Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 01:17, курсовая работа
Имя графа Михаила Михайловича Сперанского известно всем, кто хоть немного знаком с русской историей. Однако – как это нередко бывает, – как правило, кроме самого общего определения «прогрессивного деятеля», которое говорит меньше чем ничего, у большинства людей никаких ассоциаций с ним не связывается. До не давнего времени числу этих людей относилась и я. Трудно сказать, что именно меня заинтересовало в этой теме, возможно довольно смелые реформы или личность Сперанского как государственного деятеля.
Имя графа Михаила
Михайловича Сперанского
Стоит упомянуть,
что данная тема, данные реформы
не настолько хорошо и широко
исследованы наукой, как, например,
реформы Столыпина или Петра
1. Тому есть свои причины:
Необходимо остановится на композиции реферата. В первой его части я остановилась на личности Александра 1, его реформах, политической ситуации в целом, т.к. именно проблемы России явились толчком для дальнейших преобразований М.М Сперанского. Во второй части реферата рассказывается о непосредственной деятельности Сперанского, о его планах и некоторых реализованных реформах. В третьей – рассказывается о ссылке М.М. Сперанского и о его дальнейшей деятельности.
1. Россия в первой половине XIX века.
Политическая ситуация
в России.
По своему политическому
устройству Россия была самодержавной
монархией. Во главе государства
стоял император, в его руках была сосредоточена
законодательная и распорядительная власть.
Император управлял страной при помощи
огромной армии чиновников. По закону
они были исполнителями воли царя, но в
действительности чиновничество играло
более значительную роль. В его руках была
разработка законов, оно же претворяло
их в жизнь Чиновничество было полновластным
хозяином, как в центральных органах управления,
так и в местных (губернских и уездных).
Государственный строй Росси по своей
форме был самодержавно-бюрократическим.
От произвола бюрократии, от ее мздоимства
страдали все слои населения. Ситуация
стала постепенно менятся с приходом к
власти нового правителя.
12 марта 1801 года
в результате дворцового
Основными вопросами того времени являлись: социально-политический, состоявший в установлении новых отношений между общественными классами, в устройстве общества и управления с участием общества; вопрос кодификационный, состоявший в упорядочении нового законодательства, вопрос педагогический, состоявший в руководстве, направлении и воспитании умов, и, наконец, вопрос финансовый, состоявший в новом устройстве государственного хозяйства.
1.2. Александр 1. Преобразовательный
опыт первых лет.
Его вступление на престол
возбудило в русском, преимущественно
дворянском, обществе самый шумный
восторг; предшествующее царствование
для этого общества было строгим
великим постом. Карамзин говорит, что
слух о воцарении нового императора был
принят как весть искупления. Продолжительное
напряжение нервов от страха разрешалось
обильными слезами умиления: люди на улицах
и в домах плакали от радости; при встрече
знакомые и незнакомые поздравляли друг
друга и обнимались, точно в день светлого
воскресения. Но скоро новый, 24-летний
император стал предметом восторженного
внимания и обожания. Самая наружность,
обращение, появление на улице его, как
и обстановка, производили обаятельное
действие. В первый раз увидали государя
гуляющим в столице пешком, без всякой
свиты и без всяких украшений, даже без
часов, и приветливо отвечающим на поклоны
встречных. Новое правительство поспешило
прямо заявить направление, в каком оно
намерено было действовать. В манифесте
12 марта 1801 г. император принимал на себя
обязательство управлять народом «по
законам и по сердцу своей премудрой бабки».
В указах, как и в частных беседах, император
выражал основное правило, которым он
будет руководиться: на место личного
произвола деятельно водворять строгую
законность. Император не раз указывал
на главный недостаток, которым страдал
русский государственный порядок; этот
недостаток он называл «произволом нашего
правления». Для устранения этого недостатка
он указывал на необходимость коренных,
т. е. основных, законов, которых почти
еще не было в России. В таком направлении
велись преобразовательные опыты первых
лет.
Александр начал
с центрального управления. Екатерина
оставила незавершенным здание центрального
управления. Создав сложный и стройный
порядок местной администрации и суда,
она не создала правильных центральных
учреждений с точно распределенными ведомствами,
с ясным обозначением «твердых пределов»,
что было обещано в июльском манифесте
1762 г. Внук продолжал работу бабки, но выведенная
им вершина правительственного здания
по духу и строю своему вышла непохожей
на корпус, не соответствовала своему
фундаменту.
Собиравшийся по
личному усмотрению императрицы
Екатерины Государственный
Негласный комитет
не являлся официальным
1.3. Административная
реформа.
После рассмотрения
в Негласном комитете царским
указом от 8 сентября 1802 года была проведена
реформа высших государственных учреждений.
Вместо введенных Петром 1 коллегий были
учреждены министерства: военное, военно-морское,
иностранных дел, внутренних дел, коммерции,
финансов, народного просвещения, юстиции,
в которых вводилось строгое единовластие
министра. А также было введено Государственное
казначейство на правах министерства.
