Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:23, контрольная работа
Задание 1
Дать определение следующим терминам:
гласность, госприемка, бригадный подряд, дезинтеграция, деноминация, дефолт, конфедерация, парламентская республика, перестройка, политический кризис, президентская республика, приватизация, программа «500 дней», путч, ускорение, этнополитический конфликт.
Задание 2
На основе самостоятельного изучения учебной литературы заполнить таблицу:
«Этнополитические конфликты, вызванные процессом распада СССР»
Период конфликта Регион конфликта
Противоборствующие стороны конфликта Причины конфликта Итог конфликта
Тема 7.4 Перестройка. Распад СССР. Становление российской государственности
Задание 1
Дать определение следующим терминам:
гласность, госприемка, бригадный подряд, дезинтеграция, деноминация, дефолт, конфедерация, парламентская республика, перестройка, политический кризис, президентская республика, приватизация, программа «500 дней», путч, ускорение, этнополитический конфликт.
Задание 2
На основе самостоятельного изучения учебной литературы заполнить таблицу:
«Этнополитические конфликты, вызванные процессом распада СССР»
Период конфликта | Регион конфликта
| Противоборствующие стороны конфликта | Причины конфликта | Итог конфликта |
|
|
|
|
|
Задание 3
Дать характеристику историческому источнику:
«…В 70-е годы в народном хозяйстве стали нарастать трудности, заметно снизились темпы экономического роста. В результате оказались невыполненными задачи по развитию экономики, поставленные Программой КПСС, и даже более низкие задания девятой и десятой пятилеток…
Из всего этого мы должны извлечь самые серьезные уроки. Первый из них можно назвать уроком правды. Ответственный анализ прошлого расчищает путь в будущее, а полуправда, стыдливо обходящая острые углы, тормозит выработку реальной политики, мешает нашему движению вперед.
Другой урок касается целеустремленности и решительности в практических действиях. Перевод на интенсивный путь такого огромного хозяйства, как наше,- дело непростое, требующее немалых усилий, времени и высочайшей ответственности. Но, начав преобразования, нельзя ограничиваться половинчатыми мерами. Надо действовать последовательно и энергично, не останавливаясь перед самыми смелыми шагами.
И еще один урок, можно сказать, главный. Успех любого дела в решающей мере определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в них массы. Убедить широкие слои трудящихся в правильности избранного пути, заинтересовать их морально и материально, перестроить психологию кадров – важнейшее условие ускорения нашего роста».
Вопросы к тексту:
1. Определите вид источника, название, автора, время и цель создания.
2. Опишите исторические условия создания источника.
3. Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи данного источника (подтвердить, использовав текст).
4. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело введение этого документа?
Задание 4
На основе самостоятельного изучения исторической литературы:
- приведите точки зрения современных исследователей на итоги политической деятельности М.С.Горбачева;
- приведите точки зрения современных исследователей на причины и значение распада СССР.
Задание 1. Дать определение следующим терминам:
Гласность - Открытая и полная информация всего населения о любой общественно значимой деятельности и возможность её свободного и широкого обсуждения. (http://www.classes.ru/all-
Госприемка - проверка качества и прием готовой продукции предприятия специальной государственной комиссией. (http://dict.invivio.net/dict/
Бригадный подряд - система организации труда, денежных расчетов, оплаты труда, при которой бригаде устанавливается фронт работ, их содержание и сроки, а заработанные бригадой деньги поступают в ее распоряжение и распределяются в самой бригаде согласно трудовому вкладу каждого работника (коэффициенту трудового участия). (http://dic.academic.ru/dic.ns
Дезинтеграция - Распадение или разложение целого на свои составные части. (http://dic.academic.ru/dic.
