Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:14, контрольная работа
История конституционного законодательства Беларуси теснейшим образом связана с историей советского общества и государства, прошедших в своем развитии ряд ярко выраженных этапов, каждый из которых характеризовался новыми явлениями в отношениях между классами и социальными группами, уровнем экономики, распределении компетенции между Союзом и республиками, полномочиях и направлениях работы государственных органов и т.д. Эти коренные изменения, происходившие в стране, требовали конституционного закрепления. При этом следует отметить, что Конституции Республики Беларусь (впрочем, как и иных бывших советских республик) всегда принимались после принятия соответствующей новой Конституции СССР.
Введение……………………………………….……………..….. с. 3-4
Органы высшей государственной власти БССР по Конституции 1937 года…………………………………………………….... с. 5-8
Органы высшей государственной власти во время реформы 60-х годов…………………………………………………… ……… с. 9-12
Органы высшей государственной власти по Конституции 1978 года………………………………………………………….. .. с. 13-18
Заключение………………………………………………..…...…с.19-20
Список использованных источников и литературы….……..... с.21
В последующие годы начала
развиваться контрольно-
В 1960 г. было утверждено "Положение о постоянных комиссиях Верховного Совета", в соответствия с которым определены два главные направления их деятельности: подготовка законопроектов и контроль за выполнением законов и их эффективностью. К 1969 году количество комиссий возросло к 15.
Все указанные обстоятельства вызвали рост активности Верховного Совета БССР в области законотворческой деятельности. Так, например, с 1959 по 1967 г.г. Верховным Советом БССР были приняты 124 законотворческие акта (Закон о судоустройстве БССР – 1959 г., Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы – 1960 г. и другие). Верховный Совет БССР шестого и седьмого созыва (1962-1972 г.г.) принял около 100 важнейших для государства правовых актов (Гражданский и Гражданско-процессуальные кодексы и другие).
Высшим исполнительным
органом являлся Совет
В 1957 году в
СССР была осуществлена перестройка управления
промышленностью и строительством. Вместо
системы министерств, для руководства
народным хозяйством была создано система
Совнархозов, построенных на территориальной
основе. В связи с проведенной реорганизацией
и созданием Совнархоза в БССР было отменено
девять министерств, что привело к сокращению
состава Совета Министерств республики.
Совнархоз выступал как орган государственного
управления народным хозяйством, наделенный
определенными исполнительно-
Реальная полнота власти в Белоруссии в указанный период времени находилась в руках бюро ЦК КПБ и его первого секретаря. Именно аппарат ЦК КПБ готовил проекты более важных решений в республике, анализировал и контролировал деятельность высших государственных органов, подбирал и назначал кадры для работы в них.4
Высшим судебным органом в БССР являлся Верховный суд, который избирался Верховным Советом БССР на 5 лет. Структурными звеньями Верховного Суда БССР являлись: судебные коллегии по гражданским и уголовным делам.
Кроме всего сказанного, в БССР действовали и другие высшие органы, к которым в первую очередь относились: Прокуратура БССР, Комитете народного контроля БССР.
3.Органы высшей государственной власти БССР по Конституции 1978 года
7 октября
1977 года Верховным Советом СССР
была принята третья и
Согласно Раздела Y Главы ХII Конституции БССР 1978 года высшим постоянно действующим органом государственной власти Белорусской ССР являлся Верховный Совет Белорусской ССР. Он был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, находящийся в ведении Белорусской ССР. К исключительному ведению Верховного Совета Белорусской ССР относились:
Верховный Совет Белорусской ССР состоял из 360 депутатов.
Верховный
Совет Белорусской ССР
Верховный Совет Белорусской ССР созывался Президиумом Верховного Совета Белорусской ССР. Первое после выборов заседание Верховного Совета Белорусской ССР вел Председатель Центральной комиссии по выборам народных депутатов Белорусской ССР, а затем - после избрания Председателя Верховного Совета Белорусской ССР и его заместителей - Председатель Верховного Совета Белорусской ССР или его заместитель.
Право законодательной инициативы в Верховном Совете Белорусской ССР принадлежало народным депутатам Белорусской ССР, Президиуму Верховного Совета Белорусской ССР, Председателю Верховного Совета Белорусской ССР, Комитету конституционного надзора Белорусской ССР, Совету Министров Белорусской ССР, постоянным комиссиям Верховного Совета Белорусской ССР, областным, Минскому городскому Советам народных депутатов, Комитету народного контроля Белорусской ССР, Верховному Суду Белорусской ССР, Прокурору Белорусской ССР, Главному государственному арбитру Белорусской ССР.
Президиум Верховного Совета Белорусской ССР являлся подотчетным Верховному Совету Белорусской ССР органом, который обеспечивал организацию работы Верховного Совета Белорусской ССР и осуществлял другие полномочия в пределах, предусмотренных Конституцией Белорусской ССР и законами Белорусской ССР. В состав Президиума Верховного Совета Белорусской ССР входили следующие должности: Председатель Верховного Совета Белорусской ССР, Первый заместитель Председателя Верховного Совета Белорусской ССР и заместитель Председателя Верховного Совета Белорусской ССР, Председатель Комитета народного контроля Белорусской ССР, председатели постоянных комиссий Верховного Совета Белорусской ССР. Президиум Верховного Совета Белорусской ССР возглавлял Председатель Верховного Совета Белорусской ССР.
