Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2011 в 16:10, реферат
Борьба плебеев с патрициями в Древнем Риме - интересная и красочная страница его истории. По сути, в почти двух вековой борьбе этих сословий возникло государство Рима, "общественный организм". Борьба патрициев и плебеев пронизывает всю социально-политическую историю раннего Рима, в драматических столкновениях враждующих сторон формируются основные учреждения римского общества V-IV вв. до н. э. Главный антагонизм проявлялся в том, что патрицианская знать стремилась сохранить и укрепить свое привилегированное положение, покоящееся на родовых традициях и связях, в распоряжении земельными владениями, обрабатываемыми зависимыми клиентами и сородичами, политическом господстве в обществе.
Введение............................................................................................................3
1)Причины недовольства плебеев………………………………………….4
2)Борьба патрициев и плебеев………………………………………………6
2.1) середина VI в. до н. э. -494 г. до н. э. -от реформы Сервия Туллия до установления народного трибуната;………………………………………..
2.2) 494 - 444 гг. до н. э. - от учреждения должности народных трибунов до законов Канулея; …………………………………………………………….10
2.3) 385-287 гг. до н. э. - от движения
Манлия и законов Лициния -Секстия до плебисцита Гортензия………….17
Заключение…………………………………………………………………..
Бесспорно, «Законы XII таблиц» не создались сразу: они — продукт длинного исторического развития. В основном законы являются записью обычного права. Но законодатели вынуждены были внести туда и кое-что новое. Однако это новое не было согласовано со старым, в результате чего получилась пестрая смесь законодательных норм, иногда противоречащих друг другу. Так, например, архаический принцип талиона мирно уживался со штрафом, являвшимся более развитой и прогрессивной формой наказания. Ст. 2 таблицы VIII гласит:
«Если кто сломает кому-нибудь часть тела и не помирится, да будет равное возмездие».
Однако в следующей статье мы читаем:
«Если кто рукой или палкой переломит кость свободному, пусть уплатит штраф в 300 ассов, если рабу — в 150 ассов».
Оба принципа совершенно не согласованы. Пережитки родовой собственности отражены в ст. 4 и 5 таблицы V:
«Если кто умирает без завещания и у него нет прямого наследника, пусть его семью возьмет себе ближайший агнат. Если агната нет, пусть возьмут семью члены рода».
Однако ст. 3 той же таблицы уже допускает свободу завещания:
«Как завещает относительно денег или опеки над своим имуществом, так и да будет».
Как во всех древних кодексах, так и в «Законах XII таблиц», покушения на частную собственность караются чрезвычайно сурово:
«Если совершивший ночью кражу убит на месте, то убийство его будет считаться законным» (табл. VIII, ст. 12).
В «Законах XII таблиц»
мы находим разработанную систему
долгового права в очень
«В третьи нундины пусть разрубят должника на части. Если отсекут больше или меньше, за это пусть не отвечают» (табл. III, ст. 6).
Семейное право, отраженное в «Законах XII таблиц», носит резко выраженный патриархальный характер. Отец обладает безграничной властью над детьми вплоть до того, что три раза может продавать сына в рабство. Только после этого сын выходит из-под власти отца:
«Если отец трижды продаст сына, сын да будет свободен от отца» (табл. IV, ст. 2).
Женщина находилась в бесправном положении: сначала она была под властью отца, затем поступала «под руку» мужа, а в случае смерти последнего находилась под опекой кого-нибудь из агнатов: сына, брата мужа и т. п.
Характерно, что
децемвиры фиксировали
Внесение в кодекс этой нормы обычного права говорит, что в этом пункте плебеи потерпели поражение.
Зато в другом вопросе плебеи, по-видимому, добились существенных уступок. Цицерон неоднократно писал о том, что «Законы XII таблиц» запрещали всякие привилегии, т. е, отступления. от закона в пользу отдельных лиц. Кроме этого, запрещалось выносить приговоры о смертной казни римского гражданина иначе, как в центуриатных комициях (per maximum comitiatum). Важным завоеванием плебеев явилось ограничение ссудного процента до 1 унции на 1 фунт или 8'/3 % в год. Может бытъ такой же уступкой в пользу плебеев нужно считать исправление календаря, произведенное вторыми децемвирами. Децемвиры, прибавившие к десяти таблицам две новых, внесли в народное собрание законопроект о добавочном месяце. Исправление календаря, находившееся целиком в руках патрицианских жрецов, в первую очередь было, в интересах широких народных масс.
Противоречивость «Законов XII таблиц» (тальон и штраф, родовое наследование и свобода завещания, суровое долговое право и конституционные гарантии и т. п.) говорит не только о примитивности правовых воззрений, но и о том, что кодификация середины Vв. была. продуктом сословной борьбы. Патриции по ряду существенных вопросов вынуждены были уступить, но продолжали сохранять за собой еще много командных высот. Естественно поэтому, что с изданием законов борьба не прекратилась.
Но как бы
там ни было, кодификация имела
огромное значение не только в истории
сословной борьбы, но и в развитии
римского права вообще. «Законы XII таблиц»
легли в основу того богатого юридического
творчества, которое шло на всем
протяжении римской истории и
оказало огромное влияние на развитие
правовых представлений Европы в
средние века и новое время.
В 449 году до н. э. консулы Валерий и
Гораций провели в интересах плебеев еще
три закона: подтверждались неприкосновенность
личности народных трибунов, право апелляции
к народному собранию осужденного патрицианским
магистратом на смерть или телесное наказание
гражданина, и самое важное - решения плебейских
собраний получали силу закона, обязательного
и для патрициев.