Деноминация - укрупнение национальной денежной единицы (без ее переименования) путем обмена по установленному государством соотношению старых денежных знаков на новые. (http://abc.informbureau.com/
Дефолт - невыполнение обязательств по возврату заемных средств, выплате процентов по ценным бумагам. (http://slovari.yandex.ru/~кни
Конфедерация - форма межгосударственного союза, основой которого являются общие политические интересы, связанные с координацией и реализацией совместных действий данных государств. (http://www.onlinedics.ru/
Парламентская республика - это такая разновидность республиканской формы правления, при которой ведущая роль в осуществлении высшей государственной власти и формировании ее органов принадлежит парламенту как высшему органу представительной и законодательной власти. (http://bibliotekar.ru/
Перестройка - политика руководства КПСС и СССР, провозглашенная во второй половине 80-х гг. и продолжавшаяся до августа 1991 г.; ее объективным содержанием была попытка привести советскую экономику, политику, идеологию, культуру в соответствие с общечеловеческими идеалами и ценностями; осуществлялась крайне непоследовательно и вследствие противоречивых усилий, создала предпосылки для краха КПСС и распада СССР. (http://www.onlinedics.ru/
Политический кризис - это глубокое расстройство политической системы, нарушение ее нормального функционирования, заключающееся в том, что значительная часть граждан отказывает управляющей политической организации (таким ее ключевым звеньям, как исполнительная власть и правящие партии) в своей поддержке, так или иначе выражает несогласие с осуществляемой в стране политикой, проявляет недовольство ею и тем самым не позволяет политической системе успешно осуществлять свои функции. (http://mirslovarei.com/
Президентская республика - разновидность республиканской формы правления, такая республика, в которой население страны избирает не только высший законодательный орган, но и главу государства — президента, который одновременно является и главой исполнительной власти. (http://dic.academic.ru/dic.
Приватизация - процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы.
( http://www.glossary.ru/cgi-
Программа «500 дней» - первая и единственная до последнего времени авторская программа модернизации экономики страны, написанная в рекордные сроки и ставшая историческим артефактом, даже не будучи реализованной.(http://www.
Путч - мятеж, вооруженное выступление группы заговорщиков с целью совершить государственный переворот. (http://regesty.ru/node/28)
Ускорение - система взглядов советских политиков 80-х годов во главе с М.С. Горбачевым на возможности более динамичного экономического роста с каждой сменой общественно-экономической формации. (http://dictionary-economics.
Этнополитический конфликт - форма группового конфликта, в котором по крайней мере одна из вовлеченных сторон интерпретирует конфликт, его причины и потенциальные средства разрешения по линии реально существующего или предполагаемого этнического раскола. Интересы и цели по крайней мере одной из сторон также определяются в этнических терминах. (http://www.lomonosov-fund.ru/
Задание № 2 На основе самостоятельного изучения учебной литературы заполнить таблицу:
«Этнополитические конфликты, вызванные процессом распада СССР»
Период конфликта | Регион конфликта | Противоборствующие стороны конфликта | Причины конфликта | Итог конфликта |
1994-1996 гг. | Южный Федеральный Округ, Северный Кавказ | Россия- Чечня | После распада СССР Джохар Дудаев объявил о выходе Чечни из состава РФ и о создании Республики Ичкерии. Дудаев прекратил платить налоги в общий бюджет и запретил сотрудникам российских спецслужб въезд в республику. Российская нефть до 1994г. продолжала поступать в Чечню. Дудаев за неё не платил, а перепродавал за рубеж. Также Дудаеву досталось много оружия: 2 пусковые ракетные установки сухопутных войск, 42 танка, 34 БМП, 14 БТР,14 легкобронированных тягача, 260 самолётов, 57 тыс. единиц стрелкового автоматического оружия и много другой военной амуниции. При этом в плен к сторонникам Дудаев попал ряд российских военнослужащих, сражавшихся на стороне оппозиции по контракту с Федеральной службой контрразведки. | Несмотря на определённые военные успехи сил ВС и МВД Россия, итогами этого конфликта стали вывод Федеральных войск, массовые разрушения и жертвы с обеих сторон, фактическая независимость Чечни до второго чеченского конфликта и волна террора, прокатившаяся по России. |
