Опыт реформирования советской системы управления в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание

Вторая половина 60-х – середина 80-х годов были для СССР периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета Союза на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.
Цель курсовой работы – исследование развития системы органов власти и управления в СССР в сер 60-х – 90-е гг.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………2
2. Система управления в период «развитого социализма» (1964-1985)….5
2.1 Конституция СССР 1977г…………………………………………………11
3. Система управления в период «перестройки» (1985-1991 гг.)…………16
4. Заключение……………………………………………………………………21
5. Библиография……………………………………………………………….24
6. Приложение……………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая Опыт реформирования советской системы управления.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

        Вслед за этим начались реформы в экономике. В 1985 г. был принят Закон о госприемке, который создавал еще одно звено в системе контроля промышленной продукции – службу государственных инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции. К 1 января 1987 г. они действовали на всех крупных промышленных предприятиях. Однако эффект от введения еще одной административно-командной структуры оказался нулевой.

В июне 1987 г. Верховный Совет принял Закон о государственном предприятии (объединении), вступивший в силу с 1 января 1988 г. Закон изменял отношения между министерствами и предприятиями, наделяя последние большей экономической самостоятельностью:  предприятия сами определяли численность работающих, устанавливали объем заработной платы, выбирали хозяйственных партнеров, реализовали продукцию, произведенную сверх госзаказа, получали право выхода на внешние рынки, поиск инвесторов. Роль министерств сводилась к определенной стратегии развития отрасли, подготовке контрольных цифр экономического развития, определению государственного заказа. К 1989 г. стало ясно, что закон потерпел фиаско.[13]

Практическое воплощение идей политической перестройки получили в решениях ХIХ Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.). В шести резолюциях конференции, в частности «О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны» речь шла об изменении системы управления страной.

В декабре 1988 г. в соответствии с установками партконференции в действующую Конституцию СССР 1977 г. были внесены изменения, согласно которым высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов, состоявший из 2250 депутатов; его заседания должны были проводиться один раз в год. А его делегаты должны были заниматься в свободное от работы съезда время заниматься своими прежними делами.[14]

Верховный Совет должен был работать на постоянной основе, подобно парламенту. Усиливалось значение поста Председателя Президиума Верховного Совета.

Изменения затронули и избирательную систему, которая становилась более демократической, хотя и сохраняла определенные недостатки, включая избрание одной трети народных депутатов от общественных организаций. Выборы народных депутатов зимой – весной 1989 г. проходили по следующей схеме: одну треть депутатов направляли общественные организации (КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС и др.), две трети избирались на конкурентной основе. В мае 1989 г. собрался Первый съезд народных депутатов СССР.[15]

 

С принятием дополнений и изменений к Конституции, а также нового закона о выборах первый этап политической реформы был завершен. Его итоги были весьма противоречивы. Предприняв меры по ограничению властных полномочий КПСС, Горбачев пошел на разрыв с фундаментальными принципами, на которых строились политические отношения в СССР. После конференции было проведено наиболее существенное обновление состава Политбюро и секретарей ЦК, упразднены отраслевые отделы ЦК, кроме аграрного. Их число сократилось с 20 до 8.

В марте 1990 г. внеочередной III Съезд народных депутатов отменил ст. 6 Конституции СССР («Руководящей  и  направляющей   силой   советского общества,  ядром  его  политической  системы,  государственных  и общественных   организаций   является   Коммунистическая   партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением,  Коммунистическая партия  определяет  генеральную  перспективу  развития  общества, линию  внутренней  и  внешней  политики  СССР,  руководит великой созидательной   деятельностью    советского    народа,    придает планомерный  научно  обоснованный  характер  его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации  действуют  в  рамках  Конституции СССР»)[16] и тем самым признал существование многопартийности в стране.

Съезд учредил пост президента СССР, внеся необходимые поправки в Конституцию, в соответствии с которыми президент являлся главой Советского государства и наделялся широкими полномочиями. Ему предоставлялось право налагать вето на законы, принимаемые Верховным Советом страны, объявлять военное или чрезвычайное положение в отдельных местностях.

