Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:58, контрольная работа
История Южного Урала – это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Этнографы отмечают этническую сложность, неоднородность состава населения южноуральского края. Это обусловлено тем, что Южный Урал издревле служил своего рода коридором, по которому в далеком прошлом осуществлялось "великое переселение народов", а впоследствии накатом прошли волны миграции.
Введение…………………………………………….…………………..…..3
Глава 1. История Южного Урала………………………….………………4
Глава 2. Мордва - народ Южного Урала …………………………………7
Заключение………………………………………………………….…….19
Список использованных источников и литературы…………………..20
С присоединением мордвы к
России началась её
Таким
образом, Православие: Почти все верующие
у мордвы – православные. Крещение ее
началось в процессе вхождения в состав
Русского государства и завершилось в
основном к середине 18 века. Однако до
сих пор бытуют также религиозные верования
и представления, восходящие к дохристианскому
периоду.
2.7. Этногенез и этническая история
Предки мордвы связываются с населением оставившим на территории средней и нижней Оки памятники городецкой археологической культуры (7 в.до н.э.-5 в.н.э.). Уже в 1 тыс.н.э. в археологических материалах древней мордвы прослеживаются различия между мокшей и эрзей. Предполагается, что впервые мордва под названием «морденс» упомянута у готского историка Иордана в 6 в., в 10 в. византийский император Константин Багрянородный писал о стране Мордии. В древнерусских источниках мордва фигурирует с 11 в.
До 13 в. мордва расселялась на территории между Окой на западе и Сурой на востоке, северная граница ее проходила по Оке и Волге, а южная - по рубежу леса и степи. Эрзя заселяла северную часть этого региона, а мокша – южную. Активно проходящий у мордвы процесс разложения первобытности приводит к формированию племенной верхушки и появлению в конце 12-1-й трети 13 вв. протогосударственного образования, именуемого в русских летописях как «Пургасова волость», во главе его стоял князь Пургас. Территория мордвы стала входить в состав русских земель, начиная с периода феодальной раздробленности, этот процесс завершился в 1552 г. с падением Казанского ханства. По мере продвижения русского населения в мордовские земли часть мордвы была ассимилирована, а ядро ее этнической территории сместилось в восточном направлении.
Формирование
национальной государственности у
мордвы начинается с 1925 г., когда на
территориях, заселенных мордвой, начали
создаваться национальные административные
единицы – волости и
2.8. Хозяйство
Ведущую
роль в традиционном хозяйстве мордвы
издавна играло пашенное земледелие,
основными полевыми культурами были
ячмень, просо, рожь, горох, конопля, лен,
выращивались также огородные культуры.
Со 2-й половины 19 в. стал распространяться
картофель. На втором месте по значимости
находилось животноводство – разведение
крупного и мелкого рогатого скота,
лошадей, свиней, домашней птицы. Значительную
роль играли подсобные занятия, связанные
с использованием лесов и водоемов
– охота (у средневековой мордвы
беличьи шкурки выступали в качестве
менового эквивалента), рыболовство, бортничество.
Из ремесел особое значение имели
железоделательное и кузнечное,
важны были прядение и ткачество,
керамическое производство, деревообработка,
углежжение, смолокурение и др.
2.9. Традиционная одежда
Костюм
мордвы самобытен и красочен. При
значительном сходстве выделаются мокшанский
и эрзянский комплексы одежды,
внутри которых существуют свои различия.
В состав женской одежды входила
рубаха, которую носили с поясом,
а у эрзи со сложным набедренным
украшением (пулай, пулагай, пулакш), который
девушка надевала в первый раз
в день совершеннолетия. На вороте находилось
специальное украшение-застежка (сюлгам,
сюлгамо). Обильны были другие украшения
– сложные нагрудники из бисера,
шерстяных кисточек, монет, бусы, серьги,
браслеты, кольца. Эрзянки носили высокие
головные уборы с длинной, спускавшейся
на спину украшенной лопастью из холста,
мокшанки – двурогие головные уборы и
тюрбанообразные повязки. Женщины носили
остроносые кожаные сапожки со сборками,
украшенные красным сафьяном, повседневной
обувью были лапти. Мокшанки носили вязаные
наколенники.
