Особенности становления российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание

Цель: провести анализ советской модели государственного управления в 1930- начало 1940 годов.
Задачи: для достижения поставленной в работе цели достигались следующие задачи:
-изучить политическую систему России в 1930-1940 гг.

Работа состоит из  1 файл

история.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

Правила кредитования, расчетов, взаимоотношений  предприятий с банком, предусмотренные  реформой, вводились в действие с 1 апреля 1930 года. Уже в первые месяцы огромный вал нарастающей массы кредитов, денег в обращении, ненужных и неликвидных запасов обрушился на хозяйство.

За два  года (1930—1931) запасы материальных ценностей  в хозяйстве утроились. Масса  кредитов возросла в 4 раза. Автоматическими  расчетами, автоматическим кредитованием  предполагалось достигнуть полной ликвидации взаимных задолженностей предприятий, заменить коммерческий кредит банковским. В этом виделся путь к ликвидации внепланового перераспределения средств всеохватывающему подчинению хозяйственных процессов плану. Результат оказался прямо противоположным задуманному.

Тяжелые последствия кредитной реформы  были объявлены результатом вредительства, Председатель Центрального банка —  известный деятель большевистской партии тов. Пятаков — был посажен  в тюрьму и затем расстрелян.

Уже в 1931 году делались попытки исправления  ситуации, которые осуществлялись по следующим направлениям: наделение  предприятий собственными оборотными средствами, разграничение собственных  и заемных средств на расчетном  и ссудном счетах, открываемых  в банке каждому хозрасчетному предприятию, отказ от автоматизма кредитования, прямой автоматической связи массы ссуд с планом, пересмотр системы расчетов, в частности предоставление предприятиям-покупателям права акцепта, превращение акцепта в основную форму расчета.

В последующие  годы было введено необходимое разнообразие форм кредитования: акцептование как  основная форма расчетов и, следовательно, установления определенного срока  на оплату поставок означало, что фактически устанавливалось и узаконивалось  взимание задолженности предприятий, то есть коммерческий кредит не оформлялся больше путем выдачи векселей. Восстановление взаимной задолженности предприятий требовало и специфических форм банковского кредитования. Учет и залог векселей были ликвидированы и не устанавливались.

Банковская  практика выработала новую форму  — платежный кредит, который был  введен в 1935 году и с тех пор  приобрел большое значение в системе  расчетов.

В результате кредитной реформы 1930 года, ее корректировки  в 1931—1932 годах были проведены следующие мероприятия:

• ликвидация коммерческого кредита, замена его  банковским кредитом и сосредоточение всего краткосрочного кредитования в Государственном банке;

• введение новых форм межхозяйственных безналичных  расчетов через Государственный  банк и усиление роли Государственного банка в народном хозяйстве;

• установление принципов срочности и целевого характера банковского кредита  на основе разделения оборотных средств  предприятия на собственные и  заемные.

Формирование  командно–административной системы управления народным хозяйством

С 1929 г. в экономике молодого Советского государства начались важные перемены. Значительные меры были предприняты  относительно сельского хозяйства. По проекту ВСИХ должны были быть значительно  увеличены гос. капиталовложения в с/х, по проекту Госплана  в экономике должен был сохраниться преобладающий частный сектор . В июне 1929 г. началась массовая коллективизация, центральный орган управления коллективными хозяйствами (колхозцентр) получал дополнительные полномочия.

    К осени 1929 г. заготовительная компания приняла насильственный характер, нынешние механизмы были сломаны. В январе 1930 г. специальная компания Наркомзема разработала график коллективизации. К осени 30 г. сплошная коллективизация  должна была завершиться на Северном Кавказе, Нижнем и Среднем Поволжье. На всей территории страны преобладающей формой хозяйствования признавалась сельскохозяйственная артель (в которой земля, скот и техника обобществлялись).

    К концу 1930 г. широко развернулась борьба с кулачеством. В состав “кулачества” включались три категории крестьян: 1) Кулаки, занимавшиеся контрреволюционной деятельностью; 2) “Кулаки” не оказывавшие активного сопротивления власти; 3) “Кулаки”, признанные лояльными по отношению к власти.

