Основные периоды в истории развитии технических знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:56, реферат

Описание

Возрастание роли техники и технического знания в жизни общества характеризуется зависимостью науки от научно-технических разработок, усиливающейся технической оснащенностью, созданием новых методов и подходов, основанных на техническом способе решения проблем в разных областях знания, в том числе и военно-техническом знании. Современное понимание технического знания и технической деятельности связывается с традиционным кругом проблем и с новыми направлениями в технике и инженерии, в частности с техникой сложных вычислительных систем, проблемами искусственного интеллекта, системотехникой и др.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I 4
ТЕХНИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК 4
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 10
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 12
МЕСТО ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. 13
ГЛАВАII 15
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 15
ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 17
ФАКТОРЫ ЭВОЛЮЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 18
Социальные факторы эволюции технического знания. 18
Естественнонаучные факторы эволюции технического знания 18
ПЕРИОДЫ ЭВОЛЮЦИИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа состоит из  1 файл

титулка.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

    Правила и нормы проектирования, графические  и аналитические методы расчета сближают техническую науку с техническим творчеством, проектно-конструкторскими работами. Предмет технических наук формируется в непосредственной зависимости от творчества техники. В этом - специфика технических наук, которые представляют собой средство совершенствования техники, переосмысления естественнонаучных данных, открытия технологических методов и изобретения технических конструкций.

    В качестве важнейшего фактора технического творчества выступают правила, предусматривающие  достижение прочности и надежности технического средства, износостойкости и теплостойкости его деталей и пр. Эти правила образуют рамки конструирования, исключая из него то, что не соответствует выработанным технической наукой критериям функционирования машин. На базе правил и норм инженерной деятельности разрабатываются методы решения задач. Принципы выступают как предпосылки деятельности, как ее организующее и направляющее начало. Таким образом, в предмет технических наук входят не только закономерности технического объекта, но и закономерности технического проектирования, методы, правила, нормы и принципы проектирования техники.

Основные  компоненты технического знания

    Исторически возникновение и становление  первых технических наук относят  к концу XVIII - первой трети XIX в. Использование природных сил, овеществляемых в машинах, в качестве непременного условия требовало сознательного применения естествознания. Это обстоятельство вызвало революционные изменения в характере самой познавательной деятельности. Именно в силу этого впервые возникли такие практические проблемы, которые могли быть разрешены лишь научным путем. Таким образом, возникла потребность в прикладном научном знании. Эмпирическое, опытное естественно-техническое знание получило мощный импульс к развитию, к превращению в особую систему научного знания. Гносеологический анализ теории машин, первой и наиболее развитой ныне технической науки, дает достаточно оснований для того, чтобы "сконструировать" примерную модель технической науки как специфического вида научного знания. Такая модель может в сжатом виде выявить основные, "типовые" компоненты и структуру понятийного аппарата. На ее основе становиться возможным составить известное представление о появлении и развитии многих технических наук, не прибегая к анализу каждой из них. Такие элементы технической теории, как идея, принцип, закон, понятие, метод и др. , рассматриваемые через призму отражаемых в них существенных свойств технических объектов в их системной связи, наиболее четко обнаруживаются в теории машин. В понятийном аппарате современной теории машин можно выделить следующие компоненты:

    1. Социально-техническая идея как  отражение социального противоречия, определившего техническую потребность  в машинном производстве. Она  выступает исходным моментом в объяснении социальной функции технического объекта и построение его теории.

    2. Естественно-технический принцип  теории машин. Таким принципом  явился принцип конструирования  искусственной системы взаимодействующих  механизмов, способной реализовать  заданную социальную функцию.

    3. Социально-техническая идея, естественно-технический  принцип ее реализации определяют  предметное содержание и метод  теории машин, вскрывают целую  совокупность собственно технических  противоречий машинных устройств,  проявляющихся в каждом техническом параметре технических средств, разрешение которых ведет к технической оптимизации функции машинного устройства путем постоянно контролируемого взаимодействия между отдельными элементами конструкции.

