Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 23:26, реферат
Иконопись возникла на основе традиций позднеэллинского искусства. Первоначальные произведения - "портреты" святы - выполнялись в технике мозаики, энкаустики, затем иконы писали темперой, с VIII в. - масляными красками на деревянных досках, реже - на металлических.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОТ АНТИЧНОЙ ЖИВОПИСИ К ИКОНОПИСИ
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИКОНЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
Тема: Особенности развития византийской иконописи
Предмет : Культурология
Преподаватель: Ширшов И.Е.
Выполнил учащийся группы РГС-3
Помаз Я.А
Минск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОТ АНТИЧНОЙ ЖИВОПИСИ К ИКОНОПИСИ
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИКОНЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В истории мировой культуры
византийской цивилизации принадлежит
особое и, бесспорно, выдающееся место.
Византия дала средневековому миру высокие
образцы литературы и искусства,
которые отличало не только благородное
изящество форм, но и глубина философско-
До сих пор ученые многих стран пристально вглядываются в произведения византийских художников и мозаичистов, ищут и открывают новые шедевры во дворцах и храмах, с трепетом склоняются над изысканными творениями византийских ювелиров и эмальеров, над извлеченными из земли византийскими золотыми монетами, углубляются в чтение греческих манускриптов. Они неустанно собирают все, что может воскресить перед современным человечеством этот вечно живой мир византийской цивилизации.
В Византии видом искусства наиболее ярко проявились особенности мировоззрения их эстетического выражения сакрального мира, является икона.
Что же такое икона?
Икона (от греческого - "образ,
изображение") это живописное, мозаичное
или рельефное изображение
Первые христианские иконы были написаны до возникновения Византийской империи, образовавшейся в IV веке. Согласно Преданию первые иконы были созданы евангелистом Лукой в первом веке от Рождества Христова. Светские ученые считают, что культ икон зародился во II веке.
Иконопись - писание икон, вид живописи, распространенной в средние века, посвященной религиозным темам и сюжетам.
Икона составляет непременную принадлежность каждого православного храма. Иконам поклоняются, о них сложено множество легенд и преданий. Некоторые иконы обладают чудотворной силой: избавляют от болезней, помогают одолеть врага. Икона на протяжении столетий была обязательной принадлежностью не только церковного убранства, но и каждого жилого дома. При этом художественному качеству икон иногда придавалось второстепенное значение.
Древнейшие памятники иконописи относятся к VI в. Большие собрания их сосредоточены в монастырях на Синае (Синайский полуостров), на Афоне (Греция) и в Иерусалиме.
Иконопись возникла на основе традиций позднеэллинского искусства. Первоначальные произведения - "портреты" святы - выполнялись в технике мозаики, энкаустики, затем иконы писали темперой, с VIII в. - масляными красками на деревянных досках, реже - на металлических.
В X-XII вв. центром иконописи стала Византия. В начале XII в. был создан знаменитый шедевр-икона Владимирской Богоматери, которая ныне хранится в Третьяковской галерее. Византийский стиль оказал большое влияние на живопись Западной Европы, Древней Руси, южнославянских стран, Грузии, что было связано с распространением христианства.
ГЛАВА 1. ОТ АНТИЧНОЙ ЖИВОПИСИ К ИКОНОПИСИ
Как это ни странно, и живопись эпохи Возрождения, и средневековая иконопись имеют общего предка - живопись античную, трансформация которой в иконопись началась еще во времена первых христиан, задолго до официального утверждения христианской церкви. Каноны иконописи складывались постепенно, в течении многих веков.
Во времена, когда христианство было запрещенной и преследуемой религией, местом сбора верующих для совместной молитвы были места уединенные, часто - катакомбы. Христиане Рима и Неаполя, Керчи и Сиракуз, Милоса и Александрии построили целые подземные лабиринты, которые были для них и церковью, и кладбищем, и мартирием. Стены катакомб белили и покрывали живописью, в которой использовались художественный язык и сюжеты античности.
Однако постепенно античные образы стали приобретать новый, символически - аллегорический смысл. Например, образ прелестной девушки Психеи стал толковаться как изображение христианской души. Пальмовая ветвь - атрибут императорских триумфов - стала символизировать райское блаженство. Амуры без труда превратились в ангелочков. На фресках появляются молящиеся - фигуры с воздетыми вверх руками - оранты. Особый смысл приобрели виноградная лоза и гроздь - они стали символом главного таинства - пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы (евхаристии).
Видимо, на этих двух иконах, как раз, аллегорически представлено таинство евхаристии. Первая называется "Вино истины", вторая - "Хлеб жизни". Иконы современные (Афонская школа), но явно сделаны по средневековому образцу.
Интересна трансформация традиционного для антики образа юноши-пастуха овец в образ Христа. Он стал трактоваться как Добрый Пастырь ("Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец", Евангелие от Иоанна).
