Народы Южного Урала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:58, контрольная работа

Описание

История Южного Урала – это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Этнографы отмечают этническую сложность, неоднородность состава населения южноуральского края. Это обусловлено тем, что Южный Урал издревле служил своего рода коридором, по которому в далеком прошлом осуществлялось "великое переселение народов", а впоследствии накатом прошли волны миграции.

Содержание

Введение…………………………………………….…………………..…..3
Глава 1. История Южного Урала………………………….………………4
Глава 2. Мордва - народ Южного Урала …………………………………7
Заключение………………………………………………………….…….19
Список использованных источников и литературы…………………..20

Работа состоит из  1 файл

работа готовая мордва.docx

— 37.04 Кб (Скачать документ)

     Содержание:

     Введение…………………………………………….…………………..…..3

     Глава 1. История Южного Урала………………………….………………4

          Глава 2. Мордва - народ Южного Урала …………………………………7

     Заключение………………………………………………………….…….19

     Список  использованных источников и литературы…………………..20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     История Южного Урала – это история  всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Этнографы  отмечают этническую сложность, неоднородность состава населения южноуральского края. Это обусловлено тем, что  Южный Урал издревле служил своего рода коридором, по которому в далеком  прошлом осуществлялось "великое  переселение народов", а впоследствии накатом прошли волны миграции. Исторически  сложилось так, что на этой обширной территории формировались, соседствовали  и развивались три мощных слоя - славянский, тюркоязычный и угро-финский. Его территория с незапамятных времён являлась ареной взаимодействия двух ветвей цивилизаций - оседлых земледельцев и кочевых скотоводов. Следствием их взаимодействия на протяжении тысячелетий явился неоднородный этнографический и антропологический состав местного населения. Есть один важный аспект проблемы народонаселения. В строгом соответствии с определением понятия "абориген" ("коренной народ") нет оснований считать какой-либо народ в крае коренным. Все живущие ныне на территории Южного Урала народы - пришлые. Народы, поселившиеся здесь в самое разное время, избрали Урал местом своего постоянного жительства. Сегодня невозможно поделить народы на коренных и некоренных жителей края.

     Цель  моей работы – рассказать про мордву, населяющую наш край, их язык и культуру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. История Южного Урала

     Первые  письменные сведения о народах Южного Урала относятся еще к античному  времени.

     Стоянок древнего человека на Южном Урале  обнаружено много. Только вблизи 15 озер их было открыто около 100. А озер в  нашей области более трех тысяч. Это стоянка у озера Еловое Чебаркульского района, стоянки на озере Иткуль Каслинского района, на озере Смолино вблизи Челябинска и многие другие.

     Люди  заселяли Урал постепенно. Скорее всего, они пришли с юга, перемещаясь  вдоль берегов рек вслед за животными, на которых охотились.

     Приблизительно  в 15—12 тысячелетиях до н. э. ледниковая эпоха кончилась. Четвертичный ледник постепенно отступал, местные уральские  льды растаяли. Климат стал теплее, флора  и фауна приобрели более или  менее современный облик. Увеличилась  численность первобытных людей. Более или менее значительные коллективы их кочевали, передвигаясь вдоль рек и озер в поисках  охотничьей добычи. Наступил мезолит (средне-каменный век).

     Примерно  в четвертом тысячелетии до нашей  эры на службу человеку пришла медь. Южный Урал – одно из тех мест нашей страны, где человек впервые  стал использовать металл. Наличие  самородных кусков чистой меди и довольно больших залежей олова создавали  благоприятные условия получения  бронзы. Бронзовые орудия труда, как  более прочные и острые, быстро вытеснили каменные. Во II-I тысячелетии до н.э. древние жители Урала не только добывали медь и олово и изготавливали орудия труда, но и обменивали эти орудия и бронзу другим племенам. Так изделия древних уральских мастеров нашли распространение на Нижнем Поволжье и в Западной Сибири.

     В период медно-бронзового века на территории Южного Урала проживало несколько  племен, которые существенно отличались между собой по культуре и происхождению. О них рассказывают историки Н.А. Мажитов и А.И. Александров.

     Самую большую группу составляли племена, вошедшие в историю под названием  "андроновцы". Названы они так по месту первой находки остатков их жизни в Красноярском крае еще в XIX веке.

