Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 01:17, курсовая работа
Имя графа Михаила Михайловича Сперанского известно всем, кто хоть немного знаком с русской историей. Однако – как это нередко бывает, – как правило, кроме самого общего определения «прогрессивного деятеля», которое говорит меньше чем ничего, у большинства людей никаких ассоциаций с ним не связывается. До не давнего времени числу этих людей относилась и я. Трудно сказать, что именно меня заинтересовало в этой теме, возможно довольно смелые реформы или личность Сперанского как государственного деятеля.
2.2.2. Государственное
устройство по плану М.М
По проекту Сперанского
принцип разделения властей должен
был стать основой государственного
устройства России. При этом бы все власти
соединялись в руках императора. Предполагалось
создать Государственную думу в качестве
законосовещательного органа. Исполнительную
власть сосредоточить в министерствах,
а высшим органом судебной власти сделать
Сенат. Из плана Сперанского были реализованы
те его части, которые касались введения
Государственного совета и завершения
министерской реформы.
Формы государственного
управления представлялись Сперанскому
в таком виде: Россия делится на губернии
(и области на окраинах), губернии – на
округа, округа - на волости. В порядке
законодательном в волости составляется
из всех землевладельцев волостная дума,
избирающая членов местной администрации
и депутатов в окружную думу; в округе
такая же роль принадлежит окружной думе,
состоящей из депутатов дум волостных,
а в губернии - губернской думе, состоящей
из депутатов дум окружных. Губернские
думы посылают своих депутатов в Государственную
думу, составляющую законодательное сословие
империй. В порядке судном действуют суды
волостные, окружные и губернские под
верховенством Сената, который "есть
верховное судилище для всей империи".
В порядке исполнительном действуют управления
волостные, окружные и губернские под
руководством министерств. Все отрасли
управления соединяются Государственным
советом, который служит посредствующим
звеном между державной властью и органами
управления и составляется из особ, назначаемых
государем.
Государственная дума
ограничивала самодержавную власть, так
как ни один закон не мог быть издан без
ее одобрения. Она полностью контролировала
деятельность министров, могла делать
представления верховной власти о нарушениях
основных законов. За императором оставалось
право распустить Думу и назначить новые
выборы. Губернские думы избирали высшую
судебную инстанцию – Сенат. Предполагалось,
что дума будет давать заключения по законопроектам,
выносимым на ее рассмотрение, и заслушивать
отчеты министров.
«Из депутатов, представленных
от губернской думы, составляется законодательное
сословие, под именем государственной
думы.
Государственная дума
есть место равное сенату и министерству.
Государственная дума
собирается по коренному закону и
без всякого созыва ежегодно в сентябре
месяце.
Срок действия ее
определяется количеством дел, eй
предлагаемых.
Действие государственной
думы пресекается двояким образом:
отсрочкою его до будущего года;
2) совершенным всех
членов ее увольнением.
Отсрочка производится
актом державной власти в Государственном
совете.
Увольнение производится
таковым же актом, но с означением
в нем же новых членов, назначенных
последними выборами губернских дум.
Кроме общего увольнения,
члены государственной думы не могут
оставить свое место, разве смертию или
определением Верховного суда. В сих двух
последних случаях места членов занимаются
непосредственно одним из кандидатов
в списке последнего выбора означенных.
Председатель государственной
думы есть канцлер по самому своему
званию.
Особенный чиновник
определяется ему в помощь под
именем секретаря государственной
думы. «…»
В прочем образ действия,
рассуждение и формы
Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они выражать «мнение народное». Избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей и капиталам, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали. В этом и заключался принципиально новый подход Сперанского: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Реформатор предлагал осуществить реформу в несколько этапов, не объявляя сразу о конечных целях преобразований, и завершить ее к 1811 году. Исполнение проекта Сперанского предполагалось начать с 1810 г.
2.3 Преобразование
центрального управления по
Осуществленные части
преобразовательного плана
3 апреля 1809 г. издан
был указ о придворных званиях.
Указ 6 августа того
же года установил порядок производства
в гражданские чины коллежского
асессора (8-й класс) и статского
советника (5-й класс). Эти чины, которыми
в значительной степени обусловливалось
назначение на должности, приобретались
не только заслугой, но и простой выслугой,
т. е. установленным сроком службы. Новый
указ запретил производить в эти чины
служащих, которые не имели свидетельства
об окончании курса в одном из русских
университетов или не выдержали в университете
экзамена по установленной программе,
которая и была приложена к указу. По этой
программе от желавшего получить чин коллежского
асессора или статского советника требовалось
знание русского языка и одного из иностранных,
знание прав естественного, римского и
гражданского, государственной экономии
и уголовных законов, основательное знакомство
с отечественной историей и элементарные
сведения в истории всеобщей, в статистике
Русского государства, в географии, даже
в математике и физике.
Оба указа произвели
тем больший переполох в
2.4. Государственный
Совет
Указом 1 января 1810 г.