2.10. Традиционная пища
состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб (кши); пироги с различной начинкой, чаще с кашей; блины из пшеничной, пшённой, гороховой муки, лапша, салма (кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде). Мясные блюда (мокша жареное мясо с луком - щеням, эрзя жареное мясо и ливер с приправами - селянка) были в основном праздничными и обрядовыми. Напитки - пуре (из мёда), брага (поза), квас.
До
начала 20 века наряду с малой индивидуальной
семьёй у Мордвы существовала большая
неразделённая семья из 3-4 поколений
потомков по мужской линии. В советское
время распространилась малая семья.
Между родственными семьями сохраняются
традиционно близкие отношения;
они совместно отмечают семейные
праздники, оказывают взаимопомощь
при строительстве дома, уборке урожая
и др. Многочисленны межэтнические
браки.
2.11. Культура
Традиционный свадебный обряд сопровождался причитаниями невесты, приговорами дружки и других участников. Специфическими обрядами были угощение невесты кашей её родственницами накануне свадьбы, а также наречение молодухи невесткой (мазай, павай, вежей и др.) в семье мужа. В современной свадьбе переосмысленные и трансформированные традиционные обряды органично переплетаются с новыми элементами.
Мордовские народные праздники приурочены к земледельческому календарю. Торжественным и многолюдным был летний праздник вельозкс, посвящённый покровительнице села (Вель-ава). В наши дни отмечается праздник отдалённого или малого села, а в некоторых местах - праздник традиционной мордовской кухни.
В фольклоре развита обрядовая поэзия: календарная и семейная (причитания невесты, "корильные" и величальные песни на свадьбе); песни - семейно-бытовые, эпические (о Литове - девушке, похищенной богом, о Тюште, культурном герое и вожде, заступнике народа), исторические; сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки.
В
1990 в Саранске было учреждено культурно-
По
данным Переписи населения 2002 года численность
мордвы, проживающих на территории России,
составляет 845 тысяч человек.
2.12. Традиционные поселения и жилища
Поселения
мордвы разнообразны. Уже в русских
летописях говорится о селах,
погостах, зимницах и твердях (городищах-убежищах),
с конца 13-начала 14 в. появляются города.
Для северных районов проживания
мордвы был характерен гнездовой
тип расселения, при котором деревни
располагались группами. Планировка
поселений была разнообразна – беспорядочная,
круговая, рядовая, радиальная и уличная.
Различны были размеры поселений
– от 150-300 дворов в лесной зоне и
до 1000 дворов в южных степных районах.
Постройки в основном были срубной
конструкции, предпочтение при строительстве
отдавалось сосне. Основным кровельным
материалом на юге была солома, в северных
районах использовался тес. Жилище было
либо двухраздельным - жилая часть и сени,
либо трехраздельным, когда эти два помещения
дополнялись горницей. Планировка жилой
части была в основном среднерусского
типа: печь располагалась у двери в одном
из углов, устьем была обращена к окнам
передней стены, по диагонали от печи располагался
передний угол. Вдоль стен набивались
широкие лавки, лавка сбоку от входной
двери завершалась вертикальной доской
с верхом, вырезанным в виде конской головы.
У мокши в простенке между печью и задней
стеной устраивался широкий дощатый настил.
Под потолком делали полати для спанья,
рядом с печью стоял шкаф-ларь для посуды,
на стене у печи подвешивалась для хранения
ложек ложкарница, сделанная из прутьев,
лыка, бересты или дерева. Для мокши был
характерен открытый двор, для эрзи –
закрытый, иногда двухэтажный. В состав
жилищно-хозяйственного комплекса входили
сараи, хлев, конюшня, баня с печью-каменкой
и другие постройки, а также полуземлянка
из двух помещений, в которой хранили особо
ценное имущество, в частности зерно и
одежду, летом здесь спали. На улице напротив
дома ставился виход – погреб с наземной
надстройкой.