     В лесах в тот период обитали  "черкаскульцы", которых называют так, поскольку впервые остатки их культуры были найдены на озере Черкаскуль на севере Челябинской области.

     На  Южном Урале представление о  времени бронзового века дают курганы  и поселения, относящиеся к андроновской культуре (Сальников К- В. Бронзовый  век Южного Зауралья. Андроновская культура, МИА, №21, 1951, стр. 94—151). Эта  культура, существовавшая на обширной территории от Енисея до Уральского хребта и западных границ Казахстана, в XIV—X вв. до н. э. распространялась и на территорию Оренбургской и Челябинской областей. Характерными признаками ее являются курганные погребения в деревянных срубах и каменных ящиках со скорченными  костями, положенными на бок, и головой, обращенной на запад.

     Развитие  раннежелезного века на Южном Урале  охватывает время с VI в. до н. э. по V в. н. э. Представление о нем дают савроматские, сарматские и аланские курганы и городища. Савроматы  и сарматы жили на территории Южного Урала в то время, когда господствовали скифы в Причерноморье. Сарматская культура — это культура периода  разложения первобытно-общинного строя  и формирования классового общества, развитого кочевого скотоводства, земледелия и ремесла. Все находки говорят  о том, что у сарматов существовала металлообработка, керамическое, ткацкое  и другие производства. (Сальников  К. В. Сарматские погребения в районе Магнитогорска: Краткие сообщения  Института материальной культуры, XXXIV, М.—Л., 1950)

     Поздний железный век Урала по времени  совпадает с ранним средневековьем Европы. В эпоху железного века на обширных степных просторах Южного Урала древнее оседлое скотоводческо-земледельческое  население начинает переходить к  кочевому скотоводству, и на протяжении более чем двух тысяч лет эта  территория становится местом кочевий  различных племен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Мордва- народ Южного Урала  

Исторический  очерк 

     Мордва  занимает седьмое место по численности  среди других народов России, после  русских, татар, украинцев, чувашей, башкир и белорусов. Расселена мордва небольшими группами на огромной территории –  от Калининградской области до Дальнего Востока.

     Всего по России проживает 1 117 429 человека (по переписи 1989 года) мордовской национальности.

     Мордва  – крупнейший финноязычный этнос  РФ и один из крупнейших этносов Поволжья, - отличается дисперсным характером своего расселения: мордовские селения расположены в широкой полосе, простирающейся от долины реки Оки в ее среднем и нижнем течении на западе, до Южного Урала на востоке и – более редко – далее на юге Сибири, не говоря уже о группах мордвы, осевших в крупных городах и промышленных районах страны.

     Мордва  этнически неоднородна и состоит  из двух групп: эрзи и мокши.

     Культура  мордвы, как одного из крупнейших народов  России, представляет большой интерес и требует своего изучения.

     Угро-финская  народность, проживающая в бассейнах  рек Мокшы и Суры, а также  в междуречье Волги и Белой. Мордва относится к так называемым бинарным этносам – народ состоит из двух основных этнических групп, говорящих  на близких, но по лингвистической классификации  разных языках. Мордва делится на две  группы: западную группу, живущую в  районе Мокши, которую и называют мокша, и восточную в долине реки Суры - эрзя. Особыми этническими  группами мордвы считаются терюхане и каратаи.

           Название "мордва" - иранское по  происхождению. Имеет аналогичные  формы в древнеиндийском и  авестийском языках, означает "человек", "мужчина". Название мордва  мордвинами не употребляется.  Они пользуются исключительно самоназваниями эрзя и мокша. Мордва широко расселена по всей территории РФ, по данным переписи СССР 1989 г. около трети общей численности ее проживало в Мордовской АССР (сейчас Республика Мордовия), широко она расселена в восточных районах европейской части РФ, а также за Уралом. 

     2.1. Основная территория расселения

     Мордва  широко расселена по всей территории РФ, по данным переписи СССР 1989 г. около  трети общей численности ее проживало  в Мордовской АССР (сейчас Республика Мордовия), широко она расселена  в восточных районах европейской  части РФ, а также за Уралом. Так, в Башкирии насчитывалось 31,9 тыс.чел. представителей этого этноса, в Татарии  – 28,9 тыс.чел., в Чувашии – 18, 7 тыс.чел., в Самарской обл. – 116,5 тыс.чел., в  Пензенской обл. – 86, 4 тыс.чел., Оренбургской обл. – 68,9 тыс.чел. и т.д., в Сибири и Дальнем Востоке - более 80 тыс.чел. 
 

