Особенности развития византийской иконописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 23:26, реферат

Описание

Иконопись возникла на основе традиций позднеэллинского искусства. Первоначальные произведения - "портреты" святы - выполнялись в технике мозаики, энкаустики, затем иконы писали темперой, с VIII в. - масляными красками на деревянных досках, реже - на металлических.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОТ АНТИЧНОЙ ЖИВОПИСИ К ИКОНОПИСИ
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИКОНЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 30.71 Кб (Скачать документ)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: Особенности развития византийской иконописи

 

 

 

 

 

 

Предмет : Культурология

Преподаватель: Ширшов И.Е.

Выполнил учащийся группы РГС-3

Помаз Я.А

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОТ АНТИЧНОЙ ЖИВОПИСИ К ИКОНОПИСИ

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИКОНЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В истории мировой культуры византийской цивилизации принадлежит  особое и, бесспорно, выдающееся место. Византия дала средневековому миру высокие  образцы литературы и искусства, которые отличало не только благородное  изящество форм, но и глубина философско-религиозной  мысли, образное видение мира, утонченность эстетического мышления. По уровню развития образованности, по напряженности  духовной жизни, по силе выразительности  и глубокой одухотворенности изобразительного искусства Византия многие века опережала  страны средневековой Европы. Более 500 лет прошло с той поры, как  Византийская империя - в прошлом  могущественное средневековое государство - ушла с исторической арены. Но след, оставленный Византией в истории  человечества, столь глубок, что  и по сей день память о ней живет  не только на страницах исторических сочинений, но и в произведениях  ее материальной и духовной культуры.

До сих пор ученые многих стран пристально вглядываются в  произведения византийских художников и мозаичистов, ищут и открывают  новые шедевры во дворцах и  храмах, с трепетом склоняются над  изысканными творениями византийских ювелиров и эмальеров, над извлеченными из земли византийскими золотыми монетами, углубляются в чтение греческих  манускриптов. Они неустанно собирают все, что может воскресить перед  современным человечеством этот вечно живой мир византийской цивилизации.

В Византии видом искусства  наиболее ярко проявились особенности  мировоззрения их эстетического  выражения сакрального мира, является икона.

Что же такое икона?

Икона (от греческого - "образ, изображение") это живописное, мозаичное  или рельефное изображение Господа  Иисуса Христа, Божией Матери и святых, а также событий из Священной  или Церковной истории.

Первые христианские иконы  были написаны до возникновения Византийской империи, образовавшейся в IV веке. Согласно Преданию первые иконы были созданы евангелистом Лукой в первом веке от Рождества Христова. Светские ученые считают, что культ икон зародился во II веке.

Иконопись - писание икон, вид живописи, распространенной в  средние века, посвященной религиозным  темам и сюжетам.

Икона составляет непременную  принадлежность каждого православного  храма. Иконам поклоняются, о них  сложено множество легенд и преданий. Некоторые иконы обладают чудотворной  силой: избавляют от болезней, помогают одолеть врага. Икона на протяжении столетий была обязательной принадлежностью  не только церковного убранства, но и  каждого жилого дома. При этом художественному  качеству икон иногда придавалось второстепенное значение.

Древнейшие памятники  иконописи относятся к VI в. Большие собрания их сосредоточены в монастырях на Синае (Синайский полуостров), на Афоне (Греция) и в Иерусалиме.

Иконопись возникла на основе традиций позднеэллинского искусства. Первоначальные произведения - "портреты" святы - выполнялись в технике  мозаики, энкаустики, затем иконы  писали темперой, с VIII в. - масляными красками на деревянных досках, реже - на металлических.

В X-XII вв. центром иконописи стала Византия. В начале XII в. был создан знаменитый шедевр-икона Владимирской Богоматери, которая ныне хранится в Третьяковской галерее. Византийский стиль оказал большое влияние на живопись Западной Европы, Древней Руси, южнославянских стран, Грузии, что было связано с распространением христианства. 

 

ГЛАВА 1. ОТ АНТИЧНОЙ ЖИВОПИСИ К ИКОНОПИСИ

 

Как это ни странно, и живопись эпохи Возрождения, и средневековая  иконопись имеют общего предка - живопись античную, трансформация которой  в иконопись началась еще во времена  первых христиан, задолго до официального утверждения христианской церкви. Каноны иконописи складывались постепенно, в течении многих веков.

