Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:58, контрольная работа
История Южного Урала – это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Этнографы отмечают этническую сложность, неоднородность состава населения южноуральского края. Это обусловлено тем, что Южный Урал издревле служил своего рода коридором, по которому в далеком прошлом осуществлялось "великое переселение народов", а впоследствии накатом прошли волны миграции.
Введение…………………………………………….…………………..…..3
Глава 1. История Южного Урала………………………….………………4
Глава 2. Мордва - народ Южного Урала …………………………………7
Заключение………………………………………………………….…….19
Список использованных источников и литературы…………………..20
Содержание:
Введение……………………………………………
Глава 1. История Южного Урала………………………….………………4
Глава 2. Мордва - народ Южного Урала …………………………………7
Заключение………………………………………
Список
использованных источников и литературы…………………..20
Введение
История
Южного Урала – это история
всех народов, заселявших его территорию
с глубокой древности. Этнографы
отмечают этническую сложность, неоднородность
состава населения
Цель
моей работы – рассказать про мордву,
населяющую наш край, их язык и культуру.
Глава 1. История Южного Урала
Первые
письменные сведения о народах Южного
Урала относятся еще к
Стоянок древнего человека на Южном Урале обнаружено много. Только вблизи 15 озер их было открыто около 100. А озер в нашей области более трех тысяч. Это стоянка у озера Еловое Чебаркульского района, стоянки на озере Иткуль Каслинского района, на озере Смолино вблизи Челябинска и многие другие.
Люди заселяли Урал постепенно. Скорее всего, они пришли с юга, перемещаясь вдоль берегов рек вслед за животными, на которых охотились.
Приблизительно в 15—12 тысячелетиях до н. э. ледниковая эпоха кончилась. Четвертичный ледник постепенно отступал, местные уральские льды растаяли. Климат стал теплее, флора и фауна приобрели более или менее современный облик. Увеличилась численность первобытных людей. Более или менее значительные коллективы их кочевали, передвигаясь вдоль рек и озер в поисках охотничьей добычи. Наступил мезолит (средне-каменный век).
Примерно
в четвертом тысячелетии до нашей
эры на службу человеку пришла медь.
Южный Урал – одно из тех мест
нашей страны, где человек впервые
стал использовать металл. Наличие
самородных кусков чистой меди и довольно
больших залежей олова
В период медно-бронзового века на территории Южного Урала проживало несколько племен, которые существенно отличались между собой по культуре и происхождению. О них рассказывают историки Н.А. Мажитов и А.И. Александров.
Самую большую группу составляли племена, вошедшие в историю под названием "андроновцы". Названы они так по месту первой находки остатков их жизни в Красноярском крае еще в XIX веке.
В лесах в тот период обитали "черкаскульцы", которых называют так, поскольку впервые остатки их культуры были найдены на озере Черкаскуль на севере Челябинской области.
На Южном Урале представление о времени бронзового века дают курганы и поселения, относящиеся к андроновской культуре (Сальников К- В. Бронзовый век Южного Зауралья. Андроновская культура, МИА, №21, 1951, стр. 94—151). Эта культура, существовавшая на обширной территории от Енисея до Уральского хребта и западных границ Казахстана, в XIV—X вв. до н. э. распространялась и на территорию Оренбургской и Челябинской областей. Характерными признаками ее являются курганные погребения в деревянных срубах и каменных ящиках со скорченными костями, положенными на бок, и головой, обращенной на запад.
Развитие раннежелезного века на Южном Урале охватывает время с VI в. до н. э. по V в. н. э. Представление о нем дают савроматские, сарматские и аланские курганы и городища. Савроматы и сарматы жили на территории Южного Урала в то время, когда господствовали скифы в Причерноморье. Сарматская культура — это культура периода разложения первобытно-общинного строя и формирования классового общества, развитого кочевого скотоводства, земледелия и ремесла. Все находки говорят о том, что у сарматов существовала металлообработка, керамическое, ткацкое и другие производства. (Сальников К. В. Сарматские погребения в районе Магнитогорска: Краткие сообщения Института материальной культуры, XXXIV, М.—Л., 1950)
Поздний
железный век Урала по времени
совпадает с ранним средневековьем
Европы. В эпоху железного века
на обширных степных просторах Южного
Урала древнее оседлое
Глава
2. Мордва- народ Южного
Урала
Исторический
очерк
Мордва занимает седьмое место по численности среди других народов России, после русских, татар, украинцев, чувашей, башкир и белорусов. Расселена мордва небольшими группами на огромной территории – от Калининградской области до Дальнего Востока.
