Патриции и плебеи в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2011 в 16:10, реферат

Описание

Борьба плебеев с патрициями в Древнем Риме - интересная и красочная страница его истории. По сути, в почти двух вековой борьбе этих сословий возникло государство Рима, "общественный организм". Борьба патрициев и плебеев пронизывает всю социально-политическую историю раннего Рима, в драматических столкновениях враждующих сторон формируются основные учреждения римского общества V-IV вв. до н. э. Главный антагонизм проявлялся в том, что патрицианская знать стремилась сохранить и укрепить свое привилегированное положение, покоящееся на родовых традициях и связях, в распоряжении земельными владениями, обрабатываемыми зависимыми клиентами и сородичами, политическом господстве в обществе.

Содержание

Введение............................................................................................................3
1)Причины недовольства плебеев………………………………………….4
2)Борьба патрициев и плебеев………………………………………………6
2.1) середина VI в. до н. э. -494 г. до н. э. -от реформы Сервия Туллия до установления народного трибуната;………………………………………..
2.2) 494 - 444 гг. до н. э. - от учреждения должности народных трибунов до законов Канулея; …………………………………………………………….10
2.3) 385-287 гг. до н. э. - от движения
Манлия и законов Лициния -Секстия до плебисцита Гортензия………….17
Заключение…………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Борьба патрициев и плебеев в Др.Риме.docx

— 43.50 Кб (Скачать документ)

В том же 300 г. консул Марк Валерий провел закон, еще  раз подтверждавший право гражданина апеллировать к народу в случае постановления  магистрата, грозившего ему телесным наказанием или казнью.

Наконец, в 287 г. до н. э. вновь было подтверждено, что  плебисциты (т. е. решения плебейских собраний) суть законы, обязательные для  всех граждан, в том числе и  для патрициев (закон диктатора  Гортензия). 287 год до н. э. считается  последним годом долголетней  борьбы плебеев с патрициями за свое политическое равноправие.

Таким образом, плебейская верхушка, выступавшая, как  правило, руководящей силой всего  движения, к началу III в. получила доступ ко всем магистратурам (в том числе  и к тем жреческим должностям, которые имели политическое значение). Одновременно с завоеванием магистратур  для богатой части плебса открылся доступ в сенат, так как со второй половины IV в. устанавливается правило, по которому сенат пополнялся из бывших магистратов. Пользование государственной  землей, ранее бывшее привилегией  патрициев, в течение IV в. стало доступным  и для богатых плебеев. Плебеи в целом добились политического  и гражданского равенства (по крайней мере юридически): конституционных гарантий неприкосновенности личности, права избрания на все государственные должности, демократизации народных собраний, легализации браков с патрициями. Аграрный вопрос в течение V и IV вв. в значительной степени потерял свою остроту. Благодаря завоеванию Италии, происходившему одновременно с сословной борьбой, в руках римского государства скопились большие запасы земель, часть которых отводилась для наделения малоземельной части плебса. Наконец, древнее суровое долговое право было сильно смягчено. Задолженность, конечно, никогда не исчезала в Риме и не могла исчезнуть в стране с преобладанием натурального хозяйства и мелкого землевладения. Но наиболее гибельные формы долгового права (долговое рабство) фактически исчезли. Это обстоятельство имело огромное значение не только для плебейской бедноты, но и для римской общины в целом. Роль закона Петелия и Папирия до известной степени аналогична отмене долгового рабства, проведенной Солоном в Афинах. И в Риме и в Афинах уничтожение долгового рабства создавало принципиально новый, античный путь развития рабовладельческого общества, резко отличный от восточного пути. Рабовладельческий коллектив — полис — получал таким путем внутреннее единство и силу. Антагонизм между свободными и рабами в дальнейшем стал развертываться не внутри общины, не между гражданами, а вне ее, между гражданами и рабами-иностранцами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

В процессе борьбы плебеев с патрициями были ликвидированы  остатки родового строя и новые  общественные отношения получили благоприятные  условия для своего развития. С  конца V в. до н. э. начинают формироваться  элементы частной земельной собственности  как на землях плебеев, так и патрициев  и складываются условия для ее концентрации. Отмена долговой кабалы способствовала возрастанию роли рабов-иноплеменников и усилила агрессивность римского общества, все более нуждающегося в дополнительной рабочей силе.

С другой стороны, удовлетворение основных требований плебеев  вело к консолидации римского общества; сословная борьба, раздиравшая и  ослаблявшая изнутри Римское  государство, затухает; перед лицом  внешнего врага в начале III в. до н. э. Рим предстает сильным и  монолитным, что не могло не способствовать его военным успехам. Уравнение  в правах плебеев с патрициями изменило социальную структуру римского общества. Патриции и плебеи перестали  быть разными классами-сословиями. Верхушка плебса объединилась теперь с патрициями и образовала новое сословие - нобилитет (от nobilis - лучший, знатный), состоявший из крупных рабо- и землевладельцев, из среды которых пополнялся сенат и избирались на государственные должности магистраты. Зажиточная прослойка римских граждан, связанная со средним землевладением, торговлей и коммерцией, образовала сословие всадников. Все прочие составляли плебс - это были свободные крестьяне, мелкие ремесленники и торговцы.

      Результатом борьбы патрициев и плебеев было установившееся гражданское равноправие. В Римской республике, как и  в городах-государствах Греции, все  граждане стали равными перед  законом. Были среди них бедные и  богатые, знатные и простые, но не было господ и подчиненных. Римлянин не мог по закону зависеть от другого  лица, не подвергался телесным наказаниям (порке и пытке) и не подвергался  смертной казни без согласия народного  собрания. Самый последний нищий  в Риме с гордостью ощущал себя гражданином – свободным человеком  и хозяином своего государства.  
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Балух В.О. Історія античної цивілізації(Текст): (підручник для внз): у 3-х томах/В.О. Балух.-Чернівці: Наші книги, 2007-2008. –Т.2. Стародавній Рим.- 2008.-847 с.
  2. Джеймс Паула Римская цивилизация: Пер с англ.. – М.: Изд.дом «Гранд»: фактор-Пресс, -2000.-270с.
  3. История Древнего Рима: Учебник для вузов по направлению и специальности «история»/В.И.кузишин, И.Л.мали, И.А.Гвоздева, Г.Г. Ершова- 4-е узд., перераб. И доп.- М.: вісшая школа, 2000.- 383 с.
  4. Кадеев В.И. История Древней Греции и Рима: Курс лекций/ В.И.Кадее.-Х.: Колорит, 2006.-327с.
  5. Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность/ Очерки.-М.: Искусство, 1986.-2006 с.
  6. Ливий Тит История Рима от основания города: перевод/ Тит Ливий.- М.: ладомир, 2002.- 1 т.
  7. Кучеренко Л.П. Сословная борьба патрициев и плебеев в Риме. Сыктывкар,1990.
  8. Мельничук Я.В. Римские цензоры и характер государственных подрядов (cura operum locandorum) //Древнее право. 2000. № 6. С. 32 – 42.
  9. Дементьева В.В. Римская магистратура военных трибунов с консульской властью. М., 2000.
  10. Павлов А.А. К вопросу об изменении характера плебейского трибуната на завершающем этапе сословной борьбы (339–287 гг. до н. э.) //Там же. С. 126 
    – 135.
 
 
 

 

Информация о работе Патриции и плебеи в Древнем Риме