Началось составление единого бюджета
государства, но из-за значительного дефицита,
бюджет был строго секретным. Отчитывался
министр непосредственно перед императором
и от него же получал распоряжения по важнейшим
вопросам. Министры и главноуправляющие
на правах министров образовывали Комитет
министров, статус которого был определен
лишь в 1812 году (в 1857 году он был преобразован
в Совет министров, просуществовавший
до 1917 года). Комитет становился совещательным
органом при императоре. Это последнее
впервые появилось в системе центральных
российских учреждений. Создание министерств
было призвано укрепить единоначалие
в государственном управлении, постепенно
вытесняя коллегиальность. Прежние коллегии
подчинены министерствам или вошли в новые
министерства, как их департаменты. Главным
отличием новых органов центрального
управления была их единоличная власть:
каждое ведомство управлялось министром
вместо прежнего коллегиального присутствия,
каждый министр был подотчетен Сенату.
Такова была первая попытка перестройки
центрального управления, предпринятой
новым императором. Эта мера, конечно,
укрепила центральное управление. Но решительной
победы борьбе с безответственностью,
казнокрадством и взяточничеством достигнуто
не было. В новых министерствах поселились
старые пороки.
По этому поводу
интересную мысль высказал Н.М. Карамзин:
«…Движимый любовью ко всеобщему
благу, Александр хотел лучшего,
советовался и учредил министерства «…»
Прежде всего заметим излишнюю поспешность
в сем учреждении: министерства установлены
и приведены в действие, а не было еще наказа
министрам, то есть верного ясного руководства
в исполнении важных из обязанностей!
Теперь спросим о пользе. Министерские
бюро заняли место коллегий. Где трудились
чиновники, президент и несколько заседателей,
имея долговременный навык и строгую ответственность
правительствующего места, - там увидели
мы маловажных чиновников, директоров,
экспедиторов, столоначальников, которые
под защитой министерства действуют без
всякого опасения…» [2]
Изменения в системе
государственного управления не могли
не отразится на положении православной
церкви, которая во многом была частью
государственного аппарата. Высшее церковное
правительство – Синод – по своему устройству
было подобием петровских коллегий: поскольку
во всех отраслях государственной жизни
утвердилось единозначие, пришедшее на
смену коллегиальности, то подобные процессы
не могли не затронуть и сферу церковного
управления. Здесь единовластным начальником
становится государственный чиновник
– обер-прокурор, который в XVIII веке лишь
наблюдал за действиями и законностью
решений Синода.
Одновременно была осуществлена реформа Сената, который в указе от 8 сентября 1802 года определялся как «верховное место империи», «хранитель законов», чья власть «ограничивается единою властию императорского величества». Всем министрам предписывалось подавать в Сенат ежегодные отчеты. Указ давал Сенату право ставить вопрос о пересмотре законов, если они не соответствовали действующим. Но вскоре Сенат фактически был низведен до прежнего положения.
1.4.Крестьянский вопрос
и другие реформы.
Крестьянский вопрос
являлся важнейшим вопросом внутренней
политики самодержавия. Александр 1 принимал
меры к облегчению положения крестьян,
но шаги в его решении этой проблемы были
крайне осторожными. Император и члены
Негласного комитета видели в крепостных
отношениях источник социальной напряженности,
были убеждены в преимуществах вольного
труда перед крепостным и воспринимали
власть помещика над крестьянами как нравственный
позор для России. Тем не менее, они считали
невозможным принятие радикальных мер
и придерживались принципа постепенности.
12 декабря 1801 года был издан указ, предоставить
право владеть землей купцам, мещанам
и казенным крестьянам, которые отныне
могли покупать ненаселенные земли. Уже
в начале царствования Александр 1 прекратил
раздачу государственных крестьян в частные
руки. Закон 12 декабря разрушил вековую
землевладельческую монополию дворянства,
которое до этого одно пользовалось правом
приобретать землю в личную собственность.
Ободренные этим первым начинанием, некоторые
свободомыслящие помещики возымели желание,
вступая в соглашение со своими крепостными
крестьянами, освобождать их на волю целыми
селениями. Надо сказать, что до этого
момента не существовало закона о таком
массовом освобождении крестьян. Так,
воронежский помещик Петрово-соловово
заключил сделку с 5001 душой своих крестьян,
предоставив им в собственность земли,
которые они обрабатывали, с условием
выплатить ему в 19 лет 1 1/2 млн. рублей. Сын
екатерининского фельдмаршала, граф Сергей
Румянцев, задумал отпустить на волю 199
душ своих крестьян с землей по добровольному
соглашению с ними, но при этом он представил
правительству проект общего закона о
сделках помещиков с крепостными крестьянами.
Правительство приняло этот проект, и
20 февраля 1803 года издан был указ о свободных
хлебопашцах: помещики могли вступать
в соглашение со своими крестьянами, освобождая
их непременно с землей целыми селениями
или отдельными семьями. Эти освобожденные
крестьяне, не записываясь в другие состояния,
образовали особый класс «свободных хлебопашцев».
Закон 20 февраля был первым решительным
выражением правительственного намерения
отменить крепостное право.
Информация о работе Отлучение М.М. Сперанского от государственных дел