Общественно-политическая жизнь Кубани в 90-е годы 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:36, реферат

Описание

В середине 80-х годов мыслящей части общества и руководству страны было ясно, что страна движется к системному кризису и нуждается в реформах. Началось с попытки «ускорения», продолжилось политикой гласности, демократизации. Общество поддержало партийное руководство.
Но за видимыми процессами шли невидимые. Партийно-государственная номенклатура под видом экономических реформ постаралась использовать свою политическую власть для собственной капитализации. Это была «аппаратная революция», но в условиях общественного подъема она переросла в движение за радикальные реформы. Различные движения (сепаратистские, демократические и др.) в сочетании с неуклюжими действиями власти привели к падению старого строя.

Содержание

Введение
1. Особенности общественно-политической жизни Кубани в 1990-х
2. Экономика Краснодарского края в постсоветский период.
3. Социальное развитие Кубани в постсоветский период.
4. Этнический состав населения Кубани.
5. Политические процессы на Кубани в постсоветский период.
6. Изменение конституционного статуса Краснодарского края и Адыгеи.
7. Политические партии и объединения - участники политического процесса.
8. Региональная политическая культура.
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Работа состоит из  1 файл

Общественно-политическая жизнь Кубани в 90-е годы 20 века.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

 

 

5.      Политические процессы на Кубани в постсоветский период.

 

Принято счи­тать, что регионы России совершают в настоящее время переход от советского строя к демократии. Но путь этот тернист, чреват неуправляемыми изменениями в политической сфере. Политический процесс «по-кубански» можно отнести к госу­дарственно управляемому типу. В сравнении с Москвой, Петербургом, промыш­ленным Поволжьем и Уралом на Кубани слабы структуры гражданского обще­ства: партии, массовые движения, предпринимательские и профессиональные со­юзы и т. д. Политическая культура имеет отчетливые черты коллективизма, этничности и религиозности. Для массового сознания характерно одобрение руководя­щей роли государства в политической жизни, если действия власти соответству­ют традиционным представлениям о справедливости. Отсюда - явление персонализации власти в лице руководителя края «батьки» Н.И. Кондратенко. Этим же объясняется слабость объединений либерального толка на Кубани, быстрый про­вал радикально-демократических реформ в 1992 г.

В дни переворота 19 - 22 августа 1991 г. руководство Краснодарского края поддержало ГКЧП СССР, оказавшись в оппозиции к Президенту РСФСР Б.Н. Ельцину и Верховному Совету России. После поражения ГКЧП сессия крае­вого Совета народных депутатов отправила в отставку председателя крайсовета Н.И. Кондратенко и председателя крайисполкома Н.И. Горового. Победа «свали­лась с неба» в руки демократов, составлявших меньшинство в кубанском парла­менте. Президент Ельцин назначил главой администрации края В.Н. Дьяконова. Председателем крайсовета был избран А.М. Ждановский. Впервые было сформи­ровано правительство края (во главе с Н.Д. Егоровым).

Но использовать невиданный кредит доверия новый состав региональной эли­ты не смог. Все органы управления продолжали действовать на основе командно-административных отношений. Времени на обучение искусству власти история не дала. «Демократическим» управленцам пришлось принимать непопулярные решения о повышении цен, приватизации, акционировании колхозов. Внутрикраевые факторы конфликтности дополнялись общероссийскими: острейшей борь­бой между законодательной и исполнительной властью, между сторонниками фе­дерации и поборниками раздела государства, шаткостью идеологии и партийной системы...

С августа 1991 по декабрь 1993 г. шло мучительное становление российской политической системы. Рыночные реформы проводились ценой обвального паде­ния уровня жизни. Гражданские войны в Закавказье, Приднестровье и дискрими­нация славян за пределами России вызывали потоки беженцев, рост этнополитической напряженности. Население (в особенности пенсионеры, инвалиды, рабо­чие, крестьяне, военнослужащие) быстро беднело и потому испытывало носталь­гию по советским временам. В начале 1990-х годов в крае участились уличные шествия, митинги, пикетирования, сходы... Например, ветераны собирались под лозунгом: «Лишили Родины, а теперь и куска хлеба». Работники требовали повы­сить доходы сообразно инфляции. Студенты выдвигали лозунг: «Довести стипен­дию до прожиточного минимума». Движение «Трудовая Россия» выражало про­тест против «антинародной политики руководства страны и Кубани». Были даже сторонники провозглашения Кубано-Черноморской республики и восстановления привилегий казачества.

С осени 1991 до весны 1994 г. на Кубани сменилось два состава администра­ции края: сначала у власти был радикально-демократический (во главе с В.Н. Дьяконовым), а спустя год - умеренно-центристский (во главе с Н.Д. Его­ровым). Вследствие роспуска Верховного Совета РСФСР и государственного переворота 21 сентября - 4 октября 1993 г. система Советов народных депутатов была ликвидирована и в регионах. С декабря 1993 по октябрь 1994 г. Кубань не имела представительной власти, а весной - летом 1994 г. - и губернатора (по причине назначения Н.Д. Егорова министром по делам национальностей РФ). Выборы нового органа - Законодательного собрания края - оттягивались. Когда же они состоялись, то привели к победе левых сил (блок «Отечество»). Выборы 1994 г. положили начало зарождению новой системы органов государственной власти края.

