Основные законы 1906 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:13, лекция

Описание

Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка" 17 октября 1905г. Провозглашал демократизацию политического режима Российской империи и дарования населению российской империи демократических прав и свобод, подтверждение созыва Государственной Думы.
Манифест от 17 октября 1905г. Провозгласил неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов и стал официальным основанием для возникновения или активизации деятельности следующих политических партий:
1. партии правительственного лагеря, выступающей за сохранение абсолютизма в государстве;
2. либеральной аппозиции, выступающей за конституционную форму правления и проведения демократических реформ;
3. Союза русского народа, считавшей самодержавную монархию наиболее приемлемой формой правления использующей в качестве методов борьбы террор;

Работа состоит из  1 файл

Основные законы.docx

— 23.61 Кб (Скачать документ)

     Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка" 17 октября 1905г.

     Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка" 17 октября 1905г. Провозглашал демократизацию политического режима Российской империи и дарования  населению российской империи демократических  прав и свобод, подтверждение созыва Государственной Думы.

     Манифест  от 17 октября 1905г. Провозгласил неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов и стал официальным основанием для возникновения или активизации  деятельности следующих политических партий:

     1. партии правительственного лагеря, выступающей за сохранение абсолютизма  в государстве;

     2. либеральной аппозиции, выступающей  за конституционную форму правления  и проведения демократических  реформ;

     3. Союза русского народа, считавшей  самодержавную монархию наиболее  приемлемой формой правления  использующей в качестве методов  борьбы террор;

     4. Конституционно-демократической партии (кадетов), стремящейся к установлению  конституционной монархии мирным  путём, принудительному выкупу  части помещичьих земель, введению  восьмичасового рабочего дня;

     5. "Союза 17 октября", поддерживающего  положение Манифеста 17 октября  1905 года и выступающего за конституционную  монархию с народным представительством  на основе всеобщего избирательного  права;

     6. Российской социал-демократической  рабочей партии (РСДРП), выступающей  за свержение самодержавия, отделение  церкви от государства, отмену  выкупных платежей для крестьян, введение восьмичасового рабочего  дня;

     7. Партии социалистов-революционистов (эсеров), выступающих за свержение самодержавия, созыв учредительного собрания, за переход к социализму за крестьянские общины путём проведения социализации земли.

     Итак, первая российская революция породила существенные изменения в государственном  строе страны. Прежде всего, следует  отметить преобразование формы правления. В науке и дореволюционной, и  советской шли большие споры  о том, какой стала эта форма. Многие историки считают, что Манифест 17 октября 1905 г. и Основные государственные законы Российской империи в редакции 1906 г. привели к некоторому ограничению власти монарха. Значит уже с этого момента нельзя говорить об абсолютизме, т.е. о монархии неограниченной. И хотя в законе еще говорится о самодержавии, однако не случайно из него выпало слово "неограниченное". Конечно, с юридической точки зрения понятия "самодержавие" и "абсолютизм" тождественны, но фактически уже произошло расщепление этих терминов.

     Как известно, первый вариант Основных государственных законов был  создан еще в ходе систематизации российского законодательства, проведенной  в 30-х гг. XIX в. Редакция 1906 г. — плод революции, - конечно, заметно отличается от прежней.

     Наиболее  восторженные либералы начала XX в. нередко называли Основные государственные законы 1906 г. конституцией. Конечно, это чересчур радужное представление. В действительности все те уступки, которые удалось вырвать у Николая II, были настолько ничтожны, что принимать их всерьез просто невозможно. Да, Основные законы предусмотрели создание Государственной думы — органа, похожего на парламент, но именно похожего. Не случайно один из царских министров заявил в Третьей Государственной думе: "У нас, слава Богу, нет парламента". Действительно, хотя Думе были, вроде бы, предоставлены законодательные права, однако правильнее было бы сказать — только часть законодательных прав, поскольку ни один закон не мог быть принят без санкции Государственного совета и самого императора. Дума не имела возможности контролировать администрацию.

