Негативные черты конституционного права Англии по «Орудию Управления» 1653 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:40, реферат

Описание

Целью настоящей работы является рассмотреть сущность акта «Орудие управления».
Для ее решения поставлены следующие задачи:
- рассмотреть режим Оливера Кромвеля в Англии и процесс принятия Орудия управления;
- рассмотреть сущность Орудия управления

Содержание

Введение …….…………………………………………………..……………..……3
1 Сущность «Орудия Управления» 1653 года………………………….………...4
2 Установление режима диктатуры Кромвеля – «протектората» по «Орудию Управления» 1653года .…………………………………………………………..…6
3 Проблемы и достижения Лорда-протектора по «Орудию Управления» 1653года…………….. …………………………………………………………….....8
4 Новая конституция и крах правления Лорда - протектора ……….…..…..…10
Заключение………………………………………………………………………….15
Список использованных источников…..………………………………….………16

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 57.88 Кб (Скачать документ)

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

 Введение  …….…………………………………………………..……………..……3

1  Сущность  «Орудия Управления» 1653 года………………………….………...4

2   Установление режима диктатуры Кромвеля – «протектората» по «Орудию Управления» 1653года .…………………………………………………………..…6

3   Проблемы и достижения Лорда-протектора по «Орудию Управления» 1653года…………….. …………………………………………………………….....8

4    Новая конституция и крах правления Лорда - протектора ……….…..…..…10

Заключение………………………………………………………………………….15

Список использованных источников…..………………………………….………16

Приложение А. Форма правления… Англии, Шотландии, Ирландии и владениями им принадлежащими (Орудие Управления) 13 декабря 1653 (извлечение)…………………………………………………………………….......17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
 

     Актуальность  настоящей работы обоснована той  ролью, которую конституционные  традиции Англии играют для развития конституционного строя во всем мире. Продолжительные традиции парламентаризма  в этой стране имеют самую обширную историю. Тем значительнее на их фоне выглядит проблема акта, который вошел  в историю под названием «Орудие  управления».

     Целью настоящей работы является рассмотреть  сущность акта «Орудие управления».

     Для ее решения поставлены следующие  задачи:

     - рассмотреть режим Оливера Кромвеля  в Англии и процесс принятия  Орудия управления;

     - рассмотреть сущность Орудия  управления

     Данная  тема широко изучена в трудах, посвященных  истории государства и права  зарубежных стран, научной и учебной  литературе.

      

 

  1. Сущность «Орудия Управления» 1653 года
 
 

     Орудие управления наделило протектора столь широкими полномочиями, что позволяет рассматривать её как прямую подготовку реставрации монархии. Кромвель разогнал 1-й (1654—55) и 2-й (1656—58) парламенты протектората, согласился в 1657 с восстановлением палаты лордов. Внутри страны он боролся как с роялистскими заговорами, так и с народными движениями [3, с.380].

     Согласно  новой конституции, высшая законодательная  власть была сосредоточена в руках  лорда-протектора и парламента. Парламент  был однопалатным. Участие в выборах  ограничивалось довольно высоким имущественным  цензом, который был в 100 раз больше существовавшего до революции. Высшая исполнительная власть вручалась лорду-протектору и Государственному совету, состоявшему  не менее чем из 13 и не более  чем из 21 члена. Назначение членов совета зависело от лорда-протектора. 

     В перерывах между сессиями парламента лорд-протектор командовал вооруженными силами, осуществлял дипломатические  сношения с другими государствами, назначал высших должностных лиц.

     Конституция прямо объявляла пожизненно лордом-протектором Кромвеля, таким образом, закрепив его личную диктатуру. Вскоре Кромвель перестал созывать парламент, членов Государственного совета он назначал по своему усмотрению. В 1677 г. была восстановлена верхняя палата. Местное управление было сосредоточено в руках генералов кромвелевской армии [4, с.354].

       «Орудие управления» содержало монархические начала, хотя этот конституционный акт отражал классовые интересы буржуазии, нового дворянства, заинтересованных в том, чтобы не допустить реставрации монархии. «Орудие управления» закрепило режим единоличной власти, по широте полномочий соответствующей монархической. С этого времени начинается движение вспять – от республики к монархии.

     По  существу, «Орудие управления», закрепив режим единоличной власти, определило обратное движение от республики к монархии. Смерть Кромвеля в 1658 г. ускорила эти события [4, с.355].

