От первых попыток либерализации тоталитарной системы – к смене модели общественного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:14, контрольная работа

Описание

Люди жили сообществами, которые соответствовали их глубинным социальным инстинктам взаимопомощи, родами, племенами, общинами и их объединениями. Так сложилась постоянная власть, из которой 5-6 тысяч лет назад выросло государство — могущественная машина для обеспечения экономического и политического господства над угнетенными массами.

Содержание

Введение
1.От первых попыток либерализации тоталитарной системы – к смене модели общественного развития.
1.1 Первые попытки либерализации тоталитарной системы (50-е – середина 60-хг XX века).
1.2 На пути к глобальному кризису (70-е –первая половина 80-Xгг XX века).
1.3 От попытки перестройки социалистической системы – к смене модели общественного развития.
Вывод
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

В своей совокупности недовольство самых разных социаль­ных слоев общества стало для Хрущева роковым. Бунт аппарата на фоне равнодушия общества и интел­лектуальной элиты привел Никиту Сергеевича Хрущева 14 октября 1964г. к поражению.

СССР по-прежнему проявлял большую активность по обеспечению «социалистической ориентации» развивающихся стран. Для достижения этой цели предпринимались настойчивые попытки установления в странах «третьего мира» прокоммунистических режимов.

В целом в середине 60-х годов произошла определенная стабилизация послевоенного мира и снижение международной напряженности.

1.2 На пути к глобальному кризису (70-е –первая половина 80-Xгг XX века).

         В 70-е годы происходит скатывание советской экономики к стагнации. От восьмой (1966 - 1970 гг.) к одиннадцатой (1981 - 1985 гг.) пятилетке неуклонно снижались основные экономические показатели.

В тяжелом положении оказалось сельское хозяйство. Обладая плодородными землями, СССР превратился в мирового лидера по закупкам зерна за границей. Потери сельскохозяйственной продукции доходили до 40 %.  С начала семидесятых годов в СССР перестала увеличиваться средняя продолжительность жизни и начала расти детская смертность. К началу 80-х годов страна находилась лишь на 35 месте в мире по продолжительности жизни и на 50-м по уровню детской смертности.

Проводимые Хрущевым преобразования вызывали недовольство в правящих кругах, среди которых крепло желание избавиться от «творца оттепели». Эта задача облегчалась импульсивностью самого Хрущева и непродуманностью многих его решений. В октябре 1964г. Хрущев был снят со всех постов и отправлен на пенсию.

Застойные процессы в экономической и социальной сферах сопровождались складыванием кризисной ситуации в общественно-политической жизни общества. После снятия со всех постов Н.С. Хрущева новое руководство страны во главе с Л.И. Брежневым взяло курс на сворачивание десталинизации. Началось «закручивание идеологических гаек». Практически исчезла критика «культа личности», прекратилась реабилитация жертв сталинских репрессий. Принятая в 1977 году новая Конституция СССР провозгласила построение в Советском Союзе «развитого социализма». В 6-й статье она закрепила монопольное положение КПСС в политической системе, определив партию как руководящую и направляющую силу общества. Такой статьи не было даже в сталинской Конституции. Фактически партия превратилась в элемент государственной структуры. Представительные органы в 70-е годы имели декоративное значение.

Декларированные Конституцией широкие права и свободы человека во многом расходились с политической реальностью, в которой осуществлялись гонения на инакомыслящих (от судебных преследований, принудительного помещения в психлечебницу здоровых людей до высылки за границу).

Параллельно с постепенной реабилитацией Сталина и его окружения началось складывание культа нового вождя - Л.И. Брежнева, многочисленные звания и ордена которого призваны восполнить отсутствующий в массах авторитет. Андропов, долгое время возглавлявший КГБ.

Андропов сделал ставку на «наведение порядка» путем ужесточения режима. Усилились репрессии по отношению к диссидентам. Умершего в 1984 году Андропова на посту руководителя партии сменил К.У. Черненко, взявший курс на восстановление порядков, существовавших при Брежневе, и дальнейшую пропаганду идей «развитого социализма».

