Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 22:05, курсовая работа
Цель: провести анализ советской модели государственного управления в 1930- начало 1940 годов.
Задачи: для достижения поставленной в работе цели достигались следующие задачи:
-изучить политическую систему России в 1930-1940 гг.
Актуальность.
История России, ее государства — это
исторический опыт народа, его социальная
память, которая циркулирует в обществе,
в том числе в виде монографий, брошюр
и статей. В них содержится ответ на вопрос
о причинах вызревания кризисов в обществе
и путях их преодоления. Опыт государственного
управления в России самобытен, ибо государство
Российское — это больше чем государство.
Это территория, охватывающая два континента,
это более 100 национальностей с множеством
разных конфессий, разным образом жизни,
уровнем экономики и культуры. Особенности
истории государственности России — в
последовательной смене реформ и контрреформ.
Причина такой последовательной смены
в том, что с восшествием на престол каждого
нового самодержца, а в советское время
— нового генерального секретаря ЦК компартии
нарушалась «цепь преемственности» общественной
жизни страны. История государственного
управления — молодая, актуальная, формирующаяся
отрасль научных знаний. Таким образом,
история отечественной государственности
в целом может дать ключ для понимания
того, что происходит в настоящее время.
В работе рассматривается советская модель
государственного управления в 1930 начало
1940 годов.
Цель: провести анализ советской модели государственного управления в 1930- начало 1940 годов.
Задачи: для достижения поставленной в работе цели достигались следующие задачи:
-изучить политическую систему России в 1930-1940 гг.
- изучить формирования партийно-бюрократической диктатуры
- познакомиться с культом личности Сталина
-кредитно финансовые реформы, реорганизация управления промышленностью, формирование командно- административной системы управления народным хозяйством
- изучить коренные преобразования общественного строя в СССР
-изучить национально- государственное строительство по конституции СССР в 1936 году
- познакомиться
с мнениями историков на
Политическая система России в 1930-1940
Исследователи ставят вопрос об общем и особенном в развитии политических режимов в СССР и в нацистской Германии в 1930-1940-х гг. Общеизвестно, что в отдельные периоды функционирования сталинско-большевистского режима, как и в нацистской Германии осуществлялись массовые репрессии и создавались концлагеря, в целом взаимоотношения человека и власти приобретали расово-тоталитарный характер. В то же время имелись принципиальные отличия, заключавшиеся в том, что в СССР господствовала идеология пролетарского интернационализма, а в Германии - расовой ненависти и геноцида народов. Большевизм ориентировался на построение общества всеобщего равенства, а нацизм - на сочетание господства частнособственнического капиталистического строя и национально-расового террористического господства, причем главного своего врага лидеры фашизма видели в коммунизме, а не в западной демократии. Характерно, что оккупационные войска на захваченной территории европейской части России осуществляли перестройку хозяйственных отношений на принципах рыночно-капиталистической экономики, уничтожая все социалистические элементы. Следует отметить и тот факт, что в США и Великобритании в годы второй мировой войны проводились карательные акции в отношении граждан этих стран, принадлежавших к этническим выходцам из стран-противников, которые заключались в концлагеря, но никто на этом основании не относит эти державы к тоталитарным государствам.
При
всех недостатках и пороках
В годы Великой Отечественной войны советская государственность дополнилась новыми компонентами, прежде всего внедрением в коммунистическую идеологию национально-патриотических лозунгов. Сталин разочаровался в идее мировой революции и распустил Коминтерн, отказался от политики воинствующего атеизма и признал исторические духовно-культурные ценности России великим достоянием СССР. В итоге возник тот сплав приверженности трудящихся советскому социалистическому строю с многовековыми патриотическими традициями русских и других народов нашей родины, который и обеспечил победу. Однако сталинский режим несет и свою долю ответственности за неоправданно высокие потери. Хотя на фронтах погибло 8,5 миллионов военнослужащих, что сопоставимо с потерями интервентов, но, кроме того, фашистами было истреблено 20 миллионов мирных жителей и военнопленных, а в итоге было уничтожено целое послеоктябрьское поколение советских людей, что имело далеко идущие последствия.
В
этот период чрезмерная централизация
режима, наконец, получила известное оправдание.
В то же время, по мнению ряда историков,
в годы войны произошло ослабление диктаторского
режима и повышение степени самостоятельности
и ответственности исполнителей на местах.