    Ко  всем трем группам применялись следующие меры: они подвергались арестам и высылке в Сибирь и в Казахстан, конфискации имущества, выселению на необработанные земли. В марте 1930 г. принимается постановление ЦК “О борьбе против искривления линии партии в колхозном движении”, после чего начался массовый выход крестьянства из колхозов. Это повлекло за собой снижение поступлений зерновых государству. Но в августе 1932 г. был принят закон, сурово наказывающий даже мелкие хищения колхозной собственности. Начались аресты, чистки госаппарата в связи с актами “саботажа хлебозаготовительными работами”

    В 1927 г. принимается ряд положений  “ Об общих собраниях граждан  в сельской местности”, регулирующие правовой порядок органов традиционного  крестьянского самоуправления.

    Старая  общинная структура подверглась сильной деформации в ходе районирования (1926–1928 г.г.), когда старая система административного устройства губерния—уезд—волость была ликвидирована. На ее месте возникла новая система область—округ—район. В 1934-1925 г.г. было проведено разукрупнение краев и областей и был ликвидирован округ. Районирование стало административной подготовительной мерой, осуществленной накануне сплошной коллективизации.

    С 1927 г. производственное руководства  с/х осуществляли спец.органы—Зернотрест, Сельхозснабжение. В 1929 г. образуется единый Наркомат земледелия СССР, принявший на себя планирование, регулирование и кредитование с/х.

    Для централизации работы по заготовкам разрозненные заготовительные органы были объединены в Комитет по заготовкам при СНК.

    В начале 1923 г. при МТС создавались  политотделы. МТС стали центрами, осуществлявшие контроль за сельскохозяйственными  производствами и т.д. В 1934 г. устанавливаются  ставки денежного  обложения крестьян–единоличников, увеличиваются налоги. В начале 1935 г. на втором съезде колхозников было констатировано, что 99 %  всех обрабатываемых земель в стране стали “социалистической собственностью”.

    Законодатели  закрепили итоги коллективизации  в двух актах—« Примерных уставах  сельскохозяйственных артелей” (1930 г.—первый, 1935 г.—второй).

    В этих уставах регламентировались вопросы  создания единого земельного массива, обобществления рабочего и товарно-продуктового стана семенных и кормовых запасов  и т.д.

    В 1933г. устанавливаются примерные  нормы выработки и расценки в трудоднях.

    В июле 1935 г. СНК СССР принял постановление  о выдаче райисполкомами сельхозартелям государственных актов на вечное пользование землей.

    В мае 1929 г. Пятый съезд советов  СССР принял вариант первого пятилетнего  плана. В промышленности административный способ распределения ресурсов подменил собой планирование. Это было результатом противоречий между плановыми показателями и реальными возможностями их выполнения.

    Начавшаяся  индустриализация потребовала обновления технических кадров. С апреля 1928 г. начинается массивное изгнание обвиненных в правовом уклоне или “ чуждом в социальном происхождении” сотрудников Госплана, ВСНК, ЦСУ и др. Наступление на старые кадры и широкое выдвижение на руководящие посты рабочих–членов партии, негативно сказались на развитие производства. В июле 1931 г. принимается закон ставивший размер социальных благ в зависимость от стажа работы. В сентябре 1935 г. вводятся трудовые книжки. Была введена система прописки, целью которой было уменьшение текучести кадров. С ноября 1932 г. вводятся суровые наказания за неявку на работу.

    Важнейшим инструментом управления экономикой стало  планирование. В начале 20 х г. оно  распространялось на отдельные отрасли  народного хозяйства. В 1925 г. были составлены цифры для народного хозяйства  в целом. В 1929 г. был принят первый перспективный план развития. С этого времени “косвенное регулирование” вытесняется элементами негосударственного управления. План-директива стал противопоставляться плану-прогнозу.

    Хозяйственный кризис 1925 г. привел к нарастанию планово-регулирующих элементов в экономике. Сам процесс ликвидации кризиса складывался из комплекса мер планово-административного воздействия (сокращение кредитования, регулирование цен, вытеснение частичной торговли и т.д.) и рыночного регулирования. В 1927 г. был реорганизован аппарат ВСНК: вместо единого центрального управления государственной промышленностью были созданы отраслевые главные управления. На них опиралось в своей деятельности планово-экономическое управление. Сложилась трехзвенная система управления: главк-трест-прдприятие.

