Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 23:26, реферат
Иконопись возникла на основе традиций позднеэллинского искусства. Первоначальные произведения - "портреты" святы - выполнялись в технике мозаики, энкаустики, затем иконы писали темперой, с VIII в. - масляными красками на деревянных досках, реже - на металлических.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОТ АНТИЧНОЙ ЖИВОПИСИ К ИКОНОПИСИ
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИКОНЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Однако, мытарства иконопочитания еще не закончились. Политическая ситуация быстро менялась. Вновь торжественно было провозглашено законность иконоборческих эдиктов, что привело к жестокой реакции. Закрывались монастыри, конфисковывались их земли, монахов ссылали или казнили.
Все закончилось только к 843 году, когда патриарх Мефодий собрал новый Собор и подтвердил решения VII Вселенского собора об иконопочитании.11 марта 843 года церковь впервые праздновала Торжество Православия. С тех пор это событие ежегодно отмечается в течение первой недели Великого Поста, которая носит название "недели Торжества Православия".
Это была грустная победа. Православие торжествовало, но сам факт, что императоры стали решающими судьями в жизни Церкви и что именно от их воли зависела судьба Православия, свидетельствует о полной победе цезарепапизма в Византии. С IX века истинные византийские христиане либо эмигрируют, либо все более удаляются от мира - на гору Афон, в пустыни, за крепкие каменные стены монастырей. Одновременно исчезает и религиозная активность мирян, так выгодно отличавшая Византию от варварских народов современной Европы. Резко снижается уровень богословия, уменьшается грамотность населения, которая раньше была практически всеобщей. Духовная жизнь Востока начинает замирать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассказывать о Византии можно бесконечно, но это уже удел специалистов. Как рассказывает нам история, сохраняя в своих недрах плоды античной цивилизации, Византия служила для западноевропейских народов обильным источником знаний и просвещения. До конца XII столетия о Византии смело, можно сказать, что она стояла на недосягаемой для западных народов высоте в области богословия, философии и литературы.
Процесс развития Византии не был прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена. Опыт Византии сыграл существенную роль в культурном развитии стран Европы и Востока, в становлении идей Ренессанса. Она оказала огромное влияние на развитие православной культуры в Восточной Европе и, особенно в Древней Руси.
На основе работы можно сделать следующие выводы.
Икона является своего рода окном в духовный мир. Отсюда ее особый язык, где каждый знак - символ, обозначающий нечто большее, чем он сам.
Лицо на иконе это лик,
повернутый к Богу, личность, преображенная
в свете вечности. Лик в иконе
- самое главное, а главное в
лике - глаза. Известное выражение "глаза
- зеркало души" родилось в системе
христианского мировоззрения. Большое
значение в иконе придается также
рукам, многое говорящим о личности
человека. Каждый жест рук осмысливается
по-своему, несет определенную духовную
информацию, каждой новой ситуации
соответствует свой жест. Лик и
руки иконописец, как правило, выписывал
очень тщательно. Фигуры же обычно изображались
как бы "облегченно", так, чтобы
тело выглядело невесомым и
Как всякое живописное произведение, икона имеет дело с цветом. Фон классической византийской иконы - золотой. Это одновременно цвет и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, это свет нетварный, символ Небесного Иерусалима. Золотой цвет служит выражением самого ценного в духовном мире. Наиболее близким по смыслу к золотому стоит белый цвет. Он также является цветам и светом одновременно, но применяется гораздо реже золотого. Белый цвет символизирует чистоту, непорочность и причастность божественному миру. Красный и синий цвета, как правило, выступают вместе. Они символизируют милость и истину, красоту и добро, земное и небесное, то есть те начала, которые в падшем мире разделены и противоборствуют, а в Боге соединяются и взаимодействуют. Цвет в иконе неразрывно связан со светом. Икона пишется светом. Икона не знает светотени, так как изображает мир абсолютного света. Источник света находится не вовне, а внутри, ибо "Царство Божье внутри вас" есть. Мир иконы - это мир Небесного Иерусалима, который не нуждается "ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает" его. Пространство и время иконы строятся по своим определенным законам, отличным от законов реалистического искусства и нашего обыденного сознания. Икона открывает нам новое бытие, она пишется с точки зрения вечности, поэтому в ней могут быть совмещены разновременные пласты. Прошлое, настоящее и будущее как бы сконцентрированы и существуют одновременно. Икона являет нам целостный мир, мир преображенный, поэтому что-то в нем может противоречить обычной земной логике. Пространство и время иконы внеприродны, они не подчинены законам этого мира. Мир на иконе предстает как бы вывернутым: не мы смотрим на него, а он окружает нас; взгляд направлен не извне, а как бы изнутри. Так создается "обратная перспектива": по мере удаления от зрителя предметы не уменьшаются, а часто даже и увеличиваются; чем глубже мы входим в пространство иконы, тем шире становится диапазон видения. Мир иконы бесконечен, как бесконечно познание божественного мира. Точка схода всех линий находится не на плоскости иконы, а в том месте, где находится созерцающий, точнее - в сердце созерцающего. Оттуда расходятся условные линии, расширяя его видение.
Основные знаки иконописного письма - цвет, свет, жест, лик, пространство, время - но процесс прочтения иконы не складывается из этих знаков, как из кубиков. Важен контекст, внутри которого один и тот же символ может иметь различные толкования. Необходимо длительное созерцание иконы, в котором принимают участие и ум, и сердце.
Информация о работе Особенности развития византийской иконописи