Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 11:00, контрольная работа
Цель данной работы – охарактеризовать Киевскую Русь IХ –ХII века.
Задачи:
Охарактеризовать правление первых киевских князей в период с IХ седины Х века.
Рассмотреть период расцвета Киевской Руси (конец Х- первая половина ХI века).
Переход к удельной раздробленности (Вторая половина ХI – ХII века).
Введение……………………………………………..….. 3
Первые Киевские князья…………………………….4
Расцвет Киевской Руси……………………….……...7
Переход к удельной раздробленности
(Вторая половина ХI – ХII века)………………….…13
Заключение……………………………………………...15
Список использованной литературы……………….…16
Главным
богатством Киевской Руси была земля,
которой владели, как знать, которая
имела крупные земельные
Все свободное население
Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в тяжелом зависимом положении и теряли личную свободу.
Наиболее закабаленной группой зависимого населения были закупы. Это обедневшие, разорившиеся крестьяне, которые вынуждены были жить в долг. То есть они брали у феодалов в долг «купу» – часть урожая, скота, деньги, поэтому и назывались «закупы». Долг закуп возвращал тяжелой работой.
В эпоху Киевской Руси и крестьяне, и горожане, чтобы выжить, объединялись в общины, которые назывались «миром». Общины помогали своим членам в беде, несли ответственность перед государством за порядок на своей территории, за своевременный сбор податей и исполнение других повинностей. Земля принадлежала всей общине в целом, и она как могла, старалась уберечь свою землю от захвата представителями правящего класса. Человек, потерявший связь со своей общиной, назывался изгоем. Он мог выжить, только поступив на службу к князю или продавшись в холопство, т.е. в рабство.
В экономике Древней Руси
Выдающимся достижением эпохи правления Ярослава, вошедшего в русскую историю под именем Мудрого, было составление письменных законов, которые получили название «Русская Правда» или же «Правда Ярослава». Позднее преемники Ярослава дополняли ее новыми статьями.
Этот документ включал статьи законов как гражданских, так и уголовных. Она устанавливала судопроизводство, определяла наказания за те или иные проступки или преступления. Из него можно почерпнуть сведения о социальном устройстве, нравах и обычаях русского общества того времени. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных. В отличие от сводов законов других стран тогдашнего христианского мира «Русская Правда» не знала применения пыток и телесных наказаний, хотя казнь за наиболее тяжкие преступления существовала. В основном приговаривали к денежным штрафам, размеры которых зависели от тяжести проступка и от того, кем был пострадавший. Ограничена была кровная месть, распространенная в обществе тех столетий. Таким образом, « Русская Правда» явилась для Руси важным юридическим памятником.
Предчувствуя близость кончины, желая предотвратить возможную борьбу за власть между своими сыновьями, Ярослав еще при жизни постарался распорядиться державным наследием. Старший сын Изяслав должен был княжить в Киеве, а братьям вменялось чтить его как главу рода. Святослав Ярославович получил в княжение Чернигов, Всеволод – Переяславль, Игорь – Владимир Волынский, Вячеслав – Смоленск. В Полоцке оставался княжить внучатый племянник Ярослава Всеслав. По завету отца братья сообща должны были беречь единую Русскую землю. В 1054 году, прожив более 70 лет, Ярослав Мудрый скончался.
Как было уже сказано, перед смертью Ярослав Мудрый разделил территорию государства между своими пятью сыновьями. Это решение было вызвано намерением предотвратить возможную борьбу за власть между ними. В своем завещании он рекомендовал своим сыновьям сохранять мир и любовь, слушаться во всем старшего брата Изяслава. Таким образом, предлагался новый порядок передачи престола к старшему брату, т. е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику. Он получил название «очередного» или «лествичного» (от слова «лестница»). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в ряду Рюриковичей князь.
Однако завещанию Ярослава Мудрого в полном объеме не суждено было осуществиться. Личные амбиции его сыновей и жажда верховной власти, желание обогащения не дали им возможности сохранить единство Русской земли. Опираясь на силу своих уделов, они часто враждовали друг с другом. Между тем на южных степных границах появился новый враг – кочевые племена половцев. В 1068 году половцы разгромили объединенные силы Ярославичей в битве на реке Альке.
