Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:41, реферат
Развитие системы образования. Одно из безусловных достижений советского режима - развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности. Уже в 1918г. принимаются "Декларация о единой трудовой школе" и "Положение о единой трудовой школе", в которых провозглашались основные принципы советской образовательной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление. Все школы делились на две ступени -первую, для детей 8-13 лет и вторую, для детей 13-17 лет. Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских школ в советские. К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. - казахи. Однако большая часть школ работала в неприспособленных помещениях, 99% казахских школ вообще не имело своих зданий. Единых учебных программ не было, практически не
Развитие системы
образования. Одно из безусловных достижений
советского режима - развитие системы
народного образования и осуществление
сплошной грамотности. Уже в 1918г. принимаются
"Декларация о единой трудовой школе"
и "Положение о единой трудовой школе",
в которых провозглашались основные принципы
советской образовательной системы - бесплатность,
совместное обучение мальчиков и девочек,
исключение из преподавания богословских
дисциплин, отмена всех видов наказания,
школьное самоуправление. Все школы делились
на две ступени -первую, для детей 8-13 лет
и вторую, для детей 13-17 лет. Началась активная
работа по преобразованию медресе, мектебов
и русско-казахских школ в советские. К
концу гражданской войны в Казахстане
действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся,
из которых 31 тыс. - казахи. Однако большая
часть школ работала в неприспособленных
помещениях, 99% казахских школ вообще не
имело своих зданий. Единых учебных программ
не было, практически не было учебников.
Для казахских детей и детей батраков
и сирот устраивались школы-коммуны и
школы-интернаты. В 1923 г. было уже 2025 школ
со 128 000 учащихся, а в 1925 г. - 2 713 школ со
160 924 учащимися. В то же время количественный
рост школ в тяжелейшей экономической
ситуации привел к падению качественного
состояния системы образования. Так, в
1927 г. только 1,5% казахских аульных школ
и 28% русских школ имели свои помещения.
Если в 1911 г. на одного ученика русско-казахской
школы тратилось в среднем 17 рублей, то
в 1927 г. на одного ученика русской школы
1 ступени - 16 рублей, а казахской школы
- 7 руб. 70 коп. На одного ученика гимназии
в 1913 г. тратилось 180 рублей, в 1927 г. на одного
ученика школы II ступени - всего 22 руб.
70 копеек. Тем не менее, власти предпринимали
огромные усилия по ликвидации неграмотности.
В 1930 г. был декларирован переход к всеобщему
обязательному начальному обучению, а
в 1931 г. было введено всеобщее обязательное
семилетнее образование. Расширялась
сеть интернатов в которых к 1934 г. обучалось
более 24 тыс. учеников. В 1925 г. в казахстанских
школах был установлен единый образец
аттестатов, свидетельств, 5-бальная система
оценки, единая продолжительность учебного
года и каникул, упорядочена структура
школ.
Одним из важнейших компонентов системы
образования в 20-30-е годы была ликвидация
неграмотности среди взрослого населения.
В 1921 г. правительством Казахстана была
образована Центральная Чрезвычайная
комиссия по ликвидации неграмотности
(Казграмчека), руководившая всей работой
по организации пунктов, где взрослое
население овладевало азбучной грамотой.
С 1921 по 1927 год в этих пунктах было обучено
около 200 тыс. человек, в 1929 г. - 150 тыс., а
в 1930 г. - около 500 тыс. человек.
Несмотря на то, что к 1935 г. обучением в
Казахстане было охвачено 91% детей школьного
возроста, лишь треть из них училась в
семилетних и средних школах, казахских
средних школ вообще не существовало.
В 20-х- 30-х гг. проводилась большая работа
по методическому обеспечению школ. В
1921 г. в Семипалатинске отпечатали учебники
"Есеп куралы", "оку куралы" и
"Tiл куралы" А.Байтурсын и М. Дулатулы.
При Госиздате была образована редакционная
коллегия для создания новых учебных пособий,
к написанию которых были привлечены А.
Бокейхан ("География"), М. Жумабай
("История Казахстана", "Педагогика"),
Ж. Аймауыт-улы ("Дидактика"), Б. Омаров
("Алгебра") и другие известные представители
национальной интеллигенции. В 1927-28 учебном
годах для казахских школ было издано
уже более 30 наименований учебников общим
тиражом 575 тыс. экземпляров.
Зарождение науки в Казахстане началось в начале XX века, когда были созданы Уральская ветеринарная станция (1897 г.), Красноводопадская семеноводческая станция (1909 г.). Позже к ним добавились Уральская опытная сельскохозяйственная станция (1914 г.), Алма-Атинский санитарно-бактериологический институт (1925 г.).
