Народы Южного Урала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:58, контрольная работа

Описание

История Южного Урала – это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Этнографы отмечают этническую сложность, неоднородность состава населения южноуральского края. Это обусловлено тем, что Южный Урал издревле служил своего рода коридором, по которому в далеком прошлом осуществлялось "великое переселение народов", а впоследствии накатом прошли волны миграции.

Содержание

Введение…………………………………………….…………………..…..3
Глава 1. История Южного Урала………………………….………………4
Глава 2. Мордва - народ Южного Урала …………………………………7
Заключение………………………………………………………….…….19
Список использованных источников и литературы…………………..20

Работа состоит из  1 файл

работа готовая мордва.docx

— 37.04 Кб (Скачать документ)

         С присоединением мордвы к  России началась её христианизация, в ходе которой дохристианские  верования и обряды не столько  вытеснялись, сколько смешивались,  синкретизировались с христианскими.  Христианский бог получил теоним  Нишке, Шкай, т. е. стал называться  именем мордовского дохристианского  бога. Теоним этот он носит  до сих пор. 

     Таким образом, Православие: Почти все верующие у мордвы – православные. Крещение ее началось в процессе вхождения в состав Русского государства и завершилось в основном к середине 18 века. Однако до сих пор бытуют также религиозные верования и представления, восходящие к дохристианскому периоду. 

     2.7. Этногенез и этническая история

     Предки  мордвы связываются с населением оставившим на территории средней и  нижней Оки памятники городецкой археологической культуры (7 в.до н.э.-5 в.н.э.). Уже в 1 тыс.н.э. в археологических  материалах древней мордвы прослеживаются различия между мокшей и эрзей. Предполагается, что впервые мордва под названием  «морденс» упомянута у готского историка Иордана в 6 в., в 10 в. византийский император Константин Багрянородный  писал о стране Мордии. В древнерусских  источниках мордва фигурирует с 11 в.

     До 13 в. мордва расселялась на территории между Окой на западе и Сурой на востоке, северная граница ее проходила  по Оке и Волге, а южная - по рубежу леса и степи. Эрзя заселяла северную часть этого региона, а мокша  – южную. Активно проходящий у  мордвы процесс разложения первобытности  приводит к формированию племенной  верхушки и появлению в конце 12-1-й трети 13 вв. протогосударственного  образования, именуемого в русских  летописях как «Пургасова волость», во главе его стоял князь Пургас. Территория мордвы стала входить  в состав русских земель, начиная  с периода феодальной раздробленности, этот процесс завершился в 1552 г. с  падением Казанского ханства. По мере продвижения русского населения  в мордовские земли часть мордвы была ассимилирована, а ядро ее этнической территории сместилось в восточном  направлении.

     Формирование  национальной государственности у  мордвы начинается с 1925 г., когда на территориях, заселенных мордвой, начали создаваться национальные административные единицы – волости и сельсоветы. В 1928 г. в составе Средневолжской области был создан Мордовский округ, преобразованный в 1930 г. в автономную область, в 1934 г. была создана Мордовская АССР, в 1991 г. она была переименована в Республику Мордовия. Широкое расселение мордвы за пределами основной этнической территории, межнациональные браки привели к тому, что численность мордвы стала сокращаться еще в советское время, это процесс показала уже перепись 1959 г. 

     2.8. Хозяйство

     Ведущую роль в традиционном хозяйстве мордвы издавна играло пашенное земледелие, основными полевыми культурами были ячмень, просо, рожь, горох, конопля, лен, выращивались также огородные культуры. Со 2-й половины 19 в. стал распространяться картофель. На втором месте по значимости находилось животноводство – разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней, домашней птицы. Значительную роль играли подсобные занятия, связанные  с использованием лесов и водоемов – охота (у средневековой мордвы беличьи шкурки выступали в качестве менового эквивалента), рыболовство, бортничество. Из ремесел особое значение имели  железоделательное и кузнечное, важны были прядение и ткачество, керамическое производство, деревообработка, углежжение, смолокурение и др. 

     2.9. Традиционная одежда

     Костюм  мордвы самобытен и красочен. При  значительном сходстве выделаются мокшанский и эрзянский комплексы одежды, внутри которых существуют свои различия. В состав женской одежды входила  рубаха, которую носили с поясом, а у эрзи со сложным набедренным  украшением (пулай, пулагай, пулакш), который  девушка надевала в первый раз  в день совершеннолетия. На вороте находилось специальное украшение-застежка (сюлгам, сюлгамо). Обильны были другие украшения  – сложные нагрудники из бисера, шерстяных кисточек, монет, бусы, серьги, браслеты, кольца. Эрзянки носили высокие головные уборы с длинной, спускавшейся на спину украшенной лопастью из холста, мокшанки – двурогие головные уборы и тюрбанообразные повязки. Женщины носили остроносые кожаные сапожки со сборками, украшенные красным сафьяном, повседневной обувью были лапти. Мокшанки носили вязаные наколенники. 

