Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:49, контрольная работа
Цель данной работы показать развитие общественно-политической мысли России на рубеже XVII - XVIII вв.
Задачи: 1.Проанализировать развитие общественно-политической мысли России в конце XVII;
2. Показать идейно-политическую борьбу вначале XVIII века;
Введение …………………………………………………………………………..3
Общественно-политическая мысль России в конце XVII в……………..4
Идейно-политическая борьба в начале XVIII в………………………..6
Деятельность В. Н. Татищева……………………………………………8
Идеолог русского купечества и.Т.Посошков………………………….. 10
Общественно-политические взгляды М.В.Ломоносова………………..12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………
Однако при всем консерватизме политических выводов Татищева его искания были проникнуты духом рационализма. В изучении истории он твердо стоял на почве реальной причинной обусловленности явлений и решительно отвергал идею божественного промысла в судьбах народа, тяготевшую над умами еще со времен средневековья. В соответствии с той посылкой главой движущей силой прогресса он считал просвещение [10, с.320].
4. Идеолог русского купечества И.Т. Посошков
В отличии от европейски образованного Прокоповича, Посошков был самоучкой, он не покидал пределов России. И тем не менее сочинения талантливого самородка относятся к выдающимся явлениям мировой экономической мысли И.Т.Посошков родился в 1652 г. в семье ремесленника- ювелира. Сам писатель оторвался от социальной среды предков, вошел в состав купечества. К концу жизни он владел винокуренным заводом, домами и лавками.
Перу Посошкова
принадлежит несколько
Предложения
идеолога русского купечества
не направлены против
Идеальным
государственным строем
Наиболее интересны
мысли Посошкова о развитии
промышленности и торговли. Здесь
талантливый экономист
«Книга о
скудности и богатстве»
5. Общественно-политические взгляды М. В. Ломоносова
Представителем передовой русской общественной мысли, выходившей за рамки официальной дворянской идеологии, был М. В. Ломоносов, показавший своей многогранной деятельностью, какие творческие возможности народа скованы крепостничеством. Он выступал за ускорение экономического развития России, желая, чтобы она встала вровень с передовыми странами Европы. Пути для этого он видел в более полном использовании природных ресурсов, в развитии крупной промышленности, основанной на применении достижений науки и техники, в росте населения, в облегчении повинностей и рекрутчины.
Ломоносов настойчиво требовал, чтобы положение человека определялось не титулом, не заслугами предков, а его собственными делами. Нужна была поморская «упрямка славная» и большое презрение к «персонам высокородным», чтобы в письмах к всесильному фавориту Елизаветы заявлять, что не намерен быть шутом не только у вельмож, но и у самого
бога.
На взгляды Ломоносова оказали влияние теория «просвещенного абсолютизма» и мужицкая вера «в хорошего царя». Не понимая, что самодержавие превратилось в реакционную силу, он возлагал надежды на реформы сверху [5, с.234].
Буржуазная направленность взглядов Ломоносова отчетливо выступила в вопросах просвещения, которому он, как и все просветители, придавал решающее значение. В области образования Ломоносов выдвигал буржуазный принцип бессословной школы и требование обучения крестьян. «В университете тот студент почтеннее, кто больше знает. А чей он сын, в том нет нужды»,— смело утверждал он и добился того, что первый в России университет стал бессословным учебным заведением, рассчитанным на «генеральное обучение» разночинцев. Преподавание в университете на русском языке вместо латинского также было продиктовано стремлением разрушить сословную школу и сделать образование более доступным народу.
Ломоносов требовал запрещения всякого вмешательства церкви в дела науки и просвещения. Московский университет, в отличие от всех университетов мира, по его настоянию, не имел богословского факультета.
Взгляды Ломоносова складывались
на рубеже двух этапов в истории
русской общественно-
К середине XVIII в. относится зарождение просветительства прогрессивной антифеодальной идеологии, связанной с отрицательной оценкой крепостного права, отстаиванием интересов широких масс народа. Последовательной защитой просвещения и всесторннней европеизации России.
В меру своих возможностей Лмоносов пытался обратить внимание властей на положение податных сословий в государстве. В частности, в статье «О сохранении и размножении российского народа», предназначенной для влиятельного елизаветинского вельможи И.И.Шувалова, он прямо указа те язвы народной жизни, которые определяли высокую смертность и низкий прирост населения: темнота, и невежество, полное отсутствие медицинского
Надежды на
лучшее будущее Ломоносов
На рубеже XVII - XVII в.в в России начинает складываться абсолютная монархия.
Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни.
В результате преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира.
Однако формированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления старых форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ [6, с.200].
Виднейшие общественные деятели указывают на отсталость России как в экономическом, так и социальном плане. Важно, что они обращают пристальное внимание на истоки этой проблемы, совершенно верно указывая на две важнейших причины этих негативных явлений – крепостничество и ничем неограниченную абсолютную монархию. Столь мощное движение не могло остаться только на бумаге.
Какие же проблемы поднимают российские общественные деятели?
Самый главный вопрос получивший оценку у всех выдающихся деятелей того времени, несомненно, крестьянский вопрос. Однако единства в оценке крепостничества, крепостного права не было.
Несомненно,
атикрепостническая мысль была
не единственной актуальной
Спіс выкарыстанай літаратуры
1.Апальков, В.С. История Отечества / В.С.Апальков, И.М.Миняев. – М.: Альфа-М6и ИНФРА_М, 2010. – 540с.
2. История Отечества / Авт.-сост. И.Н.Кузнецов. – М.: Изд. дел. и учеб. лит. – Минск: Амалфея, 2004. -544с.
3. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник / Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Проспект, 2008. – 768с.
4. История России с начала XVIII до конца XIX века / Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. – 544с.
5. Ключевский, В.О. Курс русской истории: В 9 т. Т.1. / В.О.Ключевский. – М.: Ваш. школа, 1987. – 498с.
6. Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XIX в.: Учеб. пос. / Под ред. В.В.Керова. – М.: Астрель; АСТ, 2009. - 846с.
7. Платонов, С.Ф. Лекции по русской истории / С.Ф.Платонов. – СПб: «Кристал», 1997. – 838с.
8. Соловьев, С.М.История России с древнейших врнмен / С.М.Соловьев. – М.: Пороспект, 2006. – 598с.
9. Устрялов, И.Г. Руская история до 1855 г. / И.Г.Устрялов. – Петрозаводск: Корпорация «Фолиум», 1997. – 958с.
10. Юрганов, А.Л. История России XVI - XVIII вв. / А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва. – М.: ООО «ИЗД-ВО АСТ-ЛТД», 1998. - 520с.
Информация о работе Общественно-политическая мысль Росси на рубеже 17-18 вв