    4. Конструктивно-технический метод в науках о машинах представляет важнейший структурный элемент теории. В данной теории метод функционирует только в самых главных чертах, поскольку конструктивное воплощение теоретической модели машины рассматривается практически да пределами данной теории.

    Современные технические науки по мере усложнения исследуемых ими технических  систем, несущих сложные социальные функции, сближаются в известном  плане с общественными науками. Появился раздел социально-технических  знаний, который нацелен на исследование технических устройств с точки зрения технико-экономических, инженерно-психологических, технико-эстетических, эргономических, экологических и других социальных характеристик.  

    Техническое знание и естествознание.

    Технические знания существовали задолго до возникновения технических наук. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности.

    В древнем мире техника, техническое  знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием  и мифологическим миропониманием.

    Античная  наука была комплексной в своем  стремлении максимально полно охватить осмысляемый теоретически и обсуждаемый философски предмет научного исследования. В античности понятие "тэхнэ" включает и технику, и техническое знание, и искусство, но не включает теорию. Тэхнэ не имело никакого теоретического фундамента, античная техника всегда была склонна к рутине, сноровке, навыку. Древние греки проводили четкое различение теоретического знания и практического ремесла.

    В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете  и которое со временем изменялось лишь незначительно. Вопрос соотношения между теорией и практикой решался в моральном аспекте с божественной точки зрения. Именно инженеры, художники и практические математики эпохи Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. В эпоху Возрождения тенденция к всеохватывающему рассмотрению и изучению предмета.

    В науке Нового времени можно наблюдать иную тенденцию - стремление к специализации и вычленению отдельных аспектов и сторон предмета как подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. Одновременно выдвигается идеал новой науки, способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники. Именно этот идеал привел в конечном итоге к дисциплинарной организации науки и техники. В социальном плане это было связано со становлением профессий ученого и инженера, повышением их статуса. Сначала наука многое взяла у мастеров-инженеров эпохи Возрождения, затем в XIX-XX веках профессиональная организация инженерной деятельности стала строиться по образцам действия научного сообщества. Специализация и профессионализация науки и техники с одновременной технизацией науки и сциентификацией техники имели результатом появление множества научных и технических дисциплин, сложившихся в XIX-XX веках в более или менее стройное здание дисциплинарно организованных науки и техники. Этот процесс был также тесно связан со становлением и развитием специально-научного и основанного на науке инженерного образования.

Место технического знания в системе научного знания.

    Техническое знание включает в себя от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний. Современная техника, и, прежде всего техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки.

    Становление научно-теоретического технического знания было обусловлено двумя группами факторов. С одной стороны оно утверждалось на базе экспериментальной науки, когда для формирования технической теории оказывалось необходимым наличие базовой естественнонаучной теории. С другой же – потребность была инициирована практической необходимостью, когда при решении конкретных задач инженеры уже не могли опираться только на приобретенный опыт, нуждаясь в научно-теоретическом обосновании создания искусственных объектов.

    Вплоть  до конца XIX века регулярного применения научных знаний в технической  практике не было, но это характерно для технических наук сегодня. В течение XIX века отношения науки и техники частично переворачиваются в связи со «сциентизацией» техники. Этот переход к научной технике не был, однако, однонаправленной трансформацией техники наукой, а их взаимосвязанной модификацией. Другими словами, «сциентизация» техники сопровождалась "технизацией науки".

    Техника большую часть своей истории  была мало связана с наукой; люди могли делать, и делали устройства, не понимая, почему они так работают. В то же время естествознание до XIX века решало в основном свои собственные задачи, хотя часто отталкивалось от техники. Инженеры, провозглашая ориентацию на науку, в своей непосредственной практической деятельности руководствовались ею незначительно. После многих веков такой "автономии" наука и техника соединились в XVII веке, в начале научной революции. Однако лишь к XIX веку это единство приносит свои первые плоды, и только в XX веке наука становится главным источником новых видов техники и технологии.  
 