     Несмотря  на все сказанное, Основные государственные  законы представляют собой важный и  интересный документ, характеризующий  государственный строй Российской империи на закате ее истории.

     манифест закон российский империя государственный дума

 

      Пересмотр основных законов Российской империи.

     После появления Манифеста 17 октября 1905 г. стало ясно, что новые политические реальности диктуют необходимость пересмотра основных законов Российской империи. Витте считал (его мнение разделяли и многие другие сановники), что нельзя откладывать эту работу. Ее надлежало зaвершить до начала заседаний Государственной Думы, чтобы наперед исключить всякую возможность принятия на себя ею функции Учредительного собрания. Опасность подобного развития была вполне реальной.

     20 февраля 1906 г. появился царский  манифест, развивавший положения  Манифеста 17 октября. В нем  указывалось, что за монархом  сохраняются все права, кроме  тех, которые "он разделяет  с Государственной Думой". Одновременно изменялась функция и структура Государственного Совета. Отныне он становился верхней палатой парламента. Причем только половина его членов назначалась царем, а другая часть комплектовалась представителями от православного духовенства, дворянства, земства, от организаций науки, промышленности и торговли.

     23 апреля 1906 г. император утвердил  новую редакцию "Основных законов  Российской империи". Они подтверждали  незыблемость самодержавия. "Императору  всероссийскому, — гласила статья 4, — принадлежит верховная самодержавная  власть". Последующие статьи определяли  священность и неприкосновенность  особы царя, его право издавать  законы, руководить внешней политикой,  армией, флотом, назначением высших  чиновников.

     В Основных законах появился и новый  момент, которого не было раньше. В статье 86 говорилось: "Никакой новый закон  не может последовать без одобрения  Государственного совета и Государственный  думы и воспринять силу закона без  утверждения Государя Императора". Следующая, 87-я статья, позволяла  монарху между сессиями законодательных  палат издавать законы в форме "чрезвычайных указов".

     Дума  имела право делать запрос различным  должностным лицам, выступать с законодательной инициативой. К ее компетенции относилось утверждение бюджета, утверждение штатов и смет различных ведомств, утверждать отчет Государственного контроля, рассматривать все вопросы, связанные с железнодорожным строительством, и т. д.

     Основные  законы содержали и широкий перечень прав и обязанностей граждан (глава 8). Собственно к числу обязанностей относилось только две: исполнять всеобщую воинскую повинность и платить налоги. Зато перечень гражданских прав был  значительно шире. В их числе: гарантия юридической защиты в случае ареста или судебного преследования, неприкосновенность жилища, неприкосновенность частной  собственности.

     В статье 77 особо оговаривалось, что  конфискация собственности могла  иметь место лишь в случае государственной  надобности и только при справедливой компенсации. Закон признавал право  граждан свободно выбирать место  жительства в России, беспрепятственно выезжать за границу. Граждане России впервые в истории получили свободу  вероисповедания и право создавать  союзы и объединения.

     Если  к этому добавить, что граждане получали право создавать партии, а члены враждебных государству  партий, не получивших официальную  регистрацию, имели право избирать и быть избранным в Думу как "независимые  деятели", то уместен вывод, что  в Основных законах 1906 г. с достаточной  ясностью и точностью сформулированы принципы гражданской свободы.

     Основные  законы 1906 г. утвердили три исходных элемента конституционного строя: выборное представительство с законодательными правами, разделение исполнительной и  законодательной власти, независимость  судебной власти.

 

      Государственная Дума

     20 февраля 1906 года вышел акт об  учреждении Государственной Думы, в котором определялась её  компетенция: предварительная разработка  и обсуждение избирательных положений,  утверждение государственного бюджета,  обсуждение вопросов о строительстве  железных дорог и учреждении  акционерных обществ. Дума избиралась  на 5 лет. Депутаты Думы были  неподотчетны избирателям. Дума  могла быть распущена досрочно  по решению императора. С законодательной  инициативой в Думу могли входить  министры.