Всего по России проживает 1 117 429 человека (по переписи 1989 года) мордовской национальности.
Мордва – крупнейший финноязычный этнос РФ и один из крупнейших этносов Поволжья, - отличается дисперсным характером своего расселения: мордовские селения расположены в широкой полосе, простирающейся от долины реки Оки в ее среднем и нижнем течении на западе, до Южного Урала на востоке и – более редко – далее на юге Сибири, не говоря уже о группах мордвы, осевших в крупных городах и промышленных районах страны.
Мордва
этнически неоднородна и
Культура мордвы, как одного из крупнейших народов России, представляет большой интерес и требует своего изучения.
Угро-финская народность, проживающая в бассейнах рек Мокшы и Суры, а также в междуречье Волги и Белой. Мордва относится к так называемым бинарным этносам – народ состоит из двух основных этнических групп, говорящих на близких, но по лингвистической классификации разных языках. Мордва делится на две группы: западную группу, живущую в районе Мокши, которую и называют мокша, и восточную в долине реки Суры - эрзя. Особыми этническими группами мордвы считаются терюхане и каратаи.
Название "мордва" - иранское по
происхождению. Имеет
2.1. Основная территория расселения
Мордва
широко расселена по всей территории
РФ, по данным переписи СССР 1989 г. около
трети общей численности ее проживало
в Мордовской АССР (сейчас Республика
Мордовия), широко она расселена
в восточных районах
2.2. Численность
По
примерным подсчетам, общая численность
мордвы составляла на конец 16 в. примерно
150 тыс.чел., в 1719 г. - 107 тыс.чел, по переписи
населения Российской империи 1897 г.
мордвы насчитывалось 1025 тыс.чел., на 1917
г. численность ее оценивалась в
1200 тыс.чел., по переписям СССР мордвы
было: в 1926 г. – 1340 тыс., в 1937 г. – 1249 тыс.,
в 1939 г. – 1456 тыс., в 1959 г. – 1285 тыс., в 1979
г. – 1192 тыс.чел. По переписи 1989 г., численность
мордвы в СССР составляла 1154 тыс.чел.
(практически все
2.3. Этнические и этнографические группы
Мордва
относится к так называемым бинарным
этносам – народ состоит из
двух основных этнических групп, говорящих
на близких, но по лингвистической классификации
разных языках. Мордва-мокша проживает
в основном в западных и южных
районах республики, мордва-эрзя –
в восточных и северо-
2.4. Язык
*эрзянский
и *мокшанский: Эрзянский язык включает
в себя пять диалектов, мокшанский – три,
на основе этих диалектов были созданы
мокшанский и эрзянский литературные
языки. В Республике Мордовия эрзянский,
мокшанский и русский языки являются равноправными
государственными языками, на эрзянском
и мокшанском языках издается обширная
литература, в том числе и учебная, периодическая
печать, ведутся передачи на радио и телевидении.
Для значительной части мордвы, особенно
проживающей за пределами Республики
Мордовия, родным является русский язык.
2.5. Письменность
Письменность
языков мордвы создавалась на основе
русской графики, первые ее памятники
датируются 17-18 вв.
2.6. Религия
Теоним верховного Бога мордвы
Своего дохристианского верховного бога мордва именовала Шкай, Нишке. Думается, этот образ был создан мордвой по типу слов инязор — у эрзи и оця-зор — у мокши. Словами инязор (ине «великий», азор «хозяин», владетель»), оця-зор (оцю «большой, великий», азор «хозяин, владетель») она до присоединения к России называла своих владык, а после — русских царей.
Некоторая разница в словах
Шкай и Нишке, несмотря на
явную общность их
Кроме теонима Нишке, мордва-эрзя верховного бога называла также Нишке-паз (паз «бог»), Вере-паз (вере «верх, верхний»), а мордва-мокша — Шкай, Вярде Шкай (вярде «верх, верхний»), Оцю Шкай, Оцю Шкай-бас. Последний теоним состоит из трех слов: оцю-шкай+бас/паз «бог». Одним из первых в письменной форме его зафиксировал в своей дорожной записной книжке во время путешествия по следам Пугачевского восстания А. С. Пушкин: «Оцюш кайбас, бог». Неточность его записи лишь в том, что букву ш следовало бы присоединить не к «Оцю», а к «кайбас».
К этому времени относится происхождение различных мифов мордвы о создании верховным богом Нишке земли, людей, обычаев. Они дошли до нас главным образом в песенной форме.