Следует подчеркнуть, что И.В.Сталин несёт
персональную ответственность за многие
поражения и просчеты начального этапа
войны, но он неотделим как Верховный Главнокомандующий
и от побед заключительного этапа. Блестящую
объективную характеристику Сталину дал
Черчилль в своей известной речи в британском
парламенте. Великую и страшную фигуру
Сталина невозможно рассматривать вне
реальной истории советского государства
со всеми его победами и поражениями.
Формирование партийно-демократической диктатуры
В период 1935-1937 гг. сложилась практика массовых репрессий по государственной линии сначала против ленинизма—троцкистов, бухаринцев, а затем и против многих честных коммунистов, против тех кадров, которые вынесли на своих плечах гражданскую войну, самые трудные годы индустриализации и коллективизации. Сталин ввел понятие “ враг народа” этот термин сразу освобождал от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека или людей, с которыми ведешь политику: он давал возможность всякого, кто в чем-то не согласен со Сталиным, кто был только заподозрен во враждебных намерениях, всякого, кто был просто оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям. Это привело к вопиющим нарушениям революционной законности, к тому, что пострадали многие совершенно ни в чем не виноватые люди, которые в принципе выступали за линию партии.
При работе с кадрами Сталин, отбрасывая ленинский метод убеждения и воспитания, переходил с позиций идейной борьбы на путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал все шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы. Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч людей, казни без суда порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление.
По Сталину две основные функции характеризуют деятельность Государства—внутренняя—держать эксплуатируемое большинство в узде и внешняя—расширять территорию своего господствующего класса за счет территорий других государств или защищать территорию своего государства от нападения со стороны других Государств. На “ развалинах старого государства”, учит Сталин, возникает Советская власть, т.е. государственная форма диктатуры пролетариата. На мусорную свалку истории диктатура пролетариата отправляет территориальный принцип организации государства, принцип разделения властей. Советская власть объединяет законодательную и исполнительную власти в единой государственной организации, заменяет территориально выборные округа производственными единицами. ”Новый тип государства” есть вместе с тем новый исторический тип демократии—демократии пролетарской. Последняя позволяет привлекать массы к постоянному и решающему участию в управлении государством, чего трудящиеся были лишены в условиях буржуазно–демократического строя. Для Сталина демократия не связана с реализацией индивидом всей совокупности принадлежащих ему гражданских и политических, социально–экономических и культурных прав и свобод. Индивида, отдельную личность он считал величиной малой и нестоящей. Социалистическая демократия у Сталина выступает оборотной стороной диктатуры пролетариата, которая с лицевой стороны утверждается как разветвленная система разных организаций: государственных и негосударственных. Государственная организация—Советы сверху донизу в центре и на местах. Негосударственные—профсоюзы, кооперация, союз комсомола, партия большевиков. В системе диктатуры пролетариата большевистская партия изначально присвоила себе заглавную роль. По мнению Сталина большевистская партия должна напоминать более всего воинскую часть, бюрократическое учреждение, общину единоверцев.
После
окончания второй мировой войны
культ личности Сталина приобрел
чудовищные размеры. Это случилось потому,
что сам Сталин поощрял и поддерживал
возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют
многочисленные факты. Одним из наиболее
ярких является издание его “крестной
биографии” вышедшей в свет в 1948 г. Эта
книга представляет собой обожествление
человека, превращение его в непогрешимого
мудреца, самого “великого вождя”.
Другим является присвоение многим городам
и селам имени Сталина. Как бы мы не оценивали
историческую роль Сталина, с какой стороны
не подходили мы к ней, одно ведь очевидно:
имя Сталина было неотделимо от рождения
нового общественного устройства в Советском
Союзе и за его пределами. Вместе со Сталиным
ушла в могилу его личная диктатура, но
общественная и экономическая структура
пережила своего создателя.
Культ личности Сталина
Во второй
половине 30-х годов в общественно-
С 1922 г. И. В. Сталин находился на посту
Генерального секретаря ЦК Коммунистической
партии. Вместе с другими руководящими
деятелями он активно боролся за претворение
в жизнь ленинских заветов. Сталин был
предан марксизму-ленинизму, как теоретик
и крупный организатор возглавил борьбу
партии против троцкистов, правых оппортунистов,
буржуазных националистов, против происков
капиталистического окружения. В этой
политической и идейной борьбе Сталин
приобрел большой авторитет и популярность.
Однако с его именем стали неправильно
связывать все наши великие победы. Успехи,
достигнутые Коммунистической партией,
Советской страной, восхваления по адресу
Сталина вскружили ему голову. В этой обстановке
стал постепенно складываться культ личности
Сталина. Развитию культа личности в огромной
степени способствовали некоторые индивидуальные
качества И. В. Сталина, па отрицательный
характер которых указывал В. И. Ленин
в своем письме к партийному съезду, написанном
в декабре 1922 г В этом письме В. И. Ленин
подчеркнул, что Сталин является одним
из виднейших и способнейших членов ЦК.