 
 

ГЛАВАII

Этапы развития технического знания

    В развитии технического знания можно  выделить несколько этапов, каждый из которых отличается от другого  различной степенью участия в  производственном процессе технических  средств труда и человека:

    1. Эмпирический. На этом этапе техническое знание предстает преимущественно как накопление, описание и систематизация конкретного материала, включенного в процесс практической деятельности человека. Для данного этапа характерно использование человеком в процессе труда сначала простых, а затем и более сложных орудий труда, имеющихся в готовом виде в окружающей природе с постепенным переходом к созданию орудий труда уже самим человеком. Все орудия приводились в действие или мускульной силой человека или же посредством стихийных сил природы (воды, ветра и т. п.) Технические средства на этом этапе выполняли исключительно функции исполнительного механизма.

    2. Абстрактно-познавательный этап. Появляется возможность объяснения и обобщения явлений, проникновение в сущность природных процессов, раскрытия их закономерностей. На этом этапе ручной труд с использованием отдельных орудий (мануфактура, ремесло) уступает место системе орудий - машине. Происходит становление машинного производства. При этом машина представляет собой не простое количественное суммирование отдельных орудий труда, а является целостной системой технических средств, имеющей соответствующую внутреннюю структурную организацию и направленной на достижение определенной функциональной цели. Появляются не только машины - орудия, с помощью которых происходит изменение форм, размеров и других характеристик обрабатываемого предмета, но и машины - двигатели, способные преобразовать один вид энергии в другой. Вместо одного (исполнительного) механизма у простых орудий, машина включает в себя уже три различных механизма: двигательный, передаточный и исполнительный. С развитием машинной техники технологическая деятельность начинает приобретать черты процесса, основанного на сознательном использовании законов природы. Таким образом, техническое знание уже не только объясняет те или иные явления, но и решает задачи преобразования окружающего материального мира.

    3. Современный, высший этап развития. На данном этапе машина уступает место системе машин. Возникает техническая система, в которой появляется новый механизм - механизм контроля и управления производственным процессом. Одной из важнейших закономерностей развития технического знания на этом этапе предстает тенденция к синтезу больших технических систем. Этот процесс в перспективе должен привести к фактическому слиянию технических систем в сверхбольшие системы, состоящие из следующих необходимых компонентов: единой автоматизированной сети связи; системы вычислительного центра и электронных управляющих и других машин; автоматизированных систем управления различных уровней; системы научного и технического сбора информации; различных банков и хранилищ информации; система вещания и т.д.

    Техническое знание приобретает возможность  не только участвовать в решении  задач технологической деятельности, но приобретает также способность предвидеть характер его развития, а также оптимизировать социально-практическую деятельность человека.

    Переход от простых орудий к машинам и  далее к техническим системам является результатом глубоких качественных изменений, подлинно революционных преобразований в структуре технического знания. По мере развития технического знания (а, следовательно, и технических средств труда) все больше функций человека труда в производственном процессе передается техническим средствам. Основное содержание технического знания составляют понятия, законы, теории, которые отражают процесс изменения формы и свойств природных материальных образований в результате их превращения в технические средства труда, приобретения ими в ходе технической деятельности социальной функции. Таким образом, в техническом знании находит свое отражение процесс превращения природного в социальное. Техническая теория представляет собой особый род знаний о природе.

Эволюция технического знания

    Накопленные эмпирическим путем технические знания по своему характеру можно условно разделить на группы, которые дали в последующем начало различным областям знания. Например, оперирование первыми орудиями труда в процессе технологической деятельности послужило предпосылкой в изучении таких простых механических процессов, как равномерное и ускоренное движение, вращение, полет, падение и т.д., вследствие чего появились зачатки механики. Разнообразие форм использования огня в практической деятельности человека обусловили формирование химических знаний. Элементарные механические действия с орудиями труда, предполагающие своей целью придание им необходимых для практических действий форм, (например, обивка камней), а также примитивные действия с помощью огня (сжигание вещества природы, кипячение воды, выплавка руды и. т. п.), способствующие выявлению тех или иных, важных для практики физических свойств вещества природы, послужили основой для становления физических знаний. Следовательно, возникшая, в ходе истории необходимость передачи накопленного опыта, практических навыков явилась весьма существенной “генетической” предпосылкой для формирования технического знания.

Информация о работе Основные периоды в истории развитии технических знаний