Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 11:00, контрольная работа
Цель данной работы – охарактеризовать Киевскую Русь IХ –ХII века.
Задачи:
Охарактеризовать правление первых киевских князей в период с IХ седины Х века.
Рассмотреть период расцвета Киевской Руси (конец Х- первая половина ХI века).
Переход к удельной раздробленности (Вторая половина ХI – ХII века).
Введение……………………………………………..….. 3
Первые Киевские князья…………………………….4
Расцвет Киевской Руси……………………….……...7
Переход к удельной раздробленности
(Вторая половина ХI – ХII века)………………….…13
Заключение……………………………………………...15
Список использованной литературы……………….…16
Содержание
Введение……………………………………………..….. 3
(Вторая половина ХI – ХII века)………………….…13
Заключение……………………………………………...
Список использованной
литературы……………….…16
ВВЕДЕНИЕ
Образование
государства у восточных славян
стало закономерным итогом разложения
первобытного строя и зарождения
новых феодальных отношений. Повсеместное
распространение
Древнерусское государство Киевская Русь возникло в Восточной Европе в последнюю четверть IX века. В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.
Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Руси была привнесена извне варягами – братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.
Антинорманская
теория основывается на идее возникновения
государства как этапа
Цель данной работы – охарактеризовать Киевскую Русь IХ –ХII века.
Задачи:
ПЕРВЫЕ
КИЕВСКИЕ КНЯЗЬЯ
Многие историки считают Синеуса и Трувора вымышленными персонажами, в то время как в существовании Рюрика историки не сомневаются. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде, один из его братьев – Синеус – на Белом озере (Белозерск Вологодской области), другой – Трувор – в Изборске (неподалеку от Пскова). Через два года, после смерти двух младших братьев, Рюрик передал в управление важнейшие города своим приближенным. Двое из них, Аскольд и Дир, отправились на юг, и дошли до небольшого города на Днепре. Город этот назывался Киев по имени его создателя Кия, который вместе с братьями основал здесь несколько поселений. Аскольд и Дир заняли Киев и освободили киевлян от хазарской дани. Таким образом, были созданы два русских государства с центрами в Киеве и Новгороде.
После смерти в 879 г. Рюрика, его сын Игорь был слишком мал для того, чтобы принять престол и правление. Престол и правление перешли к родственнику Рюрика – Олегу.
В 882 г. Олег предпринял поход на Киев. Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром объединенного государства.
Из Киева Олег совершал многочисленные походы, покоряя соседние славянские племена древлян, северян, родимичей. Захваченные племена облагались данью. Однако процесс включения различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был единовременной акцией.
Торговым партнером Киевской Руси была могущественная Византия. Киевскими князьями неоднократно совершались походы на южного соседа. Так еще в 860 году Аскольд и Дир предприняли удачный поход на Византию. Еще большую известность получил договор Руси и Византии, который заключил Олег.
В 907 и 911 годах Олег дважды воевал под стенами Константинополя и в результате были заключены договоры с греками, составленные в двух экземплярах – на русском и греческом языках. Это подтверждает, что русская письменность появилась еще до принятия христианства. Согласно договорам, русские купцы имели право жить месяц за счет греков в Константинополе, но должны были ходить по городу без оружия, при себе иметь письменные документы и заранее предупредить византийского императора о своем приезде. В 912 году Олег умер и следующим Киевским князем стал Игорь.
Во время его княжения в 944 году был продлен договор с Византией, но на менее выгодных условиях, чем договор 911 года. По нему греки получали ряд привилегий, а Русь утрачивала некоторую самостоятельность в торговых отношениях с Константинополем.
При Игоре произошло первое народное восстание, описанное в летописи – восстание древлян. Игоря погубила его страсть к наживе. Он решил взять двойную дань с древлян, которые до этого исправно ему платили. Древляне перебили княжескую дружину и захватили самого князя и казнили его. После смерти Игоря остались вдова Ольга и сын Святослав, который еще был мал для управления государством.
Правление в свои руки взяла Ольга. Она не только отомстила за мужа, но и вела умелую политику на юге, установив дружеские отношения с Византией и приняв христианство. Ольга установила «уроки» – размер дани и «погосты» – места для сбора дани. В княжение Игоря и Ольги были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян. Возмужав, Святослав стал думать о подвигах и завоеваниях. В ходе своих походов он присоединил земли вятичей, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье. Святослав попытался приблизить границы Руси к Византии и вел упорную борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров. Однако борьба с Византией закончилась неудачно, Святослав был окружен греческим войском. С большим трудом ему удалось уйти на Русь. С Византией был заключен договор о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть.