Политические институты Кубани в постсоветский период сложились под вли­янием двух основных факторов: преобразований конституционного строя России в целом и создания системы законодательства на уровне субъекта федерации.

На Кубани формирование новой системы органов власти началось в августе 1991 г. Краевой комитет КПСС прекратил свое существование. Вместо крайиспол­кома высшим органом исполнительной власти стала администрация края. Сме­нилось руководство краевого Совета народных депутатов. Крайсовет состоял из более чем 200 депутатов, работавших преимущественно на непрофессиональной основе. Сессии созывались редко. В периоды между сессиями законодательную власть реализовывал малый Совет.

Период 1991 - 1993 гг. можно оценить как время «разложения» системы Сове­тов народных депутатов. Она не имела должного финансового, организационного, кадрового обеспечения. Постепенно реальная власть переходила в руки админист­рации края. После разгрома Верховного Совета РСФСР были распущены Советы всех уровней и на Кубани.

 

6.      Изменение конституционного статуса Краснодарского края и Адыгеи.

 

5 ок­тября 1990 г. Адыгея объявляет о своем суверенитете в составе Российской Федера­ции. 3 июля 1991 г. Адыгейская автономная область вышла из состава Краснодар­ского края и провозгласила себя республикой, равноправным субъектом Российс­кой Федерации. Площадь Республики Адыгея - 7,8 тыс. квадратных километров, население - 447 тыс, человек (2000 г.). Были избраны президент и парламент (Адыгэ хасэ) РА, сформировано правительство, в 1995 г. принята Конституция. Выход Адыгеи из состава Краснодарского края не нарушил устоев традиционной дружбы между жителями наших регионов и сложившихся экономических и социально-политических взаимоотношений. Узы дружбы, связывающие жителей Адыгеи и Кубани, крепнут. Подписан договор об экономической интеграции и культурном сотрудничестве. Краснодарский край и Адыгея - равноправные участники Южно-Российской парламентской ассоциации и многих других интеграционных органи­заций.

Ко времени распада СССР Краснодарский край был административно-тер­риториальной единицей РСФСР с неопределенным статусом. 30 марта 1992 г. Кубань, как и другие области и края, подписала с РСФСР Федеративный дого­вор, ставший частью текста Конституции страны. Тем самым Краснодарский край обрел статус субъекта федерации. Равноправие и конституционные права 89 субъектов федерации были закреплены в новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г., а также в договорах между федерацией и ее субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий. Кубань такой договор заключила в ян­варе 1996 г.

Законодательное собрание Краснодарского края в 1995 - 1997 гг. приняло ряд важнейших законов, установивших основы формирования органов региональ­ной власти: «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края», «О Законодательном собрании края», «О местном самоуправлении в Крас­нодарском крае», «О выборах главы администрации края», «О символах Красно­дарского края». Согласно последнему закону флаг Краснодарского края поднима­ется на зданиях, где проводятся заседания Законодательного собрания края; на зданиях - резиденциях главы администрации Краснодарского края; на зданиях органов исполнительной власти, других органов государственной власти, местно­го самоуправления, на зданиях представительств Краснодарского края в Российс­кой Федерации (постоянно), а также на зданиях негосударственных организаций, общественных объединений, на жилых домах ( в дни праздников и памятных со­бытий). Гимн Краснодарского края (произведение на стихи полкового священни­ка К. Образцова, положенное на народную музыку «Ты, Кубань, ты, наша Роди­на»1) исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, про­водимых органами государственной власти и местного самоуправления Красно­дарского края. Складывание системы законов на региональном уровне заверши­лось с принятием новой редакции Устава края (сентябрь 1997 г.), поскольку первоначальная редакция (1993 г.) фактически не применялась и устарела после роспуска Советов.

Устав Краснодарского края признает Кубань неотъемлемой составной частью России, равноправным субъектом федерации. В случае противоречия между зако­нами РФ и края действуют российские законы. Изменение статуса края возможно по взаимному согласию субъекта федерации и РФ. Создание национально-госу­дарственных и национально-территориальных образований и призывы к сепара­тизму на Кубани не допускаются.

Источник государственной власти в крае - многонациональный народ. Систе­ма власти строится на основе принципов гражданского общества и правового го­сударства, разделения властей, гарантий прав и свобод граждан. Власть народа может осуществляться в формах непосредственной демократии - через выборы и референдумы, а также в форме представительной демократии - в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Систему органов государственной власти Краснодарского края составляют: законодательная (пред­ставительная) ветвь - Законодательное собрание края; исполнительная - адми­нистрация края, а также иные органы исполнительной власти; судебная ветвь -федеральные суды и суды края.