1989-1992гг. | Цхинвальский регион | Грузия - Южная Осетия | В1989г. Юго - Осетинская автономная область провозглашает автономную республику, а через год-объявляет о своем суверенитете. В ответ Верховный совет Грузии 10 декабря 1990г. упразняет осетинскую автономию вообще, разделив её территорию по 4-м административным районом Грузии. | Под давлением России Грузия начала переговоры, закончившиеся 24 июня 1992г. подписанием Дагомысского соглашения о принципах урегулирования конфликта. Дагомысские соглашения предусматривали создание специального органа для урегулирования конфликта- Смешанной контрольной комиссии (СКК) из передставителей 4-х сторон- Грузия, Южной Осетии, России и Северной Осетии. |
1989-1990гг. | Западная часть Южного Кавказа | Грузия-Абхазия | 18 марта 1989г., в селе Лыхны Состоялся 30-тыс. Сход Абхазского народа, который выдвинул предложение о выходе Абхазии из состава Грузии и восстановлении ее в статусе союзной республики. Тема получила дальнейшее развитие в апреле 1989г., когда во время массовых демонстраций в Тбилиси, в частности, громко прозвучали требования ликвидации абхазской автономии, и 15-16 июля 1989г., во время кровавых столкновений между грузинами и абхазами в Сухуми. | После принятия 3 апреля 1990г. закона СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР", который допускал самоопределение автономии, 25 августа 1990г. Верховный Совет Абхазии принял Декларацию о суверенитете Абхазской АССР. Произошёл раскол между депутатами-абхазами и грузинской фракцией ВС, выступившей против Декларации. |
1991-1994гг. | Восточные, юго-восточные районы малого Кавказа | Нагорный Карабах- Азербайджан | 10 декабря 1991 армянское население региона объявило о независимости от Азербайджана и провозгласило Нагорно-Карабахскую Республику(НКР), что привело к вооружённому конфликту за контроль над Нагорным Карабахом | Нагорный Карабах отделился от Азербайджана и контролирует теперь весь юго-западный угол Азербайджана вплоть до границы с Ираном, что составляет около 13,4% (11.722 кв.км) всей территории бывшей Азербайджанской ССР; сюда входит около 92,5% территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, 5 сопредельных с Нагорным Карабахом районов и значительная часть 2-х других районов |
1989-1992гг. | Левобережье Днестра | Приднестровье- Молдавия | Обретение Молдавией независимости в 1989г., попытка введения в Молдавии единого национального языка. | В ходе многочисленных переговоров при посредничестве России, Украины и ОБСЕ достигнуть соглашения по поводу статуса Приднестровья до сих пор не удалось. Отношения между сторонами конфликта осталось напряжённым. |
Задание № 3 Дать характеристику историческому источнику:
«…В 70-е годы в народном хозяйстве стали нарастать трудности, заметно снизились темпы экономического роста. В результате оказались невыполненными задачи по развитию экономики, поставленные Программой КПСС, и даже более низкие задания девятой и десятой пятилеток…
Из всего этого мы должны извлечь самые серьезные уроки. Первый из них можно назвать уроком правды. Ответственный анализ прошлого расчищает путь в будущее, а полуправда, стыдливо обходящая острые углы, тормозит выработку реальной политики, мешает нашему движению вперед.
Другой урок касается целеустремленности и решительности в практических действиях. Перевод на интенсивный путь такого огромного хозяйства, как наше,- дело непростое, требующее немалых усилий, времени и высочайшей ответственности. Но, начав преобразования, нельзя ограничиваться половинчатыми мерами. Надо действовать последовательно и энергично, не останавливаясь перед самыми смелыми шагами.
И еще один урок, можно сказать, главный. Успех любого дела в решающей мере определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в них массы. Убедить широкие слои трудящихся в правильности избранного пути, заинтересовать их морально и материально, перестроить психологию кадров – важнейшее условие ускорения нашего роста».
Вопросы к тексту:
1. Определите вид источника, название, автора, время и цель создания.
2. Опишите исторические условия создания источника.
3. Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи данного источника (подтвердить, использовав текст).
4. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело введение этого документа?
Ответы на вопросы к тексту:
1. Вид источника - политический доклад центрального комитета КПСС 27 съезда коммунистической партии Советского Союза.
Автор - М.С. Горбачев.
Время создания - 25 февраля 1986г.
2. 27 Съезд КПСС проходил с 25 февраля по 6 марта 1986г. За период после предыдущего Съезда произошло 3 смены генерального секретаря и именно в период, предшествовавший этому съезду, и был провозглашен курс на "перестройку". Поэтому этот съезд был событием, которое, с одной стороны, фиксирует текущее состояние дел, с другой стороны - даёт установку на будущее развитие партии. Весь год от мартовского и особенно апрельского Пленума ЦК и до конца февраля 1985г. можно считать периодом подготовки 27 съезда КПСС. Выкристаллизовывались основные идеи и направления политики партии.
Информация о работе Перестройка. Распад СССР. Становление российской государственности