Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:22, реферат
Предметом исследования в данной книге стала вся сеть гражданских некоммерческих объединений, действовавших в 1921–1929 гг. на территории РСФСР и широко именуемых «общественными организациями», в их количественном и видовом многообразии. При этом в поле зрения автора находился весь спектр организаций разного уровня – формальные и неформальные, действующие и запрещенные, массовые объединения и любительские общества, всероссийские и местные организации.
Введение……………………………………………………………………… 2
1. Понятие «общественные организации». Классификация организаций…... 2
2. Регламентация деятельности. Законодательные нормы.................................. 4
3. Контроль за общественными организациями. Запреты и ограничения 8
4. ОБЩЕСТВЕННАЯ СФЕРА 1920-х годов. Легальные организации............ 13
5. Эволюция общественной деятельности и общественных организаций…... 15
Заключение…………………………………………………………………… 17
Приложения…………………………………………………………………... 18
Список литературы…………………………………………………………... 19
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
2 |
1. Понятие «общественные организации». Классификация организаций…... |
2 |
2. Регламентация
деятельности. Законодательные нормы......... |
4 |
3. Контроль за общественными организациями. Запреты и ограничения |
8 |
4. ОБЩЕСТВЕННАЯ СФЕРА 1920-х годов. Легальные организации............ |
13 |
5. Эволюция общественной деятельности и общественных организаций…... |
15 |
Заключение…………………………………………………… |
17 |
Приложения…………………………………………………… |
18 |
Список литературы………………………………… |
19 |
Введение
В книге «Общественные
Предметом исследования в данной книге стала вся сеть гражданских некоммерческих объединений, действовавших в 1921–1929 гг. на территории РСФСР и широко именуемых «общественными организациями», в их количественном и видовом многообразии. При этом в поле зрения автора находился весь спектр организаций разного уровня – формальные и неформальные, действующие и запрещенные, массовые объединения и любительские общества, всероссийские и местные организации.
Большая часть истории термина «общественные организации» приходится на 1920-е гг. В этот период шел не только процесс формирования новой общественности. В эти годы возникали и исчезали многие общественные формы.
«В феврале 1923 г. Народный комиссариат юстиции в ответ на запрос Главного управления по делам кустарной промышленности ВСНХ сообщал: «под «общественными» организациями законодатель имеет в виду организации, которые в отличие от других частных, т.е. негосударственных, учреждений, не преследуют цели извлечения прибыли для своих членов, а преследуют общественные цели», и в этом смысле, пояснял наркомат, кооперативные объединения не являются общественными организациями, так как учреждаются для удовлетворения экономических потребностей своих членов»1.
Официально термин «общественные организации» прозвучал только в 1936 г. в Конституции СССР, которая гарантировала гражданам СССР «право объединения в общественные организации...».
В классификацию организаций следующем порядке включались: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические, научные общества. Все авторы книг, изучавшие общественные организации 1920 –х годов, сходятся во мнении, что критерий классификации был один – по целям общественной деятельности. Но с этим утверждением трудно согласиться, поскольку во всех случаях присутствовало смешение критериев: по целям деятельности, по возрастному признаку (комсомол), по характеру деятельности (экономические и неэкономические, политические и неполитические организации).
«В отчете НКВД РСФСР в 1922–1923 гг. Перечисленные в нем организации были классифицированы двояко – по масштабу деятельности (всероссийские и местные) и по роду деятельности: всероссийские – научные, культурно-просветительные, литературные, художественные, религиозно-философские, национальные, спортивные, научно-промышленные, сельскохозяйственные, технические, помощи и взаимопомощи, юридические, антирелигиозные, религиозные, разные; местные – научные, медицинские, юридические, краеведческие, общества инженеров и строителей, общества охраны здоровья, объединения художников и писателей, культурно-просветительные, благотворительные, сельскохозяйственные, спортивные, национальные, эсперанто, деловые объединения, прочие. Примененная классификация была очень дробной, охватывала всевозможные объединения, действовавшие в стране в это время.
