Основы идеологии белорусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:07, контрольная работа

Описание

Описана государственная символика белорусского государства, описаны конфессиональные отношения в РБ

Содержание

1. Государственная символика – символы государственного суверенитета Республики Беларусь 3
2. Характер, особенности и тенденции государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь 6
Список использованных источников 16

Работа состоит из  1 файл

Идеология.docx

— 49.97 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Государственная символика – символы государственного суверенитета Республики Беларусь 3

2. Характер, особенности и тенденции государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь 6

Список использованных источников 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственная символика – символы государственного суверенитета Республики Беларусь

Государственная символика БССР просуществовала  до 19 октября 1991 года, когда Верховный  Совет Республики Беларусь, после  продолжительных споров, принял законы о государственных символах. Государственным  флагом  Республики Беларусь стал бело-красно-белый  флаг, а Государственным гербом  -  «Погоня», которые являлись символами  БНР. Такое решение Верховного  Совета было принято на волне разрушительных событий, связанных с перестройкой общества, и у многих вызвало несогласие. Противники этой символики отмечали, в частности, что «Погоня» является государственным символом Литовской  Республики, что в годы второй мировой  войны «Погоня» и бело-красно-белый  флаг широко использовались теми, кто  помогал фашистским захватчикам  устанавливать  на нашей земле  оккупационный режим и был  соучастником их злодеяний.

Стремясь  восстановить историческую правду и  исправить допущенную ошибку, Президент  Республики Беларусь А.Г. Лукашенко  вынес на референдум вопрос о государственной  символике.

14 мая 1995 г.  в Республике Беларусь состоялся  первый в ее истории референдум, инициированный Президентом. На  одобрение граждан выносились  четыре вопроса, среди которых  был и следующий: «Поддерживаете  ли Вы предложение о введении  новых Государственного флага  и Государственного герба Республики  Беларусь?».

На этот вопрос положительно ответили 75,1% граждан, принявших  участие в референдуме, поддержав  таким образом новую символику.

По результатам  референдума  Президент  Республики Беларусь А.Г. Лукашенко 7 июня 1995 г. подписал указ №213 «Об утверждении эталона  Государственного герба Республики Беларусь и Положения о Государственном  гербе Республики Беларусь».

В этих документах содержалось краткое геральдическое описание государственных символов. Предстояло создать еще развернутое  описание,  которое полностью  разъяснило бы смысл и значение новых  государственных символов. В этих целях решением главы Администрации  Президента Республики Беларусь М. В. Мясниковича  от 21 декабря был объявлен всенародный  конкурс на лучший пояснительный  текст к Государственному гербу  и Государственному флагу Республики Беларусь, который завершился в мае 1996 г. В нем приняли участие 22 автора, представившие 27 текстов.

Окончательные итоги по выработке новых государственных  символов  подведены 25 сентября 1996 года. Предложенные символы, опираясь в какой-то мере на символику  БССР, вместе с  тем содержат принципиально новые, отвечающие реалиям  сегодняшнего времени  дня черты, утверждая прежде всего  суверенность и независимость демократической  Республики Беларусь, перспективы ее дальнейшего развития.

 Так наша  страна приобрела свои ныне  действующие Государственный   герб и Государственный флаг, которые  наряду с Государственным  гимном являются основными атрибутами  государственности,  символами суверенитета  Республики Беларусь. Ныне государственные  герб и флаг  являются общепризнанными  атрибутами  государственности.  Широко используются  как в  повседневной гражданской жизни  общества, так и в дипломатических  и других отношениях между  государствами. Они - важный элемент  патриотического единения граждан.

Установлен  праздник государственной символики - День Государственного герба и  Государственного флага Республики Беларусь, который белорусы отмечают во второе воскресенье  мая.

Государственный герб. Герб представляет особый зеленый контур Республики Беларусь в золотых лучах солнца над земным шаром. Сверху контура находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамляет венок из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева - льна. Колосья обвиты красно-зеленой лентой, на которой снизу сделана надпись золотом "Республика Беларусь".

Нынешний  Государственный герб республики - исторический символ приверженности народа Беларуси созидательному труду, его  веры в торжество справедливости, достойного места в мировом сообществе.  

Государственный флаг. Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней - красного цвета шириной в 2/3 и нижней - зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Около древка вертикально размещен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющем 1/9 длины флага, отношение ширины флага к его длине - 1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), который окрашивается в золотистый (охра) цвет.

