Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:52, контрольная работа
Народничество в России 70-80-х гг. XIX века, в отличие от предшествующего времени, стало важным фактором политической жизни страны. Оно старалось проверить на практике социалистические идеи русских мыслителей, не останавливаясь ради этого ни перед насилием, ни перед человеческими жертвами.
Однако идеи революционного народничества, хотя и потерпели поражение, показали, что во второй половине XIX века еще не сложилось направление, способное осуществить эволюционную модернизацию страны. Кроме того, были заложены основы для формирования в будущем политических партий.
Введение
Во второй половине XIX в. в России сформировались политические движения, борющиеся за демократические преобразования политической власти, экономических и социальных отношений.
Демократическое движение в России складывалось в двух направлениях: либеральное и революционное.
Русские либералы представляли небольшую по численности, но влиятельную группу людей, состоящую из преподавателей университетов, государственных чиновников, писателей, врачей, ученых. Наиболее видными их идеологами были Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, позже – П.Н. Милюков, В.Д. Набоков.
Либеральные демократы были настроены резко критически к существующему строю и предлагали провести модернизацию страны в духе западной демократии. Они добивались подписания царем манифеста, который объявил бы о выборах в стране на основе равного избирательного права высшего законодательного органа – парламента – с правом контроля над властью монарха и правительства.
Либералы добивались предоставления гражданам страны равных прав и свобод, в том числе национального равноправия и свободы вероисповедания. Либеральные демократы отвергали революцию и убеждали монарха в необходимости проведения реформ.
Царское самодержавие не прислушивалось к советам либералов и невольно толкало их к революционным методам борьбы.
Второе течение, борющиеся против самодержавия, было революционно-демократическим.
Социальной базой его были люди разных мелких чинов (врачи, студенты, учителя) – их называли разночинцами.
Интеллигенция и молодежь видели бедственное положение народа, сочувствовали ему и стремились сделать что-то для него, "отдать долги". Они шли в народ, чтобы просвещать и лечить его. За эту деятельность их прозвали "народниками". Крупными руководителями народников были П. Л. Лавров, М.А. Бакунин,
П. Н. Ткачев.
По своей идеологии народники были социалистами. Они считали, что их задача – привести народ в справедливое, социалистическое общество, минуя капитализм. В крестьянской общине они видели элементы социализма. Народники хотели поднять крестьян на бунт, на революцию против царизма. Это была одна из целей их походов в народ.
Но крестьяне не доверяли народникам и не пошли за ними. Осознав, что народ на революцию не поднять, народники перешли к индивидуальному террору. Они организовали много покушений на государственных чиновников, от их бомбы погиб Александр II в 1881 г.
В конце 80-х гг. народничество ослабло, отказалось от революции, перешло на позиции либерализма.
С развитием промышленности в России формируется рабочий класс. Тяжелое экономическое положение, политическое бесправие толкали рабочих на борьбу.
С 1895 г. рабочие открыто начинают бороться против царизма. Среди них начинают распространяться идеи марксизма.
В это время на политической арене появляются такие политические лидеры, как Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин, Н.К. Крупская, Ю.О. Мартов и др.
Введение
1. Рабочее движение. «Южнороссийский союз рабочих» 1875 г. «Северный союз русских рабочих» 1878 - 1880 гг.
2. Русское народничество 70-х гг. XIX в. М.А. Бакунин, П.Л. Лавров,
П.Н. Ткачев. Хождение в народ.
3. «Земля и воля» (1876 - 1879 гг.). «Народная воля». «Черный передел».
Заключение
Список используемой литературы
Попытки Фигнер и Лопатина сохранить «Народную волю» оказались неудачными. В 1882 г. провокатор С. П. Дегаев выдал военную организацию партии. После ареста в октябре 1884 г. Лопатина «Народная воля» практически прекратила свое существование. С ней завершилась история революционного народничества, которое со временем превратилось в социально-революционное направление освободительного движения.
К концу 70-х гг. рабочий класс в России далеко еще не представлял собой сложившегося социального слоя, однако он имел уже некоторый опыт борьбы и организации. Стихийная тяга рабочих к политической борьбе привела их в декабре 1876 г. на Казанскую площадь. С тех пор рабочие все чаще и чаще прибегали к демонстрациям, а стачки их в конце десятилетия стали уже обычным явлением жизни.
В группу «Черный передел» вошли Г. Плеханов, М. Попов, Ю. Преображенский, О. Николаев, Н. Короткевич, М. Крылова, В. Игнатов, Л. Гартман, Я. Стефанович, О. Аптекман, Л. Дейч, П. Аксельрод, В. Засулич и другие, всего 21 человек. Состав ее не был постоянным и однородным по убеждениям.