В отчете НКВД, направленном в ЦК ВКП(б) в апреле 1926 г., всероссийские и местные организации уже классифицировались несколько иначе: всероссийские – научные, литературные, художественные, технические, национальные, помощи и взаимопомощи, содействия органам власти, культурно-просветительные, сельскохозяйственные; местные– научные и научно-технические, помощи и взаимопомощи, содействия органам власти, культурно-
просветительные, музыкально-художественные,
литературные, сельско-
хозяйственные, спортивные, деловые клубы,
изучающие международный язык.
Из классификации общественных
организаций за это время исчезли
такие виды, как благотворительные
общества, деловые объединения, перестали
учитываться религиозные
В статистическом отчете НКВД на 1 января 1928 г. классификация общественных организаций заметно сузилась. Общества, не преследующие целей извлечения прибыли, были разделены на 9 видовых групп: научные и научно-технические, помощи и взаимопомощи, культурно-просветительные, музыкально-художественные, литературные, сельскохозяйственные, массовые добровольные общества, спортивные, национальные»1.
Такая классификация сохранялась и использовалась до начала 1930-х гг.
Законодательные нормы
По указанию НКВД РСФСР в июне 1920 г. были изданы постановления об обязательной регистрации религиозных групп, общин, разных обществ и начали направлять сведения о них в наркомат1.
В 1922 г. началась разработка законопроекта об обществах и союзах. Накануне его принятия, в июне 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР издали Постановление «О порядке созыва съездов и всероссийских совещаний различных союзов и объединений и о регистрации этих организаций» и поручили НКВД РСФСР провести регистрацию всех действующих обществ и союзов. Принятое 3 августа 1922 г. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке учреждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли, и о порядке надзора за ними» стало основным регулирующим актом для общественных организаций на последующие шесть лет. В дополнение к нему 10 августа 1922 г. появились инструкция ВЦИК по регистрации обществ и объединений и инструкция о выдаче разрешений на созыв съездов и собраний различных организаций, союзов и объединений1.
Эти документы прежде всего определили порядок регистрации обществ. Основные требования были следующими:
– для регистрации необходимо было представить устав, протокол собрания о его создании, список членов-учредителей, гербовый сбор;
– не зарегистрировавшиеся в 2-х-недельный срок после опубликования документа общества и союзы, уже существовавшие к тому времени, объявлялись закрытыми;
– ни одно общество не могло начинать
свои действия без регистрации в
НКВД или его местных органах;
от регистрации освобождались
Главное условие деятельности всех обществ было зафиксировано в пункте 6 Постановления: «В утверждении должно быть отказано, если утвержденное общество или союз по своим целям противоречит Конституции РСФСР и ее законам».
В Постановлении и инструкциях к нему был очерчен примерный круг объединений, на которые распространялся этот закон. Он касался лишь организаций с некоммерческими целями, что отразилось в самом названии организаций. Соответственно, организации коммерческого, хозяйственного, экономического характера не попадали под действие Постановления от 3 августа 1922 г. Действие Постановления от 3 августа 1922 г. не было распространено и на религиозные общества. Комиссия по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б) 21 ноября 1922 г. решила исключить религиозные организации из числа обществ, не преследующих цели извлечения прибыли, и придать им иной статус.
В 1920-е г. положение религиозных объединений осложнялось и тем, что советской властью был взят курс на построение безрелигиозного общества в стране. В 1920-е годы государством велась атеистическая пропаганда, что фактически приводило к вытеснению религиозной деятельности. Дальнейшее ограничение прав религиозных объединений произошло в конце 1920-х гг.: в соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» запрещалась какая-либо благотворительная, производственная или просветительская их деятельность. Одновременно прокатилась первая волна закрытия и разрушения культовых зданий, начались преследования и репрессии в отношении духовенства. Религиозные общества, как и церковь в целом, до 1944 г. были, фактически, вне закона.