     Таким образом, негативными чертами «Орудия  управления» можно назвать санкционирование  передачи всей полноты власти в руки одному человеку  - Лорду-протектору. Устанавливалось, что на протяжении всей своей жизни эту должность  будет занимать Кромвель.  Тем  самым перечеркивались многолетние  парламентские традиции Англии. Парламенту принадлежали исключительные полномочия изменять, приостанавливать, вводить  новые законы, учреждать налоги или  подати. Еще одной негативной чертой Орудия управления стало попрание норм свободы совести. Хотя фактически ничего не говорилось о гарантированном преимуществе протестантизма над католичеством, порядок приведения государственных служащих к присяге, предусмотренной тем же документом. Главной опорой протектора оставалась армия. Для ее содержания и покрытия других издержек правительства вводился ежегодный налог, который не мог быть отменен или уменьшен парламентом без согласия лорда-протектора. Финансовые прерогативы лорда-протектора практически стали бесконтрольными, как у абсолютного монарха. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2  Установление режима диктатуры Кромвеля – «протектората» по «Орудию Управления» 1653года 
 

       Государственный переворот был совершен с помощью генерал-майора Джона Ламберта (1619-1684), второго, после Кромвеля, лица в армии[8, с.148]. Именно Ламберт и его помощники составили новую конституцию английского государства (которая была принята 16 декабря 1653 года). Выработанный офицерами документ, известный под названием "Орудие Управления" (The Instrument of Government), был нацелен на сосредоточение исполнительной власти в одном лице. В соответствии с ней 16 декабря 1653 года Кромвель был провозглашен Лордом-Протектором Англии, Шотландии и Ирландии. В стране устанавливается режим единоличной власти.

       Идея писаной конституции была новой для Англии. Вышла она из армейской среды [3, с. 12].

       Еще в июне 1647 г. Совет армии предложил парламенту особую Декларацию с предложениями зафиксировать в письменном законе права и полномочия парламента, а также новую организацию исполнительной власти. Предложения, зафиксированные в протоколах совета, были возрождены и послужили основой для конструкции нового государственного порядка. «Орудие управления» устанавливало внешне республиканскую, а, по сути, диктаторскую систему власти.

       Законодательная власть «свободного государства Англии, Шотландии и Ирландии» сосредоточивалась в двойном институте - парламенте и  вновь учрежденном лорде-протекторе [3, с.16]. Парламенту принадлежали исключительные полномочия изменять, приостанавливать, вводить новые законы, учреждать налоги или подати. Он должен  был созываться регулярно (в течение 3 лет после закрытия предыдущего парламента) и самостоятельно, сессия продолжалась 5 месяцев. В парламент входили 400 депутатов от Англии и по 30 от Ирландии и Шотландии [7, с.324].

       Избирательное право устанавливалось на новых основах, где главными условиями были имущественный (в 200 фунтов стерлингов стоимости) и возрастной (21 год) ценз. Кроме того, все, принявшие участие в войне против парламента лишались избирательных прав на выборах в первые четыре парламента, католики лишались их совсем. Также имело место некоторое перераспределение избирательных округов за счёт уничтожения многих мелких округов, отнятия мест некоторых городов и передача их графствам.

      Рядом с парламентом учреждалась власть лорда-протектора. Выбор на этот

пост  производился Государственным советом (членов которого, в числе 15, в свою очередь, избирал парламент). Лорд-протектор  имел право утверждать или

откладывать законы парламента. Он пользовался  практически неограниченной

властью в делах управления («содействовал» ему в этом только Государственный совет численностью о 13 до 21 члена). Протектор считался главнокомандующим армией, ему полностью принадлежали права в сфере внешней политики (включая право вести войну и заключать мир, при согласии совета). От его имени проводились впредь все назначения должностных лиц. Он обладал также правом помилования. Только назначение высших правительственных чинов требовали согласия парламент или совета - так возродился отстаиваемый на первом этапе революции принцип ответственного правительства. И особой статьей конституции полномочия лорда-протектора закреплялись за Оливером Кромвелем. В речи после церемонии принесения присяги он обещал править таким образом, чтобы "Евангелие могло цвести в его полном блеске и чистоте, а народ мог пользоваться своими справедливыми правами и собственностью"[7, c.325].