К 40-м гг. в
республике работали 12 вузов, 11 научно-исследовательских
и проектно-технологических
Эти научно-исследовательские организации в основном решали вопросы развития сельского хозяйства и здравоохранения. Начавшийся быстрый подъем производительных сил республики потребовал более интенсивных исследований по проблемам и других отраслей народного хозяйства и внедрения их результатов. В связи с этим созданная в 1932 г. казахстанская база Академии наук СССР, имевшая два сектора - зоологический и ботанический, в 1938 г. была преобразована в Казахский филиал Академии наук СССР, в котором перед началом Великой Отечественной войны работали 100 научных сотрудников, в том числе 3 доктора и 14 кандидатов наук.
За годы войны
в составе филиала были образованы
13 научно-исследовательских
31 мая 1946 г.
директивными органами
Первым президентом Академии наук Казахстана был избран К.И. Сатпаев, который в этом же году стал действительным членом Академии наук СССР.
В период до 80-х г. развитие экономики в Казахстане имело более высокие темпы, чем в целом по Союзу. Этот процесс сопровождался и интенсивным научно-техническим прогрессом. За эти годы коллективам ученых и специалистам предприятий Казахстана за разработку и внедрение достижений науки и техники были присуждены Ленинские и Государственные премии.
В республике в
эти годы создан ряд новых научно-
Крупные научные силы имелись также в 55 высших учебных заведениях Министерства высшего и среднеспециального образования, 13 научных учреждениях Минздрава, 14 научно-исследовательских институтах Восточного отделения ВАСХНИЛ, 3 НПО Минсельхоза республики. Кроме того, прикладные исследования вели 40 филиалов и подразделений союзных НИИ, находившихся в Казахстане.
В 90-е гг. в
Казахстане насчитывалось 279 научных
учреждений, в том числе филиалы
и самостоятельные лаборатории
НИИ и вузов союзного подчинения.
Численность работников, занятых
основной научно-технической
С обретением независимости
в республике началось формирование
новых подходов к развитию науки
и управлению НТП в соответствии
с задачами становления Казахстана
как суверенного государства. Вопросы
формирования самостоятельной научно-
В ведении Министерства
образования и науки в
В начале XX века
народное образование Казахстана было
связано с общественно-
В первые десятилетия Советской власти в сфере повышения культурною уровня масс в Казахстане, как и во всем СССР, были достигнуты значительные успехи. В области культуры стояли задачи ликвидации разрыва между ранее отсталыми народами и Центральной Россией, развития школ и печати па родном языке, театров, клубов, подготовки кадров для всех сфер народного хозяйства, расширения для этих целей школ и курсов.
В колониальной окраине, каким был Казахстан, старая интеллигенция была немногочисленной. Многие из них. примыкавшие к алашскому движению, пострадали в ходе революции. Край не располагал и материально-технической базой для развёртывания культурного строительства.
Одной из неотложных задач стала ликвидация массовой неграмотности трудящихся. В 1924 году в Казахской ССР возникло «Общество долой неграмотность». В декабре 1931 года было введено всеобщее обязательное обучение неграмотного населения в возрасте от 15 до 50 лет. Особое внимание уделялось охвату школой девушек-казашек, а также девушек других восточных национальностей, для которых были открыты специальные школы в Чимкенте. Алма-Ате, Туркестане, Урде.
В 1930-1931 учебном
году был введен всеобуч в оседлых
районах, весной 1931 года - в районах
с кочевым населением. Повсеместно
создавались общественные фонды
по всеобучу. Активными участниками
преодоления неграмотности
В конце 20-х голов была осуществлена реформа казахской письменности. Она была переведена с арабской графики на латинскую, а через 10 лет - с латинской на кириллицу. В результате реформы казахской письменности казахи были искусственно оторваны от литературного наследия, которое было создано народами Центральной Азии.
Города Риддер, Аулие-Ата, Шымкент были городами сплошной грамотности. К 1939 году грамотность населения республики достигла 65%, а среди казахов - 40%. Задачу полного искоренения неграмотности удалось выполнить в конце 50-х годов.
