Образование и основные этапы развития государственности в Древнем Египте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 02:19, курсовая работа

Описание

Предмет настоящего исследования - древнеегипетская цивилизация как сложный социально-природный организм, в основе эволюции которого -процесс непрерывного взаимодействия общества и естественной среды его обитания. Соответственно, рассмотрению подлежат важнейшие аспекты общественного и государственного развития Древнего Египта.
Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что оно заполняет пространную лакуну в сегодняшних египтологических (и в целом древневостоковедческих) знаниях, изымающую из них изрядную часть естественной истории фараоновского Египта.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1 Факторы, которые способствовали возникновению государственности в Древнем Египте
1.1. Географические факторы, способствовавшие возникновению государственности в Древнем Египте
1.2. Социально – экономические факторы, способствовавшие становлению государственности
ГЛАВА 2 Общественное и государственное развитие Древнего Египта в период Раннего и Древнего царства: основные тенденции в развитии
2.1. Основные тенденции общественного развития Древнего Египта в период Раннего и Древнего царства
2.2. Основные тенденции государственного развития древнего Египта в период Раннего и Древнего царства
ГЛАВА 3 Общественное и государственное развитие древнего Египта в период в период Среднего и Нового царства: пути эволюции
3.1. Основные тенденции общественного развития Древнего Египта в период Среднего и Нового царства
3.2. Основные тенденции государственного развития Древнего Египта в период Среднего и Нового царства
Заключение

Работа состоит из  1 файл

КР ДЕ.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

Естественно, что многочисленный штат организаторов производства в  царском, храмовых и вельможных хозяйствах — различные чиновники, писцы, учетчики и контролеры отличались по своему положению в обществе от лиц, непосредственно трудившихся в этих хозяйствах Многие из них занимали определенные государственные должности и сами имели в своем распоряжении земельные угодья и людей, обрабатывающих их. К этой категории лиц следует отнести также мелкий и средний персонал храмов, многочисленных жрецов, связанных с заупокойным культом (верховные жреческие должности сосредоточивались в руках высшей придворной и местной провинциальной администрации). В эту же группу лиц, составляющих среднюю прослойку египетского общества, могли входить скульпторы, архитекторы, живописцы, врачи, талантливые разбогатевшие ремесленники царских, храмовых и вельможных хозяйств. От второй половины Древнего царства до нас дошли многочисленные погребения, порой весьма богатые, принадлежащие представителям именно этих средних слоев населения.

Термин, обозначающий раба (бак), известен еще со времен Раннего царства. Документы Древнего царства свидетельствуют о том, что рабов можно было покупать и продавать (сохранился, например, документ от VI династии, упоминающий куплю рабов). Следовательно, в Египте времени Древнего царства существовал рабский рынок. Среди рабов были чужеземцы, но преимущественно это были египтяне по происхождению. Пранда, механизм порабощения соплеменников в условиях Древнего царства трудно сейчас восстановить. Преобладание огромных, более или менее замкнутых хозяйственных комплексов, в которых производилось все необходимое, от орудий производства до продуктов потребления, тормозило, естественно, развитие товарно-денежных отношений в стране, поэтому возможность появления в эту эпоху известного по несколько более поздним переднеазиатским древним обществам долгового рабства почти исключается. Возможно, что большинство домашних рабов у египтян по происхождению являлись потомками тех жителей Нильской долины, которых в период раздробленности и воин между номами, а затем и между обоими ранними египетскими государствами захватывали и порабощали соседи. Но, безусловно, существовали и какие-то другие пути порабощения соплеменников. Так, высокие должностные лица второй половины Древнего царства, выставляя напоказ свою добродетель, хвастаются тем, что не порабощали за всю свою жизнь ни одного египтянина. Следовательно, сама возможность порабощения соплеменников — жителей Нильской долины была не исключена и имела место, но, очевидно, порабощать их считалось предосудительным, а возможно, и запрещалось царской властью. Недаром косвенные сведения о порабощении египтян восходят в основном к концу Древнего царства, когда ощущался уже резкий упадок центральной власти.

Несомненно, что царское, храмовые и вельможные хозяйства  были преобладающими в экономической  структуре Древнего царства. Однако были ли эти крупные хозяйства  единственной формой организации производства в стране, или же за их пределами  мог существовать пусть незначительный, но автономный общинно-частный сектор экономики? Ответить на этот вопрос исходя из египетских источников той эпохи трудно, так как все они имеют отношение только к царскому и вельможному хозяйствам. Лишь на основании немногих косвенных данных можно предполагать, что такой сектор, вероятно, существовал. Так, например, один вельможа, живший в конце III династии, покупает землю у коллектива неких нисутиу («царских»), которые, следовательно, имели какие-то индивидуальные или коллективные права на землю и могли распоряжаться ею по собственному усмотрению. Возможно, о существовании мелких индивидуальных хозяйств свидетельствуют надписи вельмож конца Древнего царства, которые, по их словам, помогали каким-то, по-видимому, мелким производителям посевным зерном и тягловым скотом в период пахоты. Трудно предположить, что такая помощь могла осуществляться в рамках царского и вельможного хозяйства, основанного, как мы видели, на совершенно других принципах. Наконец, не разорившиеся ли мелкие собственники, попадая в зависимость от владельцев крупных вельможных хозяйств, превращались в рабов? Не они ли являлись источниками пополнения столь многочисленной категории заупокойных жрецов, обеспечивавших заупокойный культ вельмож? Возможно также, что среди участников обменного рынка, известного нам по гробничным изображениям, были не только труженики, вовлеченные в крупные вельможные хозяйства, но и мелкие индивидуальные производители. Однако все это только лишь предположения. Материал слишком незначителен и противоречив, чтобы можно было сделать какие-либо твердые, однозначные выводы.

Во главе сложившегося египетского государства стоял  царь, часто называемый в литературе фараоном — термином, пришедшим из греческого языка, но восходящим к древнеегипетскому иносказательному наименованию царя эпохи Нового царства — пер-'о, что значило «Большой дом» (т.е. дворец); само же имя царя считалось священным, и произносить его возбранялось.

Египетский царь обладал  неограниченной экономической, политической и верховной жреческой властью. Все значительные мероприятия в  стране и за ее пределами производились  от имени фараона — большие  ирригационные и строительные работы, разработка ископаемых и камня в окрестных пустынях, войны и торговые экспедиции, проведение больших религиозных и династийных праздников. Царь почитался как бог и был, по египетским представлениям, во всем подобен богам, а, возможно, в глазах народа порой и превосходил их могуществом. Так, в период расцвета Древнего царства усыпальницы царей — пирамиды затмевали своим великолепием храмы богов. Длинная, со временем все более расцвечивающаяся эпитетами титулатура египетского царя содержала в себе пять царских имен, в том числе личное и тронное. До конца египетской истории фараон выступал как царь Верхнего и Нижнего Египта, что фиксировалось в его титулатуре как воспоминание о некогда существовавших самостоятельных царствах Севера и Юга. Пережитком времен двух додинастических царств была и двойственная система некоторых государственных ведомств страны.

Важнейшим помощником царя был верховный сановник — чати, осуществлявший от имени царя общее  руководство хозяйственной жизнью страны и главной судебной палатой. В разные времена чати мог занимать и некоторые другие крупнейшие должности, в частности должность главы столичного управления; известно, однако, что ему в течение почти всей истории Египта не доверялось руководство военным ведомством, во главе которого стоял другой крупнейший сановник — начальник войска.