                

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3   Проблемы и достижения Лорда-протектора по «Орудию Управления» 1653года                

 
 

       Но концентрация власти в одних руках не могла не вызвать однозначной реакции, особенно среди приверженцев республики. Жаркая борьба разгоралась между Кромвелем парламентом и армией, так как Кромвель все дальше и дальше уходил от сорока двух статей «Орудия Управления» и приближался к образцу старой, им же уничтоженной монархии. Сущность его протекторства вначале сводилась к тому, что «верховная и законодательная власть Англии сосредоточивается в одном лице и в народе, собранном в парламенте». Одно лицо и было зародышем начинавшейся монархической реакции. Кромвель сильно ускорил ее приход[2 c.16].

       Конституционный акт предоставлял частью одному ему лично, частью при содействии Государственного совета, от него же зависевшего, почти все атрибуты королевской власти. Он поспешил воспользоваться этим. Судьям и всем высшим государственным чиновникам велел он тотчас выдать рескрипты, им самим подписанные. Все публичные акты, административные и судебные, совершались его именем; он торжественно установил свой Государственный совет и подчинил его рассуждения большей части тех правил, которым издревле следовал парламент [2, с.17]. Дом его принял всю пышность и все формы двора. В сношениях с иностранными посланниками он ввел правила и этикет, существовавшие при первоклассных монархических дворах. И всюду носился слух, что он скоро будет королем, что он уже король и коронован тайно. Но он не был им и никогда не принял этот титул. Зато, совершил он многие из тех реформ, на которые Долгий парламент и парламент Бэрбоновский потратили столько слов. Управление финансами, поправка, содержание дорог, положение содержавшихся под стражею за долги и внутреннее управление тюрем - все было установлено в видах доброго порядка. Дуэли были запрещены. Новый устав, тщательно обработанный, ввел в разумные и гуманные границы судебную расправу. Христианские проповеди и разумное управление приходами были поощрены. Улучшены школы и положение школьных учителей, а 12 апреля 1665 года было, наконец, издано повеление о присоединении Шотландии к Англии.

       Внешняя политика Кромвеля была удачна и преисполнена национального достоинства. Перед протектором принуждены были склониться многие страны Европы. Англия предписала Голландии условия мира, отомстила пиратам, победила испанцев на суше и на море, завладела Ямайкой и приобрела на фламандском берегу крепость (Дюнкерк), утешившую национальную гордость за потерю Кале[2, c.18].

       Однако все внешнеполитические успехи меркли по сравнению с напряжённейшей ситуацией внутри самой Англии. Перед протектором стояла дилемма: либо упрочить свою власть до той степени, когда она станет выше всяких посягательств, либо рано или поздно отправиться на эшафот. Казнь Карла I была сожжением мостов. После нее возвращаться назад было невозможно. Примирение с Карлом II, которое в идее соблазняло многих дипломатов, задумавших даже бракосочетание младшей дочери протектора, леди Франциски, с наследником Стюартов, принадлежало к области утопий. «Карл, - говорил Кромвель, - никогда не простит мне смерти отца, а если бы он простил, то был бы недостоин короны». Чтобы поддерживать свою власть, Кромвелю надо было постоянно усиливать ее. Ведь его власть, в сущности, не признавали, ей только подчинялись. Ему не прощалось ничто. Многие с нетерпением ждали, когда же, наконец, счастливая звезда изменит ему, когда его зарежет нож заговорщика, разобьют испанцы, взорвут паписты или сектанты? Кромвель отличался слишком проницательным умом, чтобы удовлетвориться внешней покорностью и почить на лаврах[6, c.249].

«Кромвель, - говорит Гизо, - вовсе не был философ. Он действовал не по предварительно обдуманному и систематически расположенному плану, но руководствовался в деле управления высоким инстинктом и практическим смыслом человека,  которому Божий перст назначил править народом».

«План Кромвеля, - пишет Маколей, - с самого начала имел значительное сходство с древней английской конституцией, но через несколько лет он счел

возможным пойти далее и восстановить почти все части прежней системы под

новыми  названиями и формами. Титул короля не был возобновлен, но королевские прерогативы были вверены лорду верховному протектору. Государь был назван не величеством, а высочеством. Он не был коронован и помазан в Вестминстерском аббатстве, но был торжественно возведен на престол, препоясан государственным мечом, облачен багряницей и наделен драгоценной Библией в Вестминстерском зале. Его сан не был объявлен наследственным, но ему было дозволено назначить преемника, и никто не мог сомневаться, что он назначит сына»[6, c.250].

Информация о работе Негативные черты конституционного права Англии по «Орудию Управления» 1653 года