Общественно-политическая мысль Росси на рубеже 17-18 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:49, контрольная работа

Описание

Цель данной работы показать развитие общественно-политической мысли России на рубеже XVII - XVIII вв.
Задачи: 1.Проанализировать развитие общественно-политической мысли России в конце XVII;
2. Показать идейно-политическую борьбу вначале XVIII века;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Общественно-политическая мысль России в конце XVII в……………..4
Идейно-политическая борьба в начале XVIII в………………………..6
Деятельность В. Н. Татищева……………………………………………8
Идеолог русского купечества и.Т.Посошков………………………….. 10
Общественно-политические взгляды М.В.Ломоносова………………..12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………

Работа состоит из  1 файл

ОБЩЕСТВЕННО- политическая мысль России на рубеже 17 -18 вв..docx

— 37.45 Кб (Скачать документ)

     Однако при  всем консерватизме политических выводов Татищева его искания были проникнуты духом рационализма. В изучении истории он твердо стоял на почве реальной причинной обусловленности явлений и решительно отвергал идею божественного промысла в судьбах народа, тяготевшую над умами еще со времен средневековья. В соответствии с той посылкой главой движущей силой прогресса он считал просвещение [10, с.320].

    

  

         4.   Идеолог русского купечества   И.Т. Посошков

     В отличии от европейски образованного Прокоповича, Посошков был самоучкой, он не покидал пределов России. И тем не менее сочинения талантливого самородка относятся к выдающимся явлениям мировой экономической мысли И.Т.Посошков родился в 1652 г. в семье ремесленника- ювелира. Сам писатель оторвался от социальной среды предков, вошел в состав купечества. К концу жизни он владел винокуренным заводом, домами и лавками.

     Перу Посошкова  принадлежит несколько произведений, причем многие из них являлись  откликом на злободневные события,  свидетелем которых он был.  В конце XVII в. правительство приступило к проведению денежной реформы. Наблюдательный Посошков высказал на этот счет ряд предложений в доношении о денежном деле, которое до нас не дошло. В.1700 г. русские войска потерпели под Нарвой жестокое поражение, Посошков обратился с «Доношением о ратном поведении», в котором резко обличал недостатки дворянской конницы. Позже Посошков написал «Доношение о исправлении всех неисправ».  Все они в большей или меньшей мере вошли в обобщающий труд с выразительным названием – «Книга о скудности и богатстве», завершенный в 1724 г. [9,с.368].

     Предложения  идеолога русского купечества  не направлены против социальных  и политических основ сложившейся  империи, старания автора мобилизованы  на ее усовершенствование. Посошков  выступает против крайне жестоких  форм эксплуатации крепостных  крестьян, обрушивается на тех  помещиков, которые «на крестьян  своих налагают бремена неудобоносимыя». 

     Идеальным  государственным строем Посошков  считал абсолютную монархию, он осуждал порядки в других государствах, когда короли «не могут по своей воле что сотворити, носамовластны у них подданные их, а паче купецкие люди». В «Скудости и богатстве» отчетливо выражена мысль о всемогуществе царской власти: царь «как чему повелит быть, тако и подобает тому быть неизменно». Буржуазные  черты в  политических взглядах Посошкова выражены требованием «единого суда для представителей всех сословий, о равенстве всех перед судом. Он рекомендует «суд устроити един, каков земледельцу, таков и купецкому человеку, убогому и богатому, таков солдату, таков и офицеру, ничем отменен и полковнику и генералу [9, с.368].  Критикуя взяточничество и казнокрадство судей, посошков предлагает изменить состав суда и администрации, допускать на должности не только дворян, но и «худородных» людей.

     Наиболее интересны  мысли Посошкова о развитии  промышленности и торговли. Здесь  талантливый экономист высказывает  оригинальные и зрелые идеи, присущие  развитому меркантилизму. Чтобы  достичь независимости, следует  добиваться процветания промышленности  и торговли. Государство должно  поощрять строительство мануфактур  выдачей купцам ссуд и пожалованием  казенных заводов. Правительство  должно проявить заботу и обеспечить  предприятия рабочей силой. Характерна  непоследовательность Посошкова,  присущая идеологии купечества, приспосабливающегося к крепостническому  строю. Большое внимание Посошков уделяет внешней торговле. Он предусматривает объединение купцов, ведущих заграничную торговлю, в одну компанию. Это позволит устранить конкуренцию между русскими купцами, а также даст возможность держать высокие цены на товары, пользующиеся спросом на иностранных рынках.

     «Книга о  скудности и богатстве» предназначалась  для Петра, однако знакомился  ли он с ее содержанием –  осталось невыясненным. В 1725 г.  Посошков по неизвестным причинам был арестован Тайной канцелярией и в начале следующего года умер в заключении. Его сочинение распространялось в рукописи, с его содержанием знакомился М.В.Ломоносов.  Впервые «книга о скудности и богатстве» была опубликована в 1842 г. и с тех пор заняла выдающееся место среди памятников культуры петровской эпохи [10, с.370].    

            5. Общественно-политические взгляды М. В. Ломоносова

     Представителем передовой русской общественной мысли, выходившей за рамки официальной дворянской идеологии, был М. В. Ломоносов, показавший своей многогранной деятельностью, какие творческие возможности народа скованы крепостничеством. Он выступал за ускорение экономического развития России, желая, чтобы она встала вровень с передовыми странами Европы. Пути для этого он видел в более полном использовании природных ресурсов, в развитии крупной промышленности, основанной на применении достижений науки и техники, в росте населения, в облегчении повинностей и рекрутчины.

