Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:56, реферат
Возрастание роли техники и технического знания в жизни общества характеризуется зависимостью науки от научно-технических разработок, усиливающейся технической оснащенностью, созданием новых методов и подходов, основанных на техническом способе решения проблем в разных областях знания, в том числе и военно-техническом знании. Современное понимание технического знания и технической деятельности связывается с традиционным кругом проблем и с новыми направлениями в технике и инженерии, в частности с техникой сложных вычислительных систем, проблемами искусственного интеллекта, системотехникой и др.
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I 4
ТЕХНИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК 4
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 10
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 12
МЕСТО ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. 13
ГЛАВАII 15
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 15
ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 17
ФАКТОРЫ ЭВОЛЮЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 18
Социальные факторы эволюции технического знания. 18
Естественнонаучные факторы эволюции технического знания 18
ПЕРИОДЫ ЭВОЛЮЦИИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Поскольку техническое знание представляло собой сферу деятельности человека по накоплению знания направленного на разрешение объективно существующего противоречия между человеком и техническими процессами, то можно утверждать, что второй, не менее важной предпосылкой, задающей внутренний стимул процессу эволюции технического знания, явилось стремление к разрешению этого противоречия, возникающего в результате физической ограниченности естественных органов человека. С этой точки зрения этапы эволюции технического знания, а следовательно, и технических средств труда, технологических процессов представляются последовательной сменой периодов в процессе разрешения этого противоречия.
Уже отмечалось, что техническое знание в своем развитии, несмотря на относительную самостоятельность, во многом зависит от влияния внешних, внесистемных по отношению к данному объекту, факторов. Эти факторы, в зависимости от типа воздействия, можно подразделить на прямые и опосредствованные. К последним относятся социально экономические факторы (социальный заказ, национально-культурные характеристики, текущая политическая коньюктура, и т.д.). Они зачастую оказывают решающее влияние на формирование целей и задач в научно-технической области, направленность и масштаб технических изменений. Совокупность этих факторов в целом и образует социально-экономические регулятивы развития технического знания.
Недооценка
роли социально-экономических
Наряду
с социально-экономическими факторами,
определяющими специфику
Раскрытие специфики природных законов, особенностей протекания процессов и явлений в рамках естественнонаучного знания, формирование фундаментальных теоретических представлений о природной действительности выступает предпосылкой развития технического знания, всей практической преобразующей деятельности человека.
Традиционно
выделяют следующие функции
Исследование процессов (и природных, и технологических, имеющих место в ходе технологической деятельности), позволяющее получить их фундаментальное описание посредством закона, определяющего данный процесс - оно представляет собой центральное звено любой технической теории.
Исследование субстратов (материалов). Проявляемые в процессе производства технические характеристики материала, техническое знание может объяснить лишь исходя из его природных, естественных характеристик, устанавливаемых естествознанием.
С
помощью естественнонаучного
Техническое знание не только применяет естественнонаучные знания о конкретных законах природы и методах исследования свойств и связей природных объектов и явлений, используемых в качестве технических объектов. В техническое знание из естественнонаучного транслируются также всеобщие принципы (например: принципы сохранения, симметрии, необратимости и т.д.).
Кроме непосредственно теоретического знания, на техническое знание переносятся сами методы познания, применяемые в естествознании. В рамках технических наук разработана определенная совокупность методов и средств познания, которые могут применяться в технических науках для достижения практических результатов в самых различных сферах.
Именно, воздействие естественнонаучного знания предопределило наиболее существенные изменения в техническом знании в нашем веке: отказ от традиционных форм эмпирического поиска рационального решения тех технических задач, которые были актуальны на соответствующем этапе эволюции технического знания; появление принципиально новых технических средств.
Влияние
естествознания на развитие научно-технического
знания подтверждается многочисленными
примерами новых технических
средств и технологических
В
период перехода от ручных орудий труда
к машине техническое знание достигает
соответствующего уровня, обеспечивающего
ему соответствующий
Специфика этого процесса обусловлена самой внутренней логикой эволюции технического знания: этап накопления и эмпирических поисков необходимо сменяется периодом обобщения и теоретических разработок. Таким образом, техническое знание постепенно превращается в важнейший фактор процесса технологической деятельности, определяя сущность нового этапа в его саморазвитии.
В целом в эволюции технического знания можно выделить периоды эволюционного и революционного характера.
Первый (эволюционный) период можно охарактеризовать как период постепенного накопления фактического материала и попыток его объяснения на основе существующих теоретических концепций.
Период же революционного скачка, подготавливаемый предшествующим ему эволюционным периодом, представляет собой начало качественно новой (а следовательно, и завершение старой) эпохи в развитии технического знания. “Часть наших затруднений в понимании глубокого различия, существующего между наукой и техникой, связана с тем, что и науке и технике одинаково свойственен прогресс”.
Качественно
новый фактический материал, не укладывающийся
в рамки устаревших теоретических воззрений,
способствует появлению новых теоретических
концепций, порой осуществляющих настоящий
переворот, осмысление предшествующего
периода развития техники. По истечении
революционного периода в развитии структуры
технического знания, вновь начинается
новое эволюционное развитие, направленное
на более полную реализацию открывающихся
возможностей технического освоения действительности.
Фундаментальные исследования, которые проводятся в интересах развития техники, направлены на решение ряда более или менее четко сформулированных научно-технических проблем и имеют своей задачей получение достоверной информации о принципиальной возможности реализации тех или иных научных результатов, идей и открытий при создании образцов новой техники.
Обилие
новых направлений в технике
и инженерии и важность их разработки
вызывают в последние годы интерес
к теоретико-методологическим и
философским вопросам технического
знания со стороны широкого круга специалистов
инженеров, историков науки, биологов,
психологов, философов.
Информация о работе Основные периоды в истории развитии технических знаний