Во времена, когда христианство было запрещенной и преследуемой религией, местом сбора верующих для  совместной молитвы были места уединенные, часто - катакомбы. Христиане Рима и  Неаполя, Керчи и Сиракуз, Милоса и Александрии построили целые  подземные лабиринты, которые были для них и церковью, и кладбищем, и мартирием. Стены катакомб белили и покрывали живописью, в которой  использовались художественный язык и  сюжеты античности.

Однако постепенно античные образы стали приобретать новый, символически - аллегорический смысл. Например, образ прелестной девушки  Психеи стал толковаться как изображение  христианской души. Пальмовая ветвь - атрибут императорских триумфов - стала символизировать райское  блаженство. Амуры без труда превратились в ангелочков. На фресках появляются молящиеся - фигуры с воздетыми вверх  руками - оранты. Особый смысл приобрели  виноградная лоза и гроздь - они  стали символом главного таинства - пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы (евхаристии).

Видимо, на этих двух иконах, как раз, аллегорически представлено таинство евхаристии. Первая называется "Вино истины", вторая - "Хлеб жизни". Иконы современные (Афонская школа), но явно сделаны по средневековому образцу.

Интересна трансформация  традиционного для антики образа юноши-пастуха овец в образ Христа. Он стал трактоваться как Добрый Пастырь ("Аз есмь пастырь добрый, пастырь  добрый полагает жизнь свою за овец", Евангелие от Иоанна).

В мавзолее Галлы Плацидии (V в., вторая иллюстрация) Добрый Пастырь  скромно восседает на пригорке, вокруг, по зеленой траве, гуляют овцы, к  одной из которых он ласково прикасается, однако опирается уже не на посох, а на Крест, утверждая его над  миром. Доброго Пастыря в полном блеске можно видеть на мозаике церкви Сан-Аполинаре (VI в., третья иллюстрация): Пастырь, одетый в роскошные одежды, мало интересуется своими овцами, т.к. смотрит вдаль и видит другие стада "овец Христовых", жаждущих прикоснуться к его учению.

Принцип изображения лиц  на фресках также берет свое начало в античной традиции - традиции надгробного  портрета.

Прекрасные образцы надгробных портретов были обнаружены в египетском оазисе Эль-Фаюм ("Фаюмские портреты" I-II века, некоторые из которых можно  увидеть в Московском Музее Изобразительных  искусств). Люди на портретах находятся  как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное  живым. 

Этот принцип был использован  и развит до предела в византийском иконописном каноне. Художники постепенно, но сознательно отходят от античной трактовки человеческого образа в гармоническом единстве его  морального и физического совершенства, все больше стараясь передать духовную сущность, пренебрегая правдивой  передачей физического облика.

Таким образом, христианский иконографический канон начал складываться самопроизвольно, и лишь много позднее  был узаконен церковью и традицией.

 

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИКОНЫ

 

Иконопись Византийской империи  была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Византийская художественная культура не только стала  родоначальницей некоторых национальных культур (например, Древнерусской), но и на протяжении всего своего существования  оказывала влияние на иконопись  других православных стран: Сербии, Болгарии, Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта. Также под влиянием Византии находилась культура Италии, в особенности  Венеции. Важнейшее значение для  этих стран имели византийские иконографии  и возникавшие в Византии новые  стилистические течения.

Древнейшие иконы, дошедшие до нашего времени, датируются VI веком. Ранние иконы VI-VII веков сохраняют  античную технику живописи - энкаустику. Некоторые произведения сохраняют  отдельные черты античного натурализма  и живописный иллюзионизм (например, иконы "Христос Пантократор" и "Апостол Пётр" из монастыря  Святой Екатерины на Синае), другие же склонны к условности, схематичности  изображения (например, икона "епископ  Авраам" из музея Далема, Берлин, икона "Христос и святой Мина" из Лувра). Иной, не античный, художественный язык был свойственен восточным  областям Византии - Египту, Сирии, Палестине. В их иконописи изначально выразительность  была важнее, чем знание анатомии и  умение передать объём. 