Во второй половине 60-х годов устанавливается военно-стратегическое равенство (паритет) между Организацией Варшавского Договора и Североатлантическим Союзом (НАТО). Это создавало возможность для изменения международных отношений в сторону разрядки, д                                                                                                                                                                                                           ля ограничения и сокращения вооружений.

1.3   От попытки перестройки социалистической системы – к смене модели общественного развития.

Первостепенную роль в формировании международного климата сыграли отношения СССР и США. Их приход к поискам совместных решений означал поворот в международных отношениях. В результате визитов президента США Р. Никсона в Москву и Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в США были подписаны «Основы взаимоотношений между СССР и США», заключен договор ОСВ-1, ограничивавший системы противоракетной обороны, а также ряд соглашений по сотрудничеству.

Особое значение для упрочения международной стабильности имело мирное урегулирование территориальных вопросов. В начале 70-х годов СССР, ФРГ, Польша, ГДР, Чехословакия заключили договоры об основах взаимоотношений, в которых признавалась территориальная нерушимость государственных границ, сложившихся в Европе после второй мировой войны. Было заключено четырехстороннее соглашение по урегулированию статуса Западного Берлина.

Беспрецедентным в истории стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее летом 1975 года в Хельсинки. В нем участвовали руководители и представители 33 европейских стран, а также США и Канады. В Заключительном акте Совещания декларировались основные принципы межгосударственных отношений: суверенное равенство, отказ от применения силы или угрозы силы, нерушимость границ, невмешательство во внутренние дела, соблюдение прав человека. Эта встреча закладывала основы перехода к новому этапу разрядки.

После многолетних переговоров в 1979 г. СССР и США заключили Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) Этот договор, подписанный Брежневым и Картером, не был ратифицирован американским конгрессом из-за вторжения СССР в Афганистан и из-за сопротивления администрации нового президента Рейгана, считавшего договор невыгодным для США.

Разрядку в военно-политической сфере укрепляло торгово-экономическое сотрудничество. В 60 - 70-е годы был заключен целый комплекс соглашений по расширению торговых, экономических, финансовых связей, широких обменов в области науки, культуры и образования. Однако основную долю нашего экспорта в развитые страны составляли топливно-энергетические ресурсы и минеральное сырье. Полученные средства использовались нерационально.

Особая роль во внешней политике советского руководства отводилась отношениям со странами социалистического лагеря. Основные усилия направились на то, чтобы продолжать удерживать эти страны в сфере своего влияния. В 1968 году в Чехословакии была предпринята попытка демократического обновления социализма. Создавалась угроза существованию сталинской модели общества в этой стране. 21 августа части войск Варшавского Договора перешли границу ЧССР. «Пражская весна» была подавлена. У руководства страной были поставлены послушные Москве люди.

В это время продолжали углубляться разногласия с Китайской Народной Республикой, вызванные в основном субъективными причинами. Противоречия дошли до вооруженных конфликтов на границе с Советским Союзом. Для нормализации отношений с обеих сторон не были использованы все возможности. Руководство СССР пошло по пути укрепления советско-китайской границы, в район которой была направлена большая часть Вооруженных Сил.

Экономическое сотрудничество СССР с социалистическими странами осуществлялось в рамках Совета Экономической Взаимопомощи. В 1971г. страны - члены СЭВ приняли комплексную программу социалистической экономической интеграции, рассчитанную на 15 - 20 лет. Она сыграла свою положительную роль в формировании системы международного социалистического разделения труда. В то же время по отношению к мировому хозяйству СЭВ оставался закрытой системой. Его изоляция поддерживалась неконвертируемой денежной системой, используемой в расчетах между социалистическими странами.

С конца 70-х годов разрядка сменилась новым витком гонки вооружений. Этому послужило непонимание новых реалий в международных отношениях как со стороны СССР, социалистических стран, так и со стороны США, капиталистических стран. Одной из причин обострения международной напряженности стала политика «ядерного сдерживания», проводимая западными странами в отношении СССР. Особую роль в прекращении разрядки сыграли внешнеполитические просчеты брежневского руководства.