В 1068-1072 годах по Киевской Руси прокатились народные выступления. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 году. Оно было связно с поражением сыновей Ярослава от половцев.
В Киеве, в ремесленной части города, состоялось вече, и жители города обратились с просьбой к князьям выдать им оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались это сделать, опасаясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил богатые дворы бояр, а Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069 году. Массовые восстания произошли в Новгороде и Ростово-Суздальской земле.
Народные волнения потребовали от князей и бояр энергичных действий. «Русская правда» была дополнена рядом статей, получивших название «Правды Ярославичей». Смысл дополнений – защитить имущество феодала и его вотчину.
ПЕРЕХОД
К УДЕЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (Вторая
половина ХI –начало
ХII века)
После смерти в 1093 году последнего из Ярославичей – Всеволода, власть над Киевом после которого унаследовал в соответствии с лествичным порядком старейший в роду Святополк II Изяславович (1093-1113). Однако и при нем усобицы только усилились, половцы продолжали безнаказанно грабить русские земли. Положение усугубляли личные качества нового князя, который, используя власть, старался приумножить свои богатства даже при помощи спекуляции и ростовщичества.
Наиболее популярным и уважаемым на Руси был внук Ярослава Мудрого князь Владимир Всеволодович Мономах. Именно по его инициативе в 1097 году состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение о прекращении усобиц, провозгласили принцип «Каждо да держит отчину свою». Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда.
Внешний фактор, а именно необходимость отпора появившимся к середине XI века в южнорусских степях кочевникам – половцам, еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества.
После смерти Святополка II в 1113 года вспыхнуло восстание в Киеве. Жители в течение четырех дней громили усадьбы крупных феодалов, ростовщиков и княжеских управителей. Все это заставило призвать на княжение внука Ярослава Мудрого – властного и авторитетного Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125).
Он был вынужден пойти на некоторые уступки, установив твердые нормы ссудного процента, которые вошли в так называемый «Устав Владимира Мономаха», ставший еще одной частью «Русской Правды». Устав улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство, определил правовое положение закупов, что свидетельствует о том, что закупничество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов продолжало развиваться.
Владимир Мономах сумел укрепить под своей властью всю Русскую землю, хотя дробление ее продолжалось. Он сумел объединить силы русских князей для отпора половцам, которые были отброшены им далеко на юг, к предгорьям Кавказа, и на Руси наступило относительное затишье.
Владимир Мономах значительно поднял международное значение Руси. Сам князь был внуком византийского императора и был женат на английской принцессе. Позднее великий московский князь Иван III, который очень почитал Владимира Мономаха, изобрел корону русских царей, получившую в народе название шапки Мономаха. С его именем связывают и преемственность власти русских царей от константинопольских императоров. При Владимире Мономахе и по его инициативе была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет". Он остался в памяти потомков как крупный государственный деятель, полководец, писатель и создатель законов земли русской.
После
кончины Мономаха киевское княжение
перешло к его сыну Мстиславу I Великому
(1125-1132), который еще некоторое время благодаря
своей мудрости и решительности удерживал
единство русских земель. Однако с его
смертью Киевская Русь начала быстро распадаться
на самостоятельные княжества и земли.
В результате Киевская Русь окончательно
распалась на полтора десятка отдельных
княжеств-государств, и в истории Русского
государства наступил период раздробленности
и обособленности каждого из княжеств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.
Благодаря
образованию государства
Принятие
Русью христианства явилось прогрессивным
шагом и имело важные последствия
для государства. Правящие классы Руси
получили мощную идеологию для укрепления
господства, а христианская церковь духовно
освящала и всячески поддерживала новый
строй. Принятие христианства идеологически
закрепляло единство Древнерусского государства
(объединение населения в единую русскую
народность). Наряду с этим Русь получила
возможность осваивать достижения византийской
культуры. На Руси стала распространяться
грамотность, развиваться архитектура,
живопись, музыка, прикладное искусство.
Крепли и ширились международные связи
Древнерусского государства вплоть до
династических браков русских князей
с представительницами могущественных
держав. Неизмеримо вырос международный
авторитет Руси, которая вошла в христианский
мир.
Список
использованной литературы
_______________20_____