Единственным кандидатом на президентский пост стал М. С. Горбачев, за которого 15 марта 1990 г. было подано почти 60% голосов депутатов. Сохранив пост генерального секретаря ЦК КПСС (так решило большинство съезда), М. С. Горбачев стал первым президентом СССР. Введение института президентства стало шагом вперед в деле демократизации страны, создания правового государства. Впервые в советской истории ответственность власти была персонифицирована. 

     Реформы М.С. Горбачева и возвращение к якобы более демократическим формам парламентаризма носили поверхностный, почти неуправляемый характер, что вело к ослаблению связей между республиками, ослаблению государственности, развитию национально-сепаратистского движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Заключение

 

     В период пребывания Брежнева у власти роль партии была максимально возвышена над государством. Партийные органы получили широкие права контроля над деятельностью администрации самого разного уровня, начиная от первичных и, кончая отраслевыми и республиканскими. XXIII съезде КПСС, проходившем в 1966 году, был восстановлен пост Генерального секретаря ЦК КПСС, который был сразу же занят Брежневым.

 

       Социальный заказ правящего класса в 1965 – 1984 гг.  состоял  в  том, чтобы любой ценой сохранить существующее  положение.  Курс  на стабильность требовал от властей укрепления «властной  вертикали»,  которую  в  эти  годы упорно  разъедали   ведомственный   монополизм   и  падающая   политическая активность, апатия советских людей.  Поворот  нового   руководства  к  более жесткому, более консервативному курсу был продиктован стремлением  правящего класса   восстановить   разрушенную   хрущевской   «оттепелью»   целостность советской  системы.  Укрепление  Советского  государства,  и,  прежде  всего Советов, рассматривалось как главные вопросы внутренней политики. Однако  на практике повысить роль местных Советов не удалось.  Они  по-прежнему  целиком зависели от центра и оставались бессильными и безгласными.  Верховный  Совет СССР  по  существу  был  декоративным  органом,   призванным   «единогласно» одобрять подготовленные  аппаратом  решения.  Высший  законодательный  орган практически не контролировал правительство, расходы отдельных министерств  и ведомств.  Советы мало влияли на реальную жизнь общества.

       С завершением процесса формирования номенклатурной системы фактически утрачивает  свой  элитный  статус  Коммунистическая  партия.  Формально  она остается   стержнем   советской   политической    системы.    Все крупные государственные и хозяйственные вопросы решались в  партийных  «инстанциях».

     Общественному мнению навязывался  тезис  о  «возрастающей  руководящей  роли КПСС и ее  становлении  как  партии  всего  советского  народа».  Ряды  КПСС стремительно росли, достигнув к середине 80-х гг. 19  млн.  человек,  однако былое значение членства в партии снижалось.

       Правящий класс был заинтересован в стабильности высшего политического руководства,  жесткой  централизации   управления,   позволяющей   на   деле контролировать общество и саму номенклатуру. Кадровые перестановки в 1965  – 1984 гг. в высших эшелонах  власти  были  сведены  к  минимуму,  формируются клановые структуры, наращивается бюрократический аппарат.

     В настоящее время большинство исследователей считает, что Конституция 1977 г. является редакцией Конституции 1936 г. Действительно, в ней сохранены основные положения сталинской Конституции. В то же время она несколько увеличилась по объему. Из Конституции исключили детали регламентационного характера, добавили положение о запрете преследования граждан за критику. Местные органы власти стали именоваться Советами народных депутатов. Увеличился срок их полномочий (пять лет у Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных республик и Верховных Советов автономных республик; два с половиной года у местных Советов народных депутатов). Главным же отличием Конституции 1977 г. была ее преамбула, где в пяти положениях давалось определение понятия «развитого социалистического общества».