был обнародован манифест об упразднении
Непременного Совета и создании Государственного
совета, и в тот же день состоялось его
открытие. Значение его в системе управления
выражено в манифесте 1 января определением,
что в нем «все части управления в их главном
отношении к законодательству сообразуются
и чрез него восходят к верховной власти».
Это значит, что Государственный совет
обсуждает все подробности государственного
устройства, насколько они требуют новых
законов, и свои соображения представляет
на усмотрение верховной власти. Государственный
совет не законодательная власть, а только
ее орудие, и притом единственное, которое
собирает законодательные вопросы по
всем частям управления, обсуждает их
и свои заключения возносит на усмотрение
верховной власти. Таким образом, был установлен
твердый порядок законодательства. В этом
смысле и определяет значение Совета Сперанский
в ответе государю о деятельности учреждения
за 1810 г., говоря, что Совет «учрежден для
того, чтобы власти законодательной, дотоле
рассеянной и разбросанной, дать новое
начертание постоянства и единообразия».
Такое начертание, сообщенное законодательству,
тремя обозначенными в законе чертами
характеризует новое учреждение:
«…I. В порядке
государственных установлений совет
представляет сословие, в коем все
действия порядка законодательного,
судного и исполнительного в главных их
отношениях соединяются и чрез него восходят
к державной власти и от нее изливаются.
II. Посему все законы,
уставы и учреждения в первых
их начертаниях предлагаются
и рассматриваются в
III. Никакой закон,
устав и учреждение не исходит
из совета и не может иметь
своего совершения без
Этими чертами указывается
двоякое значение Совета - законодательное
и объединительное: он, во-первых, обсуждает
возбуждаемые по всем отраслям управления
законодательные вопросы; во-вторых,
утвержденными верховной
Таким образом,
была создана предпосылка для
наиболее правильной и
В Совете председательствует
сам государь, назначающий и членов
Совета, числом которых положено было
35. Совет состоял из общего собрания и
четырех департаментов - законодательного,
дел военных, дел гражданских и духовных
и государственной экономии. Для ведения
делопроизводства Совета при нем была
учреждена государственная канцелярия
с особым отделением для каждого департамента.
Дела каждого отдельного управления статс-секретарь
докладывал в своем департаменте, а всей
канцелярией руководил государственный
секретарь, докладывающий дела в общем
собрании и представляющий журнал Совета
императору. Государственным секретарем
был назначен Сперанский М.М, главный организатор
учреждения, что давало право руководить
всем Государственным советом.
Это детище М.М. Сперанского
просуществовало до 1917 года. Призванный
первоначально рассматривать и
утверждать планы дальнейших преобразований,
Государственный совет фактически сам
стал противником реформ, затягивая их
обсуждение. Вскоре он переключился на
рассмотрение многочисленных финансовых,
судебных и административных вопросов.
Значение Государственного Совета еще
более снизилось, когда в 1816 году право
доклада императору по делам Совета было
передано А.А. Аракчееву.
2.5. Учреждение министерств.
Министерства, в которые
сентябрьским манифестом 1802 г. были преобразованы
петровские коллегии, работали весьма
непродуктивно. Сперанский подготовил
два важных акта, реформирующих их деятельность.
В июле 1810 г. был обнародован манифест
"О разделении государственных дел
по министерствам". А 25 июля 1811 г. было
издано "Общее учреждение министерств".
Сперанский находил двойной недостаток
в этих министерствах: отсутствие точного
определения ответственности министров
и неправильное распределение дел между
министерствами. Они были преобразованы
двумя актами - манифестом 12 июля 1810 г.
о разделении государственных дел на особые
управления и «Общим учреждением министерств»
25 июня 1811 г. По новому распорядку упразднялось
одно из восьми прежних министерств, министерство
коммерции. Дела этого министерства были
распределены между министерствами финансов
и внутренних дел. Из ведения же министерства
внутренних дел вопросы внутренней безопасности
были переданы новому министерству, министерству
полиции. Кроме того, учреждено было несколько
особых ведомств под названием «главных
управлений» со значением отдельных министерств:
«Главное управление ревизии государственных
счетов» (или государственный контроль),
«Главное управление духовных дел иностранных
исповеданий» и еще раньше, в 1809 г., «Главное
управление путей сообщения». Таким образом,
отдельных центральных ведомств, между
которыми были распределены дела в порядке
исполнительном, т. е. административном,
явилось всех одиннадцать вместо прежних
восьми. В «Общих учреждениях» определены
были состав и делопроизводство министерств,
пределы власти министерств, их ответственность
и другие подробности министерского управления.
Оба акта, которыми были созданы министерства
и особые главные управления, по стройности
плана, логической последовательности
его развития, по своеобразности и точности
изложения до сих пор признаются образцовыми
произведениями нашего законодательства,
которыми не без основания гордился сам
автор.
Информация о работе Отлучение М.М. Сперанского от государственных дел