2.13. Пища
Традиционная
пища состояла в основном из продуктов
земледелия – кислый хлеб, который
выпекался в вытопленной печи,
жидкие каши из проса, чечевицы, гороха,
заправленные конопляным маслом, толстые
пшенные блины, пироги с различной
начинкой. Жидкие блюда готовились
на мясном или грибном бульоне
с добавлением квашеной капусты,
круп, летом ели окрошку, сделанную
на основе кислого кваса. Значительное
место в питании занимали овощи,
а также продукты собирательства.
Мясо потребляли в вареном виде,
его готовили впрок, засаливая или
подвергая копчению, использовали при
изготовлении пельменей. В пищу шло
молоко и молочные продукты, особенно
творог. Безалкогольными напитками были
квас, кислое молоко, березовый сок, хмельными
– пуре на основе меда и поза из ржаной
муки или сахарной свеклы. Немало было
обрядовых блюд: каша на родинах, свадебный
пирог-лукш, «хлеб здоровья», который брали
сваты, идя в дом девушки и др.
2.14. Социальная организация
Для мордвы вплоть до нач.20 в. были характерны большие патриархальные семьи численностью 30-40 человек, затем преобладающими становятся малые семьи. До распространения христианства существовало многоженство.
Важную
роль в жизни мордовского села
играла территориальная община, которая
на основе обычного права регулировала
многие стороны экономической, общественной
и культурно-бытовой жизни. Долгое
время сохранялась родовая
2.15. Духовная культура и традиционные верования
Для брачных отношений мордвы было характерно возрастное неравенство, девушку выдавали замуж за парня на 10-15 лет моложе ее. В свадебной обрядности существовал обычай умыкания невесты, обычно по взаимному согласию семей. Свадьба сопровождалась многочисленными обрядами, например раздачей хлеба матерью жениха родственникам невесты перед отъездом ее из дома. В семейных отношениях существовал обычай избегания замужней женщиной родителей мужа и брата матери. Похороны производились по христианскому обряду, но с включением в него языческих черт, в частности, помещением в гроб различных предметов бытового назначения: мужчине – хлеба, ножа, кочедыка для плетения лаптей, женщине – холста, иголки с нитками, веретена.
Разнообразны были производственные и календарные обряды. Так, перед весенним севом совершалось «моление плуга» с многочисленными обрядовыми действиями и ритуальной трапезой. Во время эпизоотий производилось «опахивание» - женщины впрягались в соху и с заклинаниями проводили полосу вокруг деревни, которой придавалось защитное значение.
Для дохристианских верований мордвы характерен политеизм. Божества были женские (ава): Вирь-ава – божество леса, Ведь-ава – божество воды, Тол-ава – божество огня, Кудо-ава – божество дома и мужские (атя), они считались мужьями женщин-богинь – Вирь-атя, Ведь-атя, Тол-атя и др. Верховный бог именовался Шкай, или Нишке. Совершались моления богам, во время них приносились жертвы. Моления устраивались также в начале важных хозяйственных работ - выгона скота, пахоты, сева и т.п. Несмотря на раннюю христианизацию мордвы многие традиционные верования до сих пор сохраняются.
Музыкальное
творчество нашло выражение в
обрядовых и необрядовых
Заключение
История Урала уходит корнями в седую древность. Еще историки античности писали о Рифейских (Уральских) горах, по которым пролегала граница двух миров: цивилизованного европейского и далекого, таинственного азиатского. Здесь, на границе двух континентов, скрестились судьбы разных мировых цивилизаций, которые оставили неизгладимый след в истории и культуре нашего края.
Главная
цель моей работы рассказать про такой
народ как Мордва: основную территорию
расселения, численность, этнические и
этнографические группы, язык, письменность,
религия, хозяйство и др. Цель выполнена.
Список использованных источников и литературы: