Образование Московского централизованного государства 14-16 в.в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:34, контрольная работа

Описание

Целью исследования данной контрольной работы является изучение процесса образования Русского централизованного государства и развития общерусского права (начало XIV-первая половина XVI в.).
Для выполнения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить процесс образования Русского (Московского) централизованного государства;
рассмотреть государственный строй Русского централизованного государства;
изучить Судебник 1497 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………стр.3
§1. Образование Русского (Московского) централизованного государства..стр.5
§2. Государственный строй………………………………………….………...стр.10
§3. Судебник 1497 г……………………..………………………………..........стр.16
Заключение………………………………………………………………..........стр.23
Список используемой литературы………………………………………........стр.26

Работа состоит из  1 файл

ИОГП Образование Московского централизованного гос-ва 14-16в..doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

во-первых, в объединении ранее независимых государств-княжеств в одно - Московское княжество;

во-вторых, в изменении характера государственности и создании централизованного государственного аппарата.

      Процесс объединения земель вокруг Московского княжества начался в конце XIII в. и закончился в начале XVI в. К Москве были присоединены Новгородская и Псковская республики, Рязанское княжество, Смоленск и многие другие территории.

      Следует отметить, что Русское государство  складывалось как многонациональное. Наряду с русскими землями в состав централизованного государства входили территории, где проживали карелы, коми, мордва, удмурты и другие народы.

      Что же касается нового государственного аппарата Русского централизованного государства, то он сформировался к середине XVI в. 
 

§2. Государственный строй. 

      Говоря  о государственном строе, следует отметить, что раннефеодальная монархия постепенно трансформируется в более тесное политическое образование. Так, если удельные князья строили свои отношения с Великим князем на иммунитетных грамотах и договорах и служили за вознаграждение, то в начале XV в. установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться Великому князю просто в силу его положения.

      Главой  Русского государства был великий князь, обладавший широким кругом прав и высшей законодательной, исполнительной и судебной властью. Реальная княжеская власть с течением времени усиливается и изменяется. Следует отметить, что эти изменения шли в двух направлениях - внутреннем и внешнем. Первоначально свои законодательные, административные и судебные правомочия великий князь мог осуществлять лишь в пределах собственного домена. Даже Москва делилась в финансово-административном и судебном отношениях между князьями-братьями. В XIV - XV вв. великие князья оставляли ее обычно своим наследникам на правах общей собственности. С падением власти удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства. Иван III и Василий III не стеснялись бросать в тюрьму своих ближайших родственников - удельных князей, пытавшихся противоречить их воле.

      Таким образом, централизация государства явилась внутренним источником усиления великокняжеской власти. Внешним источником ее усиления было падение власти Золотой Орды. Вначале московские великие князья были вассалами ордынских ханов, из рук которых они получали право на великокняжеский стол. С Куликовской битвы эта зависимость стала только формальной, а после 1480 г. московские князья стали не только фактически, но и юридически независимыми, суверенными государями. Новому содержанию великокняжеской власти были приданы и новые формы. Начиная с Ивана III, московские великие князья именовали себя «государи всея Руси».

      Великий князь, еще не имея абсолютной власти, управлял государством при поддержке совета боярской аристократии - Боярской думы. Боярская дума была постоянно действующим органом со стабильным составом, в который входили так называемые «думные чины» - введенные бояре и окольничьи. Следует отметить, что состав Боярской думы на протяжении XIV-XVI вв. постоянно менялся. В нее входили путные бояре, тысяцкий, окольничий, «бояре введенные», думные дворяне, думные дьяки, дети боярские и другие.

      Кроме того, Боярская дума не имела четко очерченной компетенции, но могла принимать решения по наиболее важным вопросам жизни государства. Компетенция Боярской думы совпадала с полномочиями великого князя, хотя формально это нигде не было зафиксировано. Великий князь юридически не был обязан считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно, так как любое его решение не проводилось в жизнь, если не было одобрено боярством. Через Думу боярство осуществляло политику угодную и выгодную ему. Правда, с течением времени великие князья все больше подчиняют себе Боярскую думу, что связано с общим процессом централизации власти. Это особенно относится к княжениям Ивана III и Василия III. Хотелось бы отметить, что значительная роль Боярской думы в системе государственных органов и господство в ней крупных феодалов являются одной из характерных особенностей раннефеодальной монархии.

      Феодальные  съезды имели тот же характер, что и во времена Древней Руси, но по мере укрепления централизованного государства постепенно отмирали.

      Продолжая оставаться раннефеодальной монархией, Московское государство унаследовало от предыдущего периода и органы центрального управления, построенного по дворцово-вотчинной системе. Однако расширение территории государства и усложнение его деятельности приводили к столкновению со старыми формами управления, подготовили постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового, приказного управления. Приказы представляли собой постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства. Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный, Ямской и другие приказы.

      Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Они имели  свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы. Приказы возглавлялись боярами, в состав также входили приказные  дьяки, писцы и специальные уполномоченные.

      Что же касается местного управления, то во главе административных единиц стояли должностные лица - представители центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости - волостелями. Компетенция наместников и волостелей четко не определялась. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами. Эти должностные лица содержались за счет местного населения - получали от него «корм», т.е. проводили натуральные и денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины («конское пятно», «полавочное», «поворотное» и др.). Кормление, таким образом, было одновременно государственной службой и формой вознаграждения княжеских вассалов за их военную и иную службу. На наш взгляд необходимо отметить, что срок пребывания кормленщиков в должности сначала не был ограничен, но с централизацией Русского государства срок их деятельности стал составлять от 1 до 3 лет.

      Судебная система была громоздкой и сложной, она состояла из ряда инстанций: суда наместников (воевод), приказного суда, суда Боярской думы или Великого князя. Кроме того, параллельно действовали церковные и вотчинные суды, сохранялась практика «смешанных» судов.

      Велика  была роль церкви в государственной  организации. Противоречивым было ее отношение к проблеме централизации Русского государства. Среди церковных иерархов той поры были и горячие сторонники укрепления государственного единства Руси, и силы, оказывающие упорное сопротивление этому процессу. В организационном отношении Церковь представляла собой сложную систему. Во главе ее стоял митрополит. В 1448 г. русская Православная церковь стала автокефальной - самостоятельно по отношению к вселенскому патриарху, сидевшему в Византии. Вся территория подразделялась на возглавляемые епископами епархии. До XV в. русские митрополиты назначались константинопольским патриархом. Теперь они стали избираться собором русских епископов сначала по согласованию со светской властью, а потом и по прямому указанию московских великих князей.

      Итак, на основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что возглавлял Русское государство великий князь, с конца XV в. он стал именоваться государем всея Руси.

      В XIII-XIV вв. великий князь был типичным монархом раннефеодального государства. Он возглавлял иерархию, состоявшую также из удельных князей и бояр. Взаимоотношения между последними и великим князем определялись заключенными договорами, которые предоставляли широкие феодальные привилегии и иммунитеты князьям, боярам и монастырям.

      По  мере централизации государства  и подчинения отдельных княжеств Московскому великому князю его  власть значительно возросла. В XIV-XV вв. происходит резкое сокращение иммунитетных прав, удельные князья и бояре становятся подданными великого князя. Следует отметить, что великий князь, еще не имея абсолютной власти, управлял государством при поддержке совета боярской аристократии - Боярской думы.

      Боярская  дума была постоянно действовавшим органом, основывавшимся на принципе местничества (замещение государственной должности связывается с происхождением кандидата, со знатностью его рода). Дума вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность.

      Состав  Боярской думы на протяжении XIV-XVI вв. постоянно менялся. В нее входили путные бояре, тысяцкий, окольничий, «бояре введенные», думные дворяне, думные дьяки, дети боярские и другие.

      В XIII-XV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления. Важная роль в ней принадлежала княжескому двору во  главе с дворецкими  и дворцовыми ведомствами - путями. В XIV в. существовали конюший, соколичий, стольничий, ловчий и другие пути, возглавляемые соответствующими путными боярами. Постепенно эти придворные чины превращались в государственные должности.

      Централизация государства, расширение территории и  усложнение социально-экономического и политического развития потребовали  создания специального управленческого аппарата. В результате, начиная с конца XV в. происходит становление новых органов центрального и местного управления - приказов. Они представляли собой постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства. Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный, Ямской и другие приказы.

      Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Они имели свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы. Приказы возглавлялись боярами, в состав также входили приказные дьяки, писцы и специальные уполномоченные.

      Следует отметить, что к середине XVI в. приказная система управления окончательно вытесняет дворцово-вотчинную.

      Что же касается местного управления, то до конца XV в. оно основывалось на системе кормлений и осуществлялось наместниками великого князя в городах и волостелями в сельской местности.

      Компетенция наместников и волостелей четко не определялась. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами. Вместо жалованья за службу они имели право оставить себе «корм» - часть собранного с населения. Срок пребывания в должности сначала не был ограничен.

      С централизацией Русского государства  положение кормленщиков изменилось: устанавливались определенные размеры  «корма», регламентировались права  и обязанности кормленщиков, срок их деятельности стал составлять от 1 до 3 лет, ограничивались судебные права и другие.

      Судебная система была громоздкой и сложной, она состояла из ряда инстанций: суда наместников (воевод), приказного суда, суда Боярской думы или Великого князя. Кроме того, параллельно действовали церковные и вотчинные суды, сохранялась практика «смешанных» судов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§3. Судебник 1497 года. 

      В качестве основного законодательного акта Московского государства XIV - XV вв. продолжала действовать Русская  Правда. Была создана новая редакция указанного закона, так называемая Сокращенная из Пространной, которая приспособила древнерусское право к московским условиям. Действовало и обычное право. Однако развитие феодальных отношений, образование централизованного государства требовали создания существенно новых законодательных актов.

      В целях централизации государства, все большего подчинения мест власти московского князя издавались уставные грамоты наместничьего управления, регламентировавшие деятельность кормленщиков, ограничивавшие в какой-то мере их произвол. Наиболее ранними уставными грамотами были Двинская (1397 или 1398)3 и Белозерская (1488). Памятником финансового права является Белозерская таможенная грамота 1497 г., предусматривавшая сбор внутренних таможенных пошлин путем сдачи их на откуп.

      Самым значительным памятником права рассматриваемого периода был Судебник 1497 г. – первый общерусский свод законов, утвержденный великим князем Иваном III и Боярской думой в сентябре 1497 г. Он внес единообразие в судебную практику Русского государства. Кроме того, Судебник 1497 г. имел и другую цель, а именно: закрепить новые общественные порядки, в частности, постепенное выдвижение мелких и средних феодалов - дворян и детей боярских. В угоду этим социальным группам он внес новые ограничения в судебную деятельность кормленщиков, а главное, положил начало всеобщему закрепощению.

Информация о работе Образование Московского централизованного государства 14-16 в.в