     Одновременно  с актом об учреждении Думы принято  новое положение о государственном  совете, который был реформирован и стал верхней палатой, обладавшей теми же правами, что и Дума, все  законопроекты, принятые думой затем  должны были поступать в государственный  совет, и лишь в случае принятия их советом представляться на утверждение  императором. 2

     В избирательную часть Совета входили  представители духовенства, Академии наук, университетов, земских собраний, торговли, промышленности (всего 98 членов). Такое же число ежегодно назначалось  императором во вторую часть Совета из других государственных сановников. Одно и то же лицо не могло быть членом государственной Думы и Государственного совета.

     В конце 1905 года – начале 1906, появился ряд Временных правил: "Для  непериодической печати", "Об обществах  и союзах", "О собраниях", действовавший до 1917 года.

     Основные  государственные законы предоставляли  царю право на абсолютное вето. Однако дума могла вновь возвращаться к  обсуждению вопроса, отклоняемого царём, тем самым оказывая на него давление.

     Депутаты  имели право запроса к министрам, что давало возможность

     Думе  публично обсуждать действия исполнительной власти и требовать ответов от правительства. По результатам этих ответов Дума выносила суждения.

     Обе палаты получили право обсуждать, утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты, представляемые правительством, они  же пользовались правом законодательной  инициативы (кроме изменения Основных законов, осуществляемого по инициативе царя).

     В случае чрезвычайных обстоятельств правительство имело право в промежутках между сессиями Думы и с одобрения царя издавать указы, приравненные к законам.

     Первая  дума

     Весной 1906 года Дума начала работу. Источник будущих  коллизий был заложен в самом  устройстве российской Конституции, давшей Государственному совету одинаковые законодательные  права с Думой. Наполовину состоявший из высоких чиновников, Государственный  совет был консервативным органом, постоянно сдерживающим либеральные  порывы Государственной Думы (в своём  адресе царю депутаты первой Думы потребовали отмены исключительных законов принудительного отчуждения частновладельческих земель, полной амнистии политзаключённых, отмены смертной казни и прочее).

     Наиболее  острым был конфликт между Думой  и правительством при обсуждении аграрного вопроса. Правительство  доказывало, что проекты дают лишь небольшую прирезку земли и неизбежное при этом разрушение культурных хозяйств причинит большие убытки экономике. В июне 1906 года правительство обратилось к населению с сообщением по аграрному вопросу, в котором отвергался принцип принудительного отчуждения. Дума со своей стороны заявила, что она не отступит от этого принципа и требовала отставки правительства. Правительство решило не уступать Думе по двум вопросам. Оно возражало против решения аграрного вопроса путём перехода от дуалистической монархии к парламентарному строю. В свою очередь Дума отказывалась сотрудничать с правительством и превращалась в центр революционных идей распространявшихся по всей стране (на что указывали отчёты губернаторов). 3

     В качестве компромиссного решения предлагалось сформировать комиссию, в которую  должны были войти лидеры думских  фракций (кадеты). Когда этот план был  отклонён, роспуск Думы был неизбежен.

     Правительство усмотрев в действиях Думы признаки "незаконности", 8 июня распустило Думу. Первая Дума просуществовала 72 дня.

     Вторая  Дума

     Выборы  во вторую Думу дали ещё больший  перевес левым партиям, чем в  первой Думе. В феврале 1907 года Дума начала работу, наметились её попытки  сотрудничества с правительством (даже эсеры объявили, что на время деятельности Думы прекращают свою террористическую деятельность).

     Премьер-министр  П.А.Столыпин сообщил о мерах, принятых в перерывах между первой и  второй Думами. В соответствии со ст.87 Основных законов правительство  провело: Закон о военно-полевых  судах – 1906г. (он не был представлен на утверждение Думы, и его действие прекратилось весной 1907г., но на его основании были казнены около 700 человек); Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями от 5 октября 1906 года., Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы от 9 ноября 1906 года., превращать их в свою личную собственность.

Информация о работе Основные законы 1906 года