Некогда независимые номы, войдя в состав единого государства, превращаются в его местные административно-хозяйственные  округа, причем во время наивысшего расцвета Древнего царства, при IV династии, отмечается полное подчинение номов центральной власти: царь может по своей воле перемещать номархов (правителей номов) из области в область, из Верхнего Египта в Нижний и наоборот, существует жесткий контроль центра над всеми действиями местной администрации. В период III и IV династий высшая столичная знать состояла из узкого круга лиц, находившихся в кровном родстве с царем. Важнейшие должности в государстве — чати, военачальники, руководители различных ведомств и работ, верховные жрецы важнейших египетских храмов — были выходцами из царского дома, представителями правящей династии. Централизованное управление осуществлялось при помощи огромного разветвленного бюрократического аппарата.

Единственным родом постоянного  египетского войска, начавшего складываться еще в период Раннего царства, была пехота. Воины были вооружены луками, стрелами и короткими мечами. Часто во время походов воинов перебрасывали к месту битвы из мест постоянного расположения на грузовых речных судах. Границы Египта на севере и юге были защищены цепью оборонительных крепостей, в которых размещались военные гарнизоны. Интересно, что полицейские функции в Египте с древнейших времен осуществлялись выходцами из рано покоренной египтянами Северной Нубии — маджаями.

Внутреннее положение  государства периода Древнего царства, несмотря на его бесспорную мощь, было, однако, не безмятежным. Почему-то глубоким мраком окутано время правления III династии — нам хорошо известен только ее родоначальник Джесер. Недостроенная пирамида и разбитые изваяния старшего сына Хеопса, Джедеф-Ра, возможно, свидетельствуют о междоусобной борьбе двух братьев, закончившейся победой Хефрена. Скрыт от нас, по-видимому, драматический конец могущественной IV династии и приход на ее место V династии в лице её основателя Усеркафа.

Восхождение на престол этой династии привело к серьезным  идеологическим изменениям, связанным  с началом общегосударственного почитания солнечного бога Ра —  главного бога Гелиопольского нома, из которого, возможно, и происходила V династия. Теперь в титулатуре царь не только отождествляется с богом Хором, традиционным покровителем раннединастических египетских царей, но выступает и как сын бога Ра. Каждый царь новой династии возводит в честь бога Ра солнечные храмы с огромным обелиском внутри окруженного оградой двора. При V династии происходят также большие внутриполитические сдвиги, внешним выражением которых стало появление среди высших должностных лиц государства выходцев из знати, не связанной с царем родственными отношениями (что было так типично при предшествующей династии).

Наконец, вся вторая половина Древнего царства — это время  незримой, но длительной и упорной  борьбы усилившейся номовой администрации  против чрезмерного засилья центральной  власти за спою политическую и экономическую  автономию. Прямых письменных свидетельств этой борьбы нет, да, возможно, и не было, но многое можно попять, если взглянуть хотя бы на погребения ворхнеегипетских номархов периода VI династии. «Наследственные» некрологи номархов той поры обнаружены по всему Верхнему Египту. И мы видим, что гробницы номархов от поколения к поколению становятся все более роскошными, особенно гробницы номархов областей, расположенных вдали от центра — Мемфиса, а гробницы царей — их пирамиды — уже не идут ни в какое сравнение с величественными сооружениями могущественных фараонов IV династии.

Постепенно номы подрывают  могущество центральной власти, и  царской администрации со временем все более и более приходится идти на уступки их правителям. Происходит перераспределение материальных и людских ресурсов страны в пользу номов, по в ущерб центру. Подрывается экономическое могущество мемфисских царей, ослабевает их политическое влияние.

Вскоре после смерти царя VI династии Пиопи II, который царствовал в Египте почти 100 лет, власть Мемфиса над Египтом становится номинальной. Около 2200 г. до н.э. страна распадается на множество независимых областей — номов. Эпоха Древнего царства завершается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Общественное и государственное развитие Древнего Египта в период Среднего и Нового Царства: пути эволюции.

3.1.Основные  тенденции общественного развития  Древнего Египта в период Среднего  и Нового Царства.

Памятники времени расцвета Среднего царства позволяют составить  представление о положении эксплуатируемых  масс и о характере эксплуатации того времени. Наиболее важными являются здесь две черты: это, с одной стороны, значительное развитие рабовладения в хозяйствах частных лиц; с другой стороны — изменение в положении земледельцев.

