Органы высшей государственной власти БССР по Конституциям 1937 - 1978 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:14, контрольная работа

Описание

История конституционного законодательства Беларуси теснейшим образом связана с историей советского общества и государства, прошедших в своем развитии ряд ярко выраженных этапов, каждый из которых характеризовался новыми явлениями в отношениях между классами и социальными группами, уровнем экономики, распределении компетенции между Союзом и республиками, полномочиях и направлениях работы государственных органов и т.д. Эти коренные изменения, происходившие в стране, требовали конституционного закрепления. При этом следует отметить, что Конституции Республики Беларусь (впрочем, как и иных бывших советских республик) всегда принимались после принятия соответствующей новой Конституции СССР.

Содержание

Введение……………………………………….……………..….. с. 3-4

Органы высшей государственной власти БССР по Конституции 1937 года…………………………………………………….... с. 5-8

Органы высшей государственной власти во время реформы 60-х годов…………………………………………………… ……… с. 9-12

Органы высшей государственной власти по Конституции 1978 года………………………………………………………….. .. с. 13-18

Заключение………………………………………………..…...…с.19-20

Список использованных источников и литературы….……..... с.21

Работа состоит из  1 файл

Контрольная история Г и П Белоруссии правильная.docx

— 48.69 Кб (Скачать документ)


 

ПЛАН

 

Введение……………………………………….……………..…..  с. 3-4

 

    1. Органы высшей государственной власти БССР по Конституции 1937 года…………………………………………………….... с. 5-8

 

    1. Органы высшей государственной власти во время реформы 60-х годов…………………………………………………… ……… с. 9-12

 

    1. Органы высшей государственной власти по Конституции 1978 года………………………………………………………….. .. с. 13-18

 

Заключение………………………………………………..…...…с.19-20

 

Список использованных источников и литературы….……..... с.21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История конституционного законодательства Беларуси теснейшим  образом связана с историей советского общества и государства, прошедших  в своем развитии ряд ярко выраженных этапов, каждый из которых характеризовался новыми явлениями в отношениях между  классами и социальными группами, уровнем экономики, распределении  компетенции между Союзом и республиками, полномочиях и направлениях работы государственных органов и т.д. Эти коренные изменения, происходившие в стране, требовали конституционного закрепления. При этом следует отметить, что Конституции Республики Беларусь (впрочем, как и иных бывших советских республик) всегда принимались после принятия соответствующей новой Конституции СССР.

В течение  советского периода времени в  Беларуси было принято четыре Конституции (1919, 1927, 1937 и 1978 гг.). Каждые из этих Конституций  имели свои характерные особенности. В то же время им был присущ и ряд общих моментов.

Первая Конституция  Беларуси была принята 3 февраля 1919 года Первым Всебелорусским съездом Советов и юридически закрепила образование БССР

Вторая Конституция  была принята 11 апреля 1927 года VII Всебелорусским съездом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и в значительной степени сохранила черты преемственности Конституции БССР 1919г.

19 февраля 1937 года была принята новая, третья по счету, Конституция БССР. Это было сделано на VII чрезвычайном съезде Советов БССР. Высшим органом власти в республике провозглашался Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал Правительство – Совет Народных Комиссаров. В данной Конституции был отражен факт победы социализма, государство социалистической системы хозяйствования, перерастание диктатуры пролетариата в общенародное государство, провозглашено всеобщее избирательное право (т.е. его получили и «нетрудящиеся»), закреплено равенство граждан, расширен круг прав и свобод личности. Конституция содержала и ряд других прогрессивных положений.

Четвертая Конституция  БССР была принята Верховным Советом  БССР 14 апреля 1978 года. К этому времени  в 1977 году была принята очередная (и  последняя) Конституция СССР, в которой  было провозглашено построение развитого, зрелого социалистического общества и создание «общенародного государства». В качестве цели указывалось на построение «бесклассового коммунистического общества». В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль компартии. Эти положения нашли отражение и в Конституции БССР. В целом по своему содержанию эта Конституция была более прогрессивной и совершенной по своему строению в сравнении с предыдущим Основным Законом. В частности, в ней впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение. Конституция впервые утверждала в преамбуле (в предыдущих конституциях она отсутствовала), что ее принимает и провозглашает народ БССР. В Конституции также впервые содержалась норма о суверенитете БССР, правда на практике в тех условиях его реализовать было нереально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Органы  высшей государственной власти  БССР по Конституции 1937 года

