Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 22:05, курсовая работа
Цель: провести анализ советской модели государственного управления в 1930- начало 1940 годов.
Задачи: для достижения поставленной в работе цели достигались следующие задачи:
-изучить политическую систему России в 1930-1940 гг.
Правила кредитования, расчетов, взаимоотношений предприятий с банком, предусмотренные реформой, вводились в действие с 1 апреля 1930 года. Уже в первые месяцы огромный вал нарастающей массы кредитов, денег в обращении, ненужных и неликвидных запасов обрушился на хозяйство.
За два года (1930—1931) запасы материальных ценностей в хозяйстве утроились. Масса кредитов возросла в 4 раза. Автоматическими расчетами, автоматическим кредитованием предполагалось достигнуть полной ликвидации взаимных задолженностей предприятий, заменить коммерческий кредит банковским. В этом виделся путь к ликвидации внепланового перераспределения средств всеохватывающему подчинению хозяйственных процессов плану. Результат оказался прямо противоположным задуманному.
Тяжелые
последствия кредитной реформы
были объявлены результатом
Уже в 1931 году делались попытки исправления ситуации, которые осуществлялись по следующим направлениям: наделение предприятий собственными оборотными средствами, разграничение собственных и заемных средств на расчетном и ссудном счетах, открываемых в банке каждому хозрасчетному предприятию, отказ от автоматизма кредитования, прямой автоматической связи массы ссуд с планом, пересмотр системы расчетов, в частности предоставление предприятиям-покупателям права акцепта, превращение акцепта в основную форму расчета.
В последующие
годы было введено необходимое
Банковская практика выработала новую форму — платежный кредит, который был введен в 1935 году и с тех пор приобрел большое значение в системе расчетов.
В результате кредитной реформы 1930 года, ее корректировки в 1931—1932 годах были проведены следующие мероприятия:
• ликвидация коммерческого кредита, замена его банковским кредитом и сосредоточение всего краткосрочного кредитования в Государственном банке;
• введение новых форм межхозяйственных безналичных расчетов через Государственный банк и усиление роли Государственного банка в народном хозяйстве;
• установление принципов срочности и целевого характера банковского кредита на основе разделения оборотных средств предприятия на собственные и заемные.
С 1929 г. в экономике молодого Советского государства начались важные перемены. Значительные меры были предприняты относительно сельского хозяйства. По проекту ВСИХ должны были быть значительно увеличены гос. капиталовложения в с/х, по проекту Госплана в экономике должен был сохраниться преобладающий частный сектор . В июне 1929 г. началась массовая коллективизация, центральный орган управления коллективными хозяйствами (колхозцентр) получал дополнительные полномочия.
К осени 1929 г. заготовительная компания приняла насильственный характер, нынешние механизмы были сломаны. В январе 1930 г. специальная компания Наркомзема разработала график коллективизации. К осени 30 г. сплошная коллективизация должна была завершиться на Северном Кавказе, Нижнем и Среднем Поволжье. На всей территории страны преобладающей формой хозяйствования признавалась сельскохозяйственная артель (в которой земля, скот и техника обобществлялись).
К концу 1930 г. широко развернулась борьба с кулачеством. В состав “кулачества” включались три категории крестьян: 1) Кулаки, занимавшиеся контрреволюционной деятельностью; 2) “Кулаки” не оказывавшие активного сопротивления власти; 3) “Кулаки”, признанные лояльными по отношению к власти.
Ко всем трем группам применялись следующие меры: они подвергались арестам и высылке в Сибирь и в Казахстан, конфискации имущества, выселению на необработанные земли. В марте 1930 г. принимается постановление ЦК “О борьбе против искривления линии партии в колхозном движении”, после чего начался массовый выход крестьянства из колхозов. Это повлекло за собой снижение поступлений зерновых государству. Но в августе 1932 г. был принят закон, сурово наказывающий даже мелкие хищения колхозной собственности. Начались аресты, чистки госаппарата в связи с актами “саботажа хлебозаготовительными работами”
В 1927 г. принимается ряд положений “ Об общих собраниях граждан в сельской местности”, регулирующие правовой порядок органов традиционного крестьянского самоуправления.
Старая общинная структура подверглась сильной деформации в ходе районирования (1926–1928 г.г.), когда старая система административного устройства губерния—уезд—волость была ликвидирована. На ее месте возникла новая система область—округ—район. В 1934-1925 г.г. было проведено разукрупнение краев и областей и был ликвидирован округ. Районирование стало административной подготовительной мерой, осуществленной накануне сплошной коллективизации.
С 1927 г. производственное руководства с/х осуществляли спец.органы—Зернотрест, Сельхозснабжение. В 1929 г. образуется единый Наркомат земледелия СССР, принявший на себя планирование, регулирование и кредитование с/х.
Для централизации работы по заготовкам разрозненные заготовительные органы были объединены в Комитет по заготовкам при СНК.
В
начале 1923 г. при МТС создавались
политотделы. МТС стали центрами,
осуществлявшие контроль за сельскохозяйственными
производствами и т.д. В 1934 г. устанавливаются
ставки денежного обложения крестьян–
Законодатели
закрепили итоги
В этих уставах регламентировались вопросы создания единого земельного массива, обобществления рабочего и товарно-продуктового стана семенных и кормовых запасов и т.д.
В 1933г. устанавливаются примерные нормы выработки и расценки в трудоднях.
В июле 1935 г. СНК СССР принял постановление о выдаче райисполкомами сельхозартелям государственных актов на вечное пользование землей.
В мае 1929 г. Пятый съезд советов СССР принял вариант первого пятилетнего плана. В промышленности административный способ распределения ресурсов подменил собой планирование. Это было результатом противоречий между плановыми показателями и реальными возможностями их выполнения.
Начавшаяся индустриализация потребовала обновления технических кадров. С апреля 1928 г. начинается массивное изгнание обвиненных в правовом уклоне или “ чуждом в социальном происхождении” сотрудников Госплана, ВСНК, ЦСУ и др. Наступление на старые кадры и широкое выдвижение на руководящие посты рабочих–членов партии, негативно сказались на развитие производства. В июле 1931 г. принимается закон ставивший размер социальных благ в зависимость от стажа работы. В сентябре 1935 г. вводятся трудовые книжки. Была введена система прописки, целью которой было уменьшение текучести кадров. С ноября 1932 г. вводятся суровые наказания за неявку на работу.
Важнейшим инструментом управления экономикой стало планирование. В начале 20 х г. оно распространялось на отдельные отрасли народного хозяйства. В 1925 г. были составлены цифры для народного хозяйства в целом. В 1929 г. был принят первый перспективный план развития. С этого времени “косвенное регулирование” вытесняется элементами негосударственного управления. План-директива стал противопоставляться плану-прогнозу.
Хозяйственный кризис 1925 г. привел к нарастанию планово-регулирующих элементов в экономике. Сам процесс ликвидации кризиса складывался из комплекса мер планово-административного воздействия (сокращение кредитования, регулирование цен, вытеснение частичной торговли и т.д.) и рыночного регулирования. В 1927 г. был реорганизован аппарат ВСНК: вместо единого центрального управления государственной промышленностью были созданы отраслевые главные управления. На них опиралось в своей деятельности планово-экономическое управление. Сложилась трехзвенная система управления: главк-трест-прдприятие.
ВСНК
продолжал руководить общесоюзной
и республиканской
В 1930 г. произошла массовая чистка старых профсоюзных кадров, профсоюзы превращались в инструмент для выполнения планов. Чистку государственного и хозяйственного аппаратов возглавляли ЦКК–ДКИ. В 1930-1931 гг. создаются государственные контрольные органы—комитеты исполнения при СНК.
Реконструкция
экономики в направлении
Формирование командно-административной системы оказалось сложным и действительным процессом, который нередко содержал взаимоисключающие черты и тенденции.
Основным итогом ее становления стали сращивание государственного и партийного аппаратов, установление приоритета плановых и распределительных функций хозяйствования, унификация правовой системы и правоприменительной практики.
формирование командно- административной системы управления народным хозяйством
В марте 1930 г. принимается постановление ЦК “О борьбе против искривления линии партии в колхозном движении”, после чего начался массовый выход крестьянства из колхозов. Это повлекло за собой снижение поступлений зерновых государству. Но в августе 1932 г. был принят закон, сурово наказывающий даже мелкие хищения колхозной собственности. Начались аресты, чистки госаппарата в связи с актами “саботажа хлебозаготовительными работами”
В 1934 г. устанавливаются ставки денежного обложения крестьян–единоличников, увеличиваются налоги. В начале 1935 г. на втором съезде колхозников было констатировано, что 99 % всех обрабатываемых земель в стране стали “социалистической собственностью”.
Законодатели
закрепили итоги
В этих уставах регламентировались вопросы создания единого земельного массива, обобществления рабочего и товарно-продуктового стана семенных и кормовых запасов и т.д.
В 1933г.
устанавливаются примерные
В июле 1935 г. СНК СССР принял постановление о выдаче райисполкомами сельхозартелям государственных актов на вечное пользование землей.
В 1930 г. произошла массовая чистка старых профсоюзных кадров, профсоюзы превращались в инструмент для выполнения планов. Чистку государственного и хозяйственного аппаратов возглавляли ЦКК–ДКИ. В 1930-1931 гг. создаются государственные контрольные органы—комитеты исполнения при СНК.
Реконструкция
экономики в направлении
Информация о работе Особенности становления российского государства