Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:57, реферат
В своем реферате я попытаюсь, используя материал различных книг и интернет-ресурсов, взглянуть на реформы Петра глазами разных историков. В качестве примера я хотел бы использовать небольшую схему, так или иначе дающую начальное представление об отношении к петровским преобразованиям различных обществ и личностей, в разные времена.
Свою работу я хотел бы начать с труда датского историка Ханса Баггера, поскольку его взгляд и отношение к реформам наиболее интересны среди западных исследователей.
1. Введение стр. 3
2. Аналитический труд Баггера стр. 5
3. Петровские реформы глазами Ключевского стр. 8
4. Платонов о Петре стр. 12
5. Петровский тоталитаризм глазами Анисимова стр. 13
6. Краткая оценка Пушкарёва стр. 15
7. Заключение стр. 16
8. Список использованной литературы и источников стр. 18
Критическое отношение уже самого Ключевского проявляется в следующем его высказывании:
«В этой отрасли
(реформы в управлении) своей деятельности
Петр потерпел больше всего
неудач, допустил немало ошибок…
Преобразовательные неудачи
«Реформа, как
она была исполнена Петром, была
его личным делом, делом
Далее переходим
к оценке автором той части
реформ, что сейчас называется
одним из важнейших
«Нам нужна Европа на несколько десятков лет, а потом мы к ней должны повернуться задом».
«Сближение с
Европой было в глазах Петра
только средством для
«Он хотел не
заимствовать с Запада готовые
плоды тамошней техники, а
Подводя итоги
петровским реформам, Ключевский
дает ответ на вопрос о
«Результаты реформы
были более обращены к
«…преобразовательная
увлекаемость и самоуверенное
всевластие – это были две
руки Петра, которые не мыли,
а сжимали друг друга,
«Реформа… не
имела своей целью
«Но все это
приходилось делать… спешно и
принудительно. Поэтому
«… она усвоила
характер и приемы
«Она была революцией
не по своим целям и
«Совместное действие
деспотизма и свободы,
Немало места в своих лекциях Ключевский отводит цитированию других людей, оценивающих петровскую деятельность и саму личность Петра.
«Ломоносов называл
Петра человеком, Богу
«Князь Щербаков
… признает реформу Петра «
«…княгиня Дашкова
считает, что если бы Петр
обладал умом великого
«в лета юности … он (Карамзин) прославлял просветительскую реформу Петра. … А двадцать лет спустя … он плакался, что … изменение гражданских учреждений и нравов … прервано было порывистым подавлением духа народного».
«Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Петра», - писал Карамзин.
«Славянофилы, особенно Хомяков … густо подчеркнули … вину реформы – в том, что она произвела разрыв в нравственной жизни русского народа …»
А вот цитата
из «Истории России с
«Всемирно-историческими следствиями реформы были:
1). Вывод посредством цивилизации, народа слабого, бедного… на историческую сцену со значением сильного деятеля в общей политической жизни народов;
2). Соединение обоих дотоле разобщенных половин Европы, Восточной и Западной, в общей деятельности».
И. И. Неплюев писал в своих «Записках» в 1893 году:
«Сей монарх отечество
наше привел в сравнение с прочими,
научил узнавать, что и мы люди; одним
словом, на что в России ни взгляни,
все его началом имеет, и что
бы впредь ни делалось, от сего источника
черпать будут».
Особенно подкупает
в лекциях Ключевского
Платонов о Петре
Теперь обратимся к еще одному русскому историку, также опубликовавшему курс лекций по данному предмету – С. Ф. Платонову. В принципе его точка зрения на петровские реформы во многом схожа с Ключевским, но все же приведем несколько высказываний Платонова по интересующему нас вопросу.
«Петр реформировал
общественное устройство и
«Народ не мог уловить в деятельности Петра исторической традиции, какую ловим теперь мы, и поэтому считал реформу не национальной и приписывал ее личному капризу своего царя».
«Если дело
Петра не пропало с его
«Реформы Петра
по своему существу и
«Деятельность Петра не была и общественным переворотом. Государственное положение сословий и их взаимные отношения не потерпели существенных изменений».
«В экономической политике Петра, в ее задачах также нельзя видеть крупного переворота. Результаты, достигнутые Петром, не поставили народное хозяйство на новое основание».
«И в культурном отношении Петр не внес в русскую жизнь новых откровений».
«Результаты его
деятельности были велики: он
дал своему народу полную
«Встреченный
открытой враждой… Петр все
время боролся за то, во что
верил и что считал полезным.
В этом объяснение тех
Петровский тоталитаризм глазами Анисимова
Все предыдущие авторы,
признавая некоторые ошибки реформ,
в целом оценивали петровскую
деятельность с положительной стороны.
Однако есть историки, считающие преобразования
Петра насильственными и
Такова точка зрения нашего современника, доктора исторических наук Е.В. Анисимова, полагающего, что петровское время принесло не только впечатляющие достижения. Мы видим, что очень многое из реалий петровского времени вошло в нашу жизнь, что наше общество впитало из исторической почвы, растворенные в ней соли петровских идей, причем автор, вероятно, имеет в виду отрицательные стороны нашего общественного устройства.
«Время петровских
реформ – время основания
«Петр и его
реформы приковывают наше
А. И. Герцен
писал: «Под императорской
Великий Петр был первый большевик,
Замысливший Россию перебросить,
Склонениям и нравам вопреки,
За сотни лет к ее грядущим далям.
«Приемы Петра
были совершенно
Бердяев.
Здесь-то и
возникает важнейшая, коренная
проблема преобразований на
«Реформа Петра
была неизбежна, - пишет Бердяев,
- но он совершил ее путем
страшного насилия над
Насилие, составляющее
суть экстраординарных мер,
Анисимов не согласен с той активностью, с какой преобразования проводились в жизнь царем.
«Петр резко
интенсифицировал
И все же
и у явного критика
«Вместе с тем
вся революционность Петра
Краткая оценка Пушкарёва
В заключение обратимся к краткой оценке, данной Петру и его реформам американским историком, бывшим нашим соотечественником С. Г. Пушкаревым.
«…необходимо
отметить как великую заслугу
Петра его непрерывное и
«Много неудач и разочарований испытал Петр, велики были жертвы, которые он требовал от народа, но велики были и его достижения».
«Но есть и
немало пятен на солнце Петра
Великого. Проводимая им европеизация
носила насильственный, спешный,
малопродуманный и потому во
многом поверхностный характер…
Заключение
Теперь перейдем к конечной части данного сочинения, а именно подведем некоторые итоги. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже.
В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой".
Мы, люди конца
XX века, не можем в полной мере
оценить взрывной эффект
М. Н. Погодин
в 1841 году, т.е. почти полтора
столетия после великих реформ
первой четверти XVIII века: "В руках
(Петра) концы всех наших