 

Конституция 1937 года была принята  ХII Чрезвычайным Всебелорусским съездом Советов. Она состояла из 11 глав и 122 статей и в точности соответствовала Конституции СССР. Согласно Конституции БССР провозглашалась социалистическим государством рабочих и крестьян. Экономической основой БССР признавалось социалистическое хозяйство и социалистическая форма собственности (в формах государственной и кооперативно-колхозной); труд объявлялся обязанностью каждого трудоспособного гражданина; закреплялся принцип «от каждого – по его способности, каждому – по его труду»; декларировался суверенитет БССР и добровольность ее вхождения в состав Советского Союза; подтверждались основные права личности и гражданина.

Согласно Главы III ст. ст. 20-38 Конституции 1937 года высшим органом государственной власти Белорусской Советской Социалистической Республики являлся Верховный Совет БССР, который избирался гражданами БССР по избирательным округам сроком на 4 года по норме – один депутат на 20 тысяч населения.

Верховный Совет БССР осуществлял  все права, присвоенные БССР, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету БССР органов БССР: Президиума Верховного Совета БССР, Совета Народных Комиссаров БССР и Народных Комиссариатов БССР.

Верховный Совет БССР являлся  единственным законодательным органом  БССР. Закон считался утвержденным, если он был принят Верховным Советом  БССР простым большинством голосов. Законы, принятые Верховным Советом БССР, публиковались на белорусском языке, а также на русском, польском и еврейском языках за подписями председателя и секретаря Президиума Верховного Совета БССР.

Верховный Совет БССР избирал  председателя Верховного Совета БССР и двух его заместителей. Председатель Верховного Совета БССР руководил заседаниями  Верховного Совета БССР и ведал его  внутренним распорядком. Сессии Верховного Совета БССР созывались Президиумом  Верховного Совета БССР два раза в  год. Верховный Совет БССР избирал  Президиум Верховного Совета БССР в  составе: председателя Президиума Верховного Совета БССР, двух его заместителей, секретаря Президиума и 15 членов Президиума. Президиум Верховного Совета БССР был  подотчетен Верховному Совету БССР во всей своей деятельности.

 Президиум Верховного  Совета БССР обладал следующими  полномочиями:

  1. созывал сессии Верховного Совета БССР;
  2. давал толкование законов БССР, издавал указы;
  3. производил всенародный опрос (референдум);
  4. отменял постановления и распоряжение Совета Народных Комиссаров БССР в случае их несоответствия закону;
  5. в период между сессиями Верховного Совета БССР, по представлению председателя Совета Народных Комиссаров БССР, освобождал от должности и назначал отдельных Народных Комиссаров БССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета БССР;
  6. присваивал почетные звания БССР;
  7. осуществлял право помилования граждан, осужденных судебными органами БССР.

Верховный Совет БССР избирал  мандатную комиссию, которая проверяла  полномочия депутатов Верховного Совета БССР.

По истечении полномочий Верховного Совета БССР Президиум Верховного Совета БССР назначал новые выборы в срок не более двух месяцев со дня истечения полномочий Верховного Совета БССР. По истечении полномочий Верховного Совета БССР Президиум Верховного Совета БССР сохранял свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом БССР нового Президиума Верховного Совета БССР.

Верховный Совет БССР образовывал  Правительство БССР – Совет Народных Комиссаров БССР.1

Высшим исполнительным и  распорядительным органом государственной  власти БССР являлся Совет Народных Комиссаров БССР, который был ответственен перед Верховным Советом БССР, а также ему подотчетен, а в  период между сессиями Верховного Совета БССР он был ответственен перед Президиумом  Верховного Совета БССР, которому также  был подотчетен. Совет Народных Комиссаров БССР издавал постановления и  распоряжение на основе, а также  во исполнение действующих законов  ССР и БССР, постановлений и  распоряжений Совета Народных Комиссаров ССР и проверял их исполнение. Постановления и распоряжение, изданные  Советом Народных Комиссаров БССР были обязательны к исполнению на всей территории БССР.

При Совете Народных Комиссаров БССР существовали Экономическая и  Государственная плановая комиссия. В его состав входили Председатель, заместители Председателя, председатель Госплана, 14 наркомов, уполномоченный Комитета заготовок СССР, начальник Управления по делам искусств, 8 уполномоченных союзных министерств (обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой и оборонной промышленности). Существовало 14 наркоматов: пищевой промышленности, лесной промышленности, легкой промышленности, земледелия, зерновых и скотоводческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел, юстиции, охраны здоровья, просвещения, местной промышленности, коммунального хозяйства, социального обеспечения. В 1946 году Совет Народных Комиссаров был переименован в Совет Министров БССР, а народные комиссариаты – в министерства.