Ощутимо повлияли на ускорение процесса культурного строительства многие деятели национальной интеллигенции. Они занимались педагогической, литературной и переводческой деятельностью, создавали оригинальные учебники. В 1911 и 1914 IT в Оренбурге А.Байтурсынов издает сборник стихов «Маса», затем иллюстрированный букварь. В 1913-1917 гг. он является редактором газеты «Казах», издававшейся в Оренбурге на казахском языке. Первый учебник алгебры на казахском языке составил К. Сатпаев. первый учебник географии разработал А. Букейханов. он перевел на русский язык сборник стихов и назиданий Абая. В этот период складывается современный литературный казахский язык. К этому периоду относится творчество Асфендиара Кубеева, который начал с перевода произведений русских писателей, в 1910 году выходит сборник переведённых басен Крылова, а в 1913 году издаётся роман «Калым». С.Торайгыров сначала сотрудничает с журналом «Айкап», позже пишет роман «Камар Суду». Редактором журнала «Айкап», издававшегося с 1911 года, был М.Сералин, он занимался, в основном, журналистской деятельностью, а также переводческой, перевёл поэму Фирдоуси «Рустем-Зораб». У истоков казахской советской литературы стоял продолжатель традиций Абая – С. Сейфуллин, он сумел дать поэзии новое дыхание. С.Сейфуллин написал «Марсельезу казахской молодежи» и первый историко-революционный роман, отразивший положение народа в период революций и гражданской войны - «Трудный путь, опасный переход». М. Дулатов стал автором первого казахского романа «Бакытсыз Жамал». Он также переводит на казахский язык А.Пушкина, М.Лермонтова. И.Крылова, Ф.Шиллсра. Шакарим Кудайбердиев, племянник Абая написал философские и исторические труды, наиболее известные из них: «Родословия тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», «Енлик-Кебек», «Условия мусульманства». Ж.. Копеев был видным представителем клерикально-философского направления. М.Жумабаев перевёл на казахский язык Гёте, Гейне. Искусным переводчиком проявил себя и представитель дореволюционной интеллигенции Алихан Букейханов. В 1916-1917гг в Ташкенте К.Тогусов издаёт еженедельную газету «Алаш». В эти годы начинается творческий путь казахского прозаика и драматурга Ж.. Аймаутова.
Шла работа по установлению политического контроля над творчеством писателей и поэтов. С этой целью в 1926 году создаётся Казахская ассоциация пролетарских писателей, имевшая свой печатный орган «Кус жолы».
Первый педагогический
институт, которому позже было присвоено
имя Абая, был открыт в 1928 году. В
1929-1931гг. в Алма-Ате открылись
институты: ветеринарно-зоотехнический,
сельскохозяйственный и медицинский.
Крупным событием в культурной жизни
республики стало открытие в 1934 году
в Алма-Ате Казахского Государственного
Университета. Начало подготовке инженерно-технических
кадров в республике в 30-е годы XX
века положило открытие Казахскою горно-
2 сентября 1933 года принято Постановление СHK РСФСР о подготовке кадров для Казахстана. В 20-30-е годы XX века крупным центром изучения истории, этнографии края стало Общество изучения Казахстана. В 1932 году возникла казахстанская база Академии наук СССР, которая первоначально имела два направления: зоологическое и ботаническое. В 1926 году М. Массон проводит раскопки на месте Аулие-Аты. В 1935 году С. Асфендиаров издает «Историю Казахстана с древнейших времён».
В 20-30-е годы XX века огромный интерес вызывала народная музыка. Записал и опубликовал «1000 песен и кюев киргизского (казахского) народа» композитор и этнограф А. Затаевич. Известный музыковед Б. Асафьев справедливо считал ценнейшим памятником тысячелетней культуры казахского народа произведение А. Затаевича «1000 песен и кюев киргизского (казахского) народа». Большой резонанс в степи имел состоявшийся в 1922 году в Каркаралинске конкурс народных певцов. Известного певца казахской степи Амре Кашаубаева знали и в Европе.
В январе 1926 года в Кзыл-Орде был открыт казахский национальный театр, который возглавил талантливый режиссёр - Жумат Шанин, в 1937 году он стал называться «Казахский академический театр драмы». В 1933 году в Алма-Ате открыт уйгурский музыкально-драматический театр. В 1937 году в Кзыл-Орде открыт корейский театр.
В 30-е годы XX века Алма-Атинское отделение треста «Востоккино» положило начало киноискусству Казахстана. В 1934 году открыта киностудия хроникальных фильмов. В 1938 году на «Ленфильме» поставили первую казахскую звуковую кинокартину «Амангельды».
В январе 1934 года открыт Казахский музыкальный театр оперы и балета. В том же году был создан Казахский государственный орхестр имени Курмангазы, под руководством А.К. Жубанова. В мае 1936 года в Москве проходила первая Декада казахского искусства, на которой были представлены оперы «Кыз-Жибек», «Жалбыр». Почётного звания народной артистки СССР была удостоена выдающаяся певица Куляш Байсеитова. В 1936 году состоялось открытие Казахской Государственной филармонии имени Жамбыла.
Информация о работе Наука,образование,культура в Казахстане в 20-30 гг.20 века