В феврале 1923 г. наркомат юстиции разослал инструкцию о том, какие именно организации следует считать «общественными». В ней особо подчеркивалось, что кооперативные объединения в этом смысле не являются общественными организациями, так как учреждаются для удовлетворения экономических потребностей своих членов. В 1924 г., разъясняя Пензенскому губернскому исполкому принцип выявления обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли, НКВД указывал, что «к таковым организациям необходимо отнести различные научные, спортивные, литературные, художественные, сельскохозяйственные общества (не кооперативные), а также различные общества содействия по проведению тех или иных начинаний власти». Положение кооперативных организаций, формально не входивших в систему общественных организаций, долго оставалось двойственным. В качестве общественных организаций кооперативные объединения были внесены в соответствующую статью Конституции СССР 1936 г1.
6 февраля 1928 г. вступило в действие «Положение об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли», утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР23. Ранее принятые документы – Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 3 августа 1922 г., инструкция ВЦИК от 10 августа 1922 г., ведомственные и межведомственные распоряжения органов РСФСР – отменялись1.
Документ содержал общие положения,
регламентировал порядок
Положение 1928 г., как уже отмечалось, впервые в советской практике содержало определение обществам и союзам: «Обществами, не преследующими цели извлечения прибыли, называются добровольные объединения граждан, которые предметом своей совокупной деятельности избирают постоянную цель, не связанную с извлечением материальных выгод для участников объединения или удовлетворением их экономических потребностей»; «Союзом называется объединение утвержденных и зарегистрированных установленным порядком двух или более обществ, не преследующих целей извлечения прибыли, соприкасающихся в своей деятельности, или аналогичных по своим целям и задачам.
Большое значение в положении придавалось факту регистрации обществ и союзов. Все организации могли начинать свою деятельность только после утверждения устава и последующей регистрации.
«Складывается впечатление, что «Положение» 1928 г., было разработано с одной единственной целью – получить законное основание для «наведения порядка» в общественной сфере, уменьшения количества негосударственных организаций. Объявленная в связи с принятием «Положения» 1928 г. перерегистрация существующих обществ и союзов стала далеко не формальным мероприятием, она была проведена с размахом и серьезными для всей системы общественных организаций последствиями. К моменту завершения перерегистрации в марте 1930 г. число действующих организаций сократилось во много раз. Оставшиеся организации должны были отвечать всем требованиям, которые предъявлялись к ним уже новым нормативным актом – «Положением о добровольных обществах и союзах (объединениях, клубах, ассоциациях, федерациях)» от 30 августа 1930 г.»
В период с 1922 по 1930 г. в законодательстве об общественных организациях последовательно проводились и были закреплены основные принципы государства диктатуры пролетариата. Они выразились в классовом подходе к любым гражданским объединениям, создании организаций с определенным социальным составом, в партийном руководстве общественной деятельности (начиная от признания политически нужных организаций и до детальной регламентации их работы), в подконтрольности общественных объединений государственным органам (от сотрудничества с ними и до включения общественной деятельности в народно-хозяйственный план страны)1.
3 Контроль за общественными организациями. Запреты и ограничения.
Одной из функций любого государства
является наблюдение с его стороны
за деятельностью
В Советской России органы административного
надзора за общественными организациями
появились не сразу, а вот многие,
еще дореволюционные
14 мая 1921 г. в НКВД был создан подотдел административного надзора за общественными организациями. Ему поручалось заниматься общественными объединениями: давать разрешения на созыв всероссийских съездов, регулировать образование «частных и национальных организаций и объединений».
В 1920 годы была исключена свобода политической деятельности. Ликвидация многопартийности и превращение Коммунистической партии в правящую партию сделало невозможным создание каких-либо иных политических организаций и осуществление политической деятельности вне рядов РКП(б). На непродолжительное время и в ограниченных размерах было допущено свободное экономическое предпринимательство, но экономика в целом оставалась «командной высотой» государства. С отделением церкви от государства была ограничена, а затем и фактически запрещена деятельность религиозных объединений.