменялась отработками. Государство оплачивало помещикам 75-80% выкупа (за вычетом долга кредитным организациям) специальными облигациями. Эту сумму крестьянин получал в виде ссуды и должен был ее возвратить государству в течении 49 лет, выплачивая еще 6% годовых. Крестьяне имели право по первому своему требованию выкупить усадебную и пашенную землю не ранее, чем через 9 лет, по соглашению с помещиком. До перехода на выкуп, исполняя повинности в пользу помещика, крестьянин считался "временнообязанным". К 1881г 85% временнообязанных перешли на выкуп.
После завершения выкупной операции собственником пашенной земли становилась община, но сразу после этого крестьяне получали право на выход из общины с землей и превращение в единоличного собственника земли. Община выполняла землераспределительные функции и имела право производить переделы в соответствии с численностью крестьянской семьи, отвечала за административный полицейский порядок и сбор налогов. Сельский сход, на котором могли присутствовать лишь домохозяева, являлся главным органом управления общины. На сходе избирался сборщик податей и староста, исполнявший решения схода и распоряжения волостного старшины и мирового посредника. На сходе же выдвигались представители (один от 10 дворов) на волостной сход, где избирался волостной старшина и волостной суд. Вместе с сельскими старостами волостной старшина входил в волостную управу.
Информация о работе Народы и государства на территории нашей страны в древности