       На XIX партийной конференции КПСС в 1988 г. впервые была затронута стержневая проблема перестройки – необходимость политической реформы в стране. На конференции был утвержден курс на создание социалистического правового государства, что подразумевало разделение властей и создание «советского парламентаризма». По инициативе Горбачева было выдвинуто предложение о создании нового высшего органа власти Съезда народных депутатов, а Верховный Совет СССР должен был стать парламентов – постоянно действующим органом законодательной власти. Менялась практика выборов, они должны были проводиться на альтернативной основе. Решения конференции были выполнены. В политический лексикон вошел термин «демократизация».

     После проведения на новой демократической основе выборов был создан Съезд народных депутатов СССР. На съезде из числа его депутатов был избран Верховный Совет СССР – постоянно действовавший законодательный орган власти. Всего состоялось пять Съездов народных депутатов. На первом съезде (май-июнь 1989 г.) Самым важным решением этого съезда стала отмена статьи 6 Конституции СССР о «руководящей и направляющей роли КПСС». Это означало ликвидацию однопартийной системы в стране. Именно с этого времени можно говорить о начале процесса зарождения новых политических групп, партий и течений.

    Нельзя однозначно говорить о позитивном или негативном окрасе реформирования советской системы управления в сер. 60-х – 80-х гг. Безусловно, старение номенклатуры при Брежневе, тотальный контроль КПСС всех сфер жизни советского общества не способствовали его гармоничному развитию, так как заключали и развитие, и само общество в строгие рамки, выход за которые был изначально невозможен. Но нельзя недооценивать принятие нового Основного Закона, несколько видоизменяющего привычный   советскому человеку порядок формирования и функции высших государственных органов, отмену статьи 6 Конституции СССР, провозглашавшей в стране многопартийность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

 

1.      Абдуллаева Р. А. История государства и права России (в схемах): Учеб. пособие / ВолгГТУ, Волгоград, 2006

2.      Байбаков Н. К. От Сталина до Ельцина. М., 1998

3.      Барсенков А. С., Вдовин А.И. История России 1917-2004

4.      Гришин В.В. от Хрущева до Горбачева: политические портреты пяти генсеков и А. Н. Косыгина. М., 1996

5.      История России. С древнейших времен до начала XXI века. Под ред. А. Н. Сахарова. Том 2: с начала XIX века до начала XXI. М., 2006

6.      Ольсевич Ю. Экономический кризис: причины или следствия «перестройки». М., 1992

7.      Терещенко Ю. Я. История России XX-XXI вв. М., 2004

8.      Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2002

9.      Чистякова О. И. История отечественного государства и права: Учебник: В 2 ч., Ч. 2. М., 1997

10. Цыганов В.Б. История государственного управления в России: Учеб. пособие: В 2 ч., Ч.2 – 2-е изд. Екатеринбург,  2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 1 -

 



[1] Байбаков Н. К. От Сталина до Ельцина. М., 1998

[2] Гришин В. В. От Хрущева до Горбачева: Политические портреты пяти генсеков и А. Н. Косыгина. М., 1996

[3] Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. (1898-1988). Т1-15. 9-е изд. М., 1983-1989

[4] Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. (1898-1988). Т1-15. 9-е изд. М., 1983-1989

[5] Ю. П. Титов. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2002

[6] Г. А. Арбатов. Затянувшееся выздоровление (1953-1985гг.). Свидетельства современников. М., 1991

[7] Гришин В.В. от Хрущева до Горбачева: политические портреты пяти генсеков и А. Н. Косыгина. М., 1996

[8] Терещенко Ю. Я. История России XX-XXI вв. М., 2004

[9] Ю. П. Титов. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2002

[10] Ю. П. Титов. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2002

[11] Ю. П. Титов. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2002

[12] Цыганов В.Б. История государственного управления в России: Учеб. пособие: В 2 ч., Ч.2 – 2-е изд. Екатеринбург,  2000

[13]Ольсевич Ю. Экономический кризис: причины или следствия «перестройки». М., 1992

[14] История России. С древнейших времен до начала XXI века. Том 2: с начала XIX века до начала XXI. М., 2006

[15] Чистякова О. И. История отечественного государства и права: Учебник: В 2 ч., Ч. 2. М., 1997

[16] Ю. П. Титов. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2002


Информация о работе Опыт реформирования советской системы управления в СССР