Основы идеологии белорусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:07, контрольная работа

Описание

Описана государственная символика белорусского государства, описаны конфессиональные отношения в РБ

Содержание

1. Государственная символика – символы государственного суверенитета Республики Беларусь 3
2. Характер, особенности и тенденции государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь 6
Список использованных источников 16

Работа состоит из  1 файл

Идеология.docx

— 49.97 Кб (Скачать документ)

Все представители  традиционных для Беларуси вероисповеданий  занимают позицию неприятия по отношению  к деятельности миссий западных вероучений протестантского толка и миссий организаций нетрадиционных культов. Именно традиционные религиозные организации  поддерживают общественные объединения, которые противостоят «тоталитарным  сектам», поскольку государство  занимает позицию невмешательства. Православные общины организуют центры помощи людям, ставшим жертвами антигуманных религиозных вероучений организаций. Проблема восстановления морального и  психического здоровья тем более  остра, что жертвами сект становятся молодые люди.

Таким образом, необходимо реально оценивать возможности  религии, так как социальное и  нравственное возрождение возможно только при общих усилиях и  сотрудничестве государственных и  религиозных объединений. Для нормального  развития общества важно, чтобы учитывались  как общие интересы людей, так  и интересы отдельных групп, несмотря на их мировоззренческие устои: нельзя к инакомыслящим проявлять нетерпимость и агрессивность. Опасен во взаимоотношениях между людьми фундаменталистский подход. Культура граждан предусматривает  широкий кругозор, своеобразный набор  мировоззренческих и нравственных взглядов, лояльное отношение к мировоззрению  других людей.

Конфессиональная  политика государства направлена на поддержание и укрепление межконфессионального мира и согласия в белорусском  обществе, развитие взаимодействия с  традиционными конфессиями, в первую очередь с Белорусской Православной церковью. Пристальное внимание проблемам  деятельности религиозных организаций  уделяет А. Г. Лукашенко. В 2010 году состоялись ежегодные встречи Президента Республики Беларусь с членами Синода Белорусской православной церкви и руководством Минско-Могилевской архиепархии Римско-католической церкви в Республике Беларусь, в ходе которых были рассмотрены актуальные вопросы взаимодействия государства и церкви.

В марте 2010 года состоялась встреча Заместителя  Премьер-министра Республики Беларусь с руководителями республиканских  религиозных объединений, в которой  приняли участие руководители и  представители религиозных объединений  православной, римско-католической, иудейской, мусульманской, старообрядческой и  протестантских конфессий и религиозных  направлений. В ходе встречи была отмечена высокая эффективность  совместных усилий государства и  церкви в вопросах духовно-нравственного  воспитания личности и общества. Решению  вопросов религиозных организаций, взаимодействию с ними уделяют внимание все уровни государственной власти.

Политика  нашего государства направлена на поддержание  традиций толерантности в межконфессиональных  отношениях и обеспечение права  каждого гражданина на свободу вероисповеданий. Все конфессии у нас равны  перед законом. Статья 31 Конституции предоставляет право каждому человеку определять свое отношение к религии, т.е. каждый может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В статье 7 речь идет о том, что государство не вмешивается в дела церкви, не финансирует ее деятельность. Религиозные же организации не выполняют государственные функции. Государственная система образования и воспитания в Республике Беларусь носит светский характер. Эти подходы находятся в контексте Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей свободу мысли, совести и религиозных убеждений, без различия расы, пола, языка, национальности, религиозных, политических и иных убеждений, своего происхождения и социального положения [2, c.54].

Таким образом, можно отметить, что под конфессиональной политикой понимается:

  1. Во-первых, комплекс стратегий и шагов светского государства по отношению к различным конфессиям, находящимся в равном положении, направленный на урегулирование отношений между ними, между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества в целом;
  2. Во-вторых, политические меры по обеспечению прав и свобод граждан на исповедание любой религии или не исповедание никакой;
  3. В третьих, сознательная деятельность государства, его аппарата с целью достижения желаемых результатов в религиозной сфере властными инструментами [1, c.407].

Сфера конфессиональной политики включает политику государства  в отношении религиозных организаций, политическую активность религиозных  организаций и участие общества в развитии отношений государства  и религиозных организаций. Статус религиозных организаций близок к статусу общественных организаций. Стратегия сотрудничества общества, государства и религиозных организаций характерна для большинства развитых стран. Сам факт существования в обществе религии и ее институтов требует от каждого государства выработки и реализации хорошо продуманной, научно обоснованной модели политики по отношению к религиозным организациям: с одной стороны оказывая им разнообразную поддержку, с другой – осуществляя контроль за их деятельностью.