В Среднем царстве рядовые  должностные лица и даже вовсе не чиновные лица часто располагали принадлежавшими им людьми. У знати, конечно, людей было не в пример больше — один сановник XII династии взял с собой в каменоломни только кравчих 50 человек,— но и у простых смертных число принадлежавших им людей бывало довольно значительным.

Одни из них  прислуживали своим хозяевам и назывались чашниками, кравчими, провожатыми, другие были земледельцами, садовниками, пекарями. пивоварами, прачечниками и т. д. Слуги  и работники, каждый за своей работой, изображены на стенах хозяйских гробниц, на хозяйских заупокойных плитах, а также в виде деревянных фигурок, ставившихся в гробницы для того, чтобы они служили умершему.

В росписях усыпальниц знати  работники обычно трудятся сообща под  открытым небом или в мастерской; фигурки тоже бывают соединены вместе, изображая ткацкую, столярную мастерскую, пекарню и т. д. Часто работники прямо названы рабами. Обыкновенно это рабыни, мужчины рабы упоминаются реже, Рабыни встречаются часто и у лиц нечиновных, а у богачей их бывает помногу.

Нередко частные лица имели, как указывают памятники, «сирийцев», которых, конечно, надо отнести к  рабам на одном из памятников мы видим двух сирийцев, занятых в личном хозяйстве некоего служащего при верховном сановнике то уборкой урожая (мужчина жнёт, женщина подбирает колосья), то пивоварением.

Войн во времена Среднего царств велось довольно много, и значительная часть иноплеменных рабов происходила, вероятно, из пленных. В повествованиях о войнах XII династии с западными  соседями — ливийцами и южными эфиопами — прямо говорится, что эти войны сопровождались захватом не только скота, но и пленных. Сохранилась купчая на сирийцев-рабов: двух женщин и детей. От времени XII династии имеются два завещания, в одном из которых служащий передавал своих людей брату-жрецу, а в другом — уже этот брат передавал 4 «головы» своей жене. Рабов завещали, пореза вещали и разрешали получателю передавать любому из своих детей. «Головы» жаловал и фараон. Один из сподвижников воинственного царя XII династии Сенусерта III рассказывал, что при зачислении его в царские телохранители он получил 60 «голов», а при производстве ц начальники телохранителей после эфиопского похода — ещё 100 «голов». В сказке человек, назначенный телохранителей, наделялся «головами». При этом «головы» в обоих случаях жалуются без земли, хотя в жизнеописании одного из деятелей того времени мы читаем о награждении его 20 «головами», а также 50 ару рама, т. е. свыше 13,67 га пашни.

Однако в  то же время царское хозяйство, номархи  и частные липа эксплуатировали людей, которых нельзя отнести к рабам.

От начала XII династии в  двух договорах номарха со жрецами  местных богов говорится, что  свою долю в пользу жрецов будет  вносить «всякий его земледелец из начатков поля своего». Если он мог  давать такие обещания жрецам, то ясно что хозяйство номарха зиждилось в какой-то мере на труде земледельцев, возделывавших каждый свой участок земли.

С наступлением Среднего царства  в положении земледельцев произошли  некоторые изменения. «Царские»  люди известные нам во времена Древнего царства в качестве лиц, привлекавшихся в страдную пору в личное хозяйство номархов, теперь нередко встречаются в частных хозяйствах.

В гробнице одного сановника  конца Среднего царства перечислены  в составе его челяди 20 «царских»  людей. Подобные надписи встречаются и на некоторых других памятниках. Что это были земледельцы, доказывает употребление соответствующего обозначения для них во времена непосредственно до и после Среднего царства. «Царские» люди — общее обозначение свободного земледельческого населения Египта в первой половине Нового царства. Весьма вероятно, что «царскими» назывались земледельцы и во времена Среднего царства.

Информация о работе Образование и основные этапы развития государственности в Древнем Египте