Обеспечив себя от произвола патрициев (с помощью трибунов и писаного закона) и не довольствуясь активным избирательным правом в народном собрании, плебеи стали добиваться доступа к магистратурам, прежде всего к консульству. Так как патриции ссылались на то, что плебеи, не имея чисто патрицианской крови, не могут совершать ауспиций, необходимых при отправлении консулата, то плебеи желали ослабить это возражение, введя в среду патрициев людей со смешанной кровью; для этого нужно было сделать законными браки плебеев с патрициями; потомок от брака патриция с плебеянкой делался бы тогда патрицием со смешанной кровью. После упорной борьбы трибун Канулей добился в 309 г. признания со стороны трибунатного собрания смешенных браков между патрициями и плебеями законными (jus conubii).
Таким образом, было удовлетворено важное требование плебеев занимать высшую должность, однако патриции добились того, что представители плебеев получили право выбираться не на должность консулов, а на должность военных трибунов с консульской властью. в течение ряда последующих лет консулы не выбирались, а во главе управления стояли военные трибуны, выбиравшиеся не только из патрициев, но ,и из богатых плебеев.
3) 385-287
гг. до н. э. - от
движения
Манлия и законов Лициния -Секстия
до плебисцита Гортензия.
Рим 80-60-х годов
IV в. до н. э. становится ареной острых столкновений
и опасных для патрициев
Законодательство 367 г. до н. э. нанесло сильнейший удар по привилегиям патрициев, и в последующее время плебеи быстро добились новых успехов. Для удовлетворения земельного голода малоземельные римские граждане стали выводиться в колонии, основанные в разных частях Италии. За время с 334 до 287 г. до н. э. римляне основали 18 колоний, т. е. больше, чем за всю предшествующую историю, и аграрная проблема была частично решена.
Однако удар,
нанесенный патрициям в 367 г., был
настолько силен, что оправиться
от него они не могли и быстро
начали сдавать одну позицию за другой.
Уже в 366 г. было установлено ежегодное
чередование патрициев и
В 342 г. в связи
с волнениями римских войск во
время так называемой первой самнитской
войны народный трибун Л. Генуций
провел три плебисцита. Первый запрещал
отдавать деньги в рост; второй —
переизбирать магистрата на одну и
ту же должность в течение
339 г. знаменует собой новый крупный успех плебеев. Диктатор этого года Квинт Публилий Филон провел три закона (leges Publiliae).
Первый повторял
старое постановление 449 г. о том, что
плебисциты имеют силу общего закона.
По-видимому, это правило часто, нарушалось,
и потребовалось его
Второй закон Публилия изменял порядок утверждения сенатом решений народных собраний. В то время как раньше эти решения нуждались в последующем их утверждении «отцами», теперь было постановлено, чтобы утверждение давалось заранее. Магистрат, вносивший законопроект в народное собрание, должен был предварительно дать его на обсуждение сенаторов, и только после их одобрения он поступал в комиции. Принятый последними, законопроект (rogatio) больше уже не нуждался в утверждении сенатом и становился законом (lex). В дальнейшем предварительное одобрение сената свелось к чистой формальности.
Третий закон Публилия устанавливал, что один из двух цензоров должен быть из плебеев.
Вскоре после этого плебейская беднота добилась фактического уничтожения долгового рабства. Длительная борьба за облегчение участи должников закончилась .так называемым «законом Петелия и Папирия» (lex Poetelia Papiria). Датируется он различно: Ливий его помещает под 326 г., по Варрону, его нужно отнести скорее к 313 г.
По закону трибуна Петелия отменялась старая упрощенная процедура по долговым обязательствам: теперь ни один римский гражданин не мог быть обращен в рабство иначе, как по приговору суда. С другой стороны, закон предоставлял должнику право сохранить личную свободу посредством уступки кредитору своего имущества, причем должник обязан был клятвенно заявить о своей несостоятельности. Это фактически означало почти полную отмену для граждан долгового рабства.
Большую роль в
борьбе патрициев и плебеев сыграли
реформы Аппия Клавдия - цензора
312 г. до н.э. Он построил первую мощеную
дорогу (известная Аппиева дорога,
сохранившаяся до сих пор), водопровод,
которые положили начало знаменитым
римским дорогам и акведукам.
Он включил в состав сената тех
магистратов, отцы которых были вольноотпущенными.
Верховный орган управления Рима
пополнился новыми людьми, деды которых
были рабами. Аппий Клавдий
Однако нововведение Аппия Клавдия относительно свободы выбора триб слишком резко противоречило аграрному характеру римской общины и удержалось только до 304 г. Цензоры этого года снова перевели горожан в четыре городские трибы.
В 304 г. сын вольноотпущенника
Гней Флавий, избранный эдилом, опубликовал
во всеобщее сведение календарь присутственных
и неприсутственных дней (dies fasti и nefasti),
а также формулы исковых жалоб
и вообще судопроизводства (legis actiones).
Он обнародовал правила
Хотя со времени
издания «Законов XII таблиц» правовые
нормы в общих чертах были известны
всему гражданству, однако толкование
их, а также знание всех тонкостей
гражданского процесса все еще оставались
в руках патрицианской
В 300 г. народные
трибуны братья Огульнии внесли предложение,
чтобы к четырем имеющимся
тогда авгурам* и четырем понтификам
были прибавлены еще пять авгуров
и четыре понтифика и чтобы
они избирались из плебеев. Патриции
оказали сопротивление