Наглядно процесс изменения  античных форм, их спиритуализацию  христианским искусством можно увидеть  на примере мозаик итальянского города Равенны - самого большого ансамбля раннехристианских  и ранних византийских мозаик, сохранившегося до нашего времени. Для мозаик V века (мавзолей Галлы Плацидии, баптистерий  православных) характерны живые ракурсы  фигур, натуралистическая моделировка  объёма, живописность мозаичной кладки. В мозаиках конца V века (баптистерий  ариан) и VI века (базилики Сант-Аполлинаре-Нуово  и Сант-Аполлинаре-ин-Классе, церковь  Сан-Витале) фигуры становятся плоскими, линии складок одежд жесткими, схематичными. Позы и жесты застывают, почти исчезает глубина пространства. Лики теряют резкую индивидуальность, кладка мозаики становится строго упорядоченной. 

В истории средних веков (и не только средних веков) было немало драматических моментов, когда  в силу политических или экономических  причин определенный жанр искусства вдруг становился неугоден. Художники, работающие в этом жанре, а также его почитатели, подвергались репрессиям, уничтожались морально или физически. Ярчайшим примером является период иконоборчества в Византии.

Священным изображениям, иконам, призванным помочь человеку проникнуться молитвенным духом и приблизиться к Богу, воздавались порой такие  почести, что подлинный смысл  христианского искусства стал подменяться  языческим идолопоклонством. Духовенство  же зачастую ловко использовало суеверия и языческие привычки паствы в  целях собственного обогащения и  усиления влияния. Неудивительно, что  культ икон в своем извращенном  виде стал прекрасной мишенью для  насмешек мусульман, придерживавшихся строгого монотеизма.

Идейным обоснованием иконоборчества была библейская заповедь "Не делай  себе кумира и никакого изображения  того, что на небе вверху и что  на земле внизу". Среди идейных  иконоборцев были в основном жители Востока, чьи традиции вообще не допускали  изображения человека (что было закреплено мусульманской религией).

В 726 году император обнародовал  указ, в котором запрещалось воздавать  поклонение иконам как божественным изображениям и давалось указание вешать их в храмах на значительной высоте. Духовенство, естественно, встретило  этот наказ в штыки - императора обвинили в оскорблении христианских святынь.

Население империи разделилось  надвое: иконоборцы и иконопочитатели.

Немедленно началась череда кровавых событий: в Константинополе  иконоборцы попытались публично уничтожить икону Христа, но были растерзаны толпой иконопочитателей, последних ловили и казнили, был низложен любимый  народом патриарх Герман, отказавшийся подчиниться указу, в ответ на это византийский флот открыто перешел  на сторону иконопочитателей и двинулся на столицу, чтобы низложить императора, но был сожжен "греческим огнем" и страна осталась без флота.

Взаимное противоборство сторон накалялось и привело к  иконоборческой ереси - император вообще наложил запрет на церковные изображения. Спасая иконы, стойкие христиане  рисковали жизнью.

Сторонники императоров  явно побеждали. Теперь допускалась  только светская живопись (главным  образом, портреты императора), иконопись  сохранялась только в отдаленных провинциальных монастырях.

Христианские мыслители  поняли всю опасность ереси иконоборчества.

Вопрос, по сути дела, заключался не в иконах. Отрицая божественные изображения, иконоборцы тем самым  отрицали возможность одухотворения  материи, что противоречило основам  христианского учения. Крупнейшие деятели  церкви повели решительную борьбу против иконоборчества. Римский Папа Григорий II, а за ним Григорий III решительно осудили эту ересь. Григорий III приказал прекратить сбор подати в пользу Византии, дав понять, что отныне он не считает  себя подданным византийского императора. Это выступление Григория III поддержала вся Италия.

Иконопочитание победило. Вселенский Собор постановил: "Мы неприкосновенно сохраняем все  церковные предания, утвержденные письменно  и неписьменно.

Одно из них заповедает делать живописные церковные изображения, так как это согласно с историей евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог - слово истинно, а  не призрачно вочеловечился, и служит на пользу нам".

Иконы были признаны "напоминательными начертаниями" и почести им разрешалось  воздавать только как образам. Тем  самым Собор, отвергнув ересь  иконоборчества, вместе с тем преодолел  крайности иконопочитания. Епископы-иконоборцы получили на Соборе прощение. Идеи иконопочитания были теоретически обоснованы в трудах Иоанна Дамаскина, положивших начало процессу канонизации иконописи.

Информация о работе Особенности развития византийской иконописи