Президиум Верховного Совета Белорусской ССР осуществлял следующие полномочия:
- созывал
сессии Верховного Совета
- организовывал подготовку сессий Верховного Совета Белорусской ССР;
- осуществлял контроль за соблюдением Конституции Белорусской ССР;
- принимал
в гражданство Белорусской ССР,
Председатель Верховного Совета Белорусской ССР являлся высшим должностным лицом Белорусской ССР и представлял ее в СССР, во взаимоотношениях с другими союзными республиками и в международных отношениях. Он избирался Верховным Советом Белорусской ССР из числа народных депутатов Белорусской ССР тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд.
Председатель Верховного Совета Белорусской ССР был подотчетен Верховному Совету Белорусской ССР и мог быть в любое время путем тайного голосования отозван Верховным Советом Белорусской ССР.
Комитет конституционного надзора Белорусской ССР избирался Верховным Советом Белорусской ССР сроком на десять лет из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 9 членов Комитета.
Верховный Совет Белорусской ССР осуществлял контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов.
Верховный Совет Белорусской ССР направлял деятельность Комитета народного контроля Белорусской ССР, который возглавлял систему органов народного контроля Белорусской ССР. Организация и порядок деятельности органов народного контроля определялись Законом о народном контроле в СССР и законодательством Белорусской ССР.5
Высшим исполнительным
и распорядительным органом государственной
власти Белорусской ССР являлся
Совет Министров Белорусской
ССР – Правительство
Совет Министров Белорусской ССР образовывался Верховным Советом Белорусской ССР в составе Председателя Совета Министров Белорусской ССР, первых заместителей и заместителей Председателя, министров Белорусской ССР, председателей государственных комитетов Белорусской ССР. По представлению Председателя Совета Министров Белорусской ССР Верховный Совет Белорусской ССР мог
включить в состав Правительства Белорусской ССР руководителей других органов и организаций Белорусской ССР.
Совет Министров Белорусской ССР слагал свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом Белорусской ССР на его первой сессии.
Совет Министров Белорусской ССР был ответственен перед Верховным Советом Белорусской ССР и ему подотчетен.
Совет Министров Белорусской ССР был правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Белорусской ССР, поскольку они не входили, согласно Конституции Белорусской ССР, в компетенцию Верховного Совета Белорусской ССР и его Президиума, Председателя Верховного Совета Белорусской ССР.
С целью решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством, и других вопросов государственного управления в качестве постоянного органа Совета Министров Белорусской ССР действовал Президиум Совета Министров Белорусской СС, в состав которого входили: Председатель Совета Министров Белорусской ССР, первые заместители и заместители Председателя, а также другие члены Правительства в соответствии с Законом о Совете Министров Белорусской ССР.
Совет Министров Белорусской ССР издавал постановления и распоряжения, организовывал и проверял их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров Белорусской ССР были обязательны к исполнению на всей территории Белорусской ССР.
Совет Министров Белорусской ССР в пределах своей компетенции имел право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов областных и Минского городского Советов народных депутатов. Также он имел право отменять акты министерств Белорусской ССР, государственных комитетов Белорусской ССР, других подведомственных ему органов, объединял и направлял работу союзно-республиканских и республиканских министерств и государственных комитетов Белорусской ССР, других подведомственных ему органов.
Союзно-республиканские министерства и государственные комитеты Белорусской ССР руководили порученными им отраслями управления или же осуществляли межотраслевое управление, подчиняясь при этом, как Совету Министров Белорусской ССР, так и соответствующему союзно-республиканскому министерству или государственному комитету СССР. А, республиканские министерства и государственные комитеты Белорусской ССР, в свою очередь, руководили порученными им отраслями управления или осуществляли межотраслевое управление, подчиняясь Совету Министров Белорусской ССР. В Законе о Совете Министров Белорусской ССР были закреплены: компетенция Совета Министров Белорусской ССР и его Президиума, порядок их деятельности, отношения Совета Министров с другими государственными органами, а также был закреплен перечь союзно-республиканских и республиканских министерств и государственных комитетов Белорусской ССР.
В Белорусской ССР правосудие осуществлялось только судом. В Белорусской ССР судами являлись: Верховный Суд Белорусской ССР, областные суды, Минский городской суд и районные (городские) народные суды. Организация и порядок деятельности судов Белорусской ССР определялся Законами СССР и Белорусской ССР.
Верховный Суд Белорусской ССР являлся высшим судебным органом Белорусской ССР и осуществлял надзор за судебной деятельностью судов Белорусской ССР. Он состоял из Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей. Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществлялось коллегиально; в суде первой инстанции - с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.
Судопроизводство в Белорусской ССР велось на белорусском или русском языках или на языке большинства населения данной местности.
Заключение
Информация о работе Органы высшей государственной власти БССР по Конституциям 1937 - 1978 годов