Вместе с тем Ленин отметил недостатки
Сталина. Он писал: «Тов. Сталин, сделавшись
генсеком, сосредоточил в своих руках
необъятную власть, и я не уверен, сумеет
ли он всегда достаточно осторожно пользоваться
этой властью»В. И, Ленин рекомендовал
переместить Сталина с поста Генерального
секретаря и назначить другого человека,
который «более терпим, более лоялен, более
вежлив и более внимателен к товарищам,
меньше капризности и т. д.»На XIII съезде
партии письмо В. И. Ленина было доведено
до сведения делегаций. В результате обсуждения
было признано целесообразным оставить
Сталина на посту Генерального секретаря,
с тем, однако, чтобы он учел критику со
стороны В. И. Ленина и сделал из нее необходимые
выводы. Оставшись на посту Генерального
секретаря ЦК партии, Сталин в первый период
после смерти Владимира Ильича считался
с его критическими замечаниями. Однако
в дальнейшем Сталин, непомерно переоценив
свои заслуги, уверовал в свою непогрешимость.
Некоторые ограничения внутрипартийной
и советской демократии, неизбежные в
условиях ожесточенной борьбы с классовым
врагом и его агентурой, Сталин начал возводить
в норму внутрипартийной и государственной
жизни.
Серьезный ущерб делу социалистического
строительства, развитию демократии внутри
партии и государства нанесла ошибочная
формула Сталина о том, что будто бы по
мере продвижения Советского Союза к социализму
классовая борьба будет все более обостряться.
Эта формула, верная только для определенных
этапов переходного периода, когда решался
вопрос «кто — кого», когда шла упорная
классовая борьба за построение основ
социализма, была выдвинута на первый
план в 1937 г., когда социализм в нашей стране
уже победил, когда эксплуататорские классы
и их экономическая база были ликвидированы.
На практике эта ошибочная теоретическая
формула послужила обоснованием грубейших
нарушений социалистической законности.
кредитно финансовые реформы
В результате кредитной реформы, с одной стороны, непосредственным получателем кредитов стали предприятия, что создавало условия для хозяйственного расчета на заводах и фабриках, однако, с другой стороны, за объединениями оставалось право распределять выделенные отраслям кредитные ресурсы между предприятиями, что резко ограничило связь предприятий с банком.
Суть мероприятий, намеченных кредитной реформой 1930-х годов, в значительной мере определяла тенденция к слиянию кредитно-финансовой системы и финансовой отрасли хозяйства. Предприятия, формально переводимые на хозрасчет, не были наделены собственными оборотными средствами. Каждому предприятию открывался единый текущий счет в Госбанке, на который зачислялись как выручка от реализации продукции, так и предоставляемые банком ссуды.
Произошло полное слияние собственных и заемных средств. Авторы реформы исходили из того, что, разделив влияние финансовых ресурсов банка и хозяйства на едином текущем счете, банк получит полную возможность контролировать финансовую деятельность своих клиентов и обеспечивать возвратность кредита.
Поэтому в новых условиях специфические кредитные методы обеспечения погашения ссуд становились якобы излишними, как и само разнообразие видов и форм кредитов в зависимости от стадии производства и реализации товаров. Все формы кредитования промышленности реформа заменяла кредитованием под план, то есть предоставление предприятиям финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными планами.
Кредитование
под план дополнялось автоматизмом
расчетов между предприятиями. Поставщик
представлял товарный документ в
отделение банка по месту своего
нахождения и немедленно оплачивал свой
счет. Перечисление со счета покупателя
на счет поставщика делалось автоматически
независимо от согласия покупателя. В
результате не только утрачивалась возможность
контроля со стороны покупателя за качеством,
своевременностью поставок, но и дезорганизовывался
платежный оборот.
Если поставщик и покупатель находились в разных городах, то отделению банка, принявшего и оплатившего счета поставщика по месту своего нахождения, предстояло еще переслать платежные документы в отделение банка по месту нахождения покупателя, что требовало времени, да и не всегда удавалось сразу найти покупателя. Если на счету у покупателя денег не было, банк автоматически предоставлял ему кредит на оплату поставок, которые, может быть, не были им заказаны, не соответствовали его потребностям, осуществлялись некомплектно.
Информация о работе Особенности становления российского государства