Народные Комиссариаты БССР являлись или союзно-республиканскими, или республиканскими.

Согласно Конституции 1937 года правосудие в БССР осуществлялось Верховным Судом БССР, а также  окружными судами и народными  судами и специальными судами, которые  создавались по постановлению Верховного Совета СССР.

Верховный Суд БССР являлся  высшим судебным органом БССР, на него возлагался надзор за судебной деятельностью  всех судебных органов БССР. Он избирался  Верховным Советом БССР сроком на пять лет.

Высший надзор за точным исполнением законов всеми Народными Комиссариатами и подведомственными им учреждениями, также как и отдельными должностными лицами и гражданами на территории БССР осуществлялся не только самим Прокурором СССР непосредственно, но и через Прокурора БССР, который назначался на должность прокурором СССР сроком на 5 лет. Органы прокуратуры осуществляли свои функции, подчиняясь только Прокурору СССР. 2

 

 

2.Органы  высшей государственной власти  во время реформы 60-х годов

После обновления народного  хозяйства в первые послевоенные годы перед СССР, в том числе и БССР, стали новые задачи, основными среди которых были: повышение материального и культурного уровня жизни советского народа; активное включение в НТР, которая уже осуществлялась в Западной Европе.

Начавшаяся либерализация, а также взятый курс на проведение политики реформ и оздоровление морально-политического  климата в стране вызвали большие  надежды на скорые перемены в обществе. В республике восстанавливалась  социалистическая законность, началась реабилитация жертв культа личности Сталина. Одновременно осуществлялись реформы, направленные на усовершенствование политической системы и демократизацию.

В послевоенный период главной  задачей, которая стояла перед руководством республики, было восстановление разрушенного войной народного хозяйства. В сентябре 1946 года Верховный Совет БССР утвердил первый послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного  хозяйства на 1946-1950 г.г., разработанный на основе общесоюзного пятилетнего плана.

Верховный Совет утвердил Указы Президиума Верховного Совета БССР «О преобразовании Совета Народных Комиссаров БССР в Совет Министров  БССР», а также об образовании новых союзно-республиканских министерств. В феврале 1947 года на основе нового положения о выборах прошли выборы в Верховный Совет БССР, который сформировал постоянные комиссии, утвердил Указы Президиума Верховного Совета, избрал новый Президиум, образовал Совет Министров Республики и Верховный Суд, редакционную комиссию по внесению изменений и дополнений в Конституцию. На второй сессии Верховного Совета БССР, в июле 1947 года был принят Закон «Об изменении и дополнении текста Конституции БССР». В соответствии с данным Законом, за высшими органами государственной власти было закреплено право на принятие законодательства о браке и семье, утверждение государственного бюджета БССР, гарантии прав граждан на отдых и образование. Данный Закон дополнил статью Конституции о равноправии женщин с мужчинами, а также положение о государственной помощи многодетным и одиноким матерям.

Активную работу проводил Президиум  Верховного Совета БССР, в составе которого действовали канцелярия Президиума, приемная Председатели Президиума Верховного Совета Республики, а также информационно-статистический, юридический, по учету и регистрации награжденных, по подготовке к рассмотрения ходатайств о помиловании, финансово-хозяйственный отделы. С 1946 по 1955 г.г. Президиум Верховного Совета управлял организационно-массовой работой местных Советов, утверждал положения о выборах, принимал указы о порядке их препровождения, решал вопросы административно-территориального деления в республике, ратифицировал международные договоры, осуществлял правотворческую деятельность.3

После ХХ съезда КПСС, который  вскрыл культ Сталина, достаточно значительно  активизировалась работа высших органов  государственной власти БССР: Президиум  Верховного Совета стал созывать сессии Верховного Совета в строгом соответствии с требованиями Конституции не реже двух раз в год. В законодательной  деятельности Верховного Совета БССР стала проявляться общесоюзная  тенденция, которая была направлена на расширение прав союзных республик  в решении вопросов хозяйственного и социально-культурного строительства.

Информация о работе Органы высшей государственной власти БССР по Конституциям 1937 - 1978 годов