В декабре 1979г. по келейному решению советских руководителей во главе с Брежневым в соседний с СССР Афганистан были введены войска. Началась необъявленная война с афганским народом, длившаяся 10 лет и унесшая жизни 15 тыс. советских солдат и 1 млн. афганцев. Эта военно-политическая акция подорвала доверие к Советскому Союзу, его мирным инициативам, создавала прямую угрозу миру.

Следующим просчетом во внешней политике советского руководства стало решение о размещении ракет среднего радиуса действия в Европе. Переговоры по этому вопросу были сорваны по инициативе советской стороны.  В эти годы СССР в той или иной форме участвовал в вооруженных конфликтах в ряде развивающихся стран (Анголе, Эфиопии, Сомали), также вооружал «прогрессивные», с точки зрения советского руководства, режимы (Ирак, Ливия и др.).

На этом фоне миролюбивая внешняя политика Советского Союза, инициативы в пользу мира и разрядки потеряли всякую убедительность. В результате страна была втянута в изнурительную гонку вооружений, что негативно сказывалось на социально-экономическом развитии СССР.

В середине 80-х годов руководство СССР пришло к выводу о необходимости покончить с пятнадцатилетним “застоем” через ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения обосновывалось четырьмя факторами: во-первых, острыми, нерешенными социальными задачами (продовольственной, жилищной, ширпотреба, здравоохранения, экологической); во-вторых, угрозой слома военно-стратегического паритета; в-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны, прежде всего, по стратегическим поставкам; наконец, угрозой экономического кризиса. Новый курс внутренней и внешней политики, впервые заявленный на апрельском (1985г.) пленуме ЦК КПСС, был одобрен ХХVII съездом партии и воплощен в планах XII пятилетки.

В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми; перехода от конфронтации международных отношений; строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы; понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов.

Объект общественные отношения, которые сложились на территории России и следствием которых стал распад СССР.

18

 



Вывод

 

В 1964 году завершилась политическая деятельность 

Н.С.Хрущёва, в течение десяти лет возглавлявшего Советский Союз. 

Его десятилетие реформ было очень трудным временем. Именно на это 

время приходится начало разоблачения преступлений сталинской сис- 

темы. Удивительным и на первый взгляд не логичным кажется посту- 

пок Н.С.Хрущёва, бывшего "своим человеком" в окружении Сталина. 

Его дроклад на ХХ съезде КПСС произвел эффект разорвавшейся бомбы 

не только в СССР, но и во всем мире. Рухнули старые догмы и ста- 

рые мифы. Люды увидели реалии тоталитаризма. Страна замерла, а за 

тем постепенно началось возрождение Советского Союза. Реформы сы- 

пались одна за другой. Их генераторами были люди из ближайшего 

окружения Н.С.Хрущёва и, прежде всего, он сам. Никита Сергеевич 

спешил - хотел много увидеть при своей жизни. Спешил и ошибался, 

терпел поражения от оппозиции и снова поднимался. 

Причиной многих неудач действительно, была 

спешка и его взрывной характер. Однако во всех его делах всегда 

четко просматривалось стремление к тому, чтобы наша страна была 

первой. И она действительно была первой. Без Советского Союза от- 

ныне не решался ни один важный международный вопрос.

 

 

18

 



Список использованной литературы

1.                      Боханов А.Н., Горинов М.М, Дмитренко В.П. и др. История России. XX век /– стр. 517.

2.                      Балакин Ю.В., Петров А.И., Сорокин Ю.А. Очерки по отечественной истории. – стр. 337-340.

3.                      Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. – стр. 391-396.

4.                      Жарова Л.Н.,Мишина И.А., «Новая история. Часть I»

5.                      Кредера А.А «Новая история. Часть II»

6.                      Левандовский А.А. Россия XX веке 5-е изд. –М.: Просвещение, 2001.

7.                      Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – стр. 499-500

8.                      http://history.rin.ru/

9.                      http://www.istorya.ru/

10.                  http://ru.wikipedia.org

 

18

 



Информация о работе От первых попыток либерализации тоталитарной системы – к смене модели общественного развития