В мавзолее Галлы Плацидии (V в., вторая иллюстрация) Добрый Пастырь скромно восседает на пригорке, вокруг, по зеленой траве, гуляют овцы, к одной из которых он ласково прикасается, однако опирается уже не на посох, а на Крест, утверждая его над миром. Доброго Пастыря в полном блеске можно видеть на мозаике церкви Сан-Аполинаре (VI в., третья иллюстрация): Пастырь, одетый в роскошные одежды, мало интересуется своими овцами, т.к. смотрит вдаль и видит другие стада "овец Христовых", жаждущих прикоснуться к его учению.
Принцип изображения лиц на фресках также берет свое начало в античной традиции - традиции надгробного портрета.
Прекрасные образцы надгробных портретов были обнаружены в египетском оазисе Эль-Фаюм ("Фаюмские портреты" I-II века, некоторые из которых можно увидеть в Московском Музее Изобразительных искусств). Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым.
Этот принцип был использован и развит до предела в византийском иконописном каноне. Художники постепенно, но сознательно отходят от античной трактовки человеческого образа в гармоническом единстве его морального и физического совершенства, все больше стараясь передать духовную сущность, пренебрегая правдивой передачей физического облика.
Таким образом, христианский иконографический канон начал складываться самопроизвольно, и лишь много позднее был узаконен церковью и традицией.
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИКОНЫ
Иконопись Византийской империи
была крупнейшим художественным явлением
в восточно-христианском мире. Византийская
художественная культура не только стала
родоначальницей некоторых
Древнейшие иконы, дошедшие
до нашего времени, датируются VI веком.
Ранние иконы VI-VII веков сохраняют
античную технику живописи - энкаустику.
Некоторые произведения сохраняют
отдельные черты античного
Наглядно процесс изменения античных форм, их спиритуализацию христианским искусством можно увидеть на примере мозаик итальянского города Равенны - самого большого ансамбля раннехристианских и ранних византийских мозаик, сохранившегося до нашего времени. Для мозаик V века (мавзолей Галлы Плацидии, баптистерий православных) характерны живые ракурсы фигур, натуралистическая моделировка объёма, живописность мозаичной кладки. В мозаиках конца V века (баптистерий ариан) и VI века (базилики Сант-Аполлинаре-Нуово и Сант-Аполлинаре-ин-Классе, церковь Сан-Витале) фигуры становятся плоскими, линии складок одежд жесткими, схематичными. Позы и жесты застывают, почти исчезает глубина пространства. Лики теряют резкую индивидуальность, кладка мозаики становится строго упорядоченной.
В истории средних веков (и не только средних веков) было немало драматических моментов, когда в силу политических или экономических причин определенный жанр искусства вдруг становился неугоден. Художники, работающие в этом жанре, а также его почитатели, подвергались репрессиям, уничтожались морально или физически. Ярчайшим примером является период иконоборчества в Византии.
Священным изображениям, иконам,
призванным помочь человеку проникнуться
молитвенным духом и
Идейным обоснованием иконоборчества была библейская заповедь "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу". Среди идейных иконоборцев были в основном жители Востока, чьи традиции вообще не допускали изображения человека (что было закреплено мусульманской религией).
В 726 году император обнародовал
указ, в котором запрещалось
Население империи разделилось надвое: иконоборцы и иконопочитатели.
Немедленно началась череда кровавых событий: в Константинополе иконоборцы попытались публично уничтожить икону Христа, но были растерзаны толпой иконопочитателей, последних ловили и казнили, был низложен любимый народом патриарх Герман, отказавшийся подчиниться указу, в ответ на это византийский флот открыто перешел на сторону иконопочитателей и двинулся на столицу, чтобы низложить императора, но был сожжен "греческим огнем" и страна осталась без флота.
Взаимное противоборство сторон накалялось и привело к иконоборческой ереси - император вообще наложил запрет на церковные изображения. Спасая иконы, стойкие христиане рисковали жизнью.
Сторонники императоров явно побеждали. Теперь допускалась только светская живопись (главным образом, портреты императора), иконопись сохранялась только в отдаленных провинциальных монастырях.
Христианские мыслители
поняли всю опасность ереси
Вопрос, по сути дела, заключался
не в иконах. Отрицая божественные
изображения, иконоборцы тем самым
отрицали возможность одухотворения
материи, что противоречило основам
христианского учения. Крупнейшие деятели
церкви повели решительную борьбу против
иконоборчества. Римский Папа Григорий
II, а за ним Григорий III решительно
осудили эту ересь. Григорий III приказал
прекратить сбор подати в пользу Византии,
дав понять, что отныне он не считает
себя подданным византийского
Иконопочитание победило. Вселенский Собор постановил: "Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно и неписьменно.
Одно из них заповедает делать живописные церковные изображения, так как это согласно с историей евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог - слово истинно, а не призрачно вочеловечился, и служит на пользу нам".
Иконы были признаны "напоминательными начертаниями" и почести им разрешалось воздавать только как образам. Тем самым Собор, отвергнув ересь иконоборчества, вместе с тем преодолел крайности иконопочитания. Епископы-иконоборцы получили на Соборе прощение. Идеи иконопочитания были теоретически обоснованы в трудах Иоанна Дамаскина, положивших начало процессу канонизации иконописи.
Информация о работе Особенности развития византийской иконописи