    ВСНК  продолжал руководить общесоюзной  и республиканской промышленностью, кустарной промышленностью и  т.д. С 1930 г. от ВСНК стали отделяться самостоятельные отрасли управления: пищевая, легкая и т.д.

    В 1930 г. произошла массовая чистка старых профсоюзных кадров, профсоюзы превращались в инструмент для выполнения планов. Чистку государственного и хозяйственного аппаратов возглавляли ЦКК–ДКИ. В 1930-1931 гг. создаются государственные контрольные органы—комитеты исполнения при СНК.

    Реконструкция экономики в направлении централизации  и планирования привела с существенным преобразованиям кредитной системы. В 1927 г. частные кредитные организации  закрываются в связи с выявлением в их деятельности “ спекулятивных  тенденций”. В мае 1932 г. частным лицам запрещалось открывать магазины и лавки. С 1930 г. Госбанк превращался в единственного распределителя краткосрочных кредитов, кредиты стали выдаваться по целевому назначению. Госорганизациям, кооперативам и смешанным акционерным обществам запрещалось отпускать товары и оказывать друг другу услуги в кредите. С 1934 г. окончательно ликвидируется функциональная система управления экономикой, вместо нее устанавливается производственно-территориальный способ управления.

    Формирование командно-административной системы оказалось сложным и действительным процессом, который нередко содержал взаимоисключающие черты и тенденции.

    Основным  итогом ее становления стали сращивание государственного и партийного аппаратов, установление приоритета плановых и распределительных функций хозяйствования, унификация правовой системы и правоприменительной практики.

формирование  командно- административной системы  управления народным хозяйством

В марте 1930 г. принимается постановление  ЦК “О борьбе против искривления линии партии в колхозном движении”, после чего начался массовый выход крестьянства из колхозов. Это повлекло за собой снижение поступлений зерновых государству. Но в августе 1932 г. был принят закон, сурово наказывающий даже мелкие хищения колхозной собственности. Начались аресты, чистки госаппарата в связи с актами “саботажа хлебозаготовительными работами”

В 1934 г. устанавливаются ставки денежного  обложения крестьян–единоличников, увеличиваются налоги. В начале 1935 г. на втором съезде колхозников было констатировано, что 99 %  всех обрабатываемых земель в стране стали “социалистической собственностью”.

Законодатели  закрепили итоги коллективизации  в двух актах—« Примерных уставах  сельскохозяйственных артелей” (1930 г.—первый, 1935 г.—второй).

В этих уставах регламентировались вопросы  создания единого земельного массива, обобществления рабочего и товарно-продуктового стана семенных и кормовых запасов  и т.д.

В 1933г. устанавливаются примерные нормы  выработки и расценки в трудоднях.

В июле 1935 г. СНК СССР принял постановление о выдаче райисполкомами сельхозартелям государственных актов на вечное пользование землей.

В 1930 г. произошла массовая чистка старых профсоюзных  кадров, профсоюзы превращались в  инструмент для выполнения планов. Чистку государственного и хозяйственного аппаратов возглавляли ЦКК–ДКИ. В 1930-1931 гг. создаются государственные контрольные органы—комитеты исполнения при СНК.

Реконструкция экономики в направлении централизации  и планирования привела с существенным преобразованиям кредитной системы. В 1927 г. частные кредитные организации закрываются в связи с выявлением в их деятельности “ спекулятивных тенденций”. В мае 1932 г. частным лицам запрещалось открывать магазины и лавки. С 1930 г. Госбанк превращался в единственного распределителя краткосрочных кредитов, кредиты стали выдаваться по целевому назначению. Госорганизациям, кооперативам и смешанным акционерным обществам запрещалось отпускать товары и оказывать друг другу услуги в кредите. С 1934 г. окончательно ликвидируется функциональная система управления экономикой, вместо нее устанавливается производственно-территориальный способ управления.

Информация о работе Особенности становления российского государства