Стратегия религиозной  политики государства определяется:

  1. Ход политического развития в целом;
  2. Место религиозных организаций в процессе исторического развития государства и общества;
  3. Уровень развития демократических институтов;
  4. Стратегия сотрудничества государства, общества и религиозных организаций, статус религиозных организаций близок к общественным;
  5. Активное включение религиозных организаций в политические процессы (в переходный период).

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» религиозные организации отделены от государства, и последнее не вмешиваются в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям угрожает непосредственно жизни или здоровью ребенка, нарушает его законные права [5, ст.8].

В результате складывание в нашей стране новых  общественно- политических условий: формирование гражданского общества, правового и  светского государства – стало  возможно создание республиканского органа государственного управления по делам  религии. С его появлением открылась реальная возможность обеспечить действительное равенство верующих и неверующих, реализовать на практике принцип правового равенства религиозных организаций. Функциями республиканского органа государственного управления по делам религии являются координационные, консультативные, информационно-аналитические, методические, контрольные (причем контроль должен осуществляться как за соблюдением законодательства о свободе совести, так и за уставной деятельностью религиозных организаций), а также необходимость повышения уровня религиоведческой и правовой подготовки специалистов, работающих в области государственно-религиозных отношений.

Контроль  за исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести и  религиозных организациях на соответствующих  территориях осуществляют местные  Советы депутатов, исполнительные и  распорядительные органы. Областные, Минский  городской исполнительные комитеты создают свои подразделения по делам  религий, подчиненные им и республиканскому органу государственного управления по делам религий [5, ст.36]. В случае нарушений  религиозной организацией законодательства Республики Беларусь, регистрирующий орган в трехдневный срок выносит  письменное предупреждение. Если имевшие  место нарушения не были устранены  в шестимесячный срок, то регистрирующий орган имеет право обратиться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации. Причем ее деятельность приостанавливается до решения суда [5, ст.38].

В Республике Беларусь запрещены:

  1. Создание и деятельность религиозных организаций, направленных против суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь;
  2. Создание религиозных организаций в государственных органах и учреждениях, воинских частях и образовательных учреждениях;
  3. Вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации и обучение их религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц их заменяющих.

Таким образом, идеология белорусского государства  должна основываться на тех базовых  морально-нравственных и социальных ценностях, которые свойственны традиционным для страны конфессиям (православию, католичеству, протестантизму , иудаизму и исламу), на основе которых сформировался самобытный менталитет населения Беларуси. Необходимо помнить, что религиозная ситуация на Беларуси в течение столетий определялась в основном довольно высоким уровнем межконфессиональной толерантности.

В сфере идеологии  у религий современное государство  может позаимствовать много действительно  нужного, учитывая тот многовековой «опыт» религии, как идеологии в  традиционном обществе. Что тем более  важно в условиях современных  вызовов как в социально-политической, так и в идеологической сферах. Когда особенно важным в условиях глобализации и господства поп-культуры сохранить национальную самобытность и уникальность традиций Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Князев С.Н., Решетникова  С.В. Основы идеологии белорусского государства. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004, – 491 с.
  2. Майхрович А.С. Идеология: сущность, назначение, возможности. – 3-е изд. – Мн.: ИООО «Право и экономика», 2004. – 48 с.
  3. Мельник В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В.А.Мельник; науч. ред. П.Г.Никитенко. – 3-е изд., испр. и доп. – Мн.: Тесей, 2004, - 240 с.
  4. Михеев В.М. Идеология: размышления и выводы. – Мн.: ОДО «Тонпик», 2004, - 316 с.
  5. О свободе совести и религиозных организациях: Закон Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. // НРПА .- 2002.-№ 123.- 2/886.
  6. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты: Учеб.-метод. Пособие для преподавателей, студентов, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации. – Мн.: РИВШ БГУ, 2003. – 360 с.
  7. http:// www.churchby.info/bel/681/ - Белорусский христианский портал
  8. http://sbiblio.com/biblio/persons.aspx?id=1044 - русский гуманитарный интернет-университет

 


Информация о работе Основы идеологии белорусского государства