Основные периоды в истории развитии технических знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:56, реферат

Описание

Возрастание роли техники и технического знания в жизни общества характеризуется зависимостью науки от научно-технических разработок, усиливающейся технической оснащенностью, созданием новых методов и подходов, основанных на техническом способе решения проблем в разных областях знания, в том числе и военно-техническом знании. Современное понимание технического знания и технической деятельности связывается с традиционным кругом проблем и с новыми направлениями в технике и инженерии, в частности с техникой сложных вычислительных систем, проблемами искусственного интеллекта, системотехникой и др.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I 4
ТЕХНИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК 4
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 10
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 12
МЕСТО ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. 13
ГЛАВАII 15
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 15
ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 17
ФАКТОРЫ ЭВОЛЮЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 18
Социальные факторы эволюции технического знания. 18
Естественнонаучные факторы эволюции технического знания 18
ПЕРИОДЫ ЭВОЛЮЦИИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа состоит из  1 файл

титулка.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

    Поскольку техническое знание представляло собой  сферу деятельности человека по накоплению знания направленного на разрешение объективно существующего противоречия между человеком и техническими процессами, то можно утверждать, что второй, не менее важной предпосылкой, задающей внутренний стимул процессу эволюции технического знания, явилось стремление к разрешению этого противоречия, возникающего в результате физической ограниченности естественных органов человека. С этой точки зрения этапы эволюции технического знания, а следовательно, и технических средств труда, технологических процессов представляются последовательной сменой периодов в процессе разрешения этого противоречия.

Факторы эволюции технического знания

    Социальные  факторы эволюции технического знания.

    Уже отмечалось, что техническое знание в своем развитии, несмотря на относительную  самостоятельность, во многом зависит от влияния внешних, внесистемных по отношению к данному объекту, факторов. Эти факторы, в зависимости от типа воздействия, можно подразделить на прямые и опосредствованные. К последним относятся социально экономические факторы (социальный заказ, национально-культурные характеристики, текущая политическая коньюктура, и т.д.). Они зачастую оказывают решающее влияние на формирование целей и задач в научно-технической области, направленность и масштаб технических изменений. Совокупность этих факторов в целом и образует социально-экономические регулятивы развития технического знания.

    Недооценка  роли социально-экономических регулятивов  процесса формирования и развития технического знания может привести к неверному  истолкованию статуса научно-технического знания, искажению его места и роли в научно-техническом прогрессе.

    Естественнонаучные  факторы эволюции технического знания

    Наряду  с социально-экономическими факторами, определяющими специфику процесса эволюции технического знания, является уровень развития естествознания. С начала формирования научного технического знания, естествознание, как форма познавательной активности человека, в той или иной степени, выступала в качестве основы развития технических средств производства. При исследовании закономерностей создания и функционирования технических средств и методов с необходимостью применяются наличные достижения естественнонаучного знания. Создание любого вида технических средств предусматривает учет имеющихся в наличии законов природы, поэтому в ходе исследования закономерностей создания и функционирования технических средств и систем необходимо восходить к существующим достижениям естествознания, как к своеобразной аксиоматической основе технической деятельности на данном этапе.

    Раскрытие специфики природных законов, особенностей протекания процессов и явлений в рамках естественнонаучного знания, формирование фундаментальных теоретических представлений о природной действительности выступает предпосылкой развития технического знания, всей практической преобразующей деятельности человека.

    Традиционно выделяют следующие функции естественнонаучного  знания по отношению к техническому знанию:

    Исследование  процессов (и природных, и технологических, имеющих место в ходе технологической  деятельности), позволяющее получить их фундаментальное описание посредством закона, определяющего данный процесс - оно представляет собой центральное звено любой технической теории.

    Исследование  субстратов (материалов). Проявляемые  в процессе производства технические характеристики материала, техническое знание может объяснить лишь исходя из его природных, естественных характеристик, устанавливаемых естествознанием.

    С помощью естественнонаучного знания формируются принципы функционирования технических систем и строится идеализация лежащих в ее основе естественных процессов.

    Техническое знание не только применяет естественнонаучные знания о конкретных законах природы  и методах исследования свойств  и связей природных объектов и  явлений, используемых в качестве технических объектов. В техническое знание из естественнонаучного транслируются также всеобщие принципы (например: принципы сохранения, симметрии, необратимости и т.д.).