В
972 году Святослав по дороге в Киев попал
в засаду, которую печенеги устроили у
Днепровских порогов, и был убит.
РАСЦВЕТ
КИЕВСКОЙ РУСИ
Новый этап в истории
После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972 – 980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир получил Новгород. В начавшейся междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины, и Олег погиб в бою.
Владимир бежал, но через два года вернулся с наемной дружиной. Ярополк был убит, а Владимир занял великокняжеский престол.
При Владимире (980 – 1015) земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно присоединились земли вятичей и земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата, княжеские сыновья и дружинники получали в управление крупнейшие центры. Была обеспечена защита русских земель от набегов многочисленных печенежских племен.
В княжение Владимира Святославовича произошло крупнейшее событие в жизни Руси – принятие христианства (988 г.), которое стало выдающимся актом, политически и идеологически закрепившим образование единого Древнерусского государства. Принятие христианства значительно укрепило международный авторитет Киевской Руси, сблизило ее с могущественной Византийской империей. Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, которая испытала на себе влияние византийской, а через нее и античной культуры.
С введением христианства на Руси организуется церковь во главе с киевским митрополитом, назначавшимся сначала из Константинополя, а затем Киевским князем. В других городах церкви возглавлялись епископами. Митрополит и епископы владели землями, имели слуг и даже воинов. Князья выделяли на содержание церкви десятину – десятую часть даней и оброков. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В руках церкви был суд, ведавший делами антирелигиозных преступлений, нарушения нравственных и семейных норм.
Принятие православного христианства стало одним из главных факторов нашего дальнейшего развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.
После смерти князя Владимира началась очередная борьба между его сыновьями за обладание Киевом. В борьбе за власть были убиты два сына Владимира – Борис и Глеб. Их убийцей был родной брат Святополк. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать Святополка – зятя польского короля Болеслава Храброго – из Киева в Польшу, где он пропал без вести.
Ярослав правил 35 лет (1019-1054). Годы его правления стали временем политического расцвета Киевской Руси, начало которому было положено при Владимире. В 1030 году после успешного похода на прибалтийскую чудь, Ярослав неподалеку от Чудского озера основал г. Юрьев, тем самым, утвердив русские позиции в Прибалтике.
В 1036 году у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенежские орды, и с тех пор они перестали являть собой сколько-нибудь заметную угрозу русским землям. В память об этом событии, на месте решающего сражения, был построен храм собора святой Софии. Воздвигая в Киеве храм, подобный крупнейшему храму православного мира – собору святой Софии в Константинополе, Ярослав, таким образом, ставил Киев вровень с гордой столицей Византии. Как и на фресках константинопольской Софии есть изображение семьи императора Юстиниана – величайшего из константинопольских государей, так и в киевской Софии до наших дней сохранился фресковый портрет семьи Ярослава.
Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. Парадный въезд в город украшали великолепные Золотые ворота. В самом Киеве имелось 400 церквей, 8 рынков и пребывало множество народа. Киев по праву превратился в крупнейший экономический и политический центр государства. В нем широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.
Чтобы
подчеркнуть могущество Руси, ее равенство
с Византией, Ярослав, без согласования
с константинопольским
При Ярославе выдающихся успехов достигло на Руси просвещение. Еще Владимир основал в Киеве училище, которое должно было готовить для Русской земли образованных священнослужителей. При Ярославе в Киеве началось русское летописание, около 1050 года первая летопись появляется и в Новгороде. Перу митрополита Иллариона, принадлежит "Слово о Законе и Благодати" – первый памятник русской богословской, философской и исторической мысли.
Успехи просвещения на Руси во многом стали возможны благодаря личным достоинствам ее правителя. Ярослав был твердым христианином, сторонником "книжного почитания". Под его контролем был осуществлен перевод книг, привезенных на Русь из Византии. Это были богословские и исторические сочинения византийских и античных авторов.
При
Ярославе успешно развивались отношения
Руси со странами Европы. С семьей киевского
князя мечтали породниться