Руководители «Чёрного предела» - Г.В. Плеханов, П.Б. Аксерольд, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич – продолжали отстаивать народнические цели общинного социализма. Главной задачей своей деятельности они считали подготовку крестьянской революции при помощи пропаганды в деревне. Т.е. «Черный передел», как видим, пытался быть идейным наследником и продолжателем дела «Земли и воли», но эта попытка не принесла ему успеха.
Бывшие землевольцы, вошедшие в состав «Черного передела», практически утратили связи с деревней, но еще удерживались в городе. Однако и здесь они вскоре были вынуждены оставить свои позиции, что было вызвано главным образом охлаждением интеллигенции к программе землевольческой организации, целиком принятой «Черным переделом». Этому способствовал и скорый разгром организации. О. В. Аптекман писал, что «чернопередельцы, в лице Плеханова, Аптекмана, Николаева, Преображенского, Попова и Щедрина, ведших, до выхода еще газеты «Черный передел», энергичную пропаганду среди молодежи, убедились вскоре, что молодежь отходит от них все больше и больше. Пристали лишь небольшие группки поддерживающих единственное практическое начинание чернопередельцев — издание органа «Черный передел». Эти небольшие ячейки были убежденные народники-социалисты, всеми силами старавшиеся раздувать едва-едва тлеющие огоньки жизни в умирающем уже революционном народничестве».
В 1883 году, разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопредельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу «Освобождение труда» - первую русскую социал-демократическую организацию. Это свидетельствовало об окончательном крахе программы и тактики землевольцев.
Заключение
С разгромом "Народной воли" и распадом "Черного передела" в 80-х годах завершился период "действенного "народничества, однако как идейное направление русской общественной мысли народничество не сошло с исторической сцены. В 80-90-х годах значительное распространение получили идеи либерального (или, как его называли, "легального") народничества. Его представители выступали за социально политические реформы, проповедовали теорию "малых дел" - кропотливой повседневной работы на ниве просвещения и во имя повышения материального положения народных масс. Некоторые видные деятели либерального народничества, как, например, Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов, Н.Ф. Даниельсон, внесли существенный вклад в изучение социально-экономической жизни пореформенной России. На рубеже XIX - XX вв. возникают и радикальные неонароднические кружки и организации, поставившие своей целью продолжить дело народников-семидесятников.
Тем не менее, народничество в России 70-80-х гг. XIX века, в отличие от предшествующего времени, стало важным фактором политической жизни страны. Оно старалось проверить на практике социалистические идеи русских мыслителей, не останавливаясь ради этого ни перед насилием, ни перед человеческими жертвами.
Однако идеи революционного народничества, хотя и потерпели поражение, показали, что во второй половине XIX века еще не сложилось направление, способное осуществить эволюционную модернизацию страны. Кроме того, были заложены основы для формирования в будущем политических партий.
Список используемой литературы
1. Пирумова Н.М. «Русский социализм» Герцена.// Революционеры и либералы России. – М.: Изд-во «Наука», 1990.
2. Антонов В.Ф. Революционное народничество. – М.: Изд-во «Просвещение», 1965.
3. Тун А. История революционного движения в России. – СПб.: Центральное изд-во партии социалистов-рев-в, 1917.
4. Милов Л.В., Цимбаев Н.И. История России XVIII – XIX веков. – М.: ЭКСМО, 2006. – 784 с.
5. Империя. От Екатерины II до Сталина. // Авт.-сост. П.Г. Дейниченко. – М.: ОЛМА Медия Групп, 2008. – 192 с.
6. Михайлов А. Д. Автобиографические заметки. // Жур-л «Былое», 1906. - № 2.
7. Государственные преступления в России в XIX веке. В 3-х т. - СПб.: Донская Речь, 1906. – Т.2. - 1016 с.
8. Ткаченко П. С. Революционная народническая организация «Земля и воля». - М., 1961.
9. Революционное народничество 70-х годов XIX века. [Электронный ресурс] // С.С.Волк. – М.: Изд-во "Наука", 1965. – Т.2. - Режим доступа: http://krotov.info/history/19/
10. Общественное движение при Александре II. Исторические очерки. – Париж: Изд-е ред-и «Освобождения», 1905.
11. 3айончковский П. А., Кризис самодержавия на рубеже 1870—1880 гг., М., 1964.
12. «Черный передел». Орган социалистов-федералистов 1880—1881 гг. - М.—Пг., 1923.
Информация о работе Общественно-политическое развитие России во второй половине XIX в.