    Кроме непосредственно теоретического знания, на техническое знание переносятся  сами методы познания, применяемые в естествознании. В рамках технических наук разработана определенная совокупность методов и средств познания, которые могут применяться в технических науках для достижения практических результатов в самых различных сферах.

    Именно, воздействие естественнонаучного знания предопределило наиболее существенные изменения в техническом знании в нашем веке: отказ от традиционных форм эмпирического поиска рационального решения тех технических задач, которые были актуальны на соответствующем этапе эволюции технического знания; появление принципиально новых технических средств.

    Влияние естествознания на развитие научно-технического знания подтверждается многочисленными  примерами новых технических  средств и технологических процессов. Существенно изменялись качественные и количественные характеристики, которые характеризуют общий технический прогресс. При разработке новых технических устройств, систем, технологий существенное место занимают естественные (природные) связи и свойства технических объектов, естественные характеристики их взаимодействия с другими объектами, законы, проявляющиеся в их функционировании.

Периоды эволюции

    В период перехода от ручных орудий труда  к машине техническое знание достигает  соответствующего уровня, обеспечивающего  ему соответствующий технологический  базис в сфере технологической  деятельности. Этот промежуточный статус технологического процесса между человеком и природной средой дает определенные возможности совершенствования этого процесса посредством применения многочисленных технических средств и целенаправленного использования накопленного арсенала теоретических знаний. Если ранее применение орудий труда на практике опиралось на опыт накопленного эмпирического знания, то использование машин предстает конкретным технологическим воплощением определенных теоретических (технических) знаний.

    Специфика этого процесса обусловлена самой  внутренней логикой эволюции технического знания: этап накопления и эмпирических поисков необходимо сменяется периодом обобщения и теоретических разработок. Таким образом, техническое знание постепенно превращается в важнейший фактор процесса технологической деятельности, определяя сущность нового этапа в его саморазвитии.

    В целом в эволюции технического знания можно выделить периоды эволюционного  и революционного характера.

    Первый (эволюционный) период можно охарактеризовать как период постепенного накопления фактического материала и попыток его объяснения на основе существующих теоретических концепций.

    Период  же революционного скачка, подготавливаемый предшествующим ему эволюционным периодом, представляет собой начало качественно  новой (а следовательно, и завершение старой) эпохи в развитии технического знания. “Часть наших затруднений в понимании глубокого различия, существующего между наукой и техникой, связана с тем, что и науке и технике одинаково свойственен прогресс”.

    Качественно новый фактический материал, не укладывающийся в рамки устаревших теоретических воззрений, способствует появлению новых теоретических концепций, порой осуществляющих настоящий переворот, осмысление предшествующего периода развития техники. По истечении революционного периода в развитии структуры технического знания, вновь начинается новое эволюционное развитие, направленное на более полную реализацию открывающихся возможностей технического освоения действительности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Фундаментальные исследования, которые проводятся в интересах развития техники, направлены на решение ряда более или менее четко сформулированных научно-технических проблем и имеют своей задачей получение достоверной информации о принципиальной возможности реализации тех или иных научных результатов, идей и открытий при создании образцов новой техники.

    Обилие  новых направлений в технике  и инженерии и важность их разработки вызывают в последние годы интерес  к теоретико-методологическим и  философским вопросам технического знания со стороны широкого круга специалистов инженеров, историков науки, биологов, психологов, философов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Козлов  Б.И. Возникновение и развитие технических  наук. Опыт историко-теоретического исследования. Л., 1988.
  2. Мандрыка А.П. Очерки развития технических наук. Л., 1984.
  3. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. - М.: ИНФРА-М, 2000.
  4. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  5. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. - Л.: Наука, 1977.
  6. Ленк Х. Размышления о современной технике. - М.: Аспект Пресс, 1996.
  7. Митчам К. Что такое философия техники? М.: Аспект Пресс, 1995
  8. Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. - Красноярск, 1989.
  9. Степин В.С., Горохов В.Г. Введение в философию науки и техники. - М.: Гардарика, 2003.
  10. Чешев В.В. Технические науки как объект методологического анализа. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1981.
  11. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. - М.: ИНФРА-М, 1998.
  12. Ильин В.В. Философия науки. – М., 2003.
  13. Кохановский В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. – Ростов н/Д., 2005.
  14. Рузавин Г.И. Философия науки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005.
  15. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.
  16. Томпсон М. Философия науки. – М., 2003.
  17. Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М., 2004.
  18. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники. – М., 2004.

Информация о работе Основные периоды в истории развитии технических знаний