     Ломоносов настойчиво требовал, чтобы положение человека определялось не титулом, не заслугами предков, а его собственными делами. Нужна была поморская «упрямка славная» и большое презрение к «персонам высокородным», чтобы в письмах к всесильному фавориту Елизаветы заявлять, что не намерен быть шутом не только у вельмож, но и у самого

бога.

     На взгляды Ломоносова оказали влияние теория «просвещенного абсолютизма» и мужицкая вера «в хорошего царя». Не понимая, что самодержавие превратилось в реакционную силу, он возлагал надежды на реформы сверху [5, с.234].

     Буржуазная направленность взглядов Ломоносова отчетливо выступила в вопросах просвещения, которому он, как и все просветители, придавал решающее значение. В области образования Ломоносов выдвигал буржуазный принцип бессословной школы и требование обучения крестьян. «В университете тот студент почтеннее, кто больше знает. А чей он сын, в том нет нужды»,— смело утверждал он и добился того, что первый в России университет стал бессословным учебным заведением, рассчитанным на «генеральное обучение» разночинцев. Преподавание в университете на русском языке вместо латинского также было продиктовано стремлением разрушить сословную школу и сделать образование более доступным народу.

Ломоносов требовал запрещения всякого вмешательства церкви в  дела науки и просвещения. Московский университет, в отличие от всех университетов  мира, по его настоянию, не имел богословского  факультета.

Взгляды Ломоносова складывались на рубеже двух этапов в истории  русской общественно-политической мысли. Отсюда их внутренняя противоречивость. Непонимание органической связи между самодержавием, крепостничеством и отсталостью страны, объясняющее отсутствие прямых высказываний против феодальных порядков, идеализация Петра I и его преобразований сближали Ломоносова с Татищевым, Кантемиром, Прокоповичем, Посошковым. В то же время буржуазная, антидворянская направленность деятельности Ломоносова пробивала дорогу рождавшемуся русскому просветительству и способствовала формированию антикрепостнического направления общественно-политической мысли

К середине XVIII в. относится зарождение просветительства прогрессивной антифеодальной идеологии, связанной с отрицательной  оценкой крепостного права, отстаиванием интересов широких масс народа. Последовательной защитой просвещения и всесторннней европеизации России.

     В меру своих возможностей Лмоносов пытался обратить внимание властей на положение податных сословий в государстве. В частности, в статье «О сохранении и размножении российского народа», предназначенной для влиятельного елизаветинского вельможи И.И.Шувалова, он прямо указа те язвы народной жизни, которые определяли высокую смертность и низкий прирост населения: темнота, и невежество, полное отсутствие медицинского

     Надежды на  лучшее будущее Ломоносов возлагал  на просвещенный абсолютизм. Идеалом  государственной деятельности для  него стали реформы первой  четверти XVIII в., а образцом просвещенного  монарха – Петр I, которого он сравнивал с Богом [6,с.321].

                                        Заключение

    На рубеже XVII  - XVII в.в в России начинает складываться абсолютная монархия.

     Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни.

     В результате преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира.

     Однако формированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления старых форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ [6, с.200].

     Виднейшие общественные деятели указывают на отсталость России как в экономическом, так и социальном плане. Важно, что они обращают пристальное внимание на истоки этой проблемы, совершенно верно указывая на две важнейших причины этих негативных явлений – крепостничество и ничем неограниченную абсолютную монархию. Столь мощное движение не могло остаться только на бумаге.                   

      Какие же  проблемы поднимают российские  общественные деятели?

     Самый главный вопрос получивший оценку у всех выдающихся деятелей того времени, несомненно, крестьянский вопрос. Однако единства в оценке крепостничества, крепостного права не было.

      Несомненно, атикрепостническая мысль была  не единственной актуальной темой  общественных деятелей. Поднимались  многие другие вопросы, очень  важным из которых являлась и смена политического строя.

 

 

                               Спіс выкарыстанай літаратуры 

     1.Апальков, В.С.  История Отечества / В.С.Апальков, И.М.Миняев. – М.: Альфа-М6и ИНФРА_М, 2010. – 540с.

     2. История Отечества  / Авт.-сост. И.Н.Кузнецов. – М.: Изд.  дел. и учеб. лит. – Минск:  Амалфея, 2004. -544с.

     3. История России  с древнейших времен до наших  дней: Учебник  / Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Проспект, 2008. – 768с.

     4. История России  с начала  XVIII до конца XIX века / Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. – 544с.

     5. Ключевский, В.О. Курс русской истории: В  9 т. Т.1. / В.О.Ключевский. – М.: Ваш. школа, 1987. – 498с.

     6. Краткий курс  истории России с древнейших  времен до начала XIX в.: Учеб. пос. / Под ред. В.В.Керова. – М.: Астрель; АСТ, 2009. - 846с.

     7. Платонов, С.Ф.  Лекции по русской истории  / С.Ф.Платонов. – СПб: «Кристал», 1997. – 838с.

     8. Соловьев, С.М.История  России с древнейших врнмен / С.М.Соловьев. – М.: Пороспект, 2006. – 598с.

     9. Устрялов, И.Г.  Руская история до 1855 г. / И.Г.Устрялов. – Петрозаводск: Корпорация «Фолиум», 1997. – 958с.

     10. Юрганов,  А.Л. История России XVI - XVIII вв. / А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва. – М.: ООО «ИЗД-ВО АСТ-ЛТД», 1998. - 520с.

 


Информация о работе Общественно-политическая мысль Росси на рубеже 17-18 вв