     2.10. Традиционная пища

     состояла  в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб (кши); пироги с различной  начинкой, чаще с кашей; блины из пшеничной, пшённой, гороховой муки, лапша, салма (кусочки теста в  форме шариков, сваренные в воде). Мясные блюда (мокша жареное мясо с луком - щеням, эрзя жареное мясо и ливер с приправами - селянка) были в основном праздничными и обрядовыми. Напитки - пуре (из мёда), брага (поза), квас.  

     До  начала 20 века наряду с малой индивидуальной семьёй у Мордвы существовала большая  неразделённая семья из 3-4 поколений  потомков по мужской линии. В советское  время распространилась малая семья. Между родственными семьями сохраняются  традиционно близкие отношения; они совместно отмечают семейные праздники, оказывают взаимопомощь при строительстве дома, уборке урожая и др. Многочисленны межэтнические  браки.  

     2.11. Культура 

     Традиционный  свадебный обряд сопровождался причитаниями невесты, приговорами дружки и других участников. Специфическими обрядами были угощение невесты кашей её родственницами накануне свадьбы, а также наречение молодухи невесткой (мазай, павай, вежей и др.) в семье мужа. В современной свадьбе переосмысленные и трансформированные традиционные обряды органично переплетаются с новыми элементами.  

     Мордовские  народные праздники приурочены к  земледельческому календарю. Торжественным  и многолюдным был летний праздник вельозкс, посвящённый покровительнице  села (Вель-ава). В наши дни отмечается праздник отдалённого или малого села, а в некоторых местах - праздник традиционной мордовской кухни. 

     В фольклоре развита обрядовая поэзия: календарная и семейная (причитания невесты, "корильные" и величальные песни на свадьбе); песни - семейно-бытовые, эпические (о Литове - девушке, похищенной богом, о Тюште, культурном герое и вожде, заступнике народа), исторические; сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки. 

     В 1990 в Саранске было учреждено культурно-просветительское общество "Масторава", ставящее своей  задачей "самовыражение и реализацию воли народа". 

     По  данным  Переписи населения 2002 года численность мордвы, проживающих на территории России, составляет  845 тысяч человек. 

     2.12. Традиционные поселения и жилища

     Поселения мордвы разнообразны. Уже в русских  летописях говорится о селах, погостах, зимницах и твердях (городищах-убежищах), с конца 13-начала 14 в. появляются города. Для северных районов проживания мордвы был характерен гнездовой  тип расселения, при котором деревни  располагались группами. Планировка поселений была разнообразна – беспорядочная, круговая, рядовая, радиальная и уличная. Различны были размеры поселений  – от 150-300 дворов в лесной зоне и  до 1000 дворов в южных степных районах. Постройки в основном были срубной  конструкции, предпочтение при строительстве  отдавалось сосне. Основным кровельным материалом на юге была солома, в северных районах использовался тес. Жилище было либо двухраздельным - жилая часть и сени, либо трехраздельным, когда эти два помещения дополнялись горницей. Планировка жилой части была в основном среднерусского типа: печь располагалась у двери в одном из углов, устьем была обращена к окнам передней стены, по диагонали от печи располагался передний угол. Вдоль стен набивались широкие лавки, лавка сбоку от входной двери завершалась вертикальной доской с верхом, вырезанным в виде конской головы. У мокши в простенке между печью и задней стеной устраивался широкий дощатый настил. Под потолком делали полати для спанья, рядом с печью стоял шкаф-ларь для посуды, на стене у печи подвешивалась для хранения ложек ложкарница, сделанная из прутьев, лыка, бересты или дерева. Для мокши был характерен открытый двор, для эрзи – закрытый, иногда двухэтажный. В состав жилищно-хозяйственного комплекса входили сараи, хлев, конюшня, баня с печью-каменкой и другие постройки, а также полуземлянка из двух помещений, в которой хранили особо ценное имущество, в частности зерно и одежду, летом здесь спали. На улице напротив дома ставился виход – погреб с наземной надстройкой. 

     2.13. Пища

     Традиционная  пища состояла в основном из продуктов  земледелия – кислый хлеб, который  выпекался в вытопленной печи, жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, заправленные конопляным маслом, толстые  пшенные блины, пироги с различной  начинкой. Жидкие блюда готовились на мясном или грибном бульоне  с добавлением квашеной капусты, круп, летом ели окрошку, сделанную  на основе кислого кваса. Значительное место в питании занимали овощи, а также продукты собирательства. Мясо потребляли в вареном виде, его готовили впрок, засаливая или  подвергая копчению, использовали при  изготовлении пельменей. В пищу шло  молоко и молочные продукты, особенно творог. Безалкогольными напитками были квас, кислое молоко, березовый сок, хмельными – пуре на основе меда и поза из ржаной муки или сахарной свеклы. Немало было обрядовых блюд: каша на родинах, свадебный пирог-лукш, «хлеб здоровья», который брали сваты, идя в дом девушки и др. 