Красный цвет на флаге - из глубины веков, цвет победоносных штандартов грюнвальдской победы белорусских  полков над крестоносцами, цвет знамен дивизий Красной Армии и белорусских  партизанских бригад, освобождавших  Беларусь от фашистских оккупантов и  их прислужников. Зеленый цвет - это  цвет надежды, весны и возрождения, цвет лесов и полей. Белорусский  орнамент - символ древней культуры народа, духовного богатства нации, единства ее песняров и творцов с  народом.

 

2. Характер, особенности и тенденции государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь

Веками на нашей земле главными духовными  опорами людей были церковь, семья, коллектив. Гармонично дополняя друг друга, эти общественные институты давали человеку самое заветное – веру, надежду и любовь. Любое откланения в сторону от этих понятий приводило к духовному опустошению личности, а тем самым – к подрыву духовных устоев государства. Особенно это проявлялось в сложные для белорусского народа исторические периоды. Данные понятие нельзя разрывать и разрушать – так учит нас опыт народной жизни.

Вот почему одной  из самых тонких и деликатных сфер государственной идеологии является конфессиональная. Наше государство – светское, но не учитывать религиозный фактор общественного развития мы не можем. Религиозные организации играют важную роль в духовно-нравственной жизни нашего общества.

Наша страна является многоконфессиональным государством, в котором зарегистрировано 25 религиозных  конфессий и направлений. Данные социологических исследований, проведенных  белорусскими социологами, говорят, что  верующими считают себя около 50% взрослого населения Беларуси. Среди  верующих более 80% православных; более 10% католиков; почти 2% протестантов; 0,2% мусульман; 0,2% иудеев; еще около 1% исповедуют другие религии. Но точные цифры назвать  невозможно, ибо официальной статистики по данной проблеме нет [1, с.403].

Общая численность  религиозных организаций в настоящее  время достигла 3321. В соответствии со своими уставами действуют 159 религиозных  организаций [7], имеющих общеконфессиональное значение. По состоянию на 1 января 2011 года в республике зарегистрировано 3162 религиозные общины, в том числе  в Брестской области – 719 общин, в Витебской – 532, в Гомельской – 377, в Гродненской – 463, в Могилевской  – 269, в Минской – 663 и в г. Минске – 139 [7]. Данные о государственной регистрации религиозных общин (в 2010 году зарегистрировано 56 общин, в 2009 году – 47 общин, в 2008 году – 61 община, в 2007 году – 52 общины[7]) свидетельствуют об устойчивости конфессиональной структуры общества.

1 ноября 2007 года  Палатой представителей Национального  собрания Республики Беларусь  был принят Закон «О внесении  изменений и дополнений в Закон  Республики Беларусь «О свободе  вероисповеданий и религиозных  организациях»». Данный закон упорядочивает деятельность религиозных организаций, начиная от регистрации до приостановления и ликвидации религиозной организации в случае нарушения с их стороны белорусского законодательства.

В его преамбуле  признается определяющая роль православной церкви в историческом становлении  и развитии духовных, культурных и  государственных традиций белорусского народа. Это связано с тем, что  православие является религией основной культурообразующей нации и по состоянию  на 1 января 2011 г. в Республике Беларусь насчитывается 1545 приходов проваславной церкви, объединенных в 11 епархий, что составляет 45% от всех конфессий действующих на ее территории. В 2010 году верующие создали 36 новых приходов (в 2009 году – 36 приходов, в 2008 году – 43 , в 2007 году – 32[7]).В современной Беларуси православие начинает приобретать особое значение культурного центра и символа национальной идентичности.

Отношения государства и Православной церкви – это отношения партнерства, равноправного и созидательного сотрудничества. С конкретной целью – сообща наращивать потенциал духовно-нравственного воспитания и социального служения людям. Православная церковь продолжает свою активную духовную и социальную деятельность. В 2003 году подписано долговременное Соглашение о сотрудничестве государства и Белорусской Православной церкви. В соответствии с данным Соглашением заинтересованными органами государственного управления и Белорусским Экзархатом подписан ряд совместных программ сотрудничества, комплексные программы мер по реализации Соглашения выполняются всеми облисполкомами и Минским горисполкомом [1, c.405]. Так в рамках Программы возрождения Жировичского Свято-Успенского монастырского комплекса и Минской духовной академии и семинарии на 2001-2005 годы и на период до 2010 года на реставрационные работы в 2009 году было выделено 7,792 млрд. рублей, в 2010 году – 7,262 млрд. рублей [7].