     2.2. Численность

     По  примерным подсчетам, общая численность  мордвы составляла на конец 16 в. примерно 150 тыс.чел., в 1719 г. - 107 тыс.чел, по переписи населения Российской империи 1897 г. мордвы насчитывалось 1025 тыс.чел., на 1917 г. численность ее оценивалась в 1200 тыс.чел., по переписям СССР мордвы было: в 1926 г. – 1340 тыс., в 1937 г. – 1249 тыс., в 1939 г. – 1456 тыс., в 1959 г. – 1285 тыс., в 1979 г. – 1192 тыс.чел. По переписи 1989 г., численность  мордвы в СССР составляла 1154 тыс.чел. (практически все представители  мордовского этноса проживали в  Советском Союзе), из них в РФ - 1072,9 тыс.чел., в том числе в Мордовской АССР проживало 313,4 тыс.чел., что составляло 32,5 % населения республики. 

     2.3. Этнические и этнографические группы

     Мордва  относится к так называемым бинарным этносам – народ состоит из двух основных этнических групп, говорящих  на близких, но по лингвистической классификации  разных языках. Мордва-мокша проживает  в основном в западных и южных  районах республики, мордва-эрзя –  в восточных и северо-восточных. Кроме того выделяется еще три  этнических группы мордовского этноса – шокша, или теньгушеевская мордва, каратаи и терюхане. 

     2.4. Язык

     *эрзянский и *мокшанский: Эрзянский язык включает в себя пять диалектов, мокшанский – три, на основе этих диалектов были созданы мокшанский и эрзянский литературные языки. В Республике Мордовия эрзянский, мокшанский и русский языки являются равноправными государственными языками, на эрзянском и мокшанском языках издается обширная литература, в том числе и учебная, периодическая печать, ведутся передачи на радио и телевидении. Для значительной части мордвы, особенно проживающей за пределами Республики Мордовия, родным является русский язык. 
 

     2.5. Письменность

     Письменность  языков мордвы создавалась на основе русской графики, первые ее памятники  датируются 17-18 вв. 

     2.6. Религия

     Теоним  верховного Бога мордвы

     Своего  дохристианского верховного бога мордва именовала Шкай, Нишке. Думается, этот образ был создан мордвой по типу слов инязор — у эрзи и оця-зор — у мокши. Словами инязор (ине «великий», азор «хозяин», владетель»), оця-зор (оцю «большой, великий», азор «хозяин, владетель») она до присоединения к России называла своих владык, а после — русских царей.

       Некоторая разница в словах  Шкай и Нишке, несмотря на  явную общность их происхождения  и обозначаемого понятия, объясняется  субэтническими различиями между  мордвой-эрзей и мордвой-мокшей. Теоним Нишке образован из  двух слов: ине «великий»; шкай  «создатель, кормилец, воспитатель». В  произведениях мордовского фольклора  встречаются выражения шкамс-трямс  «создать, вскормить; воспитать»; шкинекай-тринекай  «создатель, кормилец, воспитатель».

          Кроме теонима Нишке, мордва-эрзя верховного бога называла также Нишке-паз (паз «бог»), Вере-паз (вере «верх, верхний»), а мордва-мокша — Шкай, Вярде Шкай (вярде «верх, верхний»), Оцю Шкай, Оцю Шкай-бас. Последний теоним состоит из трех слов: оцю-шкай+бас/паз «бог». Одним из первых в письменной форме его зафиксировал в своей дорожной записной книжке во время путешествия по следам Пугачевского восстания А. С. Пушкин: «Оцюш кайбас, бог». Неточность его записи лишь в том, что букву ш следовало бы присоединить не к «Оцю», а к «кайбас».

          К этому времени относится происхождение различных мифов мордвы о создании верховным богом Нишке земли, людей, обычаев. Они дошли до нас главным образом в песенной форме.

Информация о работе Народы Южного Урала