     2.14. Социальная организация

     Для мордвы вплоть до нач.20 в. были характерны большие патриархальные семьи численностью 30-40 человек, затем преобладающими становятся малые семьи. До распространения  христианства существовало многоженство.

     Важную  роль в жизни мордовского села играла территориальная община, которая  на основе обычного права регулировала многие стороны экономической, общественной и культурно-бытовой жизни. Долгое время сохранялась родовая организация. Род состоял из патриархальных семей, во главе каждой стоял куд-атя (кудо – дом, атя - старик), родом руководил  покштян (покш – большой, атя - старик). Каждые род имел свое кладбище, священную  рощу, где производились моления, знак собственности – тавро. 

     2.15. Духовная культура и традиционные верования

     Для брачных отношений мордвы было характерно возрастное неравенство, девушку выдавали замуж за парня на 10-15 лет моложе ее. В свадебной обрядности существовал  обычай умыкания невесты, обычно по взаимному  согласию семей. Свадьба сопровождалась многочисленными обрядами, например раздачей хлеба матерью жениха родственникам  невесты перед отъездом ее из дома. В семейных отношениях существовал  обычай избегания замужней женщиной родителей мужа и брата матери. Похороны производились по христианскому  обряду, но с включением в него языческих  черт, в частности, помещением в гроб различных предметов бытового назначения: мужчине – хлеба, ножа, кочедыка для плетения лаптей, женщине – холста, иголки с нитками, веретена.

     Разнообразны  были производственные и календарные  обряды. Так, перед весенним севом  совершалось «моление плуга» с многочисленными  обрядовыми действиями и ритуальной трапезой. Во время эпизоотий производилось  «опахивание» - женщины впрягались в соху и с заклинаниями проводили  полосу вокруг деревни, которой придавалось  защитное значение.

     Для дохристианских верований мордвы характерен политеизм. Божества были женские (ава): Вирь-ава – божество леса, Ведь-ава  – божество воды, Тол-ава – божество огня, Кудо-ава – божество дома и  мужские (атя), они считались мужьями  женщин-богинь – Вирь-атя, Ведь-атя, Тол-атя и др. Верховный бог  именовался Шкай, или Нишке. Совершались  моления богам, во время них приносились  жертвы. Моления устраивались также  в начале важных хозяйственных работ - выгона скота, пахоты, сева и т.п. Несмотря на раннюю христианизацию мордвы многие традиционные верования до сих пор  сохраняются.

     Музыкальное творчество нашло выражение в  обрядовых и необрядовых песнях, индивидуальных и хоровых. Среди  музыкальных инструментов можно  отметить нюди – типа кларнета из двух скрепленных по бокам тростниковых трубок, фам/пувама – волынка из разного количества трубок, воздушный  резервуар которых делался из шкур или пузырей различных животных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     История Урала уходит корнями в седую древность. Еще историки античности писали о Рифейских (Уральских) горах, по которым пролегала граница двух миров: цивилизованного европейского и далекого, таинственного азиатского. Здесь, на границе двух континентов, скрестились судьбы разных мировых цивилизаций, которые оставили неизгладимый след в истории и культуре нашего края.

     Главная цель моей работы рассказать про такой народ как Мордва: основную территорию расселения, численность, этнические и этнографические группы, язык, письменность, религия, хозяйство и др.  Цель выполнена. 

 

       Список использованных источников и литературы:

  1. Мордва // Изв.общ-ва археологии, истории и этнографии при Казанском у-те.10-12. Казань, 1892-1894./Смирнов И.Н.
  2. Мордовский этнос. Саранск, 1989./Мокшин Н.Ф.
  3. Мордва // Народы России: Энциклопедия. М.,1994. С. 232-237.
  4. Мордва: Историко-этнографические очерки. Саранск,1981.
  5. Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М., 1985.
  6. Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии. Пенза, 1929./Спрыгина Н.И.
  7. Мордовский этнографический сборник. СПб., 1910./Шахматов А.А.
  8. Народная одежда мордвы. М.,1973./Белицер В.Н.
  9. Вопросы этнической истории мордовского народа / Тр. Института этнографии АН СССР. Нов.сер. Т. 63. М., 1960.
  10. Маркелов М.Т.Мордва // Религиозные верования народов СССР. Т. 2. М., 1931.
  11. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1968./Мокшин Н.Ф.
  12. Мордовский народный костюм. Саранск,1990.

Информация о работе Народы Южного Урала