Большой популярностью  пользуются мероприятия духовно-просветительской программы «Семья – единение –  Отечество», которая разработана  Минской епархией Белоруской Православной Церковью и при поддержке местных  властей распространяется на все  регионы страны. С 2008 года прошли мероприятия  программы в городах Слуцке, Жодино, Солигорске, Столбцах, Борисове, Молодечно, Вилейке, Марьиной Горке, г.п. Старые Дороги Минской области. В дальнейшем аналогичные  мероприятия состоялись в других регионах республики – в г. Минске и г. Могилеве, а также в городах  Мозыре, Жлобине Гомельской области. Белорусская православная церковь  применяет новые формы социального  служения. Создано религиозное братство врачей, которое дает бесплатные квалифицированные  консультации больным. В Витебской  епархии действует религиозное  тюремное братство, оказывающее моральную, духовную и материальную помощь людям, находящимся в заключении.

В преамбуле  закона «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» так же отмечается духовная, культурная и историческая роль католической церкви на территории Беларуси. Римско-католическая церковь является второй конфессией по количеству верующих. За последние 20 лет количество религиозных общин римско-католической церкви увеличилось в четыре раза, по состоянию на 1 января 2011 года в Республике Беларусь насчитывается 475 приходов, объединенных в 4 епархии. Кроме того, в республике действуют 9 римско-католических миссий и 9 монашеских общин [7]. Всего за период с 1988 по 2010 год государством было передано Римско-католической церкви около 300 объектов под религиозные цели[7]. Одной из проблем Римско-католической церкви является значительная нехватка кадров священнослужителей из числа граждан Республики Беларусь. В приходах Римско-католической церкви работает 418 священнослужителей, из которых 160 – иностранные граждане. Государство оказывает поддержку духовным учебным заведениям Римско-католической церкви, предоставляя отсрочку от призыва на военную службу семинаристам и выпускникам семинарий (в 2008 году отсрочку получили 56 человек, в 2009 году – 44, в 2010 году – 38, в 2011 году – 56[7]). Государственные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы оказывают содействие Римско-католической церкви в решении ее вопросов, а также в организации значимых мероприятий.

Осуществляется  значительная социальная и благотворительная  работа непосредственно в общинах  и через благотворительные организации (в частности, благотворительное  католическое общество «Каритас»).

Ежегодно  все облисполкомы оказывают содействие в организации паломничества  в деревне Будслав Мядельского  района. Большое значение имеют проводимые под эгидой Римско-католической церкви мероприятия в сфере культуры. Ежегодно в г. Могилеве проходит международный  фестиваль христианской музыки «Магутны Божа», в котором принимают участие  творческие коллективы различных конфессий  и религиозных направлений из Беларуси и зарубежных стран.

Закон признает неотделимость от общей истории  народа Беларуси евангелическо-лютеранской  церкви, иудаизма и ислама. Это не разделение религий, а именно учет степени  их распространенности, а также характера  их влияния на формирование духовных, культурных традиций белорусского народа.

Для последних  лет характерен, в первую очередь, бурный рост количества религиозных  организаций, но в то же время и  серьезные изменения в их организационной  структуре, а также определенные новые тенденции в распределении  сфер влияния между конфессиями. Борьба всех религиозных организаций  за влияние на умы верующих проходит в специфических условиях постсоветского общества, для которого характерен низкий уровень религиозной культуры, то есть уровень знания и исполнения обрядов институционально оформленных конфессий. Можно выделить два направления, по которым проходит конкурентная борьба: первое — организации традиционных для Беларуси религий конкурируют между собой, стремясь реализовать свои интересы; второе — традиционные религии объединено выступают против повышения влияния «новых религий».

О состоянии  конкуренции между традиционными  религиями можно сказать следующее. Опыт совместного сосуществования  на территории поликонфессионального  и многонационального государства  делает в настоящее время невозможным  открытое противостояние между руководителями религиозных организаций православия, католицизма, ислама, иудаизма, но это  не означает, что отдельные религиозные  общины или религиозные деятели  никогда не применяют агрессивных  методов для реализации своих  интересов. В целом такие действия находят осуждение со стороны  верующих и иерархов. Поэтому можно  говорить о мирном сосуществовании  религиозных организаций, традиционных для Беларуси. Все эти религиозные  общины и организации находят  силы и желание вести мирный диалог между собой и по вопросам вероучений и по проблемам реальной экономической, политической и культурной деятельности. Но эффективного диалога с «новыми  религиями» пока не получается.

Информация о работе Основы идеологии белорусского государства