Законодательное собрание края состоит из 70 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании на 5 лет. Депутатом ЗСК может быть избран дееспособный гражданин России старше 21 года, проживающий на территории края. Депутат ЗСК не может на время своих полномочий быть депутатом иных законодательных и представительных органов, занимать государственные либо муниципальные должности.

Администрация Краснодарского края является высшим органом исполнитель­ной власти региона. В структуру ее входят глава администрации (губернатор), его первый заместитель, заместители и структурные подразделения (департаменты). Администрация края подконтрольна ЗСК и вышестоящим органам исполнитель­ной власти РФ.

Глава администрации (губернатор) края возглавляет исполнительную власть Кубани. До 1996 г. губернатор назначался и смещался указами Президента Рос­сии. В соответствии с федеральным и краевым законодательством в 1996 г. были введены всеобщие равные и прямые выборы губернатора при тайном го­лосовании. Главой администрации края может быть избран гражданин РФ не моложе 30 лет, имеющий избирательные права. Срок полномочий губернатора -5 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность главы администрации более двух сроков подряд. Губернатор края не может также быть депутатом зако­нодательного (представительного) органа либо органа самоуправления, зани­мать иные государственные, общественные, коммерческие должности. Губер­натор может прекратить полномочия досрочно в случае принятия ЗСК его от­ставки, отзыва его избирателями края по итогам голосования, отставки по ука­зу Президента РФ за неисполнение судебных решений. При досрочном прекра­щении полномочий, а также в случае невозможности выполнять обязанности или в ситуации временного отсутствия полномочия губернатора осуществляет первый заместитель.

Судебная власть в Краснодарском крае осуществляется федеральными суда­ми, а также Уставным судом края. Уставный суд создан для решения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов края, актов органов местно­го самоуправления Уставу края. Также Уставный суд вправе толковать Устав края, который является основным законом Кубани, имеет высшую юридическую силу в системе законодательства края и прямое действие.

 

7.      Политические партии и объединения - участники политического процесса.

 

Партии и объединения начали свое становление в 1989 г. Их развитие, как и в России в целом, было неустойчивым и стремительным. Достаточно сказать, что из сотен организаций, заявивших о себе на Кубани с 1990-х годов, ныне сохраняют влияние только коммунистическая и либерально-демократическая партии. Перед каждыми выборами список участников меняется наполовину. В крае действует свыше 30 юридически признанных общероссийских партий. Крупнейшая по чис­ленности и наиболее сплоченная, доминирующая на «левом» фланге партийной системы, - КПРФ. Левоцентристскую позицию занимает аграрная партия. Поли­тический «центр» - самая неустойчивая часть спектра. В 1991 - 1994 гг. он был представлен в крае Народной партией свободной России, Гражданским союзом, региональным блоком «Кубань». С 1995 по 1998 г. роль «центра» выполняло объе­динение «Наш дом - Россия», с 1998 - предвыборные объединения «Единство» и «Отечество - Вся Россия». Правый центр - сторонники свободного рынка, демок­ратии, союза России со странами Запада. На Кубани их позиции крайне шатки. В 1990 - 1994 гг. это блок «Демократическая Россия», Демократическая партия «Вы­бор России» и др. С 1993 г. существует довольно популярный блок, а позже партия, «Яблоко», с 1999 г. - Союз правых сил. Правонационалистический фланг, одобря­ющий рыночную экономику в сочетании с авторитарным политическим режимом, представлен Либерально-демократической партией России, Конгрессом русских общин и др.

Лучше понять быстро меняющуюся партийную систему и настроения изби­рателей Кубани помогут таблицы. На Кубани отчетливо проявилась важная тен­денция: жители края по-разному голосуют на всероссийских и региональных выборах, в пользу партий и за кандидатов в президенты России, губернаторов Кубани.

 

Голосование по выборам Президента Российской Федерации в Краснодарском крае (в проц. от числа явившихся проголосовать)

 

Основные кандидаты

1991г.

1996 г.

2000 г.

1тур

2 тур

1. Ельцин Б.Н.4

45,9

26,3

43,9

-

2. Рыжков Н.И.

24,0

-

-

-

3. Жириновский В.В.

13,1

6,4

-

2,1

4. Тулеев А.М.

3,0

-

-

1,4

5. Бакатин В.В.

2,0

-

-

-

6. Зюганов Г.А.

-

39,4

51,5

37,4

7. Лебедь А.И.

-

17,5

-

-

8. Явлинский Г.А.

-

6,4

-

3,4

9. Путин В.В.

-

-

-

51,5

Явка на выборы

(в проц. от списочного

состава избирателей)

72,8

67,3

65,2

66,3

Информация о работе Общественно-политическая жизнь Кубани в 90-е годы 20 века