Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:49, контрольная работа
Цель данной работы показать развитие общественно-политической мысли России на рубеже XVII - XVIII вв.
Задачи: 1.Проанализировать развитие общественно-политической мысли России в конце XVII;
2. Показать идейно-политическую борьбу вначале XVIII века;
Введение …………………………………………………………………………..3
Общественно-политическая мысль России в конце XVII в……………..4
Идейно-политическая борьба в начале XVIII в………………………..6
Деятельность В. Н. Татищева……………………………………………8
Идеолог русского купечества и.Т.Посошков………………………….. 10
Общественно-политические взгляды М.В.Ломоносова………………..12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
РОССИИ НА РУБЕЖЕ
XVII – XVIII веков
Введение ………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Рубеж XVII - XVIII вв. стал началом нового этапа в истории России, временем крутого перелома, перехода от «древней» России к «новой». Содержанием его в самом общем смысле явились два важнейших момента – решительный сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни.
Первая четверть XVIII века связана с именем российского императора Петра I, названного современниками Великим. Многое из созданного им в России пережило несколько поколений. Сложность и неоднозначность преобразований петровской эпохи всегда вызывала интерес историков. Основной вопрос, вокруг которого сосредотачивались споры ученых, - в какой степени проводившиеся Петром I реформы меняли русские национальные традиции, и каковы последствия усвоенных западных, европейских образцов. Сам размах Петровских реформ, их масштабное влияние на последующее развитие способствовали возникновению различных точек зрения на деятельность Петра I [8, с.186]
Конец XVII в. начало XVIII в. был интереснейшим, напряженным и результативным периодом в истории государства Российского. В это время бурно развивается наука, образование, культура и общественно-политическая мысль России.
Цель данной
работы показать развитие
Задачи: 1.Проанализировать
развитие общественно-
2. Показать идейно-политическую борьбу вначале XVIII века;
3.Охарактеризовать деятельность В.Н. Татищева;
4. Раскрыть взгляды идеолога русского купечества И. П. Посошкова;
5. Показать деятельность М. В. Ломоносова
1.Общественно-политическая мысль России в конце XVII века
Обстановка
острой идейной борьбы, в которой
происходило образование
Напряженные
поиски решения проблем жизни
государства и общества нашли
отражение в публицистических
произведениях. В 6- - 70-е гг. ярким
представителем официальной
Народно-обличительное
направление публицистики того
времени представляет «Житие»
протопопа Аввакума, написанное
им в Пустозерской тюрьме в
70-е гг. Аввакум, вдохновитель
движения старообрядцев
Предметом
острых дискуссий в
Юрий Крижанич разработал классификацию наук, он трактовал философию как своеобразное мастерство, как науку среди других наук, как «обдуманную сговорчивость» или опытность в рассуждениях обо всех предметах. Особое место в своем трактате «Беседы о руководстве» он уделил необходимым характеристикам правителя, считая, что руководить должен всегда только мудрый человек, который объединяет вокруг себя умных советников. Крижанич высказал идеи, которые определили время на целое столетие и нашли свою реализацию только в XVIII в., в период просвещенного абсолютизма [1, с.144].
Противниками идеи приобщения к западноевропейской культуре были члены «кружка ревнителей благочестия» С.Вонифатьев и протопоп Иван Неронов, выступившие как поборники старины и резко осуждавшие исправление церковных книг. К этому же кружку принадлежал и протопоп Аввакум.
Развитие литературы
XVII в. отразило процессы, происходившие
в общественно-политической
Произошедшие в XVII в. изменения в общественной жизни страны предопределили начало нового этапа в развитии русской литературы. В письменной литературе формировалось светское направление. Под влиянием народного творчества литературный язык все более сближается с живым народным языком, появляются новые жанры, среди которых особого внимания заслуживает демократическая сатира. О разрыве со средневековыми традициями свидетельствовал переход от исторических литературных героев к созданию обобщенных литературных образов, вымышленных героев.
Появление
разнообразных повестей, рисующих
повседневную жизнь простых
Таким образом, русская общественная мысль XVII в. заложила основы политической идеологии абсолютизма, обосновала необходимость проведения преобразований, наметила программу и пути их осуществления.
2. Идейно-политическая борьба в начале XVIII века
В Петровскую эпоху русская наука и культура ощущали на себе огромное влияние европейской идеологии и культуры. В это время возникли чрезвычайно благоприятные условия для развития общественного свободомыслия. Подтверждением тому является деятельность Ф. Прокоповича, В.Татищева, А.Кантемира, И.Ю.Трубецкого – членов « ученой дружины» Петра I, сторонников и разработчиков петровских реформ. Так, Ф. Прокопович – автор многочисленных произведений, человек широких взглядов – выступал как представитель просвещения, философии рационализма. Он ратовал за повышение образованности народа, считая это необходимым условием укрепления моральных основ, а самодержавие – лучшей формой правления для русского народа. Одновременно он протестовал против чрезмерного угнетения и эксплуатации, говорил о необходимости преодоления сословного неравенства. Но, тем не менее, считал сословные привилегии естественными, вечными и данными Богом. Взгляды Прокоповича – яркий пример перехода от религиозного рационализма к новому, светскому мировоззрению [4, с.36].
Один из центральных эпизодов эпохи дворцовых переворотов – попытка Верховного тайного совета в 1730 г. изменить форму правления России – наглядное свидетельство роста политического сознания дворянства и даже стремления его отдельных группировок к конституционному ограничению самодержавия.
Наиболее ярким
выразителем этих настроений
стал князь Д.М.Голицын –
Составленные
под его руководством
Известно, что
в планах преобразований
Преимущества
были на стороне приверженцев
абсолютистского строя.
В дальнейшем
в этом кругу сложилось
«Ученая дружина»
выступала за развитие тех
традиций внутренней и внешней
политики Петровской эпохи,
3.Деятельность В.Н.Татищева
В своих теоретических и исторических выкладках Татищев следовал распространенным на Западе и популярным среди единомышленников в России теориям «естественного права», «общественного договора». Именно с этих позиций он рассматривал эволюцию общественных и политических институтов, в том числе происхождение самодержавия и крепостного права.
В их основе он прежде всего различал договорное начало, обязывавшее как государя, так и помещиков заботиться о своих подданных, а тех в свою очередь беспрекословно повиноваться стоящей над ними власти.
Опираясь на
классификацию, данную еще в
древности Аристотелем,
Превращение
исторических знаний в науку
завершается к середине века.
Этому во многом
Идеи просвещения развивал Татищев, автор известной «Истории Российской с самых древнейших времен». Он обратил внимание на самобытность национального развития России, обусловленного социально-историческими факторами, подчеркивал то обстоятельство, что междоусобицы и длительное подчинение монголо-татарам имели своим результатам замедление хода просвещения и привели к тому, что господство церкви продолжалось значительно дольше, чем на Западе. Причины возникновения государственности Татищев связывал с добровольным соглашением, называя государственность «добровольной неволей». Самодержавие и крепостничество он рассматривал как необходимую основу для укрепления и расцвета необозримой Российской державы. В отношениях к религии он придерживался той мысли, согласно которой церковная и государственная власть должны быть разграничены.
Информация о работе Общественно-политическая мысль Росси на рубеже 17-18 вв