Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:14, контрольная работа
Люди жили сообществами, которые соответствовали их глубинным социальным инстинктам взаимопомощи, родами, племенами, общинами и их объединениями. Так сложилась постоянная власть, из которой 5-6 тысяч лет назад выросло государство — могущественная машина для обеспечения экономического и политического господства над угнетенными массами.
Введение
1.От первых попыток либерализации тоталитарной системы – к смене модели общественного развития.
1.1 Первые попытки либерализации тоталитарной системы (50-е – середина 60-хг XX века).
1.2 На пути к глобальному кризису (70-е –первая половина 80-Xгг XX века).
1.3 От попытки перестройки социалистической системы – к смене модели общественного развития.
Вывод
Список использованной литературы
Введение
1.От первых попыток либерализации тоталитарной системы – к смене модели общественного развития.
1.1 Первые попытки либерализации тоталитарной системы (50-е – середина 60-хг XX века).
1.2 На пути к глобальному кризису (70-е –первая половина 80-Xгг XX века).
1.3 От попытки перестройки социалистической системы – к смене модели общественного развития.
Вывод
Список использованной литературы
Люди жили сообществами, которые соответствовали их глубинным социальным инстинктам взаимопомощи, родами, племенами, общинами и их объединениями. Так сложилась постоянная власть, из которой 5-6 тысяч лет назад выросло государство — могущественная машина для обеспечения экономического и политического господства над угнетенными массами.
В ходе исторического развития совершенствовались и механизмы государственного воздействия, а полномочия властных аппаратов неуклонно росли. В феодальной Европе сохранялась автономия общин, союзов, цехов, ассоциаций, братств и т. д., государства мало вмешивались в их внутреннюю жизнь.
Но по мере становления буржуазных отношений традиционные общественные институты оказались под двойным давлением — со стороны абсолютистской власти и со стороны растущего капитализма, поддерживаемого, поощряемого, а иногда даже насаждаемого государством. В результате социальные связи, основанные на нормах солидарности и взаимопомощи, подверглись размыванию и разрушению. В двадцатом веке государство во многих странах приобрело новое качество – полностью подчинять граждан своей воле и регулировать их поведение в соответствие со своими интересами. Такой режим взаимодействия государства с обществом получил название-тоталитаризм.
Вообще же тоталитаризм — это общественно-политической строй, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека.
Тотальный - от латинского слова «totalis» — и означает всеобщий, всеобъемлющий. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других известных истории форм государственно-организованного насилия — деспотии, тирании, абсолютистской, бонапартистской и военной диктатур.
Большинство исследователей сейчас рассматривает тоталитаризм как особый социально-экономический строй, своего рода формацию, при тоталитарном политическом режиме. В возникновении этого строя большую роль играют идеологические схемы и постулаты, экономический базис не предшествует надстройке, а целенаправленно создается по чертежам политического руководства. Какие из многочисленных концепций могли способствовать формированию тоталитарных режимов.
18
5 марта 1953 года умер Сталин. В результате борьбы за власть среди партийной элиты партию возглавил Н.С. Хрущев.
Смерть диктатора открыла новый период в истории страны, получивший название «оттепели». Ключевым событием этого противоречивого периода был ХХ съезд КПСС (1956г.), оформивший курс на десталинизацию советского общества. Однако следует отметить, что процессы обновления начались уже с весны 1953 года, когда были прекращены массовые репрессии, появились первые статьи о необходимости развития демократии.
В апреле 1954г. МГБ было реорганизовано в Комитет Государственной Безопасности. Значительно были обновлены кадры карательных органов, а часть их руководителей была отдана под суд. Служба госбезопасности ставится под контроль прокурорских органов.
Выступление Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях» перевернуло общественное сознание и частично раскрыло правду о преступлениях Сталина. Началась массовая реабилитация невинно пострадавших людей. Были приняты новые основы законодательства по всем отраслям права. Либерализация проявилась также в сфере государственного строительства. Происходило расширение прав союзных республик в экономической и правовой сферах.
Преобразования в управлении экономикой привели к тому, что в середине 50-х - начале 60-х годов развитие новых отраслей народного хозяйства было весьма динамичным. В социальной сфере обозначились крупные позитивные сдвиги, быстро росли заработная плата и потребление товаров. В 1964г. впервые были введены пенсии колхозникам.
Однако политика обновления отличалась противоречивостью, соединяя в себе демократическую новизну и стойкие стереотипы старого. Это хорошо заметно в создании системы совнархозов и непрерывном усложнении ее структуры, в переходе к семилетнему планированию, в разделении партийных, советских и других структур на «промышленные» и «сельскохозяйственные». Реальные сдвиги, достигнутые благодаря усилиям Хрущева в сельском хозяйстве, во многом были перечеркнуты кукурузной кампанией. Противоречивым было воздействие Хрущева и на культурную жизнь общества, где полезные начинания в сфере народного образования сочетались с грубым и некомпетентным вмешательством в развитие искусства.
Во многом противоречивость «оттепели» была обусловлена особенностями личности самого Хрущева, но главной причиной непоследовательности преобразований выступала попытка их проведения в рамках сохранения основ существовавшей тоталитарной системы.
«Оттепель» не могла не отразиться и на внешней политике СССР, основные принципы которой были сформулированы на ХХ съезде КПСС:
- тезис о необходимости мирного сосуществования государств с различным государственным строем;
- признание возможности различных путей построения социализма.
Результатом реализации первого принципа внешней политики СССР стало то, что, хотя холодная война и продолжалась, были предприняты попытки, если не к преодолению конфронтации, то к изменению механизмов, некоторому снижению ее уровня. Наряду с юридическим оформлением военно-политического блока европейских стран «социалистического лагеря» (Организация Варшавского договора), противостоявшего НАТО, СССР выступил с рядом масштабных инициатив по разоружению, используя в качестве дипломатического аргумента крупные односторонние сокращения вооруженных сил. В 1958г. был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания.
Однако адекватного отклика у Запада эти инициативы не вызвали. Дело заключалось не только в декларативности выдвигавшихся СССР проектов, но и в недоверии к нему со стороны Запада, особенно возросшем после прямого военного вмешательства в Венгрию в 1956г. Не менее серьезным кризисом были события 1961 года в Германии, когда была возведена «берлинская стена». Последовавший затем «Карибский» кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы, довел конфронтацию между СССР и США до небывалой остроты. Вместе с тем, «ракетный кризис» дал опыт взаимодействия правительств двух крупнейших ядерных держав в условиях жесткого столкновения интересов, позволил выработать механизм поиска компромиссов. После этой кульминации «холодной войны» начался медленный процесс улучшения отношений между странами и Востока и Запада.
Признав многовариантность путей построения социализма, советское правительство в 1955г. достигло нормализации отношений с Югославией. Однако из-за резкого недовольства правительств Китая и Албании критикой «культа личности Сталина» значительно осложнились отношения с этими странами.
Чтобы создать видимость материального благополучия в Москве, Ленинграде, некоторых других крупных промышленных центрах, туда свозились товары и продукты, производимые в стране. Всевозможными способами деньги изымались из деревни. Росло число натуральных и денежных налогов с населения, принудительно размещаемых займов. В течение семи лет после денежной реформы 1947г. проводились массовые снижения розничных цен на товары народного потребления. Их главная цель была чисто политической: наглядно подтвердить «заботу» партии и правительства о народе. Безусловно, был в политике снижения цен и экономический, антиинфляционный расчет: к 1952г. индекс цен снизился наполовину по сравнению с высоким уровнем 1946г., но, тем не менее, оставался в 2 раза выше уровня последнего предвоенного года.
За семь лет для многих современников стала очевидна и другая закономерность: после очередного снижения цен неизменно увеличивалась сумма подписки на государственный заем, снижались расценки и зарплата рабочих и служащих.
Закономерным итогом такой социальной политики к 1953г. стал всеобщий дефицит элементарных потребительских товаров, усиление социального неравенства. Реальным единственным достижением социальной политики послевоенного времени явилось расширение системы образования и здравоохранения.
Начало перестройки социальной политики было положено летом 1953г., когда резко повысилась обеспеченность населения продовольственными и промышленными товарами. Уже к 1955г. произошли определенные сдвиги к лучшему. Продажа населению мяса увеличилось в 2,2 раза, масла — в 1,58 раза, одежды и белья — почти в 2 раза, мебели — более чем в 3 раза. Первые крупные шаги были сделаны в решении самой острой социальной проблемы — жилищной. В 1954г.
На съезде была выдвинута широкая программа повышения жизненного уровня, включавшая в себя сокращение рабочего времени, массовое жилищное строительство, повышение заработной платы низкооплачиваемым работникам и целый ряд других важных преобразований. Их реализация в последующие годы не была последовательной и не носила комплексного характера».
За 42 года (1918—1959) среднегодовой темп прироста промышленной продукции СССР составил 10,1 процента. При любой рыночной системе такие успехи просто немыслимы. В 1958г. в СССР произведено промышленной продукции больше, чем в Англии, Франции и Западной Германии вместе взятых. И все-таки в те годы проблемы были, и существенные. Чтобы решить, например, самый простой вопрос, надо было ехать из Сибири или Дальнего Востока в столицу. Москва контролировала каждый шаг регионов. Поэтому вопрос децентрализации стоял остро.
5 Февральский Пленум ЦК в 1957 году принял решение о переходе от отраслевого принципа управления к территориальному. Были созданы советы народного хозяйства (совнархозы). К августу 1959г. их насчитывалось 104. В этом были свои и положительные, и отрицательные стороны. Положительно то, что регионы получили самостоятельность, и начался бурный рост местной промышленности и строительства в регионах. С другой стороны, местничество мешало оперированию производства.
Однако разделение партийных комитетов на промышленные и сельскохозяйственные было великой глупостью. Если бы в то время сумели найти оптимальные связи между регионами и центром, разработали новые структуры планирования, управления и взаимодействия, то в 90-х годах не было бы экономического краха. Регионы могли бы выдержать любые глупости центра или просто их не выполнять. Но Москва не хотела упускать власть.
В сельском хозяйстве тоже прошли преобразования. Были повышены заготовительные и закупочные цены на сельхозпродукцию, введен новый порядок планирования (снизу).
В 1958г. реорганизуются машинотракторные станции (МТС) в ремонтно-технические (РТС), а техника продается колхозам. Это развязало им руки, в них появились свои механизаторы и техническая интеллигенция.
Широко разворачивается освоение целинных и залежных земель. Только за период 1954—1956 годов. На освоение целины встала молодежь, там ковались кадры новых руководителей. Колхозы были подключены к государственным электросетям, что позволило резко поднять их энерговооруженность, появилась возможность механизации работ на мясомолочных комплексах и электрификации подсобных процессов. Причина в том, что был взят курс на ликвидацию приусадебных крестьянских хозяйств. И тогда они из производителей превратились в потребителей, отчего товарность сельского хозяйства резко упала.
Хрущев пошел на резкое укрупнение колхозов. Слабые, убыточные присоединили к сильным. В перспективе он видел центральные усадьбы колхозов в виде агрогородов, культурных центров деревни, со спортивными комплексами, развитой инфраструктурой, центральным отоплением, канализацией, школами и больницами. В какой-то степени это сделать удалось.
Важнейшей реформой, осуществленной в 1958-1964гг., стала и реформа системы народного образования. Весь послевоенный период система управления школой практически не менялась.
После смерти Сталина Хрущеву удалось обойти своих главных соперников, захватить власть и создать управленческий аппарат. «Лишь в первое время аппарат поддерживал деятельность Хрущева по проведению реформ и десталинизации, положившую конец периодическим чисткам, установившую более или менее стабильную — в связи с отказом от репрессий — систему, одновременно достаточно открытую для возможного восхождения по ее ступеням без страха за свою жизнь. Однако последовавшие вскоре одна за другой реформы разрушили эту идеальную схему. Начатая в 1957г. реформа совнархозов затронула высшие круги и отправила тысячи московских служащих в провинцию. Реформы 1961 и 1962 гг. усилили недовольство, которое распространилось на очень многих членов ЦК, занимавших ключевые посты секретарей областных и республиканских комитетов партии и оказавшихся перед угрозой лишиться их. Натолкнувшись на фронду партийной номенклатуры, также отвернувшейся от него, Хрущев, начиная с 1961 — 1962 гг. все больше и больше стал обращаться к «технократам» экономического аппарата, которым он позволил участвовать в принятии решений, приглашая на «расширенные пленумы» ЦК. И в этой сфере хрущевские реформы породили недовольных — теперь в среде плановиков, основной задачей и стремлением которых было распределение материальных и финансовых ресурсов между представителями регионов. Хрущевские инициативы вызывали также недовольство многочисленных местных кадров, хозяйственных руководителей, которые, из-за невозможности практически «догнать и перегнать Америку», должны были представлять наверх «теоретически» установленные и зафиксированные в планах результаты, что вело к нагромождению обмана и приписок. Наконец, целый ряд шагов первого секретаря ЦК КПСС настроил против него и часть военных. Решающую роль в этом сыграло увольнение из армии более 200 тыс. офицеров в начале 60-х гг. в соответствии с идеями Хрущева о «всеядерном» будущем